Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии 6 класс линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена на основании программы курса География. 5-9 классы Автор составитель Домогацких Е.М. Москва «Русское слово» 20 17
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_praviln_geograf.docx | 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Чертковский раойн,с. Щедровка, ул Южная 48
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Щедровская ООШ
Огула Л.А._____________________
Приказ № 49 от 26.08.2019
Рабочая программа
по географии
(указать учебный предмет, курс)
Основное общее образование 6 класс
( основное общее образование с указанием класса)
Количество часов 34 ч
На 2019-2020 учебный год
Учитель Мельникова Татьяна Викторовна
Программа разработана на основе программы
Курса «География 5-9 классы
Автор составитель Е.М. Домогацких
М.: ООО «Русское слов» -2017 г___
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 6 класс линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена на основании программы курса География. 5-9 классы Автор составитель Домогацких Е.М. Москва «Русское слово» 20 17 г. В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, приказа Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897 (редакция от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»
-приказом Минобрнауки №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года №1897 п 18.2.2
- локальным актом МБОУ Щедровская ООШ «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин, программ внеурочной деятельности» утвержденный приказом по школе №123 от 24.09.2018
Рабочая программа является гибкой по своей структуре.
Согласно календарному учебному графику на 2018-2019 учебный год (приказ №45 от 25.08.2018 и расписанию уроков 2018-2019 учебный год (приказ № 50 от 26.08.2019) , часы программы выпадают на 5 мая 2019 года, которое является праздничным, нерабочим днем, то рабочая программа по географии 6 класс рассчитанная на 35 часов будет выполнена и освоена за 34 часа в полном объеме за счет уплотнения учебных тем* (см раздел «Корректировка»)
2.3.Цель изучения предмета.
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере, географической карте, почве;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Задачи обучения по предмету.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Земля как планета ( 4 ч)Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа № 1 «Географические координаты»: Определение по географических координат. /обучающая/
Раздел 2.Географическая карта ( 6 ч)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы № 2:
№2. Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат объектов
№3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Раздел 3. Литосфера ( 6 ч)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практическая работа № 3 «Рельеф суши и дна океана»
1.Определение по карте географического положения островов гор, равнин, низменностей.
Раздел 4. Атмосфера ( 8 ч)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практическая работа № 5 «Климат»
1. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков.
Раздел 5. Гидросфера ( 4 ч)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практическая работа № 6 «Воды суши: реки и озера»
1. Описание по карте географического положения крупной реки Земли.
Раздел 6. Биосфера ( 2 ч)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Раздел 7. Почва и геосфера ( 4 ч)
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Личностные.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
4) овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
5) осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
6) формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую определять критерии для сравнения фактов, явлений;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих; ставить учебную задачу под руководством учителя;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. выслушивать и объективно оценивать другого уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- уметь составлять схему наук о природе;
- уметь составлять описание учебного кабинета географии;
- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- уметь организовывать наблюдение за погодой;
- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- уметь составлять план кабинета географии;
- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
- уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Кол-во Контр/практ работ | Планируемые предметные результаты |
1 | Земля как планета | 4 | П.р. №1 | Умение объяснять: влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движения Земли; особенности распределения света и тепла по поверхности Земли. Умение определять: географические координаты; особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний; географические следствия движений Земли. |
2 | Географическая карта | 6 | П.р. №№2,3 | Умение определять: существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; расстояния по карте; азимут по карте местности; абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки; масштаб карты. |
3 | Литосфера | 6 | К.Р. №1 П.Р.№4 | Умение объяснять: особенности внутреннего строения Земли; причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах. Умение определять: существенные признаки понятий; по заданным признакам горные породы и минералы; отличие видов земной коры; виды форм рельефа; районы землетрясений и вулканизма |
4 | Атмосфера | 8 | №5 | Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере атмосферы; вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.; причины возникновения природных явлений в атмосфере; зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности адаптации человека к климатическим условиям. Умение определять: существенные признаки понятий; основные показатели погоды. |
5 | Гидросфера | 4 | К.Р. №2 П.р. №6 | Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере гидросферы; выделение существенных признаков частей Мирового океана; особенности состава и строения гидросферы; условия залегания и использования подземных вод; условия образования рек, озер, природных льдов; характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга Умение определять: существенные признаки понятий; вид рек, озер, природных льдов; особенности размещения и образования объектов гидросферы. |
6 | Биосфера | 2 | .Умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере биосферы; особенности приспособления организмов к среде обитания; роль царств природы; необходимость охраны органического мира. Умение определять: существенные признаки понятий; сущность экологических проблем; причины разнообразия растений и животных; характер взаимного влияния живого и неживого мира. | |
7 | Почва и географическая оболочка | 4 | Умение объяснять: закономерности образования почвы; особенности строения и состава географической оболочки; взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку. Умение определять: существенные признаки понятий; условия образования почв; характер размещения природных зон Земли. |
Календарно-тематическое планирование 6 класса
№ | Дата | Тема урока | К-во час | Формы и виды контроля | Корректиров ка | ||||
план | факт | ||||||||
Земля, как планета 4 ч | |||||||||
1. | 3.09 | Что такое география | 1 | фронт | |||||
Планеты солнечной системы | |||||||||
2 | 10.09 | Система географических координат П.р. №1 «Определение географических координат | 1 | фронт | |||||
3 | 17.09 | Времена года. Пояса освещенности | 1 | фронт | |||||
4 | 24.09 | Обобщение по теме раздела «Земля как планета» | 1 | темат | |||||
Географическая карта. 6 ч | |||||||||
5 | 1.10 | Масштаб карты | 1 | фронт | |||||
6 | 8.10 | Виды условных знаков П.р №2. «Определение направлений и расстояния по карте. Определение географических координат» | 1 | фронт | |||||
7 | 15.10 | Ориентирование | 1 | фронт | |||||
8 | 22.10 | П.р. №3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса передвижение по азимуту | 1 | фронт | |||||
9 | 29.10 | Изображение рельефа на местности | 1 | фронт | |||||
10 | 12.11 | Обобщающий урок по теме «Географическая карта» | 1 | темат | |||||
Раздел: «Литосфера» 6ч | |||||||||
11 | 19.11 | Строение земного шара | 1 | фронт | |||||
12 | 26.11 | Виды горных пород. | 1 | фронт | |||||
13 | 3.12 | Полезные ископаемые Движения земной коры | 1 | фронт | |||||
14 | 10.12 | Выветривание горных пород | 1 | фронт | |||||
15 | 17.12 | Рельеф суши и дна океана «Литосфера» | 1 | фронт | |||||
16. | 24.12 | П. р. № 4 Определение по карте географического положения островов, гор, равнин, низменностей | 1 | К.Р.№1 | |||||
Атмосфера 8ч | |||||||||
17 | 14.01 | Строение атмосферы | 1 | фронт | |||||
18 | 21.01 | Температура воздуха | 1 | фронт | |||||
19 | 28.01 | Атмосферное давление | 1 | фронт | |||||
20 | 4.02 | Движение воздуха | 1 | фронт | |||||
21 | 11.02 | Вода в атмосфере | 1 | фронт | |||||
22 | 18.02 | Погода | 1 | фронт | |||||
23 | 25.02 | Климат | 1 | фронт | |||||
24 | 3.03 | Обобщающий урок по теме раздела «Атмосфера» П.р №5 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков» | 1 | темат | |||||
Гидросфера 4 ч | |||||||||
25 | 10.03 | Единство гидросферы Круговорот воды в природе. | 1 | фронт | |||||
26 | 17.03 | Воды суши: реки и озера П.р. №6 Описание по карте географического положения крупной реки Земли» | 1 | фронт | |||||
27 | 31.03 | Воды суши: подземные воды и природные льды | 1 | фронт | |||||
28 | 7.04 | Обобщающий урок по теме раздела «Гидросфера» | 1 | тематК.Р.№2 | |||||
29 | 14.04 | Биосфера. 2 ч | фронт | ||||||
Царства живой природы | 1 | фронт | |||||||
30 | 21.04 | Биосфера и охрана природы | 1 | фронт | |||||
Почва и географическая оболочка 4ч | |||||||||
31 | 28.04 | Почва и географическая оболочка | 1 | фронт | *уплотн | ||||
32 | 12.05 | Природный комплекс | 1 | фронт | |||||
33 | 19.05 | Природные зоны | 1 | фронт | |||||
34 | 26.05 | Итоговый урок по теме | 1 | итоговый |
Требовыания к учащимся
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
2. Учащиеся должны уметь :
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
3. Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
4. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
5. Описывать географические объекты.
6. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
7.Проводить простейшую классификацию географических объектов,
процессов и явлений;
8.Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы
и явления; географические и явления, определяющие особенности
природы и населения материков п океанов;
9.Составлять описания географических объектов, процессов и явлений
с использованием разных источников географической информации;
10.Формулировать закономерности протекания явлений по результатам
наблюдений (в том числе инструментальных).
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...