Конспект урока "Ветер" 6 кл.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Дроздова Зинаида Владимировна

Цель: формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения; знакомство с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_veter.docx76.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Ветер» (VI класс)

Цели:

образовательные: формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения; знакомство с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.

Оборудование: флюгер, анемометр, слайды, раздаточный материал, учебник А.А. Летягин . Начальный курс географии VI кл. — М.: Винтана граф, 2015.

Ход урока

Методические рекомендации

I. Организационный момент

Доброе утро, ребята!

Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята?

Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока

Заполнение таблицы.

Лист №1

знаю

хочу знать

узнал

- движение

-сила

- скорость

- направление

Задание:

• Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.

Вторую колонку учащиеся заполняют самостоятельно.

Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширение и систематизация знаний по изучаемому вопросу

Задание:

• На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели урока:

- выявить причины возникновения ветра;

- узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра;

- выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают полученные результаты.

Вписанные вопросы являются планом урока. Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом

III. Стадия осмысления

Попытаемся сформулировать определение ветра.

Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Выделим ключевое слово и признаки. Вопросы:

Какие причины могут вызвать это движение? Опираясь на жизненный опыт, продемонстрированные слайды, учащиеся делают вывод:

- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление;

- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).

Рассмотрение образования ветра днем

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия

Задание:

• Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?

Формируем понятие «бриз» (дневной, ночной). Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?

Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер. Из шара, который больше надут, воздух выходит с большей скоростью (большая разница в атмосферном давлении).

Наиболее важные вопросы темы фиксируются на доске, создается логическая опора.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления

В  Н

Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:

 C:\Users\Татьяна\Desktop\Безымянный.jpg

В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.

Прием кластера. Цель: систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, их возрастные особенности, используется поэтапная работа с кластером

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос «О какой характеристике ветра идет речь?»:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

(А.С. Пушкин)

Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

(С.Я.Маршак)

(Сила, скорость ветра)

Использование отрывков из литературных произведений - активное средство для развития мышления учащихся

Знакомимся с силой и скоростью ветра,

местными признаками их определения,

используя форзац учебника.

Формулирование вывода. Скорость и сила ветраC:\Users\Татьяна\Desktop\Безымянный.jpg

зависит от разницы в атмосферном давлении.

Знакомство с флюгером и анемометром.

Нанесение на графическую опору

характеристик ветра, видов ветра. 

На листе № 3 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в г. Ноябрьске (январь 2007 г.).

По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).

Работа с розой ветров.

1. Какой вывод можно сделать по графическому изображению?

2. Для каких целей нужно знать розу ветров?

Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа организована по инструкциям

Задание по слайду. Определите, правильно ли размещены жилые кварталы.

Формулирование вывода. Ветер может быть разрушителем и созидателем.

Прием мультимедийной презентации позволит сэкономить время

IV. Стадия рефлексии

1. В листе № 1 заполняется третья колонка (узнал)

Данный прием позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность

Восстановление перепутанной логической цепочки. (Правильный ответ-. 2-1-4-3-5)

Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей (использовался на стадии рефлексии)

V. Домашнее задание

• §39, с. 120, в. 3,4

• по  выбору:

- написать эссе на тему «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

- подготовить сообщение о видах ветра.

При формулировании домашнего задания осуществлена дифференциация с учетом интереса обучаемых. Работа в форме эссе является методическим приемом технологии критического мышления

Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Ребята, благодарю вас за работу.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся

Приложения

Лист 1

Дата:                                          Тема

знаю

хотел узнать

узнал

Лист 2

Задание: построить розу ветров для Ноябрьска (данные: январь 2007 года).

Направление ветра

С

С-З

С-В

Ю

Ю-З

Ю-В

З

В

Без ветра

Количество дней

З

1

4

8

4

4

5

2

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...