Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Мельникова Татьяна Викторовна

Рабочая программа по географии 6 класс линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена на основании  программы курса География. 5-9 классы Автор составитель Домогацких Е.М.  Москва «Русское слово» 20 17 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_praviln_geograf.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

Ростовская область, Чертковский раойн,с. Щедровка, ул Южная 48

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

                                              «Утверждаю»

                                                               Директор МБОУ Щедровская ООШ

                                                                Огула Л.А._____________________                                                      

                                                            Приказ № 49 от 26.08.2019

Рабочая программа

по географии

(указать учебный предмет, курс)

Основное общее образование  6 класс

( основное общее образование с указанием класса)

Количество часов 34  ч

На 2019-2020 учебный год

Учитель Мельникова Татьяна Викторовна

Программа разработана на основе программы 

Курса «География 5-9 классы

Автор составитель  Е.М. Домогацких

М.: ООО «Русское слов» -2017 г___ 

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 6 класс линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена на основании  программы курса География. 5-9 классы Автор составитель Домогацких Е.М.  Москва «Русское слово» 20 17 г. В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования» 

-приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года №1897 п 18.2.2

- локальным актом МБОУ Щедровская ООШ «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ внеурочной деятельности» утвержденный приказом по школе  №123 от 24.09.2018

Рабочая программа является гибкой по своей структуре.

Согласно календарному учебному графику  на 2018-2019 учебный год (приказ №45 от 25.08.2018 и расписанию уроков 2018-2019 учебный год (приказ № 50 от 26.08.2019) ,   часы программы выпадают на 5 мая 2019 года, которое является праздничным, нерабочим днем, то рабочая программа по географии 6 класс рассчитанная на 35 часов будет выполнена и освоена за 34 часа в полном объеме  за  счет уплотнения учебных тем* (см раздел «Корректировка»)

     

2.3.Цель изучения предмета.

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере, географической карте, почве;
  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Задачи обучения по предмету.

          Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность;  адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

 

Содержание  учебного предмета

Раздел 1. Земля как планета (   4 ч)Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа № 1 «Географические координаты»: Определение по географических координат.  /обучающая/

  Раздел 2.Географическая карта (  6  ч)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы № 2:

№2. Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат объектов

№3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

  Раздел  3. Литосфера ( 6  ч)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практическая работа № 3 «Рельеф суши и дна океана»

1.Определение по карте географического положения островов гор, равнин, низменностей.

 Раздел 4. Атмосфера ( 8  ч)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практическая работа № 5 «Климат» 

1. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков.

 Раздел  5. Гидросфера (  4   ч)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практическая работа № 6 «Воды суши: реки и озера»

1. Описание по карте географического положения крупной реки Земли.  

Раздел  6. Биосфера ( 2   ч)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Раздел  7. Почва и геосфера ( 4    ч)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

 Планируемые результаты освоения  учебного предмета  и система их оценки

  Личностные.

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

4)  овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

5)  осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

6)  формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, преобразовывать информацию  из одной  формы в другую  определять критерии для сравнения фактов, явлений;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих; ставить учебную задачу под руководством  учителя;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. выслушивать и объективно оценивать другого  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные

- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- уметь составлять схему наук о природе;

- уметь составлять описание учебного кабинета географии;

- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

- уметь организовывать наблюдение за погодой;

- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

- уметь составлять  план кабинета географии;

- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

- уметь составлять сводную  таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

- уметь организовывать фенологические  наблюдения в природе;

- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;

- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Кол-во

Контр/практ

 работ

Планируемые предметные результаты

1

Земля как планета

4

П.р. №1

Умение объяснять:

влияние космоса на жизнь на Земле;

географические следствия движения Земли;

особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

географические координаты;

особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

географические следствия движений Земли.

2

Географическая карта

6

П.р. №№2,3

Умение определять:

существенные признаки плана, карты и глобуса;

классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

расстояния по карте;

азимут по карте местности;

абсолютную и относительную высоту;

читать условные знаки;

масштаб карты.

3

Литосфера

6

К.Р. №1

П.Р.№4

Умение объяснять:

особенности внутреннего строения Земли;

причины и следствия движения земной коры;

действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

существенные признаки понятий;

по заданным признакам горные породы и минералы;

отличие видов земной коры;

виды форм рельефа;

районы землетрясений и вулканизма

4

Атмосфера

8

№5

Умение объяснять:

закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

причины возникновения природных явлений в атмосфере;

зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

существенные признаки понятий;

основные показатели погоды.

5

Гидросфера

4

К.Р. №2 П.р. №6

Умение объяснять:

закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

выделение существенных признаков частей Мирового океана;

особенности состава и строения гидросферы;

условия залегания и использования подземных вод;

условия образования рек, озер, природных льдов;

характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

существенные признаки понятий;

вид рек, озер, природных льдов;

особенности размещения и образования объектов гидросферы.

6

Биосфера

2

.Умение объяснять:

закономерности географической оболочки на примере биосферы;

особенности приспособления организмов к среде обитания;

роль царств природы;

необходимость охраны органического мира.

Умение определять:

существенные признаки понятий;

сущность экологических проблем;

причины разнообразия растений и животных;

характер взаимного влияния живого и неживого мира.

7

Почва и географическая

оболочка

4

Умение объяснять:

закономерности образования почвы;

особенности строения и состава географической оболочки;

взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

законы развития географической оболочки;

сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

существенные признаки понятий;

условия образования почв;

характер размещения природных зон Земли.

Календарно-тематическое планирование 6  класса

Дата

Тема урока

К-во час

Формы и виды контроля

Корректиров

ка

план

факт

Земля, как планета 4 ч

1.

3.09

Что такое география

1

фронт

Планеты солнечной системы

2

10.09

 Система географических координат   П.р. №1 «Определение географических координат

1

фронт

3

17.09

Времена года. Пояса освещенности

1

фронт

4

24.09

Обобщение по теме раздела «Земля как планета»

1

темат

Географическая карта. 6 ч

5

1.10

Масштаб карты

1

фронт

6

8.10

Виды условных знаков  П.р №2. «Определение направлений и расстояния по карте. Определение географических координат»

1

фронт

7

15.10

Ориентирование

1

фронт

8

22.10

П.р. №3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса передвижение по азимуту

1

фронт

9

29.10

Изображение рельефа на местности

1

фронт

10

12.11

Обобщающий урок по теме «Географическая карта»

1

темат

Раздел: «Литосфера» 6ч

11

19.11

Строение земного шара

1

фронт

12

26.11

Виды горных пород.

1

фронт

13

3.12

Полезные ископаемые

 Движения земной коры

1

фронт

14

10.12

Выветривание горных пород

1

фронт

15

17.12

 Рельеф суши и дна океана «Литосфера»

1

фронт

16.

24.12

П. р. № 4 Определение по карте географического положения  островов, гор, равнин, низменностей

1

К.Р.№1

Атмосфера 8ч

17

14.01

Строение атмосферы

1

фронт

18

21.01

Температура воздуха

1

фронт

19

28.01

Атмосферное давление

1

фронт

20

4.02

Движение воздуха

1

фронт

21

11.02

Вода в атмосфере

1

фронт

22

18.02

Погода

1

фронт

23

25.02

 Климат

1

фронт

24

3.03

 Обобщающий урок по теме раздела «Атмосфера» П.р  №5 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков»

1

темат

Гидросфера 4 ч

25

10.03

Единство гидросферы

Круговорот воды в природе.

1

фронт

26

17.03

Воды суши: реки и озера П.р. №6 Описание по карте географического положения крупной реки Земли»

1

фронт

27

31.03

Воды суши: подземные воды и природные льды

1

фронт

28

7.04

Обобщающий урок по теме раздела «Гидросфера»

1

тематК.Р.№2

29

14.04

 Биосфера.  2 ч

фронт

Царства  живой природы

1

фронт

30

21.04

Биосфера и охрана природы

1

фронт

Почва и географическая оболочка 4ч

31

28.04

Почва и географическая оболочка

1

фронт

*уплотн

32

12.05

Природный комплекс

1

фронт

33

19.05

Природные зоны

1

фронт

34

26.05

Итоговый урок по теме

1

итоговый

                   

Требовыания к учащимся

           Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Учащиеся должны уметь :

  •      анализировать,  воспринимать,  интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения   учебных   и   практико-ориентированных   задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

3. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

4. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

5. Описывать географические объекты.

6. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

7.Проводить простейшую классификацию географических объектов,

        процессов   и явлений;

8.Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы

        и явления; географические и явления, определяющие особенности

        природы и населения материков п океанов;

9.Составлять описания географических объектов, процессов и явлений

       с  использованием разных источников географической информации;

10.Формулировать закономерности протекания явлений по результатам

         наблюдений    (в том числе инструментальных).

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.

                                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...