Программа внеурочной деятельности «Готовимся к олимпиаде по географии»
рабочая программа по географии (5, 9 класс)

Гуцул Валентина Аркадьевна

Программа внеурочной деятельности направлена на работу с обучающимися 5 - 9 классов, участвующими в олимпиадном вижении. Курс  дает возможность расширить временные рамки работы с картографическим материалом, способствует развитию практических навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_po_podgotovke_k_olimpiade.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

 на заседании МО

______ В.А. Гуцул

протокол №_____

от   « ____» августа  20 18 г

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета  

протокол №_14___

от « _31_» августа  20 18  г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________ А.А. Луцкий

приказ № _516______

от  «_31_»_августа  20 18  г

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Готовимся к олимпиаде по географии»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Для обучающихся 5 - 9 классов: 11 — 15 лет

Срок реализации: 2018 — 2019 учебный год

Гуцул Валентина Аркадьевна

высшая квалификационная категория

г.п. Приобье

2018 г.

Пояснительная записка

На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами. В 7-9 классах время работы с картографическим материалом также недостаточно для развития практических навыков. Вот почему введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  2. Фундаментального ядра содержания общего образования.
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
  4. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

Курс предназначен для подготовки учащихся 6 - 9-х классов и ориентирован на формирование общей культуры; призван способствовать интеллектуальному развитию учащихся; сформировать у обучающихся знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни; повысить мотивацию учащихся в обучении предмету; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.

 Решение задач рассматривается не как самоцель, а как один из методов изучения географии.

 Преимуществом индивидуального или группового  обучения является возможность регулярных консультаций с преподавателем и индивидуальный подход преподавателя к каждому ученику.

Курс учит применять полученные знания и умения при решении задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с предметом. Курс рассматривает взаимосвязь различных предметов. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Курс ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей. Предполагается повысить мотивацию учащихся, а также интерес к различным наукам.

Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Этот курс поможет в приобретение знаний и умений, необходимых при подготовке к поступлению в институт или колледж, где необходимы знания по данному предмету. Содержание курса обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Курс обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих готовить школьников к тому, чтобы они могли осуществить осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Предлагается  курс в объёме 34 часа, который изучается в ходе индивидуальных или групповых занятиях, при подготовке к олимпиадам по предмету.

Данный образовательный курс является источником знаний, который углубляет и расширяет базовый компонент.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней и выбору профессиональной деятельности.

Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты

Цели изучения курса.

сформировать необходимые умения и навыки для решения олимпиадных задач различного уровня сложности.

 

Задачи:

Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития  культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Образовательные: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.

Развивающие: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам;

Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно  добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.

Планируемые результаты изучения курса.

Предполагаемый курс по предмету должен помочь учащимся решить конкретные проблемы из числа тех, с которыми они сталкиваются в учебном процессе, усвоить основные  понятия, расширить базовый компонент. Этот курс должен ознакомить учащихся с ролью предмета в жизни общества, в особенностях его содержания. Он научит добывать информацию в интернете и использовать её для решения олимпиадных задач.

Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.

Инвариантность содержания

  • курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами.
  • как правило, при таком обучении от учеников не требуется всё время находиться в школе. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков.
  • при индивидуальном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации, в том числе и дистанционные, при которых учитель и ученик в системе общаются в режиме оn-lain.

Методы преподавания курса.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся.

Групповое и индивидуальное обучение делает акцент на методе совместного обучения в группах. Совместные групповые семинары, дискуссии и диалоги обеспечивают  поддержу и понимание каждому члену группы.

Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.

Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопроса и заданий, позволяющих учителю и учащимся проверить уровень усвоения основных терминов и степень сформированности умений, приобретённых в процессе изучения курса. Это различные виды тестовых заданий и задания творческого характера.

Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме индивидуально-группового, а также дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти.

Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

1

Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

3

2

Подготовка к теоретико-практичекому туру олимпиады, нацеленному на выявление исследовательской компетентности школьника: (написание эссе, выполнение творческой работы).

3

3

Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады.

3

4

Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками.

1

5

Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.

3

6

Практическая работа. Решение олимпиадных задач закрытого типа. Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой.

3

7

Углубление и расширение знаний по предмету. Решение олимпиадных задач.

3

8

Анализ участия обучающихся в муниципальном туре всероссийской олимпиады.

1

9

Игра «Путешествие по топографической карте».

1

10

Метапредметная олимпиада «План местности и топографическая карта»

1

11

Географические координаты – географическая широта и долгота

1

12

Карта «Строение земной коры». Задание - практикум

1

13

Подготовка и участие в олимпиаде по основам наук УРФО

3

14

Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на  развитие логического и интеллектуального мышления.  Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)

2

15

 Участия школьников дистанционных  предметных олимпиадах.
Решение олимпиадных задач, предложенных сайтами
http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста» и других

2

16

Участие в дистанционных олимпиадах различных уровней

2

17

Подведение итогов работы в олимпиадах и конкурсах. Награждение

1

ИТОГО

34 часа

Список литературы

  1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
  2. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.
  3. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
  4. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
  5. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.
  6. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.