Конспекты уроков
план-конспект урока по географии (9 класс)

Лоскутова Тамара Александровна

                                                                                                                                   

Тема урока: Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности

Глобальные проблемы человечества (всеобщие, общечеловеческие, затрагивающие интересы всех народов и государств.)

  • Предотвращение мировой термоядерной войны
  • Прекращение гонки вооружения
  • Изучение космоса
  • Устранение неблагоприятных последствий НТР
  • Проблема энергетики
  • Преодоление экологического кризиса
  • Решение правовой проблемы
  • Охрана здоровья, ликвидация опасных заболеваний
  • Демографическая проблема
  • Север-Юг

Основные понятия:

- общество
- человек
- роль человека в обществе
- экология

«Человек – регулятор жизни на планете»
А. ПЕЧЧЕИ

Цели урока

знать

- что такое глобальные проблемы современности.
- что породило эти проблемы;
- когда появились проблемы;

уметь:

- обобщать материал по каждой проблеме ;
- свободно высказываться
- делать выводы

Воспитательная задача

- вызвать у учащихся чувство ответственности за судьбу Планеты ,Общества и Человека.

Оборудование

- таблицы по глобальным проблемам современности
- высказывания ученых о роли человека в  предотвращении глобальных проблем,
- слайды «Кандалакшский заповедник»
- приборы для химических опытов,
- магнитофон, подборка музыки, песен на данную тему.

Методы

- частично-поисковый
- выполнение творческих заданий,
- групповая работа,

Тип урока :- семинар с элементами интегрирования (химия, биология,).

 

Б. Коммонер (эколог): «…современный человек – «человек технологический» с углекислотой в тканях организма и свинцом в костях».

А. Яблоков (биолог): «… химизация сельскохозяйственного производства оказывает мутагенное влияние на живую природу и человека, отчего на этой основе возникает нейропсихологические нарушения».

А. Печчеи: «… любые новые достижения человечества, включая и то, что обычно подразумевается под «развитием», могут основываться только на совершенствовании человеческих качеств, если мы хотим действительно расти».

А. Печчеи: «… высшая цель человечества – «человеческое развитие». Человек – регулятор жизни на планете».

А. Сент-Экзюпери: «…человек – странник во вселенной, ищущий скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он любит свою крошечную планету и свою привязанность к ней выражает в правиле: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок и свою планету».
_ «Маленький принц».

Ход урока

(звучит  музыка )

«Музыка всегда рождает определенные чувства в душе каждого человека».
Рождение жизни, жужжание пчелы, пение птиц, а по мере деятельности человека
нарастает  угроза всему живому. Звонят колокола,они предупреждают нас – ЛЮДИ
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫМИ.

Тема нашего урока – заключительного урока темы «Человек и общество» - «Глобальные проблемы современности».

Мы рассматривали с вами вопросы:

- Что такое общество? ( Дать определение).

(Общество – это часть мира, образованного совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми).   

- Организованная деятельность людей ,человеческих коллективов , способных собств6нными
усилиями производить все необходимые условия существования.    
Наверное,  первое определение больше всего подходит к нашему уроку.

Какова  роль человека в обществе? (Сознательно преобразующая ).

Почему же сегодня есть небо – задымленное тысячами заводских труб, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер?
Почему сегодня все еще проливается кровь невинных людей? Умирают дети от голода
и болезней?     

И все это - ЧЕЛОВЕК?

Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом - имя которому – ПЛАНЕТА
ЗЕМЛЯ

«Моя планета – человечий дом,                    
Но как ей жить под дымным колпаком .
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!» 

(зачитать с доски).

Особенности  интеграционных процессов, охватывающие самые разные стороны жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых Глобальных проблемах современности.

Что такое Глобальные проблемы современности?

(на доске – схема – не все, может быть, сегодня мы рассматриваем на уроке)
Каждая группа работала над своей проблемой, делала творческий отчет, как предотвратить проблемы современности.

Задание классу: составить в тетради план-конспект по всем проблемам современности.

Какие особенности имеют глобальные проблемы?

  • Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивающий интересы всех народов.
  • Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
  • Требуют коллективных усилий всех государств.

Когда появились глобальные проблемы?

  • По мере нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой.
  • По мере освоения человеком планеты Земля.
  • 400 тыс. лет назад – использование огня (пожары).
  • Охота людей – исчезновение мамонтов.
  • 12 тыс. лет назад – переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему (развитие земледелия).
  • Добыча полезных ископаемых (необходим крепежный лес), уничтожение лесов.
  • 5 тыс. лет назад – строительство городов.
  • Развитие промышленности.

С конца ХIХ в. начинается современный, наиболее интенсивный этап воздействия человека на природу.
60-е г. ХХ в. Разрушающее взаимодействие общества на природу достигло глобальных масштабов.

Что породило глобальные проблемы?

  • Огромные масштабы человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей.
  • Неспособность человечества рационально распорядиться своей деятельностью.

Рассмотрим каждую проблему :

Проблема войны и мира:    (музыка)

Война – это самое страшное на планете, это смерть, жестокость, всеобщая боль, это горе матерей, потерявших детей, это стон родной земли.
Во II половине ХХ в. В связи созданием ядерного оружия и ракетной техники, возникла реальная возможность, в случае развязывания 3-й мировой войны, уничтожения целых стран и даже континентов.
Поэтому проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны, выживание и самосохранение человечества стала поистине проблемой №1 современности.
Современный научно-технический прогресс меняет технологию производства настолько быстро, что прежде чем хозяйственная система возвращается в положение равновесия, в биосферу попадает такое количество отходов, которое она не в состоянии переработать. В последнее время с интенсивным использованием свободной энергии органического топлива, сжигания, разрушения природных структур, аккумулирующих энергию Солнца, наметилась тенденция к снижению организованности биосферы. Сегодня промышленное производство в современном виде не может не наносить ущерба биосфере. Каждый промышленный центр цивилизации превратился в постоянно действующий вулкан, т.к. в нем с помощью тепловой и других видов энергии перерабатывают продукты земной коры и это влияет на всю биосферу Земли.
(групповая работа)

Демографическая проблема

Как и другие глобальные проблемы, демографическая проблема имеет длительную предысторию. Численность населения на земном шаре систематически возрастала. Сегодня на планете 6 миллиардов жителей.
(групповая работа)

Энергетическая и сырьевая проблема

Это прежде всего  проблема надежного обеспечения человечества топливом и сырьем.
(1986 г. – Чернобыльская авария)
(групповая работа)

Продовольственная проблема

Прирост населения опережает темпы роста объемов продовольствия, которые не успеваю расти так же быстро, как население. Пахотные ресурсы постоянно сокращаются за счет роста городов, развития транспорта. Если в начале ХХ в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, к середине ХХ в. – 6 га, в настоящее время – 3 га; в начале нового столетия будет всего 2 га. От голода и недоедания в мире страдает примерно 1 млрд. человек. Калорийное голодание испытывают 20% населения Земли.
(групповая работа)

Экологическая проблема

На примерах по г. Кандалакша

«Любовь и боль  моя, Кольская земля» (групповая работа)

Экология –

- где мы живем
- транспорт
- вода - ты и есть жизнь.

«Воздух нам – отец, 
Вода              - мать,
Земля           - дом».  

Слова  Экзюпери:  «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха»

(Песня «Живи родник», опыт с водой)

Для поддержания экологического равновесия, часть земель изымается из хозяйственного использования и передается под охрану. На территории, подчиненной Кандалакшской администрации  расположены охраняемые территории:

«Названия  заповедных территорий».

Администрация города и научно-производственная фирма «Лечебные сады – парки» создает питомник лекарственных трав на территории района. Он будет базой посадочного  материала  и будет использован  для  лечебных целей.
В силу того, что флора  Севера хрупка и уязвима, мы всегда должны помнить слова П. Гвездослова:

«Я сорвал цветок -  и он завял,
Я  поймал жука – и он умер у меня на ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем».

(Музыка «Как прекрасен этот мир», показ слайдов о природе)

Проблема здоровья

Сегодня обострилась проблема здоровья человечества. Здоровье является состоянием  полного физического, духовного, социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.

(Групповая работа)

От промышленных отбросов страдает не только природа, но и  человек  - сотни  тысяч жителей Заполярья. Страдают, вдыхая зараженный воздух, потребляя воду с тяжелыми металлами. Нельзя сказать, что воздух, вода, растения напичканы у нас ядами: их тысячные доли процента, но если учесть, что человек в течение суток потребляет

20 м3 воздуха,
1,5 кг пищи,
2,5-3 л воды,

то и малые химические соединения, накапливаясь, оказывают отнюдь не благоприятное влияние на организм и здоровье людей. Все это вызывает такие опасные заболевания, как заболевания органов дыхания и пищеварения, кожи, сердечнососудистой  системы, нарушают детородные функции, способствуют кариесу зубов, раку, угнетают головной мозг.

Самые больные дети в области (это касается органов дыхания, пищеварительного тракта и кожного покрова) - это дети г.Мончегорска и г.Печенги. А после них по числу заболеваний детей идет Кандалакша.
Кандалакша на 1 месте в Мурманской области по содержанию в воздухе бериллия - вещества, вызывающего раковые заболевания.

Итоги, анализ данных:

Человек и природа – это единое целое. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и промахов.
Никогда на протяжении истории человечество не сталкивалось  со столь  многими угрозами его существования. Проблемы окружающей среды, энергии, населения продовольствия и самих форм воспроизводства людей - все это образует взаимопроникающий комплекс, и бесполезно пытаться решать эти проблемы по отдельности. Необходима скоординированная мировая стратегия для их решения. Это было бы первой глобальной революцией.
Мировая общественность сегодня пытается бороться с этими проблемами.  Это  Римский клуб (президент Печчеи)  и ….
(звучит песня в исполнении Майкла Джексона)

(групповая работа)

What about sunrise... rain... done things?
That you said we were to gain
What about killing fields? Is there time?
What about done things?
That you said yours that mine.

Это первые строки песни. Сам певец олицетворяет современное поколение и ему, т.е. поколению, должны принадлежать восходы солнца  дожди. Но посмотрите, что мы сделали этому миру. Цветущие поля превратились в поля, которые убивают. Крик страдания, поднимаясь к небу, смешивается с дождем и возвращается на Землю. Кто ответит сыновьям и дочерям за пролитую кровь? Кто ответит за все то, что не смогло появиться на свет? Какой же мир ты оставляешь своим детям? Как и все, герой песни мечтал, и в своих мечтах он уходил далеко за звезды. Но песня заканчивается вопросом: как же мы живем и как дальше будем жить?! В песне звучит мысль, что и все мы можем погибнуть! Этого нельзя допустить!

И в этом роль Человека!

Глобальная проблема

                                                                                                   (Заполни таблицу)

Доказательства существования проблемы

Пути решения

 

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

 

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

  • Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
  • Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
  • Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

  • Привить людям новые нравственно-этические ценности;
  • Сплотиться всему человечеству;
  • Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

- Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?

- Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?

- Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?

- Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Домашнее задание: Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »

Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?

                                                                                            

Оформление доски

Высказывание ученых, писателей о роли человека.
Выставка литературы:  «Мир  в ХХI веке»
Урок заканчивается подведением итогов деятельности каждой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение

Предлагаю вам сейчас выполнить тест, оценка за который будет оценкой за урок. Тест выполняется в течение 10 минут.

I ВАРИАНТ.

 

  1. Какую проблему повлек за собой демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки?

А) Проблему здоровья;

B) Демографическую проблему;

C) Продовольственную проблему;

D) Проблему терроризма;

E) Экологическую проблему.

2. Потепление климата Земли имеет множество последствий. Из нижеприведенных положений

выделите одно, имеющее наиболее серьезное последствие для людей:

А) Таяние ледников и ледниковых шапок;

B) Подъем уровня Мирового океана, затопление прибрежных стран;

C) Изменение режима осадков и температурных условий;

D) Появление новых засушливых районов;

E) Исчезновение многих видов растений и животных.

3. Чем, на ваш взгляд, объяснить возникновение энергетической проблемы?

А) Ограниченность ресурсов планеты;

B) Недостаточная эффективность использования энергии;

C) Увеличение потребления нефти;

D) Недостаточная работа по восстановлению лесов планеты;

E) Все ответы верны.

4. Страна, использующая силу ветра для получения энергии:

А) Дания;

B) Япония;

C) Норвегия;

D) Италия;

E) Бразилия.

5. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.

А) Да;

B) Нет.

 

II ВАРИАНТ.

 

  1. Осознание глобальных изменений климата Земли в последнее десятилетие повлекло за собой поиски выхода из кризисной ситуации. Какие действия, на ваш взгляд, могут предотвратить наметившийся кризис?

А) Запрет использования в производстве химических веществ, разрушающих озоновый слой;

B) Сокращение выброса в атмосферу углекислого газа;

C) Снижение потребления электроэнергии;

D) Охрана оставшихся лесов, работы по восстановлению лесов;

E) Все ответы верны.

2. Какую проблему повлекло за собой недостаточное обеспечение большей части населения Земли

продуктами питания?

А) Проблему здоровья;

B) Демографическую проблему;

C) Продовольственную проблему;

D) Проблему терроризма;

E) Экологическую проблему.

 

3. Страны, использующие энергию солнца для получения электроэнергии:

А) США и Франция;

B) Япония и Китай;

C) Казахстан и Турция;

D) Германия и Австрия;

E) Испания и Бельгия.

4. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.

А) Да;

B) Нет.

5. Быстрый рост народонаселения в слаборазвитых странах приводит к нежелательным для них последствиям. Отберите среди следующих положений верные:

А) Проблема безработицы;

B) Недостаточное обеспечение жильем;

C) Увеличение нагрузки на природные системы, что ведет к их разрушению;

D) Необходимость выделять средства для проведения демографической политики;

E) Все ответы верны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Народные промыслы России.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с видами народных художественных промыслов Центральной России, с их географией, историей возникновения, особенностями технологии и художественной ценностью.  Расширить знания об обычаях, традициях русского народа.
    2.   Развивать навыки самостоятельной работы, работы  с дополнительным материалом, развивать кругозор учащихся и творческие способности в создании и рекламы промыслов.
    3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за Россию, способствовать художественно-эстетическому развитию учащихся.

Оборудование: Карта Центральной России, видеофильм “Гжель”, листы с таблицей “Народные промыслы Центральной России», русские народные костюмы, музыка – колокольный звон, компьютерные презентации  – «Жостово», «Живая гжель», «Русские матрешки», «Дымка», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», предметы быта перечисленных народных промыслов, таблички с названиями народных промыслов, листочки с рефлексией.

Ход урока

I. Организационный момент.
  Обращение к детям:
  И прежде чем начать урок,
  Хочу сказать: «Вас видеть рада я,
  Глядеть в смышленые глаза
  Ведь для меня награда»
 
Обращение к гостям:
  Гостей приветствовать хочу,
  В душе надеясь честно.
  Урок хочу так провести,
  Чтоб было интересно!»
   
Эпиграф к уроку:
  «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
 ( записаны на доске)

II Проверка домашнего задания.
    Тестирование по теме «Центральная Россия»(листы для уч-ся)
   1. Какой район не входит в состав Центральной России?
       а) Северный   б) Центральный   в) Волго-Вятский   г) Центр. -Черноземный.
    2. Связи с окраинами России и соседними странами осуществлялись
       в XI-XVI вв.
       а) по морям  б) по рекам  в) по дорогам грунтовым.
    3. Центральная Россия имеет ... положение.
       а) периферийное  б)
столичное  в) приграничное
   4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
      а) Литва  б) Украина  в) Беларусь  г) Молдавия
   5. Центральная Россия ...
      а) богата природными ресурсами  б) не богата природными ресурсами
   6. В Центральной России есть крупное месторождение ...
      а) торфа  б) фосфоритов  в) бурого угля  г) железной руды
   7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют ...
      а) природные условия   б) природные ресурсы.

Ключ к тесту:  1)       2)  3)   4)  5)  6)  7)

III. Изучение нового материала.

      Вступительное слово учителя

      (Под звон Ростовских колоколов) Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

        В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете – растворенная в тысячелетиях память народа, не писаная, но сохраненная история его жизни и труда. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

        Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами Центральной России, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями технологии и художественной ценностью. У нас сегодня необычный урок: урок-ярмарка. На нашем уроке вы  будете  продавцами. По ходу урока увидеть вы должны заполнить таблицу, которая лежит перед вами.

Название промысла

   География

Время образования промысла

Художественные особенности промысла

1. Описание ярмарки.
 
   
Звучит второй концерт С. Рахманинова  (тема: Россия. Любовь к России. Русское раздолье).
   – Не отзвуки ли веселой ярмарки мы слышим с вами сейчас?
 

(
Входят в русских костюмах дети)

Слова  ведущего:

Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!


Дети:

Гей, народ! Не стой у ворот.                                                                      Заходинабазар,покупайтовар.                                                                          Ярмарка!    Ярмарка!
Веселая, яркая!
Заходи!   Налетай! Покупай!

Вот чашки и матрешки!
Пряники и ложки!
Кружева и хохлома.
С узорами платки.
Доставай кошельки
Купи,  не прогадаешь
Ложки для еды.
Узор такой красивый
Везли из Хохломы.
Смотри, везде игрушки:
Свистульки: уточки и хрюшки, 
Славные, забавные!
Вот птичка – солоничка, барашек – свисток!
 Из славной Дымки товар идет! 
Разбирай товар! Торопись народ!
Ярмарку открываем. Всех мы в гости приглашаем!


 (Поют частушки по очереди, показывая изделия)

Тень-тень, потетень
Похвалиться нам не лень.
Как на нашей ярмарке
Все свои порядки.

Похвалялась Оля: “Ах!
Я в посадских платках!”

Похвалялась Зина:
“У нас в Вятке – дымка!”

Похвалялся  Прошка:
“У меня матрешка!”

Похвалялись малыши:
“В Вятке ложки хороши!”


2. Начинается ярмарка.

 Ведущий: -
 Купцы дорогие, Люди торговые, На нашей ярмарке должны вы свой товар расхвалить, ничего не забыть. И  себя показать, и товар свой продать.

(Сообщение учащихся с демонстрацией презентации).

   Дымковская игрушка 
- Я из Дымково пришла.
Вам игрушек принесли.

Барашек - свисток,
Ленивый рог - завиток.
Правый бок - завиток,
На груди - цветок.

Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек Марфуточек
Купаться ведет.

Индя-индя-индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок непростой.
Красный, белый, золотой.

Купец 1: -А появилась эта замечательная игрушка в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова, сейчас это город Киров. Дымковские мастера занимались разными ремеслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.
        В далекие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались здесь праздничные ярмарки, которые назывались «Свистуньи». Лучшим украшением которых были дымковские игрушки – свистульки (оттуда и пошло название ярмарки), исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.
       До наших дней дошла легенда о дымковском коньке. "Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несет людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги (символ Солнца)".
        Старая дымковская игрушка - сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали ее с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в "блины", а затем сворачивали "блин" так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи ( в настоящее время их обжигают в муфельных печах) и остужали.
         Следующий этап работы - "отбеливание": фигурки погружали в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становилась ослепительно белой.
       
 Теперь можно приступить к раскрашиванию. Для этого потребуется краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы, которые символизировали солнце, землю, колосья. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками из золота, что делало ее еще наряднее и богаче.

– Так как зарождение промысла связано с древним народным праздником свистунья, то наиболее популярными раньше были свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Мастерицами изготавливаются дамы, кавалеры, няни, модницы, встречаются композиции, изображающие народные гулянья, праздники.

Учитель:- Достойные товары. Берем ваш товар? Кто еще привез свой товар на ярмарку?

Хохлома

(Сообщение учащихся с демонстрацией презентации).

Купец 2:
Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Мы ближайшие соседи старой Вятки,
Мы частенько здесь бывали, знаем все ее порядки.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!

– В деревнях без нашей посуды и дня не обходится: в нее и кипяток лей, и щи горячие, и кашу с пару накладывай – ничего не сделается. Искусство наше зародилось еще в XVII веке в селе Хохлома.
  Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Сказка – ложь, да в ней намек… не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?
   
 Зародился этот промысел в конце 17 века на нижегородской земле.
– Хохломское изделие изготавливается из липы, березы и первоначально существует в виде белой деревянной ошкуренной и отдельной заготовки. Затем это “белье” покрывают слоем жидкой глины, пропитывают сырым льняным маслом, шпаклюют, покрывают поверхность олифой 3–4 раза, каждый раз просушивая, последний раз при температуре 60–70
оС. На эту еще недосушенную поверхность наносится хорошо растертый с водой алюминиевый порошок. Затем идет роспись яркими красками (красного, желтого, коричневого, зеленого и черного цветов).

Кажется, что тут такого сложного?
– В свое время иностранные купцы, с которыми мы бойко торговали, захотели наладить такое же производство у себя. Однако ничего не получилось. Оказалось недостижимым русское начало, они его не поняли.

– Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. На посуде художники любят рисовать землянику, малину, крыжовник, чёрную смородину. Самый любимый стародавний узор это травка и кудрина. Травка пишется красным и чёрным, а кудринка, всегда золотым. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой – свет, Солнце.
   Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда принимались с удовольствием. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой и росписью.

– В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки и сейчас используются и как музыкальные инструменты.

-Кричат зазывалы на ярмарке:
Кому посуда для кашки-окрошки?
Чудо блюдо да чашки-ложки?

Откуда посуда?
- К вам приехала сама золотая хохлома!

   Покупайте, хохлому!

   И счастье в дом придет тому,

   Кто ест из ложки расписной,

   Тот будет вечно молодой!
 
Учитель.  Этот товар станет украшением в нашем доме. Теперь перейдем к следующим товарам.

Городецкая роспись.

Купец 3:

 Наши доски расписные, 
Посмотрите, вот какие. 
Все хотим вам показать, 
И подробно описать. 
По розанам и купавкам 
Городецкий скачет конь, 
И в цветах весь утопает, 
До чего ж красивый он.

(Сообщение учащихся с демонстрацией презентации).
 
– А мы к вам прибыли с Приузолья – северо-запада Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и Городецкого. Какова же история Городецкого народного промысла?

– Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть.

– В 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец Н.И. Огуречников править роспись в местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донца не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками (кистью работать резвей и веселей). Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городские краски пылали всей палитрой. И разлетелась вскоре чудо-красота по всей России.

– Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут сцены чинных чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, пышные розаны и павлины. Впрочем, павлины были очень похожи на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе было не по одной.
Посмотрите на красоту Городецкой росписи.

Физминутка.
Ведущий:  Устали? Давайте отдохнем.
Во время занятий рукоделием русские умельцы не только работали руками, но и сыпали прибаутками, пели народные песни.
Задание:  Назвать пословицу, поговорку или крылатое выражение, связанное с предметом.

 1. Яблоко: яблоко от яблони недалеко падает; от одного порченого яблока целый воз загнивает; не тряси яблоко, пока зелено: созреет, само упадет; яблоко- румяное, а внутри – червоточина.                  
2. Хлеб:  пот на спине - так и хлеб на столе; плох обед, коли хлеба нет. Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.        
3. Ложка:
 Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтоб таскала по шести. Ложки мимо рта не пронесешь. Ложкой моря не вычерпаешь. Ложку не довез, а рот открываешь.

Учитель: Хорошо. Продолжаем нашу ярмарку. Работа хороша, если в ней

польза и душа.

Купец 4:

Гжель  
 
(Сообщение учащихся с демонстрацией презентации). 
А деревня наша Гжель,
Не за тридевять земель. 
Под Москвою мы живём. 
Глину месим и поём. 
Очень любим синий цвет, 
Потому что краше нет. 
Чашки, блюдца, самовары,
Знают люди всей Земли.
Мы и к вам полно товару,
Для продажи привезли.

Учитель:- Посуда просто удивительно хороша. Так ли прочна она, как красива?
       Гжельская керамика - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия, вырабатываются  на керамических производствах в селениях близ станции Гжель (Московская область). Пришло к нам это слово из седой старины, когда был целый район с многочисленными разноименными деревнями Огжель, Акжель, Жгель, Гжель. Все эти названия имели определенный смысл: "жечь, обжигать”. Гжель- это большой рабочий поселок из тридцати двух малых деревень.
   Деревенька Гжель впервые была упомянута более 600 лет назад. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами.
 Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную. Послушайте легеду о выборе синего цвета: жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше?  Поскакала  Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала  травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго  искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела  над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине- белые чудеса.

      Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.

      Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частичку своего сердца, доброту души. А впрочем посмотрите сами. (Видеофрагмент).

 Гжельская посуда,
 Это просто чудо!

Сколько в ней голубизны,
Красоты и новизны!
 В руки ты её возьмешь,

 И на душе светло.
Это руки мастера,
 Передают тепло!
Учитель. -Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок.

Купец 5

 Русская матрешка.

(Сообщение учащихся с демонстрацией презентации).

А сейчас отгадайте загадку.

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Их…зовут (матрёшками)

    Разные бывают на свете куклы – из дерева и материи, из глины и соломы, резиновые и стеклянные. А есть особые куклы – матрёшки. Их знают во всех городах и сёлах, а когда иностранные туристы бывают в России, они всегда увозят с собой исконно русский сувенир – деревянную матрёшку. Наверное, вы думаете, что матрёшке лет 200 или 300? Нет, матрёшка молода. Ей чуть больше 100 лет. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. История её такова. В Подмосковье  раскинулось старинное поместье Абрамцево. Здесь жил помещик Савва Мамонтов. Однажды из-за границы привезли ему в подарок японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а веем японка, в ней ещё и японец – мальчишка спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтову. Попросил он токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобии японской, а художнику Малютину поручил расписать её. В результате получилась кукла совершенно непохожая на японскую. Первая русская матрешка, была восьмиместной: за девочкой  с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.
   Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая матрёна. Так и прозвали куклу – матрёшкой. Сначала делали матрёшек вручную. Стоили они очень дорого. А потом начали вытачивать её на токарном станке. Дело пошло быстрее.

      На Руси прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов и Полхов-Майдан.
     Матрешки из Семенова и Загорска похожи между собой. Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники “ одевали” этих матрешек в сарафан, а на голову надевали платок, в росписи которого использовали прием “ тычок”. Давайте их рассмотрим.

    Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этих матрешек используются более яркие цвета – малиновый, фиолетовый, используют обводку черным цветом. 

Учитель. Берем игрушки для нашей подружки?

Купец 6

Учитель.
 А это что за чудные подносы на нашей ярмарке?

Жостовские подносы.
(Сообщение учащихся с демонстрацией презентации). 
Мы приехали к вам в гости, 
На веселый праздник ваш. 
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж. 
Черный фон сияет лаком,
А на нем цветов краса.
Алых, желтых с красным маком –
Это просто чудеса.
Оно словно вешний сад.
Лучше их вы не найдете,
Покупайте, стар и млад.

     В начале XIX века неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташкино, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов. В 20 годы XX века маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.
    Начинается рождение подносов с вырезания из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью прессов заготовке придают нужную форму. На фабрике существует 26 различных форм поносов: круглая, овальная, прямоугольная, гитарная, восьмиугольная и другие. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а затем лаком.
   
 Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, астр, георгинов, колокольчиков, ромашек, незабудок. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определенной последовательности.
     Заключительный этап росписи - изображение мелких веточек, усиков, мягко соединяющих все элементы росписи друг с другом и черным фоном. Затем поднос украшают рамкой, лакируется и полируется.
      И вот поднос готов. Во многих домах жостовские подносы являются как нужной вещью, так и украшением на столах или картиной на стене.

Поднос – практичное изделье,  необходимое в  быту,                                                                                                              Он принесет вам в день рожденье:

Цветы, улыбку, красоту.

Украсит также он ваш дом

И станет радостнее в нем.

Он служит годы долгие, в семейном очаге,

Поможет он еще, в работе и еде,

Напитки он украсит вам,

И выпить ты захочешь сам,

И чай, и кофе, лимонад,

И съесть любимый шоколад!

     Много чудес мы увидели в селах и городах Центральной России. Но не мало интересного мы можем увидеть в нашем родном крае.

    Посмотрите на стенд. Брянская область славится лоскутным плетением, резьбой по дереву, лозоплетением, плетением кружев, вышивкой. В нашем селе жили ремесленники, занимавшиеся изготовлением бочек. И эта красота рядом, только загляни в бабушкины сундуки!

    Сколько интересного нас окружает. И вы ребята можете приумножить эту красоту, лишь только надо продолжить дело наших бабушек и дедушек!

IV. Закрепление изученного.
    Учитель:

Закончила работу наша ярмарка. 
Кто смел, 
Тот успел 
И себя показать, 
И товар продать.

– Что выбрал Дима? Ваня? Полина? Почему?

Проверка таблицы

V. Итог урока.
Заключительное слово учителя.
   
Мы с вами побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светило волшебное перо жар- птицы, а чтобы познакомиться с другими промыслами, снова нужно пройти много дорог и тропинок.
    Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и этические начала, целесообразность.

Песни даль и сказки тайна,
Свадьба или поминанье.
Душу слепят, но сперва-
Полотняные преданья,
Деревянные сказанья,
Рукодельные слова.

Рефлексия.

Учитель: -Выбери предложение и продолжи его:
-я уже знал....
-я узнал...
-мне было …………. на уроке.

                     Приложение 1.
Народные промыслы Центральной России.

Название промысла

География

Художественная особенность промысла

Время образования промысла

Дымковская игрушка

Правый берег р. Вятки г. Хлынов

Глиняная игрушка покрывается меловым грунтом и расписывается красками, разведенными на молоке. Это свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц, дамы, композиции народных гуляний

Более 100 лет назад

Хохлома

Село Хохлома Нижегородская область

Живопись на лаковых изделиях. Расписывают домашнюю деревянную утварь: посуду, прялки, шкатулки. Используют 4 вида цвета.

XVII в

Гжель

Гжель Московская область

Растительный орнамент, рисуется вручную, используется 2 цвета. Керамическое производство (роспись по фарфору)

19 век.

Жостовские подносы

Д. Жостово Московская область

Подносы, роспись без эскизов, украшались пейзажами, сейчас – цветами. Роспись по металлу.

Начало 19 века.

Городская роспись

Деревня Курцево 30 км от Хохломы Нижегородская область

Буйство красок, роспись холодная, в рисунке сюжетные картины «мещанского быта». Резьба и роспись по дереву

18 век

Русская матрешка

Г. Загорск, Семенов и Полхов-Майдан.

Деревянная игрушка. Множество красок

Более 100 лет назад

Приложение 2 


Тест по теме «Центральная Россия»
   1. Какой район не входит в состав Центральной России?
       а) Северный   б) Центральный   в) Волго-Вятский   г) Центр. -Черноземный.
    2. Связи с окраинами России и соседними странами осуществлялись
       в XI-XVI вв.
       а) по морям  б) по рекам  в) по дорогам грунтовым.
    3. Центральная Россия имеет ... положение.
       а) периферийное  б)
столичное  в) приграничное
   4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
      а) Литва  б) Украина  в) Беларусь  г) Молдавия
   5. Центральная Россия ...
      а) богата природными ресурсами  б) не богата природными ресурсами
   6. В Центральной России есть крупное месторождение ...
      а) торфа  б) фосфоритов  в) бурого угля  г) железной руды
   7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют ...
      а) природные условия   б) природные ресурсы.

      Тест по теме «Центральная Россия»
   1. Какой район не входит в состав Центральной России?
       а) Северный   б) Центральный   в) Волго-Вятский   г) Центр. -Черноземный.
    2. Связи с окраинами России и соседними странами осуществлялись
       в XI-XVI вв.
       а) по морям  б) по рекам  в) по дорогам грунтовым.
    3. Центральная Россия имеет ... положение.
       а) периферийное  б)
столичное  в) приграничное
   4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
      а) Литва  б) Украина  в) Беларусь  г) Молдавия
   5. Центральная Россия ...
      а) богата природными ресурсами  б) не богата природными ресурсами
   6. В Центральной России есть крупное месторождение ...
      а) торфа  б) фосфоритов  в) бурого угля  г) железной руды
   7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют ...
      а) природные условия   б) природные ресурсы.


Палех

(Сообщение учащихся с демонстрацией презентации).

Купец 7:– А мы купцы из Палеха. Знаменит наш край с 17 века своей миниатюрной живописью. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех: "…Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар…от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились - и с тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а то - Палихой, И село стали Палехом называть".

      Есть и другая легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "Была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

      Мастерство палехских художников сохранилось и поныне. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры-росписи шкатулок, коробочек, брошек.

      Как же создаются такие прекрасные, яркие шкатулки?

Шкатулки для росписи делают так:  сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называют папье-маше). Затем их пропитывают льняным маслом и прокаливают в специальной печи – заготовки становятся лёгкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой. А лакировщики покрывают их несколькими слоями чёрного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Живописец работает тоненькой кистью, проводя линии не толще волоска – иногда подробности росписи можно рассмотреть только в увеличительное стекло. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся – это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растёртым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка – настоящая драгоценность. Главные сюжеты палехской росписи – русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.

Рефлексия.

Учитель: -Выбери предложение и продолжи его:
-я уже знал....
-я узнал...
-мне было ………………………... на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...