урок "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шафигуллина Наталья Рамильевна

урок по географии 8 класс "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8klass.docx29.21 КБ
Файл biologicheskie_resursy_-_kopiya.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: «Биологические ресурсы. Особо охраняемые территории (ООПТ)»

Урок географии-8класс.
Цели и задачи урока:
Расширить и углубить знания учащихся о роли растений и животных в природе и жизни человека.
Сформировать понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «национальный парк», «заказник», «памятник природы», «памятники всемирного наследия».
Показать примеры рационального и нерационального использования биологических ресурсов; познакомить с картой «Особо охраняемые территории, памятники всемирного наследия».
Сформировать умение прогнозировать изменение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.
По завершении урока учащиеся должны знать:
о роли биологических ресурсов в жизни и деятельности человека;
о способах рационального использования биологических ресурсов и их охране.
Предметные: 
осуществляют изучение охраняемых территорий России, обобщают и делают выводы об экологическом состоянии природной среды, формулируют собственное отношение к анализируемым охраняемым территориям, их оценке, создают самостоятельно устно монологические высказывания на предложенную тему.
Метапредметные:
- личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества;
- познавательные: 

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры и строят рассуждения;
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием;
- коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока : изучение нового материала
Методы: словесный (диалог), практический, информационный, рефлексивный.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуально-коллективная самостоятельная работа, работа с картами
Оборудование: оснащение рабочих мест учащихся: учебник «география 8 класс», физическая карта России, атласы.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран, дополнительная литература
Ход урока
1.Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, здравствуйте ребята. Сегодня урок для вас проведу я. Меня зовут Шафигуллина Наталья Рамильевна.
2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

 В начале урока  нужно три человека для работы с дополнительной информацией и подготовки небольших докладов.(биолог, зоолог, эколог).

Внимание на экран. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока и его цель
(На экране изображения растений и фотографии животных)ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ребята скажите ,что мы будем с вами сегодня изучать.(растения и животные, охрана природы)

-Вот вы и сформулировали тему урока. «Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира»

- Что мы должны знать к концу урока?
( о значении биологических ресурсов в жизни человека, узнаем о формах охраны дикой природы).

3. Изучение нового материала (Рассказ учителя с элементами беседы)

План.

1.Биологические ресурсы.

2. Ресурсы растительного мира.

3. Ресурсы животного мира.

4. Особо охраняемые природные территории.

-Какие природные ресурсы использовали наши предки в первобытном обществе? 
(Они занимались охотой и собирательством: ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. п.). То есть биологические ресурсы. Запишем определение понятия «биологические ресурсы» .
Биологические ресурсы - это растения и животные, которые человек использует или может использовать для своих целей . (Определение записывается в тетрадь.)

А сейчас я предлагаю вам определить к какому виду ресурса относится раздаточный материал и сделать вывод ,где это используется.

Стр.113-114 работа в группах 2 мин.

Ресурсы растительного мира - это растения, используемые человеком в хозяйственной деятельности. Что же дают человеку растения?

Ресурсы животного мира- это животные, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Что же дают человеку животные?

Вид ресурса

Использование ресурса

1. Растительные ресурсы

1.  Пища.

2.   Корма для домашних животных.

3.  Лекарственные растения.

4.  Поделочная и строительная древесина.

5.  Топливо.

6.   Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической, мебельной промышленности.

7.  Сырьё для производства музыкальных инструментов

2. Ресурсы животного мира

1.  Пушнина.

2.   Пища (мясо, жир) - лось, кабан, пернатая дичь и т. д.

3.   Шкуры - копытные животные.

4.    Лекарственное сырьё (панты - молодые рога оленей) - основа для получения лекарства «пантокрин».

5. Рыбный промысел

6.средство передвижения.

Работа с информацией на слайде

Многие растения имеют лекарственные свойства. Какие растения вы можете назвать?

Их называют "Зеленая аптека": Кипрей (Иван чай),крапива, мокрица, зверобой, душица, малина, календула, ромашка, шиповник, солодка и многие другие.

- Женьшень- "корень жизни".Женьшень — уникальное растение, живущее до 100 лет и известное своими многочисленными лечебными свойствами. При этом чем старше трава, тем ценнее ее корень и разнообразнее свойства. Это ценное и полезное растение, которое широко применяется не только в медицине, но и в пищевой промышленности. Корень этого растения обладает целым рядом лечебных свойств — укрепляет иммунитет, тонизирует организм, уменьшает воспаление, стимулирует метаболические процессы. На основе этого лекарственного растения делают витамины и пищевые добавки. Это растение растет на Дальнем востоке.

-А какое известное дерево является символом России?(Береза)

- Береза. Ее использование человеком? Ботаник 

Во время войны бересту сжигали,  а   дымом   стерилизовали   бинты 

В  Беларуси в одной из лесных типографий на березовой коре печаталась газета «Партизанская правда».

Береза символ России. ее душа. Ведь недаром так много поэтов, певцов посвятили ей свои произведения.

Ребята, вы знаете ,что в этом году исполняется 75 лет Победы. Как русского человека не сломить никому, так и нашей русской березке не страшны ни сильные ветры, ни сильные морозы, ни захватчики земли русской. Она как воин России.

В минуты затишья солдаты вспоминали свою семью, свой дом и русскую березку – символ Родины.

Очень красивая песня, полная любви к своей Родине.

К биологическим ресурсам относятся и ресурсы животного мира .И это прежде всего охотничье-промысловые животные

Ребята посмотрите в учебнике какие животные относятся к охотничье-промысловым? стр.115

-Наши деды и прадеды дали нам мирное небо над головой и возможность жить в нашей стане свободно. Мы обязаны помнить их подвиг и и сохранить то, что они нам завещали.

 - Как человека может спасти растения и животных?
(охранять, не истреблять животных)
Уже в древние времена появились первые неписаные законы, запрещающие убивать некоторых животных и птиц. Основывались они на различных преданиях и легендах. У многих народов существовали тотемные животные, т. е. те, которых нельзя было убивать. Они считались священными, и убить их - значит навлечь беду на себя и на своих близких. Запрещалось убивать животных в период размножения, а также самок с детенышами.
Люди изучали свойства растений. Высоко ценили дуб, липу, лиственницу, знали целебные свойства многих трав. В начале XVI века в Московском Кремле был создан Аптекарский приказ, закупавший растительное лекарственное сырьё. При нем состояли «травники», разъезжавшие по стране для сбора растений и составлявшие первые гербарии. По приказу Петра I охранялись корабельные леса, места обитания животных».


- Один из путей – создание охраняемых территорий. В России закон о ООПТ был принят в 1995году. В России создана карта ООПТ и обьектов наследия. Слайд карты /открыть атлас на стр.   ___________)

 Работа с картой.

 Какими бывают виды охраняемых территорий?

Основные типы ООПТ:

заповедники;

национальные парки;

заказники;

памятники природы;

Памятники всемирного наследия

санитарно-курортные зоны;

Работа с учебником стр.115

Заповедник (на территории РФ 112)– территории, где в них полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Цель: сохранение и исследование различных видов растений и животных, а так же уникальных природных образований. (Заповедники Астраханский,  Баргузинский , Сихотэ-Алиньский, Таймырский и другие )

1.Астраханский заповедник был учреждён 11 апреля 1919 год. Расположен в дельте реки Волга. в Астраханском - большая белая цапля, лотос и водяной орех -чилим, которые занесены в Красную книгу. (Слайд )

2.Баргузинский заповедник на Байкале - эталон горно-таежного ландшафта, где обитает самый ценный по меху баргузинский соболь.

3.В Сихотэ-Алинском охраняются амурский тигр. (Слайд)

4.Государственный природный заповедник Кивач, охраняеися одноименный водопад. (Слайд)

Предлагаю вам решить такое задание.

Учёные-биологи должны исследовать места обитания амурского тигра, горала, пятнистого оленя, занесённых в Красную книгу.

 1)Кроноцкий   2) Гыданский 3) Сихотэ-Алинский 4) Тебердинский

Группа студентов из Ростова-на-Дону занимается изучением экосистем крупных рек. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для изучения экосистем дельты одной из крупнейших рек Сибири? 

1)Усть-Ленский 2) Печоро-Илычский 3) Тебердинский 4) Окский

 

А теперь мы послушаем нашего эколога.

1.Доклад о  Ильменском заповеднике. (год основания ,где находится, что охраняется)

Исчезающие виды растений и животных занесены в Красную Книгу России.

Что такое Красная книга? 

-Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, для охраны которых должны быть приняты особые меры. (Слайд)

Найдите в учебнике на стр.115-116 примеры растений и животных занесенных в Красную Книгу.

Красная  книга Челябинской области.(2005г.издана первая Красная книга Челябинской области)
Доклад зоолога.

Поработаем с Атласом  Челябинской области  стр. 20, растения  , занесенные в красную книгу Челябинской области.(2005г.издана первая Красная книга Челябинской области)
В национальных парках сочетается охрана природы и культурный отдых населения. Цель: природная и рекреационная. На территории России их более 40 (Слайд)На территории Челябинской области их 2,
 В 2019г Д.Медведев подписал указ о создании в Челябинской области нац. парка "Зигальда". Где будут охраняться древнеледниковые ландшафты, тундра и животные и растения Красной книги.
Памятник природы - это отдельный уникальный природный объект, имеющий научное, историческое и культурно-эстетическое значение. Их в России более 7000.(Слайд)

Памятники всемирного наследия – природные объекты, имеющие значение для всей планеты (слайды)

Закрепление.

Ответить на основополагающие вопросы.

- Каково значение биологических ресурсов в жизни человека?

-Почему некоторым видам животных и растений требуется срочная помощь человека?

Рефлексия

Заключение

 Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты. Но вот она начала исчезать под натиском прогресса.
«Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды …
Всё меньше — окружающей природы,
Всё больше — окружающей среды».

                                                            Роберт Рождественский.

Домашнее задание: § 21.подготовить презентации (5 слайдов) лекарственные растения Челябинской области.

Ботаник.

1задание. С помощью дополнительной литературы составить доклад о березе стр.31-33.
Род:

Кора:

листья:

цветки:

Использование:

Зоолог.

1 задание. С помощью дополнительной литературы составить доклад  о животном эндемике России -Русская выхухоль.Стр.11-12.

Семейство:

Внешний вид:

Образ жизни:

Место обитания:

В Челябинской области обитает на реке Уй.

Эколог.

Работа с картой Челябинской области и дополнительной литературой

1задание. Доклад о  Ильменском заповеднике.

Год основания:

Где находится:

Площадь:

Что охраняют:

Виды минералов.

Растения:

животные:

Птицы:

Найдены древние стоянки первобытного человека эпохи неолита.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

§ 21. Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Шафигуллина Наталья Рамильевна , учитель географии МБОУ «СОШ № 9» г.Троицк

Слайд 2

Биологические ресурсы - это растения и животные, которые человек использует или может использовать для своих целей . (Определение записывается в тетрадь.)

Слайд 4

Астраханский заповедник

Слайд 5

Зюраткуль

Слайд 6

Кунгурская Ледяная пещера-памятник природы

Слайд 7

Байкал

Слайд 8

Вулканы Камчатки

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга. Государственный природный заказник"Гладышевский."

        Санкт-Петербург, как и вся Ленинградская область, расположился на уникальной по своему природному ландшафту и климату территории. Здесь, помимо кипящего жизнью мегап...

Презентация по теме "Охраняемые природные территории Архангельской области. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник"

Презентация была подготовлена к очно-дистанционному семинару «Структура и содержание деятельности учителя химии и биологии в реализации ФГОС основного общего образования»....

Урок по экологии "Особо охраняемые природные территории - достояние человечества" (10 - 11 классы)

Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – география – экология»...

Приложение к уроку с использованием электронной формы учебника. Макет рабочей тетради по теме:"Особо охраняемые природные территории России".

Приложение к уроку географии в 8 классе по теме:"Особо охраняемые территории России". Представлен макет рабочей тетради для учащихся....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»

Цель: экологическое просвещение и популяризация знаний об особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан, включая объекты федерального и регионального значения.Задачи:Обучающие:· ...

Урок "Особо охраняемые природные территории РМЭ"

Интегрированный урок биологии с ИКН Марий Эл....

Технологическая карта урока географии по теме: "Особо охраняемые природные территории"

Технологическая карта поможет при создании урока по теме ООПТ...