конспект урока в соответствии ФГОС
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Болеева Юлия Вячеславовна

Данный урок входит в систему учебного курса «Технология»,

раздел  «Современное производство и профессиональное образование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_uroka.docx45.63 КБ
Файл karta_znaniy.docx49.17 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc56 КБ
Файл kartinki_professiy.docx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Предмет:  «Технология»                                      

Класс:  5

Тема урока: «В мире профессий» 

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Цель:  формировать профессиональную направленность учащихся путем расширения их представления о различных  профессиях, ориентировать  

              и готовить к выбору будущей профессии

Учебные составляющие цели:

  • Способствовать формированию и осознанию многообразия мира профессий;
  • Способность обобщения знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека;
  • способствовать выявлению склонности к определенному виду деятельности;
  • способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, литературы, рисования, истории;

Развивающие составляющие цели:

  • способствовать развитию способностей к самостоятельному целеполаганию и определению смыслов собственной деятельности;
  • способствовать развитию  умений по актуализации ранее полученных знаний;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся  (умение находить информацию,  выделять главное, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, логически излагать мысли);
  • способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса), расширению кругозора;
  • способствовать развитию творческой активности, сообразительности;
  • развивать умение работать в группе;

Воспитательные составляющие цели:

  • способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям
  • способствовать формированию положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору;
  • воспитывать уважение к представителям различных профессий;

Профориентационные составляющие цели:

  • обобщить у учащихся знания о трудовой деятельности, профессиях;
  • ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии;
  • развивать представление о потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Методы обучения: творческие, развивающие: рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с мультимедийными средствами, практические

                                    работы

Методическое оснащение урока: кабинет технологии (мастерская), компьютер, проектор, экран, раздаточный материал. магнитная доска, презентация “в мире профессий ”;

ХОД УРОКА

Этапы урока

время

Содержание урока, деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формируемые УУД

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ    ЭТАП

1.Организационный момент

Цель этапа:

-создать настрой учащихся к учебной деятельности    

2

-Приветствие.

-Проверка явки учащихся

-Проверка готовности учащихся к уроку.

-Настрой учащихся на работу

(снятие эмоционального напряжения)

Ребята, давайте сейчас все улыбнемся, повернитесь к другим ребятам и пожелайте им удачи.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Настраиваются на совместную работу

Личностные УУД

-эмоциональный настрой на урок

Регулятивные УУД

-помощь учителю в проверки явки на урок

Коммуникативные УУД

-слушание собеседника

2. Создание проблемной ситуации, формулирование цели урока.

Цель этапа:

- Сформулировать тему и цель урока

-Подготовить учащихся к осознанному восприятию материала

10

Организация совместного целеполагания. Подводит учащихся к теме и цели урока через вопросы и демонстрацию видеофрагмента.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть на экран. Демонстрация видеофрагмента, мозговой штурм.

 -О чем  говорится в этом фильме? (о профессиях, что  надо трудиться)

-Значит о чем мы с вами будем говорить на уроке?   (о профессиях) 

Послушайте  выражение   и попробуйте найти ключевое слово урока. 

Профессий  много в мире есть,  Их невозможно перечесть.

Правильно в мире, значит как мы сформулируем тему нашего  урока?     В мире профессий (слайд)      запишите тему урока.

-А зачем нам надо изучать такой огромный мир профессий? больше узнать о профессиях, А для чего? В будущем устроится на работу. Послушайте  ещё одно выражение   и найдите  ключевое слово. 

И ты скорее подрастай – Одну для жизни выбирай

Так какая же у нас будет цель урока?  Готовиться к выбору своей будущей профессии

- А кто из вас скажет, как выбирали профессии наши далекие предки? (все решалось по праву рождения в определенной среде: родился в семье кузнецов – быть кузнецом, родился в среде портного – быть портным. Все секреты передавались по наследству и строго сохранялись от конкурентов.)

- Давайте вспомним, откуда можно узнать о профессиях?( из книг, газет, Интернет, попросить рассказать , понаблюдать за деятельностью)

Итак, тема нашего урока  «В мире профессий»  и цель: Готовиться к выбору своей будущей профессии. Значит сегодня на уроке мы  -Вспомним, какие профессии бывают, а также закрепим все знания, которые вы получили сегодня и на прошлых уроках.  И    вспоминая людей разных профессий,  может быть, и  вы выберете именно ту, к которой будите стремиться.  Каждый из вас сможет подумать, какая профессия ему нравиться, и, возможно, уже сейчас вы сможете определить то, что больше всего любите делать, что привлекает вас в жизни.

У вас на столах лежат жетончики: красные, желтые и синие. Поднимите красный жетончик те, кто уже определился с выбором профессии, желтый жетончик те, кто определился, но сомневается, и синий жетончик те, кто еще не знает кем быть.        

(Подсчитывает количество красных жетончиков и записывает  на доске, для того чтобы по окончанию урока сравнить)

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока.

Отвечают на вводные вопросы

Работают с карточками

Личностные УУД        

-активное погружение в тему,

осознание своих возможностей

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

-адекватное восприятие  учителя

-выдвижение предложений по теме  и цели урока

-принятие учебной цели

Познавательные УУД

-активное слушание учителя

-умение осознанно строить речевое высказывание

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1.Закрепление учебного материала

Цель этапа:

-использовать различные способы закрепления знаний, требующие мыслительной активности, творческого осмысления материала

-предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

-умение сотрудничать на уроке с учителем.

-зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

12

Стимулирование учебной активности учащихся: наличие игрового и соревновательного элементов при выполнении заданий, наглядность выполняемых заданий, в целях профилактики утомления учащихся смена форм и приемов организации работы, поощрение хороших ответов учеников.

Критерии самоанализа:

«5»- на все вопросы ответил правильно

«4»-допустил одну ошибку

«3»- допустил две ошибки

«2»-допустил три ошибки

Ребята, перед вами карта знаний и первое ваше задание будет -  Составить словосочетание  «Что делают Люди?)     

Вам надо соединить  слова стрелочками. (Проверяем по презентации)

2. Вы с вами уже говорили, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. И то, что Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

-Кто или что может быть Предметом труда? ( другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.) 

-Какие типы профессий  вы знаете?                                                           А сейчас снова вернемся к нашей карте и следующее задание отгадать загадки  и определить: -К какому типу профессий относятся эти профессии? (проверяем по презентации),
 3. Головоломка, на каждую букву  подобрать названия профессий.                                                                                  

4. Рассмотрите картинки с изображением людей разных профессий и определите

-Название профессии

-Что делает человек данной профессии?

-Может ли человек получить профессию сразу же, без подготовки?

 (Нет.  сначала нужно учиться в институте, техникуме или других учебных заведениях.)

Выполняют задание. Осмысление,

отвечают  на вопросы.

Отгадывают загадки, головоломку

Проводят самооценку своих знаний в соответствии с критериями, предложенными учителем.

Личностные УУД

-активизация имевших ранее знаний

-активное погружение в тему

осознание своих возможностей.

-повторение ранее изученного материала

Регулятивные УУД

-умение  регулировать свои действия,

Познавательные УУД

-умение анализировать, выделять и формулировать  задачу;

-умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД

-слушание собеседника

-работа в парах

-построение понятных для собеседника высказываний

2.Физминутка

1

Демонстрация видеофрагмента.

Повторяем движения

Выполняют разминку

Личностные  УУД 

-положительные эмоции

-удовлетворение от процесса познания и трудовой деятельности

3.Заключительный этап

Цель этапа:

-организовать самостоятельную работу учащихся

- по результатам выполнения теста создать ситуацию успеха

10

Мы с вами уже назвали многие профессии, но оказывается, что в мире есть очень странные и необычные профессии, такие как:      (презентация)

Задание: в течение  минуты вам необходимо придумать  профессии, которые, по-вашему, еще не существую, но могли бы существовать и представить  нам, возможно это будет профессия будущего.  
 1.Название профессии

2.Что будет делать  человек данной профессии?

3.Какая польза от этой профессии?

4.Как будет оплачиваться эта работа?

5.Найдутся ли желающие работать по этой профессии?              Ребята, а сейчас мы проведем тест: «УЗНАЙ свою будущую ПРОФЕССИЮ».            Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, сделайте аппликацию  человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур.    Качество картинки  не имеет значения. Если приклеили лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – доклеить недостающие. Время выполнения – 1 минута. Теперь подсчитайте количество треугольников.

 Наблюдает  за правильностью выполнения работы и консультирует, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует самопроверку результатов.          А теперь слушайте ключ к тесту.

- Довольны ли вы своими результатами? Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих способностях и начать развивать их. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Работают индивидуально заслушивают инструктаж, выполняют действия.

Решают нестандартные ситуации.

Проводят самооценку

Личностные УУД

-адекватное реагирование на трудности

-формирование умения выказывать своё отношение к материалу, выражать свои эмоции

Коммуникативные УУД        

-формирование умения описывать действия, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками

-формирование умения строить речевое высказывание

Регулятивные УУД        

-организация самоконтроля выполнения задания

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД

-усвоение информации с помощью компьютера;

-мыслительный эксперимент

РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

-организовать фиксацию содержания, изученного на уроке,

-организовать проведение самооценки учениками работы на уроке,

-по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.

8

Организует обсуждение итогов урока, предлагает подсчитать количество баллов за урок по карте знаний, организует оценку деятельности учащихся, ставит задачи на будущее.                                Итак, мы можем сделать вывод, что выбирать  профессию – это… выбор своего будущего, своей судьбы.                                                                                               Ребята, давайте посчитаем общее количество баллов, если вы набрали от 25 до 30 баллов, то ваша оценка «5»

               от 20 до 24 баллов, то ваша оценка «4»

                меньше 20 балла оценка «3»                                                                                                    Наш урок заканчивается, но я надеюсь, что после этого урока хотя бы один из вас определился с выбором профессии и я прошу вас опять поднять жетончики.                                                              Поднимите красный жетончик те, кто уже определился с выбором профессии, желтый жетончик те, кто определился, но сомневается, и синий жетончик те, кто еще не знает, кем быть. Опять подсчитывается количество красных жетончиков и практика показывает, что после таких занятий несколько ребят определяются с выбором профессии                              Вопросы к учащимся:    -Понравился ли вам урок?

У вас на столах лежат листочки бумаги, напишите на них:

- Какое впечатление оставил у вас этот урок? Что я открыл для себя нового?

Участвуют в подведении итогов урока.

Сравнивают работы, оценивают свою работу, отвечают  на вопросы

Коммуникативные УУД                                    -формирование умений полно и точно выражать свои мысли

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

2.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

-включить новый способ действий в систему знаний

-стимулировать качественное выполнение домашнего задания хорошими оценками на следующем уроке

2

Предлагает учащимся открыть дневники и записать домашнее задание на выбор.    Приготовьте по желанию:

1. сделать сообщение о профессиях своих родителей или родственников  (как они выбирали свой род занятий)                                                              2. придумать рекламу  профессии в виде заставки,                                       реклама должна содержать: символ  профессии, девиз профессии

3. составить кроссворд из названий профессий

Осмысливают и записывают в дневник.

Познавательные УУД        

-творческая переработка изученной информации ,   поиск информации в различных  источниках

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности



Предварительный просмотр:

                                              Тема урока   «В мире профессий»

  Карта знаний (Ф.И.)__________________________________________________________

1.  Составь словосочетание  Что делают Люди?      соедини  стрелочками слова.   

Врач                    учит

Повар                  поёт

Певец                  шьёт                           Поставь себе оценку:   5 – на все вопросы ответил правильно;

Клоун                 лечит                                                            4 – допустил одну ошибку;

Дворник             варит                                                            3 – допустил две ошибки;     

Учитель             метёт                                                             2 – допустил  три ошибки.   

Продавец           смешит

Портниха           продаёт

2. Отгадай загадки и определи к какому типу относятся эти профессии?

1. Под весенний птичий свист пашет землю …____________________________тип________________

2. Этот доктор удалит мне легко аппендицит.

    Скальпель лучший его друг. Кто же доктор тот…________________________тип ________________

3. От вирусов злобных компьютер наш чист.

    Программы и файлы спас…__________________________________________тип_________________

4. Груши, яблони, крыжовник посадил в весной …________________________  тип_________________

5. Кто на работе играет и получает за это

    не выговор, а заработную плату? ______________________________________тип_________________

                                                                                                           Поставь себе оценку

3. Реши головоломку: на каждую букву подбери названия профессий

П - _____________________________________________________________________
Р - ______________________________________________________________________
О - ______________________________________________________________________
Ф - ______________________________________________________________________
Е - ______________________________________________________________________
С - ______________________________________________________________________
С - ______________________________________________________________________
И - ______________________________________________________________________
Я - ______________________________________________________________________

  Поставь себе оценку:   5 – на все буквы написал профессии;

                                          4 – на одну букву не знаю профессии;

                                          3 – на две буквы не знаю профессии;

                                          2 -  на три буквы не знаю профессии.

4. Рассмотри картинку и определи:             

1.Название профессии ___________________________________________________________________

2.Что делает человек данной профессии?___________________________________________________

3.Может ли человек получить профессию сразу же, без подготовки?

  ___________________              нет    ________________________________________

                                                                                                                                                                        Поставь себе оценку:      

(если справился,  возьми ещё картинку)__________________________________________________ 

5. Придумай  название профессии, которая, по-твоему, ещё не существует, но могла бы существовать.

1.Название профессии ________________________________________________________________________

2.Что будет делать  человек данной профессии?___________________________________________________

3.Какая польза от этой профессии?______________________________________________________________

4.Как будет оплачиваться эта работа?____________________________________________________________

5.Найдутся ли желающие работать по этой профессии? ____________________________________________

Поставь себе оценку:   5 – на все вопросы ответил;

                                       4 – не ответил на один вопрос;

                                       3 – не ответил на два вопроса;

                                       2 – не ответил на три  вопроса.

           ТЕСТ «Узнай свою будущую профессию»

Используя  геометрические фигуры -    треугольник, круг, квадрат, сделай аппликацию человечка, состоящего из 10 элементов (должны быть использованы все три вида фигур) (можно нарисовать)

                                                                                                                       

Теперь подсчитайте количество треугольников _______________________________________________    



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ    УРОКА

          Данный урок входит в систему учебного курса «Технология»,

раздел  «Современное производство и профессиональное образование»

Тема урока: «В мире профессий»

Тип урока:   урок – закрепление полученных знаний

Этапы урока:  мотивационно-целевой, практический, рефлексивно – оценочный.

Использовались методы:  словесные (беседа);   наглядные (мультфильм, презентация);   практические (решения нестандартных ситуаций, тест)

Технологии обучения:  ИКТ-презентация, проблемного диалога – мозговая атака, работа в группах, игровая технология.

На уроке были определены следующие задачи:  учебные, развивающие, воспитательные, профориентационные.

    Урок связан с предыдущими уроками по технологии обработки древесины             (профессии столяр, плотник, резчик по дереву)  и работает на последующие уроки по технологии  домашнего хозяйства  и технологии обработки металлов (профессии слесарь, токарь, чеканщик) - обобщаются у учащихся знания о трудовой деятельности, профессиях.

     Характеристика класса: 5б класс обучается предмету «Технология» первый год,   в классе по списку 14 мальчиков, на уроке присутствовало ____ учащихся. Количество сильных ____, слабоуспевающих___. При планировании урока были учтены особенности развития и подготовленности учащихся, поэтому я реализовала принцип доступности,  задания давала в увлекательной форме.

     Урок построен последовательно, материал изложен доступно. Содержание урока связано с потребностями ученика. Развивались познавательные интересы детей, происходила активная учебная деятельность.    

      Организационный момент это то, с чего начинается каждый урок. Моя задача была  максимально установить контакт с классом и настроить детей на эффективную работу. На данном этапе, предлагая детям улыбнуться, мне удалось создать позитивное настроение и подготовить детей к совместной работе.

         Следующий этап урока целеполагание и мотивация, он включает в себя достаточно сложное действие – постановка учебной задачи. Цель этого этапа помочь учащимся сформулировать задачи урока. Для этого был выбран наглядный метод (показ мультфильма),  игровой (загадка,стих).

         Насыщенным является практический этап, где используется метод решения нестандартной задачи, что развивает творческое мышление  (дети придумывали название профессии, которая ещё не существует). На данном этапе организована работа по группам. Важно, что данная деятельность решает не только образовательные цели, но и коммуникативные. Дети учатся договариваться и прислушиваться к мнению других.

         Осуществлялась смена деятельности на отдельных этапах урока (устные задания с разгадыванием загадок, игры, физминутка, решение нестандартных ситуаций).      

         Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию. Суть её в том, чтобы ученик во время урока двигался, получал на уроке только положительные эмоции и удовлетворение от процесса познания и трудовой деятельности.

         В заключительной части урока был подведен итог, подчеркнута важность профессионального самоопределения. Шуточный тест - помог мне подвести итог  урока  (рефлексия).

        Урок прошел в положительной эмоциональной обстановке и рабочей атмосфере. Удачными оказались следующие моменты: решение нестандартных ситуаций, большой интерес у ребят вызвали задания творческого характера.

       Общаться с детьми было легко, они были благоприятно настроены, понимали меня. На уроке дети показали достаточное усвоение материала. Задания были посильны, дети не перегружены.

          Гигиенические условия удовлетворительные (освещенность достаточная, помещение проветренное). Учебный материал соответствовал теме. Содержание урока соответствует цели, теме и возрасту учащихся, темп урока умеренный.                                                                                           Считаю, занятие прошло с учетом современных требований урока, поставленные цели достигнуты.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Обновление организации и содержания образования в соответствии ФГОС»

•    Цель программы       Обновление организации и содержания образования в школе за счет    модернизации образовательной системы начальной ступ...

конспект урока по физической культуре (в соответствии ФГОС)

Конспект урока по физической культуре, я попытался сосотавить в соответствии с ФГОС II поколения, в коспекте были учтены все рекомендации для уроков нвого поколения. урок составлен  с учетом личн...

Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО

Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО (Стандарты второго поколения)....

Рабочая программа по истории 5 класс. Данилов Д.Д. и др. ( соответствует ФГОС)

Данная рабочая программа предназначена для работы по системе ФГОС....

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО (соответствует ФГОС)

Подготовка к сочинению-рассуждению. Урок развития речи с использованием технологии АМО /Активные методы обучения/. 6 класс. Подробный конспект образовательного мероприятия, презентация, карточки, для ...

Педагогический совет "Преемственность как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС"

Педагогический совет, посвященный проблемам преемственности при переходе из начальной школы в основную, стал традиционным в нашей школе.  Проблема снижения успешности в обучении учащихся при пере...

Открытый урок по теме "Эпоха Петра I", соответствующий ФГОС

Заключительный урок по главе "Эпоха Петра I" в 10 классе. Урок составлен  в соответствии с требованиями ФГОС. Дана технологическая карта урока....