Рабочая программа по географии, 10 класс, 105 ч.
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии : с Федеральным законом от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе авторской программы Бахчиевой О.А. География: программа: 10- углубленный уровень.- М.: Вентана-Граф, 2014.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_klass_2019-2020.docx | 57.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по данному курсу составлена в соответствии : с Федеральным законом от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».На основе авторской программы Бахчиевой О.А. География: программа: 10- углубленный уровень.- М.: Вентана-Граф, 2014.г., позволяющей реализовывать выполнение программы профильного уровня . Учебным планом образовательного учреждения МБОУ СШ№2 г.Демидова Смоленской области на 2019-2020 учебный год. В соответствие с учебным планом школы на изучение географии в 10 классе отводится 3 часа в неделю (105 часов за год).
Цель курса – формирование у школьников географической культуры и целостного представления о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения программы по географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- формирование и развитие компетенции в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса
Общий обзор современного мира. Введение.
Предмет социально-экономической географии в системе географических наук. Современный комплекс географических наук, его специфика и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практических задач. Формирование представлений о географической картине мира.
Ключевые теории, концепции и современные методы получения географических знаний. Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии. Использование традиционных и современных методов поиска, обработки и представления географической информации.
Географические карты. Картографические проекции, искажения площадей, форм, углов, расстояний. Способы изображения географических объектов и явлений на картах. Географические атласы. Электронные карты и атласы.
Географическое пространство его составляющие. Понятие территории. Территориальные возможности для расселения и ведения хозяйства. Географические особенности пространства различных стран.
Моделирование – метод географии (модель геосистем, геотехнических систем, поляризованного ландшафта). Отраслевые модели.
Новейшие методы географических исследований: ГИС, история развития, классификация ГИС.
Политическое устройство мира.
Современная политическая карта мира как историческая категория. Основные этапы изменения политической карты в 19 и 20 веках.
Классификация и типология стран мира.
Понятие «унитарное» и «федеративное» государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Понятие «монархия» и «республика» как основные формы правления.
Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран. Понятие «валовой внутренний продукт». ВВП и ВНП как главные индикаторы уровня развития страны.
Природа и человек в современном мире.
Земля как планета Солнечной системы. Форма, размеры, масса, движение Земли. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах.
Географическая оболочка, основные этапы её развития. Основные свойства, закономерности. Целостность ГО. Круговороты вещества и энергии. Ритмичность ГО. Учение о ГО.
Природные комплексы. Закон географической зональности. Географические пояса и природные зоны Земли. Секторность. Азональность в ГО. Природно-аквальные комплексы. Локальные геосистемы.
Классификация ландшафтов.
Географическая среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи.
Геоэкология. Загрязнения, их виды. Факторы изменения природной среды человеком. Антропогенные изменения ландшафтов. Влияние окружающей среды на человека. Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка. Понятие о ресурсообеспеченности. природопользование рациональное и нерациональное.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории и виды ООПТ в России и мире.
Минеральные ресурсы. Обеспеченность сырьём различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ПИ. Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация. Лесные ресурсы. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова. Мировые водные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы океана. Проблемы использования Мирового океана. Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира. Климатические ресурсы.
Понятие «глобальные проблемы человечества». Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем. Эколого-географический мониторинг. Космическая съёмка Земли – основа систематического дистанционного слежения за естественными и антропогенными изменениями окружающей среды.
Население мира.
Численность и воспроизводство населения. Источники данных о численности населения. Изменение численности населения мира. Понятие «воспроизводство населения». Типы воспроизводства. «Демографический взрыв», его причиныи последствия. Теория демографического перехода. Понятие «депопуляция». Демографическая политика: её направления, эффективность, результаты в различных странах.
Состав населения. Возрастной, половой состав населения. Половозрастные пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения. Этнический состав. Понятия «нация», «народ», «народность». Крупные народы и языковые группы.
Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира.
Религиозный состав: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире.
Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация, уровень, формы. Понятие «агломерация» и «мегалополис». Крупнейшие города и мегалополисы мира. Экологические проблемы больших городов. Формы сельского расселения.
Типы миграций, их значение. География миграций, причины, следствия. «Утечка мозгов».
Понятие об уровне жизни населения. Продолжительность жизни. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения.
Проблема разоружения и сохранения мира. Конверсия.
Мировое хозяйство.
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, отрасли международной специализации, международное географическое разделение труда. Новейшие отрасли мирового хозяйства. Транснациональные корпорации. НИОКР. Определение динамики отраслевой и территориальной структуры мирового хозяства. Признаки глобализации мирового хозяйства. Крупнейшие ТНК мира, их география. НТР. Характерные черты и основные направления НТР. Факторы размещения производительных сил. Основные модели территориального структуры хозяйства в разных типах стран. Воздействие НТР на мировое хозяйство.
География основных отраслей.
Промышленность мира (топливная, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лесная промышленность, производство строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленность). География основных отраслей, регионов различной специализации. Основные промышленные центры. Региональные сдвиги в размещении промышленности мира. Модели размещения промышленности. Влияние промышленности на окружающую среду. Определение принципов размещения крупнейших промышленных предприятий мира. Страны и регионы – крупнейшие производители промышленной продукции.
Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зелёная революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии отдельных отралей. Соотношение земледелия и животноводства по странам. Оценка размещения и эффективности сельскохозяйственного производства. Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции. Модели географии сельского хозяйства. Специализация и перспективы развития сельского хозяйства своего региона. Типы ведения сельского хозяйства. Показатели, характеризующие воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. Воздействие растениеводства. Воздействие животноводства. Общие проблемы.
Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы. Транспортная инфраструктура своего региона.
Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений.
Сущность и виды объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. География Всемирного наследия. Характеристика объектов. Всемирное природное наследие России. Всемирное культурное наследие. Классификация объектов Всемирного культурного наследия.
Главные туристические районы мира.
Место сферы услуг в мировой экономике. Мировые центры телекоммуникации, рекламы, финансов. Региональные особенности развития туризма. Развитие туризма в своём регионе. Современная география мировой торговли (географическая и товарная структура экспорта и импорта).
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия.
Место России и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Международные связи России со странами мира (экономические, политические, научные, финансовые и др.).
Интеграционные группировки с участием России: ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, АТЕС, СНГ, ШОС.
Требования к уровню подготовки
- Сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
- Владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
- Сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- Владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
- Владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
- Владение умениями работать с геоинформационными системами;
- Владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
- Сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Календарно-тематическое планирование
Распределение учебного времени
Тема | Количество часов |
10 класс | 105 |
Введение | 6 |
Раздел 1. Общий обзор современного мира | 86 |
Политическое устройство мира | 7 |
Природа и человек в современном мире | 22 |
Население мира | 16 |
Мировое хозяйство и география основных отраслей | 37 |
Россия в современном мире | 3 |
Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира» | 1 |
Резерв | 13 |
№ п/п | Тема урока / форма урока | Параграф | Содержание | Практическая работа | Сроки прохождения программы (по плану/скорретированные) |
1 | Экономическая и социальная география в системе географических наук (лекция) | Введение. 1. Экономическая и социальная география в системе географических наук | Понятие о географической картине мира. Теоретическая основа географической науки. Структура и содержание курса «Экономическая и социальная география мира». Особенности работы с учебником и атласом | 1.09./ | |
2 | Методы географических исследований (лекция) | Методы (общегеографические: традиционные и современные, частные), подходы и концепции экономической и социальной географии. Географические энциклопедии, справочники, словари, календари. Географические периодические издания. Географические описания в художественных произведениях, средствах массовой информации, в том числе аудиовизуальных, и др. | 2.09/ | ||
3 | Пространство — объект изучения географии. Географическое пространство и его составляющие. Понятие территории. Территориальные возможности для расселения и ведения хозяйственной деятельности человека. Географические особенности пространства различных стран. Оценка территориальных ресурсов Земли с точки зрения возможностей расселения человека | Составление сравнительной географической характеристики пространства России, Китая и США | 5.09/ | ||
4 | Моделирование в географии (семинар) | Моделирование — метод географии. Общегеографические модели: модель геосистем, геотехнических систем, поляризованного ландшафта. Отраслевые модели: модель опорного каркаса территории, энергопроизводственных циклов, территориальной рекреационной системы, модель «изолированного государства» Тюнена, модель формирования центральных мест Кристаллера, модель полюсов роста. Примеры моделирования в географии | 8.09/ | ||
5 | Геоинформационные системы (практикум) | Новейшие методы географических исследований: ГИС. ГИС — их роль в решении теоретических и практических задач | Составлять характеристики своего региона, города с использованием информационных порталов ГИС | 9.09./ | |
6 | Космический мониторинг Земли (практикум) | Новейшие методы географических исследований: космический мониторинг Земли. Использование космических снимков для решения практических задач экономики | 12.09./ | ||
7 | Многообразие стран современного мира (урок-практикум) | 2. Страны на политической карте мира | Классификация стран мира. Примеры группировок стран мира (по численности населения, по величине территории, по национальному составу, по особенностям географического положения) | Составление классификаций стран мира по различным признакам | 15.09./ |
8 | Формы правления и административно-территориального устройства (урок-практикум) | Формы правления (республика и монархия), формы административно-территориального устройства (унитарное и федеративное государство). Государства, территории, колонии (и другие несамоуправляющиеся территории) | Исследование «Распад мировых колониальных империй» | 16.09. | |
9 | Типология стран современного мира (семинар) | Типология стран мира, её отличие от классификации | 19.09. | ||
10 | Составление многопризнаковой классификации стран (практикум) | Многопризнаковая классификация стран региона по выбору (Европы, Азии, Африки, Америки) | 22.09. | ||
11 | Этапы формирования современной политической карты мира (лекция) | 3. Политическая карта | Изменения на политической карте мира до ХХ века. Этапы формирования современной политической карты мира | 23.09. | |
12 | Особенности современной политической карты мира (семинар) | Современная политическая карта мира. Примеры изменений на политической карте в начале ХХI века | 26.09 | ||
13 | Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Политическое устройство мира» | 29.09. | |||
14 | Земля — планета Солнечной системы (лекция) | Земля как планета Солнечной системы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах | 30.09. | ||
15 | Учение о географической оболочке (семинар) | Географическая оболочка, основные этапы её развития. Основные свойства (закономерности) географической оболочки. Целостность географической оболочки. Круговороты вещества и энергии. Ритмичность географической оболочки. Учение о географической оболочке. Развитие географической оболочки | 3.10. | ||
16 | Природные комплексы (семинар) | Природные комплексы. Понятие о природном комплексе как геосистеме. Закон географической зональности. Географические пояса и природные зоны Земли. Секторность. Высотная поясность. Азональность в географической оболочке. Зональность в Мировом океане. Природно-аквальные комплексы. Локальные геосистемы. Классификация ландшафтов | Составление комплексного физико-географического описания взаимосвязей между компонентами природного комплекса на определённой территории (на примере своей | 6.10. | |
17 | Географическая среда и человек (лекция) | 4. Географическая среда и человек | Географическая среда — место обитания человека. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства | 7.10. | |
18 | Антропогенные изменения природной среды (семинар) | Геоэкология. Загрязнения, их виды. Факторы изменения природной среды человеком. Антропогенные изменения ландшафтов. Развитие представлений о воздействии человека на природу | 10.10. | ||
19 | Ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран мира (практикум) | Сочетание различных видов природных ресурсов. Историко-географические типы природопользования. Природопользование рациональное и нерациональное | 13.10. | ||
20 | Природно-ресурсный потенциал (практикум) | 5. Мировые ресурсы Земли и природопользование | Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка | Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран мира | 14.10. |
21 | Особо охраняемые природные территории | Особо охраняемые природные территории. Категории ООПТ в мире: строгий природный резерват, охраняемая территория, национальный парк, природный памятник, заказник, охраняемые наземные и морские ландшафты, охраняемые территории с управляемыми ресурсами. | 17.10. | ||
22 | География минеральных природных ресурсов (семинар) | 6. География минеральных природных ресурсов | Минеральные природные ресурсы, их классификация. Перспективы разработки отдельных видов минеральных ресурсов | Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания | 20.10. |
23 | География основных видов минеральных ресурсов (практикум) | Размещение отдельных видов минеральных ресурсов: топливные (уголь, нефть, газ); рудные; нерудные. Территориальное сочетание минеральных ресурсов — значение для хозяйственной деятельности человека | 21.10. | ||
24 | Земельные ресурсы мира (семинар) | 7. Земельные и лесные ресурсы | Земельные ресурсы. Земельный фонд и обеспеченность земельными ресурсами регионов мира. Обеспеченность стран мира пахотными землями. Деградация почвы | Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами | 24.10. |
25 | Лесные ресурсы (семинар) | Лесные ресурсы. Количественная оценка лесных ресурсов. Показатели: лесопокрытая площадь, лесистость, запасы древесины на корню. Два главных лесных пояса. География лесных ресурсов, рациональное использование лесных ресурсов | 27.10. | ||
26 | Мировые водные ресурсы (урок-лекция) | 8. Мировые водные | Структура водных запасов Земли. Ресурсы пресной воды. Водообеспеченность и мировое водопотребление. Рациональное использование пресных вод. Варианты решения проблемы нехватки водных ресурсов | Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами | 28.10. |
27 | Ресурсы Мирового океана (семинар) | Ресурсы Мирового океана: минеральные, биологические. Рациональное природопользование | Характеристика основных видов ресурсов одного океана (по выбору) | 31.10. | |
28 | География неисчерпаемых природных ресурсов (семинар) | 9. География неисчерпаемых природных ресурсов | Рекреационные ресурсы, их классификация и география | 10.11. | |
29 | Агроклиматические ресурсы мира (практикум) | Климатические ресурсы. Агроклиматические ресурсы и агроклиматическая карта. Агроклиматическое районирование мира | 11.11. | ||
30 | Экологическая проблема — глобальная проблема человечества (урок-семинар) | 10. Экологические проблемы мира | Современное состояние освоения планеты. От региональных — к мировым (глобальным) проблемам человечества. Понятие «глобальные проблемы человечества». Концепция устойчивого развития. Экологическая ёмкость территории | 14.11. | |
31 | Экологические проблемы (семинар) | Отдельные экологические проблемы и варианты их решения. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование | 17.11. | ||
32 | Эколого-географический мониторинг (практикум) | Эколого-географический мониторинг. Дистанционное слежение за процессами антропогенного обезлесения, эрозионного и дефляционного разрушения почвенного покрова, опустынивания, загрязнения воздушного бассейна и водоёмов. Районы экологического бедствия (Приаралье, Чёрные земли, Сахель в Африке и др.) | Дешифрирование по космической съёмке: а) районов массовой вырубки лесов; б) сельскохозяйственных земель, подвергающихся интенсивной эрозии почв и овражному размыву; в) массивов развеваемых песков, «разбитых» неумеренным выпасом скота в степях и полупустынях; г) участков вторичного засоления почв в районах орошаемого земледелия; д) дымовых шлейфов в атмосфере, образованных выбросами промышленных и энергетических предприятий; е) участков антропогенного загрязнения вод в морях, озёрах, водохранилищах | 18.11. | |
33–34 | Географический прогноз развития региона (практикум) | Географический прогноз развития своего региона и комплекс мер по улучшению экологической ситуации. Определение общемировых географических процессов, характерных для своего региона (города). Понятие «предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ», основные источники загрязнения | Проведение на основе работы с данными СМИ своего региона (города) комплексного исследования экосистем | 21.11.-24.11. | |
35 | Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Природа и человек в современном мире» | 25.11. | |||
36 | Изменение численности населения мира и воспроизводство населения (лекция) | 11. Численность населения мира и демографическая политика | Изменение численности населения мира. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, коэффициент естественного прироста. Динамика численности населения мира. Воспроизводство населения: традиционный, современный тип | Построение схемы-графика «Изменение численности населения» | 28.11. |
37–38 | Демографическая политика (семинар) | Теория демографического перехода. Анализ демографических ситуаций. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам | 1.12.-2.12. | ||
39 | Состав населения (практикум) | 12. Возрастной, половой и социальный состав населения мира | Возрастной состав населения, соотношение населения разных возрастов в мире и России. Половой состав, география | Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору) | 5.12. |
40 | Состав | Социальная структура населения. Отраслевая структура занятости. Экономически активное население. Трудовые ресурсы | Проблемы занятости и безработицы в странах мира | 8.12. | |
41 | Этнический состав населения мира (семинар) | 13. Расовый и этнический состав населения. Историко-культурное районирование мира | Расовый состав населения. Этнический состав населения. Этнос. Народы. Крупнейшие языковые семьи и группы. Группировка стран по национальному составу. Этногеография | Рабочие языки ООН и других международных организаций | 9.12. |
42 | Религиозный состав населения мира (семинар) | 14. Религии мира и религиозный состав населения | Понятие «мировые религии». Численность верующих. География мировых религий — буддизма, христианства, ислама. Национальные религии | 12.12. | |
43 | Историко-культурное районирование современного мира | Равноценность национальных культур. Геокультурные, цивилизационные регионы мира. Состав регионов мира | 15.12. | ||
44–45 | Расселение населения (практикум) | 15. Размещение и расселение населения мира | Особенности заселения Земли. Плотность населения отдельных регионов и стран мира. Природные, политические и техногенные катастрофы и их влияние на размещение населения | Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий | 16.12.-19.12. |
46 | Миграции населения | Миграционные процессы. Понятие «миграция населения». | 22.12. | ||
47–48 | Городское и сельское население (практикум) | Городские и сельские поселения. Первые города. Изменения доли городского населения мира. Урбанизация. Субурбанизация и рурурбанизация. Городская агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации с численностью жителей более 10 млн человек. Определение границ городов. Оценка роста городского населения в развитых и развивающихся странах. Влияние города на окружающую среду. Сельское население мира | Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира | 23.12.-26.12. | |
49 | Проблемы населения современного мира (семинар) | 16. Проблемы населения современного мира | Демографическая проблема | 12.01. | |
50 | Проблема разоружения и сохранения мира. Крупнейшие экспортёры оружия, конверсия и стратегия мирного урегулирования | 13.01. | |||
51 | Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Население мира» | 16.01. | |||
52 | Мировое хозяйство, этапы его развития (лекция) | 17. Мировое хозяйство и основные этапы его развития | Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство. Этапы развития мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства: макроструктура, мезоструктура, микроструктура | Отраслевая структура экономики стран различных социально-экономических типов | 19.01. |
53–54 | Международное географическое разделение труда (семинар) | Международное географическое разделение труда, отрасли международной специализации. Транснациональные корпорации, классификация их по отраслям деятельности. Интернационализация мирового хозяйства | Географические аспекты развития ТНК | 20.01.-23.01. | |
55–56 | НТР и мировое хозяйство (лекция) | 18. Научно- техническая революция и её роль в становлении мирового хозяйства | Научно-технический прогресс. Характерные черты НТР. Основные направления, характеристики. Следствия НТР | География мировых технополисов и наукоградов | 26.01. |
НИОКР. Наноиндустрия. Основные направления развития наноиндустрии | 27.01. | ||||
57 | Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства (семинар) | 19. Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства | Факторы размещения мирового хозяйства: естественные и социально-экономические | Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными ресурсами | 30.01. |
58 | Территориальная структура мирового хозяйства (семинар) | Основные модели территориальной структуры мирового хозяйства. Двучленная, трёхчленная и многочленная модель мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства | Оценка географического положения как фактора развития страны (региона) | 2.02. | |
59 | Мировая промышленность (лекция) | История развития промышленности. Модели и схемы размещения промышленности | 3.02. | ||
60 | Топливная промышленность (лекция) | 20. Топливная промышленность и энергетика мира | Первичные энергоносители. Изменение в мировом потреблении первичных энергоносителей. Энергоресурсы прошлого и будущего | Анализ экономических карт мира. Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа | 6.02. |
61–62 | География топливной промышленности (практикум) | Топливная промышленность: нефтедобывающая, газовая, угольная. География. Страны-лидеры. Транспортировка | 9.02.-10.02. | ||
63–64 | Энергетика мира (семинар) | Электроэнергетика. Разные типы электростанций. Страны с наибольшей долей производства электроэнергии на различных типах электростанций. Энергетическая стратегия мира | 13.02.-16.02. | ||
65 | Мировая металлургия (лекция) | 21. Мировая металлургия | Чёрная металлургия. География, страны-лидеры по производству чугуна и стали. Мировые тенденции в размещении предприятий чёрной металлургии | 17.02. | |
66 | География мировой цветной металлургии и производства благородных металлов | Цветная металлургия. Классификация цветных металлов. Алюминиевая промышленность. Медная промышленность и производство благородных металлов | 20.02. | ||
67 | Машиностроение (лекция) | 22. Машиностроение мира | Характеристика машиностроения, задачи, перспективы развития. Тяжёлое машиностроение. Транспортное машиностроение: автомобилестроение, судостроение, авиационная промышленность | 24.02. | |
68–69 | Новейшие отрасли машиностроения (семинар) | Электротехника ТНК высокотехнологичных отраслей машиностроения | 27.02. | ||
70–71 | Мировая химическая промышленность (лекция) | 23. Мировая химическая промышленность | Структура и особенности размещения мировой химической промышленности. Состав отраслей. Горнохимическая промышленность. Состав и география отраслей основной химии. Химия органического синтеза. Высокотехнологические отрасли химической промышленности. Основные тенденции развития химической промышленности | 2.03. | |
72–73 | Производство строительных материалов и лесная промышленность (семинар) | 24. Производство строительных материалов и лесная промышленность | Производство строительных материалов, география и закономерности размещения. Лесная промышленность | 3.03.-6.03. | |
74–75 | Лёгкая и пищевая промышленность мира | 25. Лёгкая и пищевая промышленность мира | Лёгкая промышленность: текстильная и швейная отрасль. География отрасли. Пищевая промышленность. Закономерности размещения, ведущие страны, специализирующиеся на выпуске продукции | 10.03.-13.03. | |
76 | Сельское хозяйство (семинар) | 26. Сельское хозяйство. Растениеводство мира | Современное сельское хозяйство. Классификация отраслей сельского хозяйства. Биотехнологии | 16.03. | |
77 | Растениеводство (семинар) | Растениеводство, состав и география основных отраслей: зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, плодоводство и виноградарство | 17.03. | ||
78 | Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда (семинар) | 27. Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда | Животноводство. Перспективы развития. География производства и потребления животноводческой продукции. Мировая структура потребления основных видов мяса | 20.03. | |
79 | Сельское хозяйство и окружающая | Сельское хозяйство и окружающая среда. Типы ведения сельского хозяйства. Общие проблемы (загрязнение поверхностных вод и деградация водных экосистем; сведение лесов и деградация лесных экосистем, опустынивание, уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов и др.) | 30.03. | ||
80 | Мировой транспорт (лекция) | 28. Мировой транспорт | Развитие мирового транспорта. Виды транспорта и перспективы их развития | Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран | 31.03. |
81–82 | Развитие отдельных видов транспорта | Характеристика железнодорожного, авиационного, трубопроводного, автомобильного, морского транспорта. Крупнейшие транспортные узлы мира | 3.04.-6.04. | ||
83–84 | Мировая торговля и сфера услуг (семинар) | 29. Мировая торговля и сфера услуг | Формы международных экономических связей. Мировая торговля. Финансово-кредитные отношения. Международная торговля услугами | 7.04.-10.04. | |
85–86 | Международный туризм | Международный туризм. Региональные особенности развития туризма. Всемирное культурное наследие. Классификация объектов Всемирного культурного наследия. Особое место городов в системе Всемирного культурного наследия. Архитектурные объекты культового и гражданского назначения. Уникальные памятники инженерного искусства. Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры | Проект. Развитие туризма в своём районе (области) | 13.04.-17.04. | |
87 | Международная специализация и интеграция стран и регионов мира (семинар) | 30. Международная специализация и интеграция стран и регионов мира | Международная специализация и интеграция. Экономические интеграционные группировки регионов | Выявление международной специализации крупнейших стран и регионов мира | 20.04. |
88 | Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Мировое хозяйство и география основных отраслей» | 21.04. | |||
89 | Россия в современном мире | Место России и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Международные связи России со странами мира (экономические, политические, научные, финансовые и др.). Направления социально-экономического развития страны | 24.04. | ||
90–91 | Интеграционные группировки с участием России | Интеграционные группировки с участием России. Россия и интеграционные объединения арабских стран | 27.04.-28.04. | ||
92-100 | Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»Промежуточная аттестация Практикум .Повторение. | 7.05,7.05,14.05,14.05,21.05 21.05 20.05 |
Учебно-методическое обеспечение
Бахчиева О.А. География. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов: базовый и углубленный уровни. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Бахчиева О.А. Атлас к учебнику. География. Экономическая и социальная географии мира. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Максаковский В.П. Географическая картина мира, 2003-2004.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. – М.: Просвещение, 2004.
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. – М.:АСТ – пресс школа, 2002.
Холина В.Н. География челоческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 кл. школ с угл.изучением гуманит. предм., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...