Типология уроков в соответствии ФГОС ООО
учебно-методический материал

Каякина Надежда Николаевна

Типология уроков в соответствии ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipol._urokov.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Типология уроков в соответствии с ФГОС

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования, были приняты новые Стандарты НОО и ООО.  В основе Стандартов  лежит системно-деятельностный подход.  Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель  системно-деятельностного подхода в обучении выражается  в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Результатом  обучения должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Несмотря на новые подходы в обучении, главной формой остаются урок.

В зависимости от  целей выделяют четыре типа уроков:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий

3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  3. устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  3. мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
  4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Актуализация знаний.
  3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
  4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
  5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивация.
  2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.
  3. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков
  4. Контроль
  5. Самоконтроль.
  6. Самооценка.
  7. Рефлексия деятельности.
  8. Согласование оценок.

Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивация.
  2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.
  3. Целеполагание контроля.
  4. Контрольная работа.
  5. Самоконтроль (взаимоконтроль).
  6. Самооценка.
  7. Рефлексия.
  8. Согласование оценок.
  9. Рефлексия (повторная).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типология уроков в соответствии с ФГОС

В данной работе предлагается современная типология уроков, соответствующая ФГОС, примерная структура каждого типа урока....

Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО

Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО (Стандарты второго поколения)....

конспект урока в соответствии ФГОС

Данный урок входит в систему учебного курса «Технология»,раздел  «Современное производство и профессиональное образование»...

Технологическая карта урока в соответствии ФГОС.

Конспект урока по теме "Глагол" в 5 классе...

Презентация на тему"Приемы организации деятельности обучающихся на уроке в соответствии ФГОС"

Презентация по физике на тему"Приемы организации деятельности обучающихся на уроке в соответствии ФГОС"...

Разработка урока в соответствии ФГОС по химии "Соли". 8-й класс

Разработка урока в соответствии ФГОС по химии "Соли". 8-й класс...

Конспект урока "Покрытосеменные", соответствует ФГОС.

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. В документе присутствует презентация....