Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)

Власенко Светлана Васильевна

Цель  урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.

 Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользо­ваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять сто­роны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ориентирование на местности38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Ориентирование на местности»

Цель  урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.

 Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к исследования.

Метапредметные: 

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.

 Тип урока:  урок - практикум

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах

Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в парах, работа с компасом.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, компасы.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.

 

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

                                                   Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

                                             Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

                                                       Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Учитель. Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете почему?

                           - Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому.

                        2.Оценка усвоенных детьми знаний

Работа с классом. За каждый правильный ответ дается жетон, по количеству набранных жетонов    выставляется оценка в журнал в конце урока (накапливают в течение урока жетоны). Работа в парах.

По карте. (лучше не количество жетонов давать, а красный - всё правильно, зелёный – 1 ошибка, синий – 2 и более ошибок. Так получится, каждой парте по три цвета)

  1. Назовите и покажите материки, которые пересекает экватор.
  2. Назовите и покажите океаны, которые пересекает экватор.
  3. Назовите и покажите материки, которые пересекает Гринвичский меридиан.
  4. Назовите и покажите океаны, которые пересекает Гринвичский меридиан.
  5. Назовите и покажите океаны, которые пересекает  меридиан 180°.

Сверяют правильность выполнения работы по слайду-образцу.

Взаимопроверка, оценивание.       

3.Новый материал

  (1 вариант) Актуализация знаний и целеполагание (выбрать)

Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала:

« Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» .

У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать?»(варианты ответов детей)

Поэтому каждый должен уметь в любой местности находить нужный объект, т. е.  ориентироваться.

        (2 вариант) Актуализации знаний и целеполагания.

Любите ли вы путешествовать? В экскурсиях, прогулках в лес за грибами всегда нужно знать     направление – куда идти и как вернуться обратно.

Поэтому каждый должен уметь в любой местности находить нужный объект, т. е. ориентироваться.

- Так, попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока).

-  А каковы цели нашего сегодняшнего урока? (Цель: Узнаем, что такое ориентирование. Научимся работать с компасом).

Как вы считаете,  зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? (Чтобы не заблудиться в незнакомой местности)

  • Открытие «нового» знания

  1. Просмотрите параграфы 16 – 17. Составьте план действий по теме нашего урока.

Физ. минутка  (здоровье-сберегающий компонент на выбор)

  1. Мы сейчас все дружно встанем. 
    И немножко отдохнём (потягивание).
    Вправо, влево потянитесь (повороты)
    Наклонитесь, поклонитесь!
    Руки вверх и руки вбок! 
    И на месте прыг да скок!
    А теперь бегом, вприпрыжку … 
    Молодцы! Вы ребятишки!

  1. Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

голову не опускаем,

дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На поляну мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

В окошко мы увидели и речку, и цветы.

Узнали много нового и я, и ты, и мы.

  1. Работа в парах.

Фронтальная работа по вопросам

- Что такое горизонт?

-  Как вы понимаете, что такое ориентирование? (определение своего местоположения  относительно сторон горизонта)

- В переводе с латыни «ориенс» означает «восток». При чём тут восток? (Первое направление, которое человек научился определять был восток. Нет ничего проще:  где встаёт солнце – там и восток).

- А какие стороны горизонта вы знаете? (север, юг, запад).

- Подпишите стороны горизонта (раздать парам)

  1.                     С

hello_html_46018d34.gif 

2.Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

(Поднимают свои ответы (если всё правильно совпало с ответами на слайде-образце). Получают и накапливают жетоны)).

-  Отгадайте загадку:

По стране в поход идём -

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудится,

от маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг. (Компас)

- Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?

  Рассказ учителя об изобретение компаса.

         О свойстве намагниченного железного штыря (иглы) знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса.

- Творческая работа (раздать поролон, иголку, тарелочку с водой, магнит)- конструируют простейший компас.

Задания.

- Раздать компасы современные.

- Как устроен компас?

- Людям, каких профессий он необходим?

- Давайте составим правила работы с компасом.

СМ. СТР. 81.

- Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами в учебнике?

Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения сторон горизонта предметов в кабинете. 

- Ребята, у вас на партах лежат компасы. Определите, в каком направлении от вас находится дверь класса, окно, доска (получают за правильные ответы жетоны).

- А теперь вспомните, как еще можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса? Вам поможет учебник стр. 81-82.

- Составляют на доске кластер ( слова все напечатать).

по Солнцу

I

по компасу-Ориентирование - по звездам

I

по местным признакам

Рефлексия

- Получают оценки за количество жетонов

- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, поняли что такое ориентирование?

- Оцените свою работу сегодня на уроке?

- Кого вам хочется похвалить за работу на уроке?

- Нарисуйте смайликом своё настроение (приносят цветные карандаши)

- Молодцы, ребята! Я думаю, вы в жизни не потеряетесь!  Вы очень хорошо сегодня работали: показали  себя, свои знания . Меня не подвели.

- А домашнее задание поможет вам закрепить знания.  §16-17, отвечать на вопросы устно «Проверь…»

по С о л н ц у

 по компасу

 по звездам

по местным

 признакам

Ориентирование

Подпишите стороны горизонта

                                        С                                                                                                  Сhello_html_46018d34.gifhello_html_4bb6315e.gif

Подпишите стороны горизонта

                                     С                                                                                           Сhello_html_651e4928.gifhello_html_4bb6315e.gif

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

с

ю

з

в

  1. В каком направлении от вас находится:

Дверь класса –

Окно класса –

Доска –

  1. В каком направлении от вас находится:

Дверь класса –

Окно класса –

Доска –

3.В каком направлении от вас находится:

Дверь класса –

Окно класса –

Доска –

3.В каком направлении от вас находится:

Дверь класса –

Окно класса –

Доска –

3.В каком направлении от вас находится:

Дверь класса –

Окно класса –

Доска –    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....