Открытый урок по теме "Африка"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Ходаковская Елена Игоревна

Открытый урок по теме "Африка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._afrika.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

АФРИКА. Обобщающий урок.

ЦЕЛЬ УРОКА:

- закрепить знания учащихся о материке Африка;

- обобщить изученный материал;

- развивать интерес к предмету;

- учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

- оценивать свой уровень знаний;

- воспитывать чувство прекрасного, ответственность, взаимопомощь.

1.Приветствие

Сегодня у нас урок – путешествие. А отправимся путешествовать мы вот на этом воздушном шаре ( рисунок ). Но вот беда, мы не знаем, на какой материк нам опуститься. (1 слайд)

Перед вами 3 контура разных материков. Вы должны выбрать и показать тот, который нам нужен. Правильно, мы выбираем контур Африки. В течение нескольких уроков вы знакомились с Африкой, поэтому попробуем сейчас совершить увлекательное путешествие по этому материку, во время, которого повторим то, что вам известно и, может быть откроем для себя что-то новое. Итак, ребята в путь.

Перед нами простираются огромные пространства равнин, гор, рек, озёр. И вот мы видим большой участок суши- это Африка. Начинаем медленно снижаться. (видеоролик)

  1. Работа с наглядным пособием « Веточки пальмы»

- Самым ценным угощеньем в Африке являются финики и бананы

- Посмотрите и у нас есть банановая пальма, но наши пальмовые листочки не простые, в них содержатся задания.

- Подходите по одному, выбирайте листок, читайте ваше задание и отвечайте, если затрудняетесь с ответом, вам помогут

Задание 1

1.Географическое положение материка по отношению к экватору.

2.Географическое положение материка по отношению к нулевому меридиану.

3.Отношение к другим материкам

4.Отношение к океанам.

- Молодцы, продолжаем наше путешествие.

Задание 2

- Ребята посмотрите, Атлантический океан выбросил на побережье Африки волшебную бутылку

- Что, ребята в нём? Карта…?

- Давайте восстановим карту и обозначим береговую  линию материка (на карте подписаны названия, сами подписывают чем являются)

- Допишите, чем является указанный географический объект.2 слайд

1)        Индийский        океан

2)        Аравийское       море

3)        Суэцкий             канал

4)        Средиземное     море

5)        Мозамбикский   пролив

6)        Гибралтарский    пролив

7)        Красное               море

8)        Гвинейский         залив

9)        Атлантический    океан

10)        Аденский             пролив

- Ребята, самостоятельно проверьте своё задание, за каждый правильный ответ ставим 1 балл.

Задание 3.

- Чтобы полностью восстановить нашу карту, вам предлагается в течение 3 минут подписать в контурной карте данные объекты. 3 слайд

- Работу выполняем самостоятельно

Килиманджаро,  Конго,  Атлас, м. Игольный, Лимпопо,  Чад, Мадагаскар, Суэцкий канал, Нигер, Сомали, Альмади, Гвинейский залив, Красное море, Мозамбикский пролив, Средиземное море.

Задание 4. (4 слайд)

В бутылке, которую выбросило на берег кроме карты, лежало письмо,  я ни как не могу прочитать помогите мне прочитать это письмо

- Нужно восстановить письмо, вставляем пропущенные слова.

- Садитесь на свои места. Прочитайте письмо, что у вас получилось.

Африку почти посередине пересекает …(экватор)… и поэтому она находится в …(северном)…и…(южном)… полушариях.

Нулевой меридиан пересекает Африку в …(западной)…части и она расположена в …(западном)..… и …(восточном)… полушариях.

Африка удалена от всех материков, кроме …(Евразии)……

Африку омывают …(Атлантический)…. и …(Индийский)…. океаны.

- Молодцы, правильно восстановили письмо и помогли пирату.

- Ребята, в письме говорится, чтоАфрику омывают …(Атлантический)…. и …(Индийский)…. океаны.

- Это влияет на климат Африки? (ребята отвечают на вопрос)

Задание 5

- Ребята а в каких климатических поясах находится Африка?

- Предлагается подчеркнуть правильные ответы.

А) Подчеркните климатические пояса, характерные для Африки:

- арктический,

- тропический,

- субтропический,

- экваториальный,

- умеренный,

- субарктический.

Б) Определите, какие природные зоны соответствуют субэкваториальному климатическому поясу:

- влажные экваториальные леса,

- саванны и редколесья,

- переменно-влажные леса,

- степи,

- пустыни.

Физкультминутка

- Ребята вы долго путешествовали, а теперь привал!

- Встаньте у своих парт и выполняйте за мной все движения.

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф
 (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать
 (приседания),
Чтобы фиников набрать.

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

продолжим наше путешествие, выполнив следующее задание вместе.

- Посмотрите на слайд

Задание 6.

- Определите,  какой природной зоне соответствуют эти характеристики:

(Экваториальные леса) (слайд6)

  1. лесная растительность расположена ярусами;
  2. обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны;
  3. много деревьев с ценной древесиной.

(Саванна) (слайд 7)

  1. занимает почти 40% площади материка;
  2. богатые перегноем красно-бурые почвы;
  3. самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.

(Тропические пустыни) (слайд 8)

  1. дожди не выпадают годами;
  2. почвы практически отсутствуют;
  3. места обитания верблюда, вельвичии, лисицы.

- Молодцы, работали активно и с этим заданием вы тоже справились.

- Ребята все знают, что животный и растительный мир Африки богат и разнообразен давайте вместе назовем кто обитает в африке.

1.Слон, медведь, волк , жираф, зебра, белка, лиса, леопард, антилопы.

2.Липа, баобаб, фикусы, клён, дуб, лианы, пальмы.

Это богатство привлекало внимание многих исследователей.

Задание 7. (слайд9)

- Вспомните их, а помощником будет вам учебник, откройте страницу 110.

- Ваша задача повторить материал, выбрать одного - двух исследователей и сформулировать главные его результаты исследования, данные поместить в таблицу

Проверка:

Имя исследователя

Результаты исследования

Д. Ливингстон

Р.Замбези, на ней вдп. Виктория, расположение о. Ньяса, очень хотел найти истоки Нила

Н. И. Вавилов

Собрал более 6000 образцов культурных растений

В.В.Юнкер

Путешествовал по центральной и восточной Африке, собрал сведения о природе и жизни этих районов материка

Задание 8. (слайд 10)

Африканцы дружный гостеприимный народ, своих гостей они принимают дома, но их дома существенно отличаются от тех, которые мы привыкли видеть. В Африке у каждого народа свой тип жилища, который зависит от природных условий.

 Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается.

Дети приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается.

А) Шатер кочевников туарегов. “Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня)

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес)

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна)

- Ребята все справились с заданием. Молодцы!

- Наше путешествие на этом закончилось.

  1. Рефлексия (слайд 11)
  • Ребята вам понравилось путешествие по Африке?
  • вам было интересно?

- У Вас на столе 3 карточки с изображением: жирафа, слона и оазиса в пустыне  Сахара.

-

С помощью карточек вам предлагается, оценить урок.

Жирафы означает, что:

- Мне было не интересно.

Слоны означает, что:

- Урок был интересным, но я испытывал трудности.

Оазис в пустыни Сахараозначает, что:

- Мне было интересно, легко, я  совсем справился.

- Оценка за урок, будет поставлена после проверки путеводителя.

- Спасибо вам ребята за активное участие на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...