Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)

Власенко Светлана Васильевна

Цель урока:

  • сформировать представление о способах ориентирования на местности;
  • учиться с учащимися определять азимут.

Задачи урока:

  • образовательные: ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.
  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ориентирование на местности121 КБ

Предварительный просмотр:

География 5 класс

Модуль 5.  Ориентирование на местности.

Практическая работа № 5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

УЭ, время

Учебный материал с указанием заданий

Баллы

Руководство по усвоению учебного материала

Цели:

Предметная:

1. Научить учеников определять стороны горизонта 

Метапредметная:

1.Развитие учебных навыков работы с текстом, картами, слайдами, интернет ресурсами.

2. Развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу для создания электронной презентации.

3. Формирование универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, анализировать. Рассуждать, обобщать и делать выводы.

Личностная:

1.Воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь своё собственное мнение, уважать одноклассников.

Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Оборудование: атлас (стр.18-19), учебник,  компасы (10 шт), ноутбук (3 шт: 1 из которых  имеет выход в интернет), проектор, тесты в двух вариантах, карточки, презентация, кроссворд, список понятий

Учебные понятия (на доске):

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта компас, румбы (страны света).

Не забудьте про баллы

УЭ –1 Оргмомент. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

2

 минуты

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Я очень рада вас видеть. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке помогут вам в жизни.

-   Посмотрите на эти картинки (глобус, географическая карта, физическая карта мира, аэрофотоснимки, космические изображения).  

- Как вы думаете, почему именно эти снимки я сегодня разместила перед вами? (изучали на прошлом уроке и должны проверить домашнее задание)

- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили то, о чём мы узнали на прошлом уроке.

Слайд 1.

УЭ-2

Актуализация знаний.

10

минут

Цель: Проверим усвоение ранее изученного материала по теме «Глобус и карта».

1. Работа по карточкам – «Тест» (Васильев Женя, Гаспарян Артак, Евко Никита, Самонин Влад, Телицына Настя, Чурсина Алина, Шарапов Артём).

2. Работа по карточкам – «Работа с картой» (Абдуллаева Диана, Боросин Максим, Ирсалиева Юля, Черникова Настя).

3. Работа с компьютером (Бакаева Ира, Мишонин Юра).

- Какую оценку тебе поставил компьютер? Ира, как ты думаешь, объективно ли оценил твои знания компьютер?

4. Устная работа (Вербицкая Вика, Городецкая Алиса, Денисова Ирина, Матвеева Кристина, Пастухов Артём, Петрова Катя, Пуцыкович Саша, Фёдоров Влад).

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Как вы понимаете, что такое глобус?

2) Объясните, что такое географическая карта?

3) Как вы думаете, что обозначается на географической карте оттенками синего цвета? (моря и океаны) 

- Зелёного? (низкие равнины) 

- Жёлтого? (приподнятые равнины).

- Коричневого цвета? (горы)

4) Сравните глобус и географическую карту (глобус - шарообразная модель Земли практически без искажений, карта – плоский чертёж с искажениями)

5) Как вы думаете, почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности? (Земля имеет форму шара и изобразить её без искажений невозможно)

6) Объясните, почему на географической карте отражено больше информации, чем на глобусе?

1.

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

2.

«5» - 3 правильных ответа

«4» - 2 правильных ответа

«3» - 1 правильный ответ

3. 

55-69% - «3»

70 – 80% - «4»

81-100% - «5»

4.

По 1 баллу за ответ

1.Самостоятельная работа  и взаимопроверка.

2. Атлас (стр.10 и 25). Самопроверка.

3.Самостоятельная  работа и беседа с учителем по итогам работы.

4. Устная работа с учителем.

УЭ – 3

Первичное усвоение новых знаний

3

минуты

5

минут

5

минут

7 минут

Отгадайте ребус: (ориентирование)

                         

                            О                       ,,

ОРИ     http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=20368030-21-72&n=21  И http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=283370576-29-72&n=21  НИЕ

- Какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что бы вы хотели узнать об ориентировании?

- Как вы считаете, для чего нам нужны знания об ориентировании?

Цель: Узнаем, что такое ориентирование. Научимся работать с компасом.

- Как вы считаете,  зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? (Чтобы не заблудиться в незнакомой местности)

-Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя. А в конце урока, ребята, мы с вами ответим на один хитренький вопрос: Можем ли мы в своей жизни прожить без ориентирования?

  1. Ориентирование.

1)  Как вы понимаете, что такое ориентирование? (определение своего местоположения относительно сторон горизонта)

- В переводе с латыни «ориенс» означает «восток». При чём тут восток? (Первое направление, которое человек научился определять был восток. Нет ничего проще:  где встаёт солнце – там и восток).

- А какие ещё стороны горизонта вы знаете? (север, юг, запад).

ФИЗМИНУТКА (давайте попробуем сориентироваться в классе)

- Где у нас утром восходит солнце? (потянули ручки на восток. Поманили его  к себе)

- Дальше Солнце идёт на …. (запад). Поможем Солнышку найти запад (помахали ему «до свидания»).

- Скоро у нас наступит зима. Она придёт к нам с севера (позовём её).

- А птичкам холодно и они улетают на юг (проводим птиц)

 

- Садитесь ребята и найдите в учебнике как по-другому называются стороны горизонта?

-  Как вы считаете, что такое румбы? Найдите это понятие в учебнике. (Стороны горизонта по-другому называются страны света или румбы.)

- Как определить румбы на местности?  

- Как вы думаете, как человек может ориентироваться на местности?

2. Ориентирование на местности.

1 группа - ориентирование по Солнцу.

2 группа – ориентирование по звёздам.

3 группа - ориентирование по местным признакам.

ВЫВОД: Хорошо, ребята. Я поняла вас так, вы хотели сказать, что существует несколько способов ориентирования на местности.

 - Ребята. Как вы считаете, а есть ли какой-нибудь специальный прибор для ориентирования? (есть. Компас)

3. Ориентирование по компасу.

- Он был изобретён в Китае. Это был простой и надёжный прибор.

- И  хотя он всем известен, давайте вспомним правила пользования компасом.

- Вы сейчас будете работать в парах с материалом учебника и компасами. А вы уже сами друг с другом договоритесь, как вы будете работать (кто первым из вас будет читать, а кто работать с компасом, или вы будете работать вместе)

 

Практическая работа № 5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

- А теперь давайте проверим, как вы умеете ориентироваться по компасу.

- Слушаем, правильно ли он говорит.

- А теперь вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?

- Как вы думаете, можем ли мы в своей жизни прожить без ориентирования? 

 по 1 баллу

1. по 1 баллу

По 1 баллу

2. по 1 баллу

3.  1  балл

1 балл

Слайд 2.

Устная работа

1. Устная работа

Самостоятельная работа с учебником (стр. 30)

2.Работа в группах с атласом (стр.18-20)

3.Самостоятельная работа в парах по учебнику (стр.30-31)

1 ученик выходит к доске и объясняет правила работы с компасом.

УЭ – 4

Проверка понимания.

5

минут

Цель: Проверим  усвоение материала.

- Посмотрите, сколько новых слов сегодня мы с вами услышали. Давайте закрепим эти понятия. Нам в этом поможет кроссворд.

- Вам надо определить зашифрованное слово (ориентирование).

1. Кроссворд:

1 – Сторона горизонта или страна света по-другому называются - …. (румб)

2 – Полярная звезда всегда показывает путнику где… (север).

3 – Одна из сторон горизонта (восток)

4 – Прибор, с помощью которого можно определить стороны горизонта (компас)

2. -  Какое главное слово у нас получились? (Ориентирование)

- Молодцы, ребята!

по  1 баллу

1. Работа на доске

УЭ – 7

Рефлексия

2 мин

Цель: подведение итогов урока.

- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, поняли что такое ориентирование?

- Оцените свою работу сегодня на уроке?

- Кого вам хочется похвалить за работу на уроке?

- Что вы для себя взяли из урока?

- Молодцы, ребята! Я думаю, вы в жизни не потеряетесь!  Вы очень хорошо сегодня работали: показали  себя, свои знания . Меня не подвели. Умнички, вы мои!

- А домашнее задание поможет вам закрепить знания.

- Прочитайте в модулях, что вам задано.

22 - 24 баллов «5»;

18-21 балла – «4»; 

12 - 17 баллов- «3»

Самоконтроль

УЭ – 5

Д/З

2

минуты

Цель:  объяснить  задание для подготовки к следующему уроку.

  1. Подготовиться к повторению.

  1. Дополнительное творческое задание

- Изготовить модель компаса из бумаги, пластилина или других материалов.

- Подготовить презентацию для урока повторения по понравившейся вам теме.

1.  $6;

2. Повторить  

$ 3-5.

3. Творческое задание.

К – 5                                                                   5 класс

Тест № 1.

1. Уменьшенной моделью земного шара является:

А) глобус

Б) географическая карта

В) план местности

2. По особенностям изображения географическая карта является:

А) рисунком

Б) чертежом

В) моделью

3. На физической карте мира зелёным цветом обозначены:

А) леса

Б)  луга

В) равнины

4.  К особенностям топографической карты и плана местности можно отнести:

А) изображение всех материков и океанов

Б) подробное изображение небольшого по площади участка земной поверхности

В) использование рисунков для изображения объектов

5. Разными оттенками синего цвета в пределах морей и океанов на физической карте обозначают участки с различной:

А) температурой воды

Б) солёностью воды

В) глубиной

К – 5                                                                   5 класс

Тест № 1.

1. Уменьшенной моделью земного шара является:

А) глобус

Б) географическая карта

В) план местности

2. По особенностям изображения географическая карта является:

А) рисунком

Б) чертежом

В) моделью

3. На физической карте мира зелёным цветом обозначены:

А) леса

Б)  луга

В) равнины

4.  К особенностям топографической карты и плана местности можно отнести:

А) изображение всех материков и океанов

Б) подробное изображение небольшого по площади участка земной поверхности

В) использование рисунков для изображения объектов

5. Разными оттенками синего цвета в пределах морей и океанов на физической карте обозначают участки с различной:

А) температурой воды

Б) солёностью воды

В) глубиной

К – 5                                                                   5 класс

Тест № 2.

1. Какое утверждение характеризует глобус?

А) даёт представление о форме Земли

Б) не даёт представление о форме Земли

В) это чертёж местности

2. Выберите верное утверждение, характеризующее карту:

А) плоское изображение земной поверхности

Б) не имеет искажений

В) даёт представление о форме Земли

3. На карте и глобусе объекты изображены:

А) в увеличенном виде

Б)  в уменьшенном виде

В) без изменений размеров

4.  На физической карте мира коричневым цветом обозначены:

А) горы

Б)  луга

В) равнины

5. Причиной искажения на географических картах является:

А) шарообразность Земли

Б) неровная береговая линия материков и океанов

В) различные размеры географических объектов

К – 5                                                                  5 класс

Тест № 2.

1. Какое утверждение характеризует глобус?

А) даёт представление о форме Земли

Б) не даёт представление о форме Земли

В) это чертёж местности

2. Выберите верное утверждение, характеризующее карту:

А) плоское изображение земной поверхности

Б) не имеет искажений

В) даёт представление о форме Земли

3. На карте и глобусе объекты изображены:

А) в увеличенном виде

Б)  в уменьшенном виде

В) без изменений размеров

4.  На физической карте мира коричневым цветом обозначены:

А) горы

Б)  луга

В) равнины

5. Причиной искажения на географических картах является:

А) шарообразность Земли

Б) неровная береговая линия материков и океанов

В) различные размеры географических объектов Б) солёностью воды

К – 5                                                                   5 класс

Работа с картой.

1. Как сейчас называются эти объекты, обозначенные на древней карте Эратосфена?

А) Внутреннее море

Б) Эритрейское море

В) Аравийский залив

Г) Аравия

К – 5                                                                   5 класс

Работа с картой.

1. Как сейчас называются эти объекты, обозначенные на древней карте Эратосфена?

А) Внутреннее море

Б) Эритрейское море

В) Аравийский залив

Г) Аравия

К – 5                                                                   5 класс

Работа с картой.

1. Как сейчас называются эти объекты, обозначенные на древней карте Эратосфена?

А) Внутреннее море

Б) Эритрейское море

В) Аравийский залив

Г) Аравия

К – 5                                                                   5 класс

Работа с картой.

1. Как сейчас называются эти объекты, обозначенные на древней карте Эратосфена?

А) Внутреннее море

Б) Эритрейское море

В) Аравийский залив

Г) Аравия

ОТВЕТЫ на  работу с «КОМПЬЮТЕРОМ»

Оценивание:

«5» - 81 – 100% правильных ответов

«4» - 65 – 80%  правильных ответов

«3» - 52 – 64%  правильных ответов

Ответы на «Тест № 1»

1А, 2Б, 3В, 4Б, 5В

Ответы на «Тест № 2»

1А, 2А, 3Б, 4А, 5А

Оценивание:

«5» - 5 правильных ответа

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

Ответы на «Тест № 1»

1А, 2Б, 3В, 4Б, 5В

Ответы на «Тест № 2»

1А, 2А, 3Б, 4А, 5А

Оценивание:

«5» - 5 правильных ответа

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

Ответы на «Тест № 1»

1А, 2Б, 3В, 4Б, 5В

Ответы на «Тест № 2»

1А, 2А, 3Б, 4А, 5А

Оценивание:

«5» - 5 правильных ответа

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

Ответы на «Тест № 1»

1А, 2Б, 3В, 4Б, 5В

Ответы на «Тест № 2»

1А, 2А, 3Б, 4А, 5А

Оценивание:

«5» - 5 правильных ответа

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....