Проектно - исследовательская деятельность
статья по географии

Каякина Надежда Николаевна

Проектно - иследовательская деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_issledovanie.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время.

 Исследовать – значит видеть то,

 что видели все,

 и думать так, как не думал никто.

 Альберт Сент-Дьерди

В последнее время проводится много различных конкурсов, конференций,  на которых учащиеся могут продемонстрировать свои исследовательские работы, проекты. Поэтому одной из задач современного учителя является научить ребёнка выполнять  исследовательскую работу. Это реалии нашего времени, это требуют  ФГОС ООО, это требует современный рынок труда, это требует аттестация педагогических работников, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным. 

Что же такое исследование и  исследовательская деятельность?

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

Выделяется два типа исследовательской деятельности: научно – исследовательская и учебно – исследовательская. В чём же разница между этими понятиями.

Учебно – исследовательская деятельность школьника существенно отличается от научного исследования. Её главная цель заключается не в том, чтобы добиться собственных научных результатов, а скорее всего, познакомиться  с методикой и  научиться алгоритму исследовательской деятельности, развивать у учащихся исследовательский тип мышления.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний

 Выделяется несколько уровней ученической   исследовательской деятельности.

– I уровень – репродуктивный, он включает в себя приобщение к исследовательской деятельности через систему олимпиад и  конкурсов

– II уровень – эмпирико-практический, который включает усложнённый элемент  исследования через экспедиции, экскурсии, выполнение практических или лабораторных работ .;

– III уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий ещё более усложнённый элемент прохождения учащегося через спецкурсы,  творческие и научные лаборатории:

– IV уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий самый сложный элемент прохождения учащегося через систему  научной организации труда, творческие познавательные игры, собственно научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием, выдвижением научных гипотез и защитой своих идей.

  Выделяют пять видов творческих исследовательских работ  реферативные, экспериментальные, проектные, исследовательские.

Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены, прежде всего, непониманием  отличия исследовательской работы от реферата.

Слово «реферат» имеет латинские корни и происходит от слова «referre», что в буквальном переводе означает «докладывать, сообщать». «Реферат» имеет несколько значений (согласно книге «Словарь иностранных слов» издательства «Русский язык» (Москва) 1986 года):

  • первое из них трактует слово «реферат» как доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;
  • второе подаёт его как изложение содержания научной работы, книги и т. п.

Суть реферативной работы  - в выборе  материала  из первоисточников, наиболее полно освещающих выбранную проблему.

Специфика реферата – в том что, во-первых, в нем нет развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,  а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Также очень трудно отделить проект и учебно -  исследование, это одно и тоже или различия между ними есть .

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Выделяют несколько видов проектов: исследовательский, практико – ориентированный, информационный. При выполнении проекта очень важно определить его тип, так - так тип проекта существенно влияет на структуру проекта.

Так  структура  исследовательского проекта  напоминает исследование, но главное отличие – это в том, что у проекта есть конечный продукт, который всегда  известен. А в исследовании результат мы не знаем, мы проверяем гипотезы, которые мы поставили в начале работы, она может быть как верной так и нет.

Таким образом, под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и учащихся) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Требования к   учебно – исследовательской работе.

  1. Проблема исследования предлагает исследование неизвестного, что предстоит открыть, доказать.

В нашей области протекает большое количество рек и речушек. Многие из них известны и исследованы, но есть речки небольшие, о которых мало известно широкому кругу, но они играют большую роль в жизни деревень, которые находятся на их берегах. А ведь именно  эти речки и поют, и кормят местных жителей. Я решила провести исследование небольшой реки Канарейка, которая протекает по дервне Мартьяного Старицкого района.

  1. Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Исследование реки Канарейка.
  2. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.  Моя бабушка живёт в деревне Мартьянова, Эта деревня раскинулась на берегу небольшой речки Канарейка. Жители этой деревни используют воду для питья и других бытовых нужд. Возникла необходимость проведения анализа воды этой речки.
  3. Объект исследования. Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование. Объект исследования: река Канарейка.
  4. Предмет исследования более конкретен и включает  только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работу, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет исследования: качество воды реки Канарейка.
  5. Цель исследования: формулируется кратно и предельно точно, в смысловом отношении выражая только основное, то что намеревается сделать исследователь. Оценить  качества воды в реке Канарейка.

Задачи исследования:  задачи исследования развивается и конкретизируется цель работы, обозначается комплекс вопросов, которые будут решаться в ходе работы, они могут отразить пошаговое достижение цели, последовательность действий

 Описать географическое положение реки

Определить скорость,  глубину, ширину реки.

Определить органолептические свойства воды

Определить химические свойства воды.

  1. Исследование предполагает и наличие гипотезы. Гипотеза – это развёрнутое предположение, подробно излагающее методику, систему мер, те есть технологию того нововведения. Гипотеза может быть как одна так и несколько. 
  2. Требования предъявляемые к гипотезам

быть проверяемой;

 содержать предположение;

быть логически непротиворечивой

 соответствовать фактам.

В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание,
предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.        
,

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Я считаю, что качество воды в реке соответствует санитарным нормам, так как в нашей деревне нет предприятий, которые загрязняли бы реку, жители деревни строго следят за чистотой её берегов и воды.

  1.  Методика исследования Методика – это совокупность приемов, способов, порядок их применения.

Применения специальных методов решения требует большинство  специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности.  

9.1. Теоретические методы:

  • Моделирование позволяет применять экспериментальный метод: объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта - моделью;
  •  Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих    исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат - абстракцию. Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);
  •  Анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложен предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно  помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами  анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;
  •  Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.

9.2 Эмпирические методы:

  • Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств, желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;
  • Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;
  • Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

9.3 Математические методы:

  • статистические методы;
  • методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
  • методы и модели динамического программирования;
  • методы и модели массового обслуживания;
  • метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

  1. Обзор литературы. Здесь анализируется информация, которая известна об исследовании в данной области, вывод о степени изученности и перспективе дальнейших исследований по данной проблеме.
  2. Организация исследования. Указывается место проведения исследовательской работы, кто, когда его проводил, перечислены объекты исследования, подробно описана методика исследования, переслены все приборы и инструменты, указана точность. С которой проводились измерения тех или иных параметров.
  3. Результаты исследования. Подробно излагаются полученные результаты, они проиллюстированы (таблицы, графики, рисунки, фото) проведено сопоставление результатов с источниками по данной проблеме.
  4. Выводы Наличие краткой по пунктам формулировки результатов, результаты сопоставлены с гипотезой, даны практические рекомендации, намечена перспектива для дальнейших исследований
  5. Литература: перечисляется всё, что использовалось в работе
  6. Приложения.

Структура исследовательской работы.

  1. Титульный лист
  2. Введение
  3. Основная часть

Обзор литературы

Методика проведения исследования

Организация  исследования

Описание результатов исследования

  1. Выводы
  2. Список литературы
  3. Приложения

Литература.

Маслова Е.В.  Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.; АРКТИ 2006. – 64 с (Школьное образование)

Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для рабтников общеобразовательных учреждений. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: РАКТИ, 2006 – 80 с (Метод. биб – ка)

http://ustugeanina.ucoz.ru/ 

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-

http://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-kak-oformit-uchebnoissledovatelskuyu-rabotu-pravil-oformleniya-421569.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Проектно-исследовательская деятельность как развитие исследовательской компетенции у одарённых обучающихся

Исследовaтельская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельнос...