ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Технологическая карта урока географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_geografii.docx40.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Подготовил: Нурсалиев Амангельды Тлекович,

учитель географии

Самбург

2019

В соответствии с требованиями ФГОС организовать урок может помочь технологическая карта урока.

Что это? Технологическая карта урока Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

В дидактическом контексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.  

Отличительные черты технологической карты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД). Структура технологической карты включает:

  1. название этапа урока;
  2. цели этапа урока;
  3. содержание этапа;
  4. деятельность учителя;
  5. деятельность учащихся;
  6. формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая);
  7. результат (формируемые УУД, продукт).

Главная задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.  

В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:  личностных;

  • метапредметных;
  • предметных

Рассмотрев достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет, пока идёт процесс накопления опыта.

Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.  

Вашему вниманию предлагается:

  1. Варианты составления карты. 
  2. Приложение - список универсальных учебных действий (УУД), использование на уроке.

Технологическая карта урока географии

Таблица № 1

Авторы, разработчики:  

Учитель географии  Нурсалиев Амангельды Тлекович

Предмет

География (раб.программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, изд-во Дрофа. или др. 

Класс

5 класс

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

технология критического мышления.

Цель

Углублять и развивать знания

Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания об…  

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия  

 

Таблица № 2

Планируемый результат

Предметные умения

 

Личностные УУД

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

 

ПознавательныеУУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции; -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. 

Таблица № 3

Орга

низация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Маршрутный лист

Библиотека элек. наглядных пособий Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Таблица № 4

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов  

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности


Таблица № 5

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: 

  • определять степень успешности

выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
  • публично защищать свою позицию

Личностные УУД:

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний

  1. Предлагает учащимся прослушать фонограмму песни на экране - фото, зачитали стих, и др. Как вы думаете, о чём поется, что видите, что главное? Почему в ней говорится о...
  2. Представляет собственный вариант рассуждений по теме…
  3. В современной науке до сих пор… Предлагает отправиться в экспедицию, путешествие  с целью подтвердить или опровергнуть по теме урока…

Пример по теме «Уникальность планеты Земля»

Маршрутный лист (на каждую группу) участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5 класса МБОУ «ШИСОО» с. Самбург, команды «Земляне»

Ф.И.О. Нурсалиев Амангельды Тлекович

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте  возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от  Солнца

Период обращения

вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий  

Комментируют и объясняют, о чём поется в этой песне, почему в ней говорится и т.д. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. Делятся на команды.

Вспоминают, что знают об этом, анализируют дополнительную информацию, каждая группа работает с доп. литературой, учебником, атласом, выбирают информацию по теме, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

Пример «Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400°С, а на ночной -100°С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500°С из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Ноябряне»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна

Осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- определение основной и второстепенной информации,

- проводить синтез (восстановление целого из частей),

- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

- знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

- умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

1. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.

2. Целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «озоновый экран»

Этап         №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.                                                                                

2.                                         

                                        

3.                                         

                                        

4.                                         

                                        

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

- расстояние от Солнца -150млн.км;

- период обращения вокруг своей оси.

2.Наличие атмосферы.

3.Обладание большими запасами воды.

4.Наличие почвы.

Выполняют 3-этап.

Ответы групп.

Ответы групп. Значение атмосферы для жизни на Земле:

1. Защищает от метеоритов и опасного космического излучения.

2. Сохраняет тепло в ночные часы.

3. Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом. Введение понятия «озоновый экран».

4. Поставляет углекислый газ для питания растений.

5. Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1. Входит в состав всех живых организмов.

2. Является средой обитания.

3. Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.

Значение почвы для жизни на Земле:

  1. Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений
  2. Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

Этап №3. Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1. Входит в состав                                        

2. Является                                        

3. Обеспечивает процесс создания растениями                                        

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом,

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения

Земли;

- объяснять значение понятий: Солнечная система, Вселенная, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран»,

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Организует рефлексию.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

  1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

  1. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

1. Организует процедуру самостоятельной взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).

2. Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие.

- Интерактивная сказка «Приключения Росинки».

3. Итог урока.

Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

- А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

  1. строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
  2. строка – два прилагательных.
  3. строка – три глагола.
  4. строка – фраза, несущая определенный смысл.
  5. строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Выполнение теста

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

 

 

Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы:

 

Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое         задание:         сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37

Пример синквейна с урока: Урок географии

Интересный, познавательный Путешествовали, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...