Рабочая программа по географии, 10 класс, 105 ч.
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс)

Дроздова Зинаида Владимировна

Рабочая программа составлена в соответствии : с  Федеральным законом от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе авторской программы Бахчиевой О.А. География: программа: 10-  углубленный уровень.- М.: Вентана-Граф, 2014.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_2019-2020.docx57.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

    Рабочая программа по данному курсу составлена в соответствии : с  Федеральным законом от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».На основе авторской программы Бахчиевой О.А. География: программа: 10-  углубленный уровень.- М.: Вентана-Граф, 2014.г., позволяющей реализовывать выполнение программы   профильного уровня . Учебным планом образовательного  учреждения МБОУ СШ№2 г.Демидова Смоленской области на 2019-2020 учебный год.  В соответствие с учебным планом школы на изучение географии в 10 классе отводится 3 часа в неделю (105 часов за год).

 

Цель курса – формирование у школьников  географической культуры и целостного представления о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Личностные:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметными результатами освоения программы по географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- формирование и развитие компетенции в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Содержание курса

Общий обзор современного мира. Введение.

Предмет  социально-экономической географии в системе географических наук. Современный комплекс географических наук, его специфика и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практических задач. Формирование представлений о географической картине мира.

 Ключевые теории, концепции и современные методы получения географических знаний. Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии. Использование традиционных и современных методов поиска, обработки и представления географической информации.

Географические карты. Картографические проекции, искажения площадей, форм, углов, расстояний. Способы изображения географических объектов и явлений на картах. Географические атласы. Электронные карты и атласы.

Географическое пространство  его составляющие. Понятие территории. Территориальные возможности для расселения и ведения хозяйства. Географические особенности пространства различных стран.

Моделирование – метод географии (модель геосистем, геотехнических систем, поляризованного ландшафта). Отраслевые модели.

Новейшие методы географических исследований: ГИС, история развития, классификация ГИС.

Политическое устройство мира.

Современная политическая карта мира как историческая категория. Основные этапы изменения политической карты в 19 и 20 веках.

Классификация и типология стран мира.

Понятие «унитарное» и «федеративное» государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Понятие «монархия» и «республика» как основные формы правления.

Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран. Понятие «валовой внутренний продукт».  ВВП и ВНП как главные индикаторы уровня развития страны.

Природа и человек в современном мире. 

Земля как планета Солнечной системы. Форма, размеры, масса, движение  Земли. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах.

Географическая оболочка, основные этапы её развития. Основные свойства, закономерности. Целостность ГО. Круговороты вещества и энергии. Ритмичность ГО. Учение о ГО.

Природные комплексы. Закон географической зональности. Географические пояса и природные зоны Земли. Секторность. Азональность в ГО. Природно-аквальные комплексы. Локальные геосистемы.

Классификация ландшафтов.

Географическая среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи.

Геоэкология. Загрязнения, их виды. Факторы изменения природной среды человеком. Антропогенные изменения ландшафтов. Влияние окружающей среды на человека. Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка. Понятие о ресурсообеспеченности. природопользование рациональное и нерациональное.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории и виды ООПТ в России и мире.

Минеральные ресурсы. Обеспеченность сырьём различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ПИ. Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация. Лесные ресурсы. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова. Мировые водные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы океана. Проблемы использования Мирового океана. Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира. Климатические ресурсы.

Понятие «глобальные проблемы человечества». Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем. Эколого-географический мониторинг. Космическая съёмка Земли – основа систематического дистанционного слежения за естественными и антропогенными изменениями окружающей среды.

Население мира.

 Численность и воспроизводство населения. Источники данных о численности населения. Изменение численности населения мира. Понятие «воспроизводство населения». Типы воспроизводства. «Демографический взрыв», его причиныи последствия. Теория демографического перехода. Понятие «депопуляция». Демографическая политика: её направления, эффективность, результаты в различных странах.

Состав населения. Возрастной, половой состав населения. Половозрастные пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения. Этнический состав. Понятия «нация», «народ», «народность». Крупные народы и языковые группы.

 Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира.

Религиозный состав: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире.

Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация, уровень, формы. Понятие «агломерация» и «мегалополис». Крупнейшие города и мегалополисы мира. Экологические проблемы больших городов. Формы сельского расселения.

Типы миграций, их значение. География миграций, причины, следствия. «Утечка мозгов».

Понятие об уровне жизни населения. Продолжительность жизни. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения.

Проблема разоружения и сохранения мира. Конверсия.

Мировое хозяйство.

Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, отрасли международной специализации, международное географическое разделение труда. Новейшие отрасли мирового хозяйства. Транснациональные корпорации. НИОКР. Определение динамики отраслевой и территориальной структуры мирового хозяства. Признаки глобализации мирового хозяйства. Крупнейшие ТНК мира, их география. НТР. Характерные черты и основные направления НТР. Факторы размещения производительных сил. Основные модели территориального структуры хозяйства в разных типах стран. Воздействие НТР на мировое хозяйство.

География основных отраслей.

Промышленность мира (топливная, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лесная промышленность, производство строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленность).  География основных отраслей, регионов различной специализации. Основные промышленные центры. Региональные сдвиги в размещении промышленности мира. Модели размещения промышленности. Влияние промышленности на окружающую среду. Определение принципов размещения крупнейших промышленных предприятий мира. Страны и регионы – крупнейшие производители промышленной продукции.

Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зелёная революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии отдельных отралей. Соотношение земледелия и животноводства по странам. Оценка размещения и эффективности сельскохозяйственного производства. Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции. Модели географии сельского хозяйства. Специализация и перспективы развития сельского хозяйства своего региона. Типы ведения сельского хозяйства. Показатели, характеризующие воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. Воздействие растениеводства. Воздействие животноводства. Общие проблемы.

Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы. Транспортная инфраструктура своего региона.

Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений.

Сущность и виды объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. География Всемирного наследия. Характеристика объектов. Всемирное природное наследие России. Всемирное культурное наследие. Классификация объектов Всемирного культурного наследия.

Главные туристические районы мира.

Место сферы услуг в мировой экономике. Мировые центры телекоммуникации, рекламы, финансов. Региональные особенности развития туризма. Развитие туризма в своём регионе. Современная география мировой торговли (географическая и товарная структура экспорта и импорта).

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия.

Место России и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Международные связи России со странами мира (экономические, политические, научные, финансовые и др.).

Интеграционные группировки с участием России: ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, АТЕС, СНГ, ШОС.

Требования к уровню подготовки

  1. Сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач;
  2. Владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
  3. Сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  4. Владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
  5. Владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
  6. Владение умениями работать с геоинформационными системами;
  7. Владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов;
  8. Сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Календарно-тематическое планирование
Распределение учебного времени

Тема

Количество

часов

10 класс

105

Введение

6

Раздел 1. Общий обзор современного мира

86

Политическое устройство мира

7

Природа и человек в современном мире

22

Население мира

16

Мировое хозяйство и география основных отраслей

37

Россия в современном мире

3

Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»

1

Резерв

13

п/п

Тема урока /

форма урока

Параграф

Содержание

Практическая

работа

Сроки прохождения программы (по плану/скорретированные)

1

Экономическая и социальная география в системе географических наук (лекция)

Введение.

1. Экономическая и социальная география в системе географических наук

Понятие о географической картине мира. Теоретическая основа географической науки.
Предмет изучения и задачи современной географии.
Предмет изучения экономической и социальной географии.
Современный комплекс географических наук, его специфика и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практических задач.
Современные направления в географии.
Развитие экономической географии.
Научные направления мировой и российской (советской) экономической и социальной географии.

Структура и содержание курса «Экономическая и социальная география мира». Особенности работы с учебником и атласом

1.09./

2

Методы географических исследований  (лекция)

Методы (общегеографические: традиционные и современные, частные), подходы и концепции экономической и социальной географии.
Использование традиционных и современных методов для поиска, обработки и представления географической информации.
Различные источники географической информации. Географические карты — источники географических знаний, их содержание и назначение. Картографические проекции, искажения площадей, форм, углов, расстояний. Способы изображения географических объектов и явлений на картах. Виды карт. Топографические карты и их практическое использование.
Географические атласы. Электронные карты и атласы. Экспедиционные и стационарные
исследования, краеведческие поиски. Музейные экспозиции, выставки.

Географические энциклопедии, справочники, словари, календари. Географические периодические издания. Географические описания в художественных произведениях, средствах массовой информации, в том числе аудиовизуальных, и др.

2.09/

3

Пространство — объект изучения географии. Географическое пространство и его составляющие. Понятие территории. Территориальные возможности для расселения и ведения хозяйственной деятельности человека. Географические особенности пространства различных стран. Оценка территориальных ресурсов Земли с точки зрения возможностей расселения человека

Составление сравнительной географической характеристики пространства России, Китая и США

5.09/

4

Моделирование в географии (семинар)

Моделирование — метод географии.

Общегеографические модели: модель геосистем, геотехнических систем, поляризованного ландшафта. Отраслевые модели: модель опорного каркаса территории, энергопроизводственных циклов, территориальной рекреационной системы, модель «изолированного государства» Тюнена, модель формирования центральных мест Кристаллера, модель полюсов роста. Примеры моделирования в географии

8.09/

5

Геоинформационные системы (практикум)

Новейшие методы географических исследований: ГИС.
История развития ГИС.
Классификация ГИС.

ГИС — их роль в решении теоретических и практических задач

Составлять характеристики своего региона, города с использованием информационных порталов ГИС

9.09./

6

Космический мониторинг Земли (практикум)

Новейшие методы географических исследований: космический мониторинг Земли.
Классификация космических снимков по способам получения (фотографические, сканерные), спектральному диапазону (в видимом и тепловом диапазоне, в синей, зелёной, красной и ближней ИК-зонах). Разделение космических снимков по масштабу и обзорности (глобальные, региональные, локальные) и разрешающей способности (число линий на 1 мм).

Использование космических снимков для решения практических задач экономики

12.09./

7

Многообразие стран современного мира (урок-практикум)

2. Страны на политической карте мира

Классификация стран мира. Примеры группировок стран мира (по численности населения, по величине территории, по национальному составу, по особенностям географического положения)

Составление классификаций стран мира по различным признакам

15.09./

8

Формы правления и административно-территориального устройства (урок-практикум)

Формы правления (республика и монархия), формы административно-территориального устройства (унитарное и федеративное государство).

Государства, территории, колонии (и другие несамоуправляющиеся территории)

Исследование «Распад мировых колониальных империй»

16.09.

9

Типология стран современного мира (семинар)

Типология стран мира, её отличие от классификации

19.09.

10

Составление многопризнаковой классификации стран (практикум)

Многопризнаковая классификация стран региона по выбору (Европы, Азии, Африки, Америки)

22.09.

11

Этапы формирования современной политической карты мира (лекция)

3. Политическая карта
мира как историческая категория

Изменения на политической карте  мира до ХХ века.

Этапы формирования современной политической карты мира

23.09.

12

Особенности современной политической карты мира (семинар)

Современная политическая карта мира.

Примеры изменений на политической карте в начале ХХI века

26.09

13

Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Политическое устройство мира»

29.09.

14

Земля — планета Солнечной системы (лекция)

Земля как планета Солнечной системы.
Форма, размеры, масса и движения Земли. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера.

Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах

30.09.

15

Учение о географической оболочке (семинар)

Географическая оболочка, основные этапы её развития. Основные свойства (закономерности) географической оболочки. Целостность географической оболочки. Круговороты вещества и энергии. Ритмичность географической оболочки.

Учение о географической оболочке. Развитие географической оболочки

3.10.

16

Природные комплексы (семинар)

Природные комплексы. Понятие о природном комплексе как геосистеме. Закон географической зональности. Географические пояса и природные зоны Земли. Секторность. Высотная поясность. Азональность в географической оболочке. Зональность в Мировом океане. Природно-аквальные комплексы.

Локальные геосистемы. Классификация ландшафтов

Составление комплексного физико-географического описания взаимосвязей между компонентами природного комплекса на определённой территории (на примере своей
местности и территории мира по выбору)

6.10.

17

Географическая среда и человек (лекция)

4. Географическая среда и человек

Географическая среда — место обитания человека.

Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства

7.10.

18

Антропогенные изменения природной среды (семинар)

Геоэкология. Загрязнения, их виды. Факторы изменения природной среды человеком.

Антропогенные изменения ландшафтов. Развитие представлений о воздействии человека на природу

10.10.

19

Ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран мира (практикум)

Сочетание различных видов природных ресурсов.
Понятие о ресурсообеспеченности.

Историко-географические типы природопользования. Природопользование рациональное и нерациональное

13.10.

20

Природно-ресурсный потенциал (практикум)

5. Мировые ресурсы Земли и природопользование

Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка

Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран мира

14.10.

21

Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий в России: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Категории ООПТ в мире: строгий природный резерват, охраняемая территория, национальный парк, природный памятник, заказник, охраняемые наземные и морские ландшафты, охраняемые территории с управляемыми ресурсами.
География, примеры

17.10.

22

География минеральных природных ресурсов (семинар)

6. География минеральных природных ресурсов

Минеральные природные ресурсы, их классификация. Перспективы разработки отдельных видов минеральных ресурсов

Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания

20.10.

23

География основных видов минеральных ресурсов (практикум)

Размещение отдельных видов минеральных ресурсов: топливные (уголь, нефть, газ); рудные; нерудные.

Территориальное сочетание минеральных ресурсов — значение для хозяйственной деятельности человека

21.10.

24

Земельные ресурсы мира (семинар)

7. Земельные и лесные ресурсы

Земельные ресурсы. Земельный фонд и обеспеченность земельными ресурсами регионов мира. Обеспеченность стран мира пахотными землями. Деградация почвы

Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами

24.10.

25

Лесные ресурсы (семинар)

Лесные ресурсы. Количественная оценка лесных ресурсов. Показатели: лесопокрытая площадь, лесистость, запасы древесины на корню. Два главных лесных пояса. География лесных ресурсов, рациональное использование лесных ресурсов

27.10.

26

Мировые водные ресурсы (урок-лекция)

8. Мировые водные
ресурсы

Структура водных запасов Земли. Ресурсы пресной воды. Водообеспеченность и мировое водопотребление. Рациональное использование пресных вод. Варианты решения проблемы нехватки водных ресурсов

Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами

28.10.

27

Ресурсы Мирового океана (семинар)

Ресурсы Мирового океана: минеральные, биологические. Рациональное природопользование

Характеристика основных видов ресурсов одного океана (по выбору)

31.10.

28

География неисчерпаемых природных ресурсов (семинар)

9. География неисчерпаемых природных ресурсов

Рекреационные ресурсы, их классификация и география

10.11.

29

Агроклиматические ресурсы мира (практикум)

Климатические ресурсы. Агроклиматические ресурсы и агроклиматическая карта. Агроклиматическое районирование мира

11.11.

30

Экологическая проблема — глобальная проблема человечества (урок-семинар)

10. Экологические проблемы мира

Современное состояние освоения планеты. От региональных — к мировым (глобальным) проблемам человечества. Понятие «глобальные проблемы человечества».

Концепция устойчивого развития. Экологическая ёмкость территории

14.11.

31

Экологические проблемы (семинар)

Отдельные экологические проблемы и варианты их решения.

Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование

17.11.

32

Эколого-географический мониторинг (практикум)

Эколого-географический мониторинг.
Космическая съёмка Земли — основа систематического дистанционного слежения за естественными и антропогенными изменениями окружающей среды.

Дистанционное слежение за процессами антропогенного обезлесения, эрозионного и дефляционного разрушения почвенного покрова, опустынивания, загрязнения воздушного бассейна и водоёмов.

Районы экологического бедствия (Приаралье, Чёрные земли, Сахель в Африке и др.)

Дешифрирование по космической съёмке:

а) районов массовой вырубки лесов;

б) сельскохозяйственных земель, подвергающихся интенсивной эрозии почв и овражному размыву;

в) массивов развеваемых песков, «разбитых» неумеренным выпасом скота в степях и полупустынях;

г) участков вторичного засоления почв в районах орошаемого земледелия; д) дымовых шлейфов в атмосфере, образованных выбросами промышленных и энергетических предприятий;

е) участков антропогенного загрязнения вод в морях, озёрах, водохранилищах

18.11.

33–34

Географический прогноз развития региона (практикум)

Географический прогноз развития своего региона и комплекс мер по улучшению экологической ситуации.

Определение общемировых географических процессов, характерных для своего региона (города).

Понятие «предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ», основные источники загрязнения

Проведение на основе работы с данными СМИ своего региона (города) комплексного исследования экосистем

21.11.-24.11.

35

Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Природа и человек в современном мире»

25.11.

36

Изменение численности населения мира и воспроизводство населения (лекция)

11. Численность населения мира и демографическая политика

Изменение численности населения мира. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, коэффициент естественного прироста. Динамика численности населения мира. Воспроизводство населения: традиционный, современный тип

Построение схемы-графика «Изменение численности населения»

28.11.

37–38

Демографическая политика (семинар)

Теория демографического перехода.
Демографическая политика государств мира.

Анализ демографических ситуаций. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам

1.12.-2.12.

39

Состав населения (практикум)

12. Возрастной, половой и социальный состав населения мира

Возрастной состав населения, соотношение населения разных возрастов в мире и России.

Половой состав, география

Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору)

5.12.

40

Состав
населения мира (практикум)

Социальная структура населения.

Отраслевая структура занятости. Экономически активное население. Трудовые ресурсы

Проблемы занятости и безработицы в странах мира

8.12.

41

Этнический состав населения мира (семинар)

13. Расовый и этнический состав населения. Историко-культурное районирование мира

Расовый состав населения. Этнический состав населения. Этнос. Народы. Крупнейшие языковые семьи и группы. Группировка стран по национальному составу. Этногеография

Рабочие языки ООН и других международных организаций

9.12.

42

Религиозный состав населения мира (семинар)

14. Религии мира и религиозный состав населения

Понятие «мировые религии». Численность верующих. География мировых религий — буддизма, христианства, ислама. Национальные религии

12.12.

43

Историко-культурное районирование современного мира

Равноценность национальных культур.
Основные исторические этапы в формировании и развитии отдельных геоисторических регионов мира.
Историко-культурное районирование мира. Цивилизация.
Список ЮНЕСКО.

Геокультурные, цивилизационные регионы мира. Состав регионов мира

15.12.

44–45

Расселение населения (практикум)

15. Размещение и расселение населения мира

Особенности заселения Земли. Плотность населения отдельных регионов и стран мира.

Природные, политические и техногенные катастрофы и их влияние на размещение населения

Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий

16.12.-19.12.

46

Миграции населения

Миграционные процессы. Понятие «миграция населения».
Виды миграций

22.12.

47–48

Городское и сельское население (практикум)

Городские и сельские поселения. Первые города. Изменения доли городского населения мира. Урбанизация. Субурбанизация и рурурбанизация. Городская агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации с численностью жителей более 10 млн человек.

Определение границ городов. Оценка роста городского населения в развитых и развивающихся странах.

Влияние города на окружающую среду.

Сельское население мира

Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира

23.12.-26.12.

49

Проблемы населения современного мира (семинар)

16. Проблемы населения современного мира

Демографическая проблема

12.01.

50

Проблема разоружения и сохранения мира. Крупнейшие экспортёры оружия, конверсия и стратегия мирного урегулирования

13.01.

51

Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Население мира»

16.01.

52

Мировое хозяйство, этапы его развития (лекция)

17. Мировое хозяйство и основные этапы его развития

Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство. Этапы развития мирового хозяйства. Структура мирового хозяйства: макроструктура, мезоструктура, микроструктура

Отраслевая структура экономики стран различных социально-экономических типов

19.01.

53–54

Международное географическое разделение труда (семинар)

Международное географическое разделение труда, отрасли международной специализации. Транснациональные корпорации, классификация их по отраслям деятельности.
Глобализация мирового хозяйства.

Интернационализация мирового хозяйства

Географические аспекты развития ТНК

20.01.-23.01.

55–56

НТР и мировое хозяйство (лекция)

18. Научно- техническая революция и её роль в становлении мирового хозяйства

Научно-технический прогресс. Характерные черты НТР. Основные направления, характеристики. Следствия НТР

География мировых технополисов и наукоградов

26.01.

НИОКР.

Наноиндустрия.

Основные направления развития наноиндустрии

27.01.

57

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства (семинар)

19. Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства

Факторы размещения мирового хозяйства: естественные и социально-экономические

Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными ресурсами

30.01.

58

Территориальная структура мирового хозяйства (семинар)

Основные модели территориальной структуры мирового хозяйства. Двучленная, трёхчленная и многочленная модель мирового хозяйства.

Главные центры мирового хозяйства

Оценка географического положения как фактора развития страны (региона)

2.02.

59

Мировая промышленность (лекция)

История развития промышленности.
Классификация промышленности, отрасли промышленности.

Модели и схемы размещения промышленности

3.02.

60

Топливная промышленность (лекция)

20. Топливная промышленность и энергетика мира

Первичные энергоносители. Изменение в мировом потреблении первичных энергоносителей. Энергоресурсы прошлого и будущего

Анализ экономических карт мира.

Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа

6.02.

61–62

География топливной промышленности (практикум)

Топливная промышленность: нефтедобывающая, газовая, угольная.

География. Страны-лидеры. Транспортировка

9.02.-10.02.

63–64

Энергетика мира (семинар)

Электроэнергетика. Разные типы электростанций. Страны с наибольшей долей производства электроэнергии на различных типах электростанций.
Альтернативные
источники электроэнергии.

Энергетическая стратегия мира

13.02.-16.02.

65

Мировая металлургия (лекция)

21. Мировая металлургия

Чёрная металлургия. География, страны-лидеры по производству чугуна и стали. Мировые тенденции в размещении предприятий чёрной металлургии

17.02.

66

География мировой цветной металлургии и производства благородных металлов

Цветная металлургия. Классификация цветных металлов. Алюминиевая промышленность. Медная промышленность и производство благородных металлов

20.02.

67

Машиностроение (лекция)

22. Машиностроение мира

Характеристика машиностроения, задачи, перспективы развития.
Общее машиностроение. Станкостроение.

Тяжёлое машиностроение. Транспортное машиностроение: автомобилестроение, судостроение, авиационная промышленность

24.02.

68–69

Новейшие отрасли машиностроения (семинар)

Электротехника
и электроника.
География новейших отраслей.

ТНК высокотехнологичных отраслей машиностроения

27.02.

70–71

Мировая химическая промышленность (лекция)

23. Мировая химическая промышленность

Структура и особенности размещения мировой химической промышленности. Состав отраслей.  Горнохимическая промышленность. Состав и география отраслей основной химии. Химия органического синтеза. Высокотехнологические отрасли химической промышленности. Основные тенденции развития химической промышленности

2.03.

72–73

Производство строительных материалов и лесная промышленность (семинар)

24. Производство строительных материалов и лесная промышленность

Производство строительных материалов, география и закономерности размещения. Лесная промышленность

3.03.-6.03.

74–75

Лёгкая и пищевая промышленность мира
(семинар)

25. Лёгкая и пищевая промышленность мира

Лёгкая промышленность: текстильная и швейная отрасль. География отрасли.
Закономерности размещения, ведущие страны, специализирующиеся на выпуске продукции.

Пищевая промышленность. Закономерности размещения, ведущие страны, специализирующиеся на выпуске продукции

10.03.-13.03.

76

Сельское хозяйство (семинар)

26. Сельское хозяйство. Растениеводство мира

Современное сельское хозяйство. Классификация отраслей сельского хозяйства. Биотехнологии

16.03.

77

Растениеводство (семинар)

Растениеводство, состав и география основных отраслей: зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, плодоводство и виноградарство

17.03.

78

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда (семинар)

27. Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда

Животноводство. Перспективы развития. География производства и потребления животноводческой продукции. Мировая структура потребления основных видов мяса

20.03.

79

Сельское хозяйство и окружающая
среда

Сельское хозяйство и окружающая среда. Типы ведения сельского хозяйства.
Показатели, характеризующие воздействие сельскохозяйственного производства на окружающую среду.
Воздействие растениеводства (сведение природной растительности, применение минеральных удобрений и ядохимикатов; мелиорация земель, разрушение почвенных экосистем; потеря гумуса; водная и ветровая эрозия почв и др.).
Воздействие животноводства (перевыпас, непереработанные отходы животноводческих комплексов).

Общие проблемы (загрязнение поверхностных вод  и деградация водных экосистем; сведение лесов и деградация лесных экосистем, опустынивание, уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов и др.)

30.03.

80

Мировой транспорт (лекция)

28. Мировой транспорт

Развитие мирового транспорта. Виды транспорта и перспективы их развития

Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран

31.03.

81–82

Развитие отдельных видов транспорта

Характеристика железнодорожного, авиационного, трубопроводного, автомобильного, морского транспорта. Крупнейшие транспортные узлы мира

3.04.-6.04.

83–84

Мировая торговля и сфера услуг (семинар)

29. Мировая торговля и сфера услуг

Формы международных экономических связей. Мировая торговля.
Географическая и товарная структура мировой торговли.
Современная география мировой торговли (географическая и товарная структура экспорта и импорта).
Россия в мировой торговле.

Финансово-кредитные отношения. Международная торговля услугами

7.04.-10.04.

85–86

Международный туризм

Международный туризм. Региональные особенности развития туризма.
Сущность и виды Всемирного наследия.
География Всемирного природного наследия. Характеристика объектов. Всемирное природное наследие России.

Всемирное культурное наследие. Классификация объектов Всемирного культурного наследия. Особое место городов в системе Всемирного культурного наследия. Архитектурные объекты культового и гражданского назначения. Уникальные памятники инженерного искусства. Памятники дворцово-садово-парковой архитектуры

Проект. Развитие туризма в своём районе (области)

13.04.-17.04.

87

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира (семинар)

30. Международная специализация и интеграция стран и регионов мира

Международная специализация и интеграция. Экономические интеграционные группировки регионов

Выявление международной специализации крупнейших стран и регионов мира

20.04.

88

Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Мировое хозяйство и география основных отраслей»

21.04.

89

Россия в современном мире

Место России и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Международные связи России со странами мира (экономические, политические, научные, финансовые и др.).

Направления социально-экономического развития страны

24.04.

90–91

Интеграционные группировки с участием России

Интеграционные группировки с участием России.
ЕС — главный торговый партнёр России: основные показатели.
Россия и НАФТА: основные показатели взаимной торговли. Особенности взаимодействия России и НАФТА.
Россия и МЕРКОСУР: предпосылки взаимодействия. Соглашение между МЕРКОСУР и Россией о сотрудничестве в сфере экономики и развития. Особенности сотрудничества России и МЕРКОСУР, проблемы и перспективы.
Россия и АТЭС: основные показатели взаимной торговли. Особенности взаимодействия России и АТЭС. Стратегия участия России в АТЭС.
Россия и АСЕАН: особенности взаимодействия.
Россия в СНГ. Макроэкономические показатели взаимодействия. Региональные группировки на постсоветском пространстве. Проблемы и перспективы интеграции на постсоветском пространстве. Концепция сотрудничества государств СНГ в сфере энергетики. Основные направления долгосрочного сотрудничества государств СНГ в инновационной сфере.
Современное состояние интеграции в рамках СНГ. Таможенный союз. Единое экономическое пространство.
Россия в ШОС.

Россия и интеграционные объединения арабских стран

27.04.-28.04.

92-100

Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»Промежуточная аттестация Практикум .Повторение.

7.05,7.05,14.05,14.05,21.05 21.05 20.05

Учебно-методическое обеспечение

Бахчиева О.А. География. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов: базовый и углубленный уровни. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Бахчиева О.А. Атлас к учебнику. География. Экономическая и социальная географии мира. -  М.: Вентана-Граф, 2013.

Максаковский В.П. Географическая картина мира, 2003-2004.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса. – М.: Просвещение, 2004.

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. – М.:АСТ – пресс школа, 2002.

Холина В.Н. География челоческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 кл. школ с угл.изучением гуманит. предм., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...