Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы «География. Программа 5-9 классы. ФГОС». Авторы: А.А.Летягин, И.В.Душина, Е.А.Таможняя, 2013 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс ФГОС.

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

 

  1. Федеральный закон от 29.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской федерации. - М.: просвещение, 2011 - 48с.
  3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014г.№253).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 30 апреля 2010г.№48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПин 2.2.2./2.4.1340-03».
  5. Учебник. География России. Природа. Население. 8 класс. ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2018.

6. География. Программа 5-9 классы. Алгоритм успеха. ФГОС. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2016

7.СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 №189;

8.  Учебного плана МАОУ «СОШ № 40» и положения о рабочих программах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx108.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________________/

                      Цыбикжапова Е.Ч                                      

      ФИО

Протокол №__1__от

«_30___»____08_________2019   г

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МАОУ «СОШ № 40»

_____________________/

               Свириденко Е.В./

       ФИО

«_31_»__08________________2019  г

«Утверждаю»

Директор «МАОУ СОШ № 40»

__________________/           Б.Д.Цыбикжапов/

       ФИО

Приказ № _78 от

«_31_»__08______________2019   г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 8 класса

Осорова Светлана Батоевна

                                                                                       

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2019-2020 учебный год

Улан-Удэ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы «География. Программа 5-9 классы. ФГОС». Авторы: А.А.Летягин, И.В.Душина, Е.А.Таможняя, 2013 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс ФГОС.

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской федерации. - М.: просвещение, 2011 - 48с.
  3. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014г.№253).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 30 апреля 2010г.№48 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 «Изменение №2 к СанПин 2.2.2./2.4.1340-03».
  5. Учебник. География России. Природа. Население. 8 класс. ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2018.

6. География. Программа 5-9 классы. Алгоритм успеха. ФГОС. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2016

7.СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 №189;

8.  Учебного плана МАОУ «СОШ № 40» и положения о рабочих программах.


2.Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Цель и задачи курса

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи:

-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

-сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

-научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

-развивать картографическую грамотность школьников;

-сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны

-показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

                  3.Место учебного предмета в учебном плане

  Рабочая программа по предмету География курс «Природа. Население.»

  полностью соответствует требованиям ФГОС.

 Согласно учебному плану, на изучение географии в 8 классе отводится 70 часов в год:

-2 часа в неделю.   Учебный год рассчитан на 35 недель. 

         

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

 Предметные результаты обучения

 Учащийся должен уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

-  определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.

-называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

-показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

-объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

-делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

-определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

-давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

-приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

-называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

-оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;

-используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

-объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,

-приводить ---соответствующие примеры.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

-систематизировать информацию; структурировать информацию;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

-владеть навыками анализа и синтеза;

-искать и отбирать необходимые источники информации;

-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы -выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

-целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

-гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ:

  • учительский контроль,
  • самоконтроль
  • взаимоконтроль.

  ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:   

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету;
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией программы учебного курса. 

 

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по географии

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 

 Оценка “4”:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 

 Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 

Оценка “2”:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка “1”:
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

 

Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и 
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. Применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка “4” ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 

Оценка “3” ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно; 

3. показывает не достаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 

Оценка “2” ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 
2. не делает выводов и обобщений. 
3.не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 

5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:
1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. полностью не усвоил материал.


 

Требования к работе в контурных картах:

- Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

- При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

- Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

- Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

- Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

- В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5».

Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4».

Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3».

Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

  1. Структура программы

Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА      курса «Природа. Население»

Курс «Природа. Население» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «Природа. Население» завершает блок основного общего образования в средней школе.). В структурном отношении курс состоит из пяти разделов: «Географическое положение и формирование

государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Географическое краеведение». Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счёт включения историко-географических, культурологических, этногеографических, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, на основе комплексного, системно-деятельностного и историко-географического подходов. Важнейший подход при построении курса — комплексный — реализуется через объединение взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов «природа — население — хозяйство» в географическом пространстве России. Особое место в реализации комплексного подхода принадлежит региональной части курса, в которой рассматриваются комплексные природно-хозяйственные регионы. При построении содержания курса «География России» особый акцент сделан на темах, характеризующихся мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Методы обучения предмета: 

-словесный (рассказ, беседа, дискуссии, работа с текстом);

- наглядный (демонстрация картин, карт, таблиц, презентаций, видео, работа с компьютером);

- практический (упражнения, игры).

 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

  Учебно- тематический план

№ раздела

Наименование разделов и тем

Всего часов

Введение

1

1.

Географическое положение и формирование государственной территории России:

13

Тема 1. Географическое положение и его виды

9

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

4

2.

Природа России

35

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

Тема 6. Природные различия на территории России

11

3.

Население России

10

4.

Природный фактор в развитии России

4

5

Географическое краеведение

7

Итого

70

                                                                 

Введение (1 час)

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России

(13часов)

Тема 1. Географическое положение России (9 часов). Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.

Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (4 часов). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Раздел II. Природа России (35 часов)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 часов). Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы (6 часов). Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов). Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.

Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3часа). Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа). Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.

Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов). Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.

Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».

Раздел III. Население России (10 часов)

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел IV. Природный фактор в развитии России (4часов)

Влияние природной среды на исторический процесс развития.

Резерв 7ч

  Учебно- тематический план

№ раздела

Наименование разделов и тем

Всего часов

Введение

1

1.

Географическое положение и формирование государственной территории России:

13

Тема 1. Географическое положение и его виды

9

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

4

2.

Природа России

35

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

Тема 6. Природные различия на территории России

11

3.

Население России

10

4.

Природный фактор в развитии России

4

5

Географическое краеведение

7

Итого

70

 УМК

Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. География России. Природа и Население. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016.

Учебник по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

Атлас и контурные карты:

Атлас: География России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 20116.

Контурные карты: России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2016.

Методические пособия для учителя:

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Примерное поурочное планирование. – М.: Вентана-Граф, 20016.

Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. – М.: Вентана-Граф, 20015.

Основные дидактические материалы:

Чичерина О. В. Контрольные и проверочные работы по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2014.

Учебно-методические средства обучения

  • Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География. Программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.  - М.: Вентана-Граф, 2015.
  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие - М.: Вентана-Граф, 2016
  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014.
  • В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.  География: 8 класс: тестовые задания к учебнику В.Б.Пятунина, Е.А. Таможней «География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2018.
  • Атлас и контурные карты по географии 8 класс - М.: Дрофа, 2018

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm

http://egornature.by.ru/

http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html

http://www.vitiaz.ru/

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml

www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

www.geo-tur.narod.ru/moria.htm

Итоговая работа по теме «Климат России»

1. Выбрать климатообразующие факторы из перечисленных:

1. Уровень солнечной радиации;

2. Географическая широта местности;
3. Движение воздушных масс;

4. Выветривание;

5. Рельеф;

6. Состав горных пород;

7. Близость океанов;

8.Течения;

9. Высота местности над уровнем моря;

10. Эрозия почв;

11. Антропогенные воздействия.

____________________________________________________________________________

2. Определите к какому климатическому поясу относится каждый из этих признаков:

1. Самое незначительное количество суммарной и поглощенной солнечной радиации.

2. Весь год присутствует арктический воздух.

З. По 150 суток наблюдаются полярный день и полярная ночь.

4. Избыточное увлажнение, несмотря на незначительное 'количество осадков.

5. Средняя температура летом от +120С до +280С
б. Испаряемость самая незначительная.

7. В поясе господствует умеренный воздух морского и континентального происхождения, зимой часто приходит арктический, а летом иногда тропический воздух.

8. Коротким летом бывает умеренный воздух, а продолжительной зимой - арктический.

9. Часто наблюдаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты.
10. Средняя температура лета не выше +12 ОС, а зимой температура воз-
духа бывает от -12 ос до -50 Ос.

Климатические пояса: арктический____________  субарктический ____________, умеренный_____________________

3. Обозначьте цифрами типичные признаки погоды, которую приносят циклоны, антициклоны и атмосферные фронты
Типичные признаки погоды:

1. Образование сплошной полосы слоисто-дождевых облаков шириной в сотни км.

2. Летом высокие температуры, зимой очень низкие температуры воздуха.

3.  Область высокого атмосферного давления.

4.Область низкого атмосферного давления.

5. Возникновение шквалов и гроз, осадки ливнего характера.

6. Увеличение облачности, влажности; выпадение осадков, летом температура понижается, зимой образуются оттепели,

7. Появление перистых облаков, затем - перисто-слоистых, затем - слоисто-дождевых.

8. Погода устойчива.

9. Погода неустойчива.

10. Ясная безоблачная сухая погода.

11. Ветры слабые, наблюдаются даже штили.

12. Погода ветреная, скорости ветра значительны.

Атмосферные процессы: циклоны ___________________, антициклоны _______________,

атмосферные фронты _________________.

 Выберите верные ответы.

4. Над Атлантикой в умеренных широтах летом образуются:
а) жаркие и влажные ВМ;

б) теплые и влажные ВМ.

5.  Над Сибирью зимой образуются:
а) холодные и сухие ВМ;

б) теплые и сухие ВМ.


6. Над Арктикой летом образуются:
а) холодные и сухие ВМ;

б) теплые и влажные ВМ.

7. Ветреная ненастная погода при циклоне объясняется:
а) пониженным атмосферным давлением;

б) опусканием теплого воздуха.

8. При циклональной погоде могут возникать такие стихийные бедствия, как:

а) ураганы;
б) засухи.

9. Ясная солнечная погода при антициклоне объясняется:
а) отсутствием облачности;

б) безветрием;

в) высоким атмосферным давлением.

10. Теплые атмосферные фронты проходят над Москвой:
а) зимой;

б) зимой и летом;

в) зимой, летом, осенью.

11. Определите соответствие между областями России и типами климатов, которые для этих областей характерны.

Типы климата:

1. Климат арктических пустынь.

2. Резко континентальный климат с антициклональной погодой.
3. Муссонный климат умеренного пояса.

4. Субарктический климат.

5. Умеренно-континентальный климат с достаточным увлажнением на большей части территории.

6. Континентальный климат с достаточным увлажнением.

Области: Дальний 'Восток______, Восточно-Европейская равнина______, Восточная Сибирь_______, Западно-Сибирская равнина________, полуостров Таймыр_______, полуостров Ямал и зона тундры_______, острова Северного Ледовитого океана__________.

Контрольная работа по теме «Восточная Сибирь»

  1. Какой  ПТК не относится к Восточной Сибири?

 а) Западная Сибирь;                           б) Средняя Сибирь;

в) Северо–Восточная Сибирь;           г) Горы Южной Сибири

  1. Этот природный объект является границей на западе Восточной Сибири.

а) моря Северного Ледовитого океана;          б) долина Енисея;    

  в) Тихоокеанский водораздел;                        г) Восточный Саян

  1. Какой самый большой полуостров России расположен в пределах Восточной Сибири?

а) Кольский;                         б) Чукотский;

в) Камчатка;                          г) Таймыр

  1. С каким из перечисленных государств, граничит Восточная Сибирь?

а) Корея;                               б) Монголия;

в) Казахстан;                         г) Киргизия

5.Укажите одну из причин, которой можно объяснить образование в тундре многочисленных озёр:

 а) большое количество осадков;             б)множество понижений в рельефе;

в)  наличие многолетней мерзлоты;        г)близость северных морей

6.  Основная часть территории Якутии расположена в пределах:

а) Сибирской платформы;                                      б) Русской платформы;

в) Анабарского кристаллического щита;             г)Алданского кристаллического щита;

7.Какие особенности природы сибирской тайги можно назвать следствием её сурового климата:

 а)лето умеренно тёплое, зима очень холодная;               б)почвы таёжно – мерзлотные;

в) господство вечнозелёных хвойных деревьев;                г) все перечисленные особенности

8.Температурная инверсия, наблюдающаяся в Минусинской котловине зимой, это: а)возрастание температуры снизу вверх;                 б) понижение температуры снизу вверх; в) равенство температур;                                               г) колебание t°

9. Какие  особенности не  характерны для  Алтая:

а)  высочайшие горы Сибири;                                                      б)высочайшие горы России ;

в)  исследован неотектонический этап развития рельеф; г) богаты металлическими рудами

10.  Высшей точкой гор юга Сибири  является:

а) г. Эльбрус;                                                         б)г. Народная;

 в) г. Белуха;                                                           г) пик Грандиозный

11.К какой складчатости относятся обширные территории северо – восточных районов Восточной Сибири:

а)мезозойской;                                           б) байкальской;

в) герцинской;                                             г) кайнозойской

12.  Формирование полюса холода северного полушария связано с действием следующих факторов:

а)рельефа;                                                б) географического положения;

 в) циркуляции воздуха;                        г) всех перечисленных

13. Преобладающим типом климата  Восточной Сибири является:

а)умеренно континентальный;                                              б) континентальный;

Контрольная работа по теме « Западная Сибирь»

  1. Какие из перечисленных природных объектов располагаются в Западной Сибири?

  1. Барабинская низменность;
  2. Плато Путорана;
  3. Ишимская равнина;
  4. Северные Увалы;
  5. Сибирские Увалы;
  6. Мещерская низменность.

  1. Какие из перечисленных рек относятся к бассейну Оби?

а) Иртыш;        б) Надым;       в)        Таз;       г) Тобол;       д)        Томь;        е) Турухан.

  1. В Западно-Сибирском регионе при движении с севера на юг происходит:
  1. увеличение годовой амплитуды температур;
  2. уменьшение годовой амплитуды температур;
  3. увеличение годового количества осадков;
  4. уменьшение годового количества осадков.
  1. Какие из перечисленных рек относятся к бассейну моря Лаптевых?

а) Анабар;       б) Вилюй;       в) Нижняя Тунгуска;       г)         Пясина;       д) Хатанга.

  1. Большая часть территории Западной Сибири занята зоной:

  1. тундры и лесотундры;
  2. светлохвойной тайги;
  3. тёмнохвойной тайги;
  4. лесостепи и степи.

1

Фундамент Западно-Сибирской платформы сложен палеозойскими отложениями

2

Западная Сибирь — крупнейший район России по добыче железной руды

3

 Протяжённость Западно-Сибирской равнины с севера на юг составляет более 2 тыс. км.

4

Все реки Западно-Сибирской равнины относятся к бассейну Оби

5

Больше половины площади Западно-Сибирской равнины занято болотами

6

В пределах Западной Сибири открыто несколько крупных угольных бассейнов

7

Западная Сибирь — один из крупнейших в мире нефтегазоносных бассейнов

8

К востоку от Уральских гор расположена узкая полоса территории, климат которой отличается высокой влажностью

9

На Западно-Сибирской равнине много бессточных солёных озёр

  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».

7. В период максимального развития четвертичного оледенения южная граница ледника в Западной Сибири проходила по:

  1. широтному течению реки Оби;
  2. Сибирским Увалам;
  3. 58° северной широты;
  4. 55° северной широты.

8. Большая часть территории Западной Сибири относится к области:

  1. недостаточного увлажнения;
  2. достаточного увлажнения;
  3. избыточного увлажнения;
  4. все три области представлены примерно в равных долях.

9. Какие из перечисленных факторов, затрудняющих освоение территории, не характерны для Западной Сибири?

  1. активный вулканизм;
  2. высокая сейсмичность территории;
  3. заболоченность местности;
  4. наличие многолетней мерзлоты;
  5. сильно расчленённый рельеф;
  6. суровые климатические условия.

10. Какой из перечисленных видов полезных ископаемых раньше всего начали добывать в Западно-Сибирском регионе?

а) нефть;      б) природный газ;       в) пушнина;       г)        торф

Контрольная работа по теме «ПРИРОДА РОССИИ»

  1. Определите верные утверждения:
  1. на западе России рельеф преимущественно равнинный;
  2. Среднесибирское плоскогорье имеет большую абсолютную высоту, чем Восточно-Европейская равнина;
  3. преобладающая часть территории России лежит на Евразиатской литосферной плите;
  4. горообразовательные процессы активно проходят в восточных регионах России;
  5. действующие вулканы находятся на Камчатке, Сахалине, Алтае, Кавказе.
  1. Более древней является территория:
  1. Дальнего Востока;
  2. Восточно-Европейской равнины.
  1. Наиболее молодыми горами являются:
  1. Уральские;
  2. Алтай;
  3. Срединный хребет.
  1. Определите вариант, в котором указаны высочайшие вершины Кавказа, Алтая и Урала:

1. Эльбрус, Белуха, Кроноцкая Сопка;

2. Эльбрус, Белуха, Денежкин Камень;

3.Казбек, Белуха, Ямантау;

4. Эльбрус, Белуха, Народная.

  1. Платформа с докембрийским фундаментом называется:

1.щитом;                       3) молодой платформой;

2. плитой;                     4) древней платформой.

  1. Платформа с палеозойским фундаментом называется:

1. плитой;

2. молодой платформой;

3. древней платформой.

  1. Место выхода на поверхность фундамента платформы называется:

1 .щитом;        3. антиклиналью;

       2.синеклизой;           4.плитой.

  1. По строению щит отличается от плиты тем, что он:

1. не имеет осадочного чехла;

2. является более древним.

  1. Крупные скопления руд называются:

1. месторождениями;

2. бассейнами полезных ископаемых.

  1. Группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называется:

1. бассейном;

2. месторождением;

3. территориальным сочетанием природных ресурсов.

  1. Рудные полезные ископаемые залегают:

1. в осадочном чехле древних платформ;

2. в осадочном чехле молодых платформ;

3. в складчатых областях;

4. в фундаменте платформ.

  1. Добыча рудных полезных ископаемых дешевле:

 1) в молодых горах; 2) в старых горах.

  1. Месторождения нерудных полезных ископаемых приурочены:

1. к осадочному чехлу платформ;

2. к складчатым областям.

Проверочная работа по теме «Восточно-Европейская равнина»

Дополните фразы.

  1. Восточно-Европейская равнина простирается с севера на юг от____________         и ______________морей до________________, __________________ и __________________морей.
  1. В основании равнины залегает крупная тектоническая структура - _______________
  1. Понижению фундамента Русской платформы соответствует самые крупные на ней _________________________         низменность, а поднятию - ____________________        возвышенность.
  1. В недрах Восточно-Европейской равнины находятся богатейшие запасы железной руды ____________________________________________________

5. Восточно-Европейская равнина расположена не только в умеренном поясе, но и в________________________________         поясе.

  1. Самые длинные и крупные реки Восточно-Европейской равнины, в отличие от азиатской части России, текут на ______________________
  1. Небольшое количество осадков и обильный опад растительной         массы         способствовали         формированию _____________________ почв.
  1. Стелющаяся, подушкообразная, с карликовым ростом растительность характерна для _________________________         зоны.
  1. Рекреационные ресурсы Восточно-Европейской равнины наиболее благоприятны в_______________________________         части.

I

  1. На территории Восточно-Европейской равнины преобладают _____________________________         ландшафты.
  2. Выберите верное утверждение о границах Восточно- Европейской равнины.

А) на востоке, севере и юге границы проходят по естественным рубежам (морям и горам), а на западе по государственной границе Р'Ф

Б) на западе граница проходит с Уральскими горами, на востоке по побережью морей, а на севере и юге окаймляют горы

В) на востоке граница проходит с Уральскими горами, на западе по побережью морей, а на севере и юге окаймляют горы

Г) на севере, юге и востоке по морям, а на западе по государственной границе РФ

  1. Выберите верное утверждение о том, что обусловило равнинный рельеф Восточно-Европейской равнины.

А) ее положение на древней декембрийской платформе
Б) ее положение в западной части

В) ее положение между морями

Г) ее положение на границе литосферных плит

  1. Выберите неверное утверждение о полезных ископаемых Русской равнины.

А) в недрах равнины богатейшие запасы каменного и бурого углей, железных руд, солей, апатитов

Б) почти повсеместно распространены строительные материалы

В) месторождения каменного и бурого угля приурочены к осадочному чехлу платформы

Г) повсеместно идет добыча железных руд

  1. Установите соответствие между реками Восточно-Европейской равнины и морями, в которые они впадают.

Реки

Моря

А)

Дон

1)

Каспийске

Б)

Волга

2)

Азовское

В)

Нева

3)

Белое

Г)

Северная Двина

4)

Балтийское

  1. Определите, в какой части Восточно-Европейской равнины почвы часто заболочены.

А) на севере
Б) на юге

В) на юго-востоке
Г) на юго-западе

  1. Какие полезные ископаемые характерны для Восточно-Европейской равнины?

А) драгоценные и полудрагоценные камни
Б) металлические

В) горючие

Г) горючие и неметаллические

  1. Почему воздушные массы с Атлантического и Северного Ледовитого океанов проникают далеко на юг?

А) равнина открыта с севера и запада

Б) на севере, юге и западе расположены моря
В) равнину с юга окаймляют горы

Г) этому способствует растительность

Г) Камы

18. Какие почвы типичны для степной зоны?

А) черноземы и каштановые

Б) подзолистые и дерново-подзолистые
В) солонцы и солончаки

Г) бурые и сероземы

19. Выберите группу животных, обитающих в зоне тундр.

А) бурый медведь, лось, белка, заяц, волк
Б) олени, песцы, лемминги, белая сова

В) сурки, суслики, хомяки, полевка

Проверочная работа по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

1. Водные ресурсы - это:

а) все внутренние воды страны;

б) воды суши, которые можно использовать для удовлетворения потребностей человека и хозяйственных нужд;

б) подземные воды страны;

г) поверхностные внутренние воды;

д) все внутренние воды страны, а также воды морей и океанов.

2. Наиболее богаты водными ресурсами:

а) европейская часть России;                          в) азиатская часть России;

 б) Урал;                                               г) юг Западной Сибири.

3. Укажите крупнейшее в мире озеро по объему заключенной в нем пресной воды;

а) Ладожское;                               г) Байкал;

б)Титикака;                                д) Танганьика;

в) Онтарио;                                                            е) Каспийское море-озеро.

4. Озеро, по которому в годы Великой Отечественной войны была проложена «Дорога жизни» для помощи осажденному Ленинграду:

а) Онежское;                                         в) Ладожское;

б) Чудское;                                           г)Белоозеро.

5. Крупное высокогорное озеро России, обладающее значительными рекреационными ресурсами:

а) Валдайское;                              в) Телецкое;

б) Баскунчак;                                г) Байкал.

6. Наиболее заболоченные территории России:

а) Мещера;                                      в) Западная Сибирь;

б) Карелия;                               г) Ставрополье.

7. Огромный заболоченный район — Васюганье — расположен в:

а) Поволжье;                                в) Западной Сибири;

б) долине реки Печора;                     г) Приморском крае.

8. Наибольшие запасы торфа образуются в:

а) низинных болотах;

б) верховых болотах.

9. Какое из приведенных утверждений, по вашему мнению, наиболее правильно:

а) Болота — ценные угодья, их надо беречь и охранять.

б) Болота мешают строительству, сельскому хозяйству, их надо осушать.

в) Болота — источники питания рек.

10 .Какое влияние на реки оказывает строительство ГЭС:

а) улучшает режим реки;                                   в) ухудшает условия жизни рыбы;

б) снижает качество воды;                          г) не влияет на режим реки.

11. Многолетняя мерзлота распространена:
а) в Якутии;                                           в) на полуострове Ямал;

б) на полуострове Таймыр;                           г)  в Центрально-Черноземном районе;

                                                        д) на Северном Кавказе.

12. Причины образования многолетней мерзлоты:

а) высокие температуры лета;            г) недостаточное увлажнение территории;

б) суровый климат;                       в) сильное промерзание почвы и материнских пород;

                                           д ) сильный ветер в зимний период.

13. Многолетняя мерзлота в наибольшей степени препятствует:

а) строительству дорог;                                    г) развитию торговли;

б) жилищному строительству;                             д) развитию сельского хозяйства;

в) производству станков;                                   е) добыче полезных ископаемых.

Проверочная работа по теме

"История освоения и заселения территории России"

Вариант 1

1. Когда и кто в поисках пушнины проник в Карское море и в устье Оби и Таза?

А) на рубеже 15--16 веков промышленник.и - поморы
Б) к концу 12 века новгородцы

В) в 17 --18 веках русские землепроходцы

2.Кто из русских географов написал научно-популярные книги «В неведомых горах Якутии», «В неизведанные края» и романы «Земля Санникова», «Плутония»?

А) В. Атласов
Б) И. Кирилов
Б) В. Обручев

Г) П. Семенов-Т'ян-Шанский

3.Кто из путешественников был не только географом, но и геологом, историком, социологом, философом?

А) П. Семенов-Т'ян-Шанский
Б) П. Кропоткин

В) В. Докучаев

г) О. Шмидт

4. Кто из французских мореплавателей уточнил очертания побережья Юто-Восточной Азии и открыл пролив названный его именем?

А) Ж. JIаперуз   В) А. Нордшельд
Б) В. Баренц     Г) Ф.Нансен

5. Определите, какие из исследователей участвовали в совместной первой русской кругосветной экспедиции.

А) В. Беринг и А. Чириков

Б) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
В) И. Крузенштерн и Ю. Лисянский
Г) С. Дежнев и О. Шмидт

6. Первый разностороннее и глубокое описание природы, культуры и быта народов Камчатки и Курильских островов дал

А) М. Ломоносов
Б) С. Дежнев

В) И. Крузенштерн

Г) С. Крашенинников

Проверочная работа по теме

"История освоения и заселения территории России"

Вариант2

1. Когда и кто совершал походы на Камчатку и завершил открытие Сибири и Дальнего Востока?

А) на рубеже 15-16 веков промышленники - поморы
Б) к концу 12 века новгородцы

В) в 1 7 ~-18 веках русские землепроходцы

2. Кто из русских географов организовал в 1897 г. первую перепись населения России?

А) В. Атласов
Б) И. Кирилов

В) Обручев

В) В. Обручев

     Г) П. Семенов-Т'ян-Шанский

3. Кто из путешественников был не только географом, но и геологом, почвоведом, экологом?

А) П. Семенов-Т'ян-Шанский
Б) П. Кропоткин

В) В. Докучаев

Г) О. Шмидт

4. Кто па шведских ученых совершил ряд полярных экспедиций (его именем названы мыс Новой Земли и архипелаг Карского моря)?

А) Ж. Лаперуз
Б) В. Баренц

 В) А. Норденшельд
Г) Ф. Нансен

5. Определите, кто из исследователей участвовал в совместной Первой и Второй Камчатских экспедициях.

А) В. Беринг и А. Чириков

Б) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
В) И. Крузенштерн и Ю. Лисянский
Г) С. Дежнев и О. Шмидт

        

Проверочная работа «Климат России. Климатообразующие факторы».

  1. Общее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, называется:

А.  Отраженная радиация.    

Б.  Поглощенная радиация.    

В.  Прямая радиация                

Г.   Суммарная радиация.

  1. Самый большой показатель отраженной радиации имеет:

А.  Песок      

 Б.  Лес        

В.  Вспаханное поле      

 Г. Снег

  1. Самое сильное воздействие на климат большей части России оказывает океан:

А.  Тихий                          

 Б.  Индийский

В.  Атлантический          

 Г.  Северный Ледовитый

  1. Температуру воздуха определяет:

А. Суммарная радиация          

Б. Поглощенная радиация  

В. Отраженная радиация      

 Г. Рассеянная радиация

  1. При движении с запада на восток количество солнечной радиации:

А.  Возрастает  

Б.  Не изменяется

В.  Увеличивается

  1. Вихревое движение воздуха с низким давлением в центре называется:

А.  Атмосферный фронт      

 Б. Антициклон

В.  Трансформация              

 Г. Циклон

  1. Муссон действует над территорией:

А.  Урала            

 Б. Побережье Тихого океана

 В  Кавказа          

Г. Побережье Северного Ледовитого океана

  1. Вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре называется:

А.  Атмосферный фронт        

Б. Антициклон

В.  Трансформация              

 Г. Циклон

  1. Зона взаимодействия воздушных масс разных по свойствам называется:

А.  Атмосферный фронт      

 Б. Антициклон

В.  Трансформация            

 Г. Циклон

  1. Какая карта используется  для прогноза  погоды:

А.  Физическая;          

 Б. Тектоническая  

В.  Синоптическая;    

 Г .  Климатическая

Проверочная работа по теме «Климат России»

  1. Выберите правильный ответ

А) Суммарной солнечной радиацией называется количество солнечной энергии, которое излучается Солнцем

Б) Суммарной солнечной радиацией называется количество солнечной энергии, которое достигает поверхности Земли.

2. Что такое трансформация воздушных масс

    А) Изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности при перемещении;

   Б) вертикальное перемещение воздушных масс;

   В) Образование холодного атмосферного фронта.

3. При взаимодействии воздушных масс вверх поднимается воздух:

1) теплый; 2) холодный.

   4.  С холодным атмосферным фронтом связана погода:

  1. тихая и солнечная;
  2. облачная и безветренная;
  1. облачная, ветреная, с осадками.

5.  Если зимой была ветреная погода, с дождем и снегом, после чего наступило потепление, то прошел атмосферный фронт:

1) теплый; 2) холодный.

6. При взаимодействии двух воздушных масс осадки выпадают из:

1) более теплой; 2) более влажной воздушной массы.
7. В центральной части антициклона воздух:

1) поднимается; 2) опускается.

8. В циклоне воздух движется от:

1) центра к краям; 2) краев к центру.

9. В северном полушарии круговое движение воздуха в циклоне осуществляется:

1) по часовой стрелке; 2) против часовой стрелки.

10. Ветреная, ненастная погода при циклоне объясняется:

  1. опусканием холодного воздуха;
  2. опусканием теплого воздуха;
  1. поднятием теплого воздуха.

11. Ясная солнечная погода при антициклоне объясняется:

  1. нисходящими токами воздуха;
  1. восходящими токами воздуха.

12. Погода при атмосферных фронтах более напоминает погоду при:

1) циклонах; 2) антициклонах

13. Определите к какому климатическому поясу относится каждый из этих признаков:

1. Самое незначительное количество суммарной и поглощенной солнечной радиации.

2. Весь год присутствует арктический воздух.

З. По 150 суток наблюдаются полярный день и полярная ночь.

4. Избыточное увлажнение, несмотря на незначительное 'количество осадков.

5. Средняя температура летом от +120С до +280С
б. Испаряемость самая незначительная.

7. В поясе господствует умеренный воздух морского и континентального происхождения, зимой часто приходит арктический, а летом иногда тропический воздух.

8. Коротким летом бывает умеренный воздух, а продолжительной зимой - арктический.

9. Часто наблюдаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты.
10. Средняя температура лета не выше +12 ОС, а зимой температура воз-
духа бывает от -12 ос до -50 Ос.

Климатические пояса: арктический____________  субарктический ____________, умеренный_____________________

Проверочная работа по теме: Почвы и земельные ресурсы

  1. Природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием, называется_______________

  1. Научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение ее плодородия, называется ___________________

3. Основные элементы питания растений содержатся в _____________________

  1. Кто из русских ученых выделил почвы из других частей земной коры как «особое естественно-историческое тело»?

А) Н.И. Вавилов                                 В) В.В. Докучаев

Б) В.И. Вернадский                            Г) Б.П. Алисов

  1. Механический состав почв определяется по
    А) соотношению глины и песка

Б) преобладающей растительности
В) содержанию влаги

Г) содержанию гумуса

  1. Выберите верное определение почвы.

А) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков

Б) природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием

В) научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение ее плодородия

Г) разрушение наиболее плодородных горизонтов почвы

  1. Выберите ведущее условие почвообразования.

А) особенности рельефа

Б) взаимодействие живых организмов
В) режим увлажнения

Г) температура воздуха

8. От чего зависит плодородие почвы?

А) от содержания в ней гумуса
Б) от материнской породы

В) от движения воздушных масс
Г) от выпадения осадков

9. Выберите верное утверждение о структуре почв.

А) рыхлая структура почв способствует впитыванию осадков и обогащению кислородом

Б) пылеватая структура почв способствует быстрому росту растений

В) структура почвы не влияет на ее плодородие

Г) зернистая и комковатая структура почв неблагоприятна для растений

10.Установите соответствие между типом почв и его особенностями.

Тип почвы

А) таежно-мерзлотные   Б) пойменные    В) черноземы    Г) арктические

Особенности

 1)

почти не

развиты, маломощные,  пятнистое распространение

2)

очень темная окраска, зернистая структура мощность гумуса  50-80 см

3)

образованы

наносами ила и песка, плодородны

4) питательные вещества не проникают далеко вглубь, маломощные

А_____, Б_____, В_____, Г_______

  1. Какая географическая особенность не повлияла на широтную зональность почв в европейской части России?

А) значительная протяженность с севера на юг

Б) преобладание равнинного рельефа

В) западный перенос воздушных масс

Г) изменение климата с севера на юг

12. Какая структура почв не благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

А)

пылеватая

Б)

зернистая

В)

комковатая

Г)

чешуйчатая

13. Выберите противоэрозионные агротехнические методы для зоны степей.

А) неглубокая вспашка

Б) обработка полей поперек склонов
В) обработка полей вдоль склонов
Г) снегозадержание

14. Какие неблагоприятные климатические явления отрицательно влияют на плодородие почв?

А) засуха                                      Б) пыльные бури

В) заморозки                                Г) сильные морозы

Проверочная работа по теме «Природное районирование»

 1. Самая большая природная зона нашей страны.    

 2. Самая маленькая по площади природная зона России.

3. Самое высокое дерево лесов России.

4. Самое распространенное дерево на территории нашей страны.

5.Самое любимое дерево — символ России.

 6. Самое долговечное дерево страны.

7. Самое морозоустойчивое из лиственных деревьев.

8. Самое любимое новогоднее дерево.

9. Самые безлесные зоны России.

10. Самые заболоченные природные зоны.

11. Самые благоприятные для сельского хозяйства зоны.

12. Самые богатые древесиной зоны.

13. Самые важные для человека ресурсы зоны лесов.

14. Самые уникальные ресурсы зоны степей.

15. Самые  распространенные  представители  животного  мира  зоны тундры.

16. Самый любимый герой русских сказок — представитель животного мира лесной зоны.

17. Самая южная зона России.

18. Самая засушливая природная зона России.

19. Самый плодородный почвенный горизонт.

20. Самый короткий вегетационный период в зоне ...

21. Самый продолжительный вегетационный период в зоне...

22. Самые освоенные человеком природные зоны.

23. Самые экологически уязвимые природные зоны России.

2. Дайте характеристику природной зоны по предложенному плану

Характеристики природной зоны

1. Внешний облик

2. Географическое положение

3. Климатические условия: зимние температуры летние температуры количество осадков увлажнение

4.Типичные почвы

5. Типичные растения

б. Типичные животные

7. Оценка условий для жизни и хозяйственной деятельности человека

Проверочная работа по теме «Реки России»

  1. К бассейну какого океана относится большинство крупных рек России?

а) Атлантического

б) Тихого

в) Северного Ледовитого
г) бессточной области

  1. Распределите самые крупные реки по бассейнам океанов:
    1)Атлантического                                а) Обь

2)Тихого                                          б) Лена

3)Северного Ледовитого              в) Енисей

4)Бессточной области                  г) Амур

                                                        д) Волга
                                                       е) Иртыш
                                                      ж) Кубань

                                                      з) Северная Двина
                                                    и) Анадырь

                                                       к) Индигирка

1___________, 2___________, 3____________, 4__________________

  1. От чего зависит густота речной сети?
    а) от рельефа

б) от географического положения
в) от климата

г) от деятельности человека

. ,

  1. Укажите, какие свойства рек зависят от климата, а какие - от рельефа:

1) Зависит от климата
2) Зависит от рельефа

а) полноводность
б) режим реки

в) режим питания
г)
. скорость течения

д) наличие порогов п водопадов
е) уклон реки

ж) падение реки

1_________________, 2________________________

  1. Режим реки - это:

а) характер течения реки
б) замерзание рек

в) колебания уровня воды по сеаонам
г) наводнения на реке

  1. Причинами весеннего половодья на реках Русской равнины являются:

а) весенние дожди

б) таяние снега

в) подземное питание

г) таяние ледников в горах

  1. Используя данные таблицы «реки России» определите уклон и падение реки:

Реки

Длина реки, км

Высота истока, м

Высота устья

Падение реки

Уклон реки

Амур

4440

1000

0

Дон

1870

300

0

Енисей

4102

1000

0

Индигирка

1726

1000

0

Колыма

2129

1500

0

Нева

74

4

0

Обь

5410

1000

0

Урал

2428

800

-28

8. Количество озер в нашей стране значительно уменьшается к...

А. Западу          Б. Востоку       В. Северу         Г. Югу

9. Образование  котловины этого озера связано с деятельностью древнего   ледника:

А. Байкал             Б. Онежское      В. Чаны              Г. Баскунчак

10. Термокарстовые озера распространены на территории …

А. Кольского полуострова    Б. Якутии      В. Прикаспия   Г. Юга Сибири

11. Какая единственная река вытекает из озера Байкал:

А.  Ангара          Б. Селенга          В. Лена          Г. Енисей

12. Самым крупным озером Европы является:

А.  Псковское       Б. Онежское            В. Имандра        Г. Ладожское

13. Какое  из озер располагается на Прикаспийской низменности?

А. Эльтон           Б. Чаны                 В. Ханка               Г. Сарезское

 14.  «Озерным краем» в РФ можно назвать:

А. Подмосковье           Б. Приморье         В. Алтай            Г. Карелию

15. Почти 80% запасов водных ресурсов РФ приходится на …

    А. Сибирь и Д.Восток              Б. Русскую равнину

    В. Север страны                      Г.  Горные районы

16. По запасам гидроресурсов Россия уступает лишь …

    А. Китаю               Б. Бразилии            В. США           Г. Канаде

17. Больше всего водных ресурсов потребляет …

   А. Сельское хозяйство                Б. Промышленность

   В. Население                                Г. Транспорт

18. Наиболее «грязное» производство для  гидросферы:

    А.  Производство стройматериалов       Б. Пищевая промышленность

    В.  Машиностроение                                Г. Металлургия

19. Какое  стихийное  явление  не  связано  с водой?

   А.  Сель           Б. Лавина            В. Осыпь             Г. Наводнение


Тест   по  теме «Дальний  Восток»

  1. Территория  Дальнего  Востока  омывается  океанами:

а) Тихим                                        в) Индийским

б) Атлантическим                       г) Северным  Ледовитым

  1. Какие  моря,  омывающие  берега  Дальнего  Востока,  являются  частью  Северного  Ледовитого  океана?

а) Берингово                                 в) Чукотское

б) Восточно-Сибирское              г) Охотское

  1. Установите  соответствие:

             Территория  Дальнего  Востока                  Тип  климата

                       а) север                                                1. умеренный  морской

                       б) Камчатка                                         2. субарктический

                       в) Приморье                                       3. умеренный  муссонный

  1. Большая  контрастность  природы  территории  Дальнего  Востока связана  с  большой  протяженностью:

а)  с  запада  на  восток                               в)  с  юго-запада  на  северо-восток

б)  с  севера  на  юг                                       г)  с  юго-востока  на  северо-запад

5.   Летом в Приморье основное направление движения воздушных масс:

  А.  с моря на сушу;                        Б. с суши на море;

  В.  вдоль суши по морю;              Г. с севера на юг  

6.  Действующие вулканы располагаются:

 А. на Курильских островах;        Б. на Курильских островах  и Камчатке;

В. на Курильских островах, Камчатке, и Сахалине;  Г. на  Сахалине.

7. Самая крупная река Дальнего Востока:

А. Анадырь;                                   Б. Колыма;

В. Амур ;                                          Г. Камчатка.

8. Какой природной зоны нет на Дальнем Востоке:

А.  тайга;                                       Б. арктическая пустыня

В.   лесостепь;                             Г. тундра.

9.    Какие природные явления связанные с движением литосферных плит происходят на Дальнем Востоке:

А. засухи; Б. муссоны;  В. тайфуны;  Г. вулканизм и землетрясение.

10. Горная тундра занимает северную часть этого ПК:

 А. Сахалина;                           Б. Чукотки;  

 В. Курил;                                  Г. Приамурья;  

11. Действующие вулканы располагаются:

 А. на Курильских островах и Камчатке;         Б. на Чукотке;

 В.  в Приморье;                                                 Г. на  Сахалине.

12. Какой из перечисленных терминов имеет отношение к Дальнему Востоку:    

 А. траппы;                                     Б. бора;

 В. тайфун;                                     Г. полесья.

13. Гейзеры на Дальнем Востоке располагаются:

А.   на Камчатке и Сахалине;                           Б. в Приморье;

В.   на Чукотке;                                                  Г. на Камчатке.

14. Леса из каменной березы с высокотравными лугами произрастают в районе:  

  А. Приамурья ;                             Б. п-ва Камчатка;

 В. Курильских островов;              Г. о. Сахалина.                    

Проверочная работа по теме "Циркуляция атмосферы"

  1. Выберите правильный ответ

А) Суммарной солнечной радиацией называется количество солнечной энергии, которое излучается Солнцем

Б) Суммарной солнечной радиацией называется количество солнечной энергии, которое достигает поверхности Земли.

2. Что такое трансформация воздушных масс

    А) Изменение свойств воздушных масс под влиянием подстилающей поверхности при перемещении;

   Б) вертикальное перемещение воздушных масс;

   В) Образование холодного атмосферного фронта.

3. При взаимодействии воздушных масс вверх поднимается воздух:

1) теплый; 2) холодный.

   4.  С холодным атмосферным фронтом связана погода:

  1. тихая и солнечная;
  2. облачная и безветренная;
  1. облачная, ветреная, с осадками.

5.  Если зимой была ветреная погода, с дождем и сне-
гом, после чего наступило потепление, то прошел атмосфер-
ный фронт:

1) теплый; 2) холодный.

6. При взаимодействии двух воздушных масс осадки выпадают из:

1) более теплой; 2) более влажной воздушной массы.
7. В центральной части антициклона воздух:

1) поднимается; 2) опускается.

8. В циклоне воздух движется от:

1) центра к краям; 2) краев к центру.

9. В северном полушарии круговое движение воздуха в циклоне осуществляется:

1) по часовой стрелке; 2) против часовой стрелки.

10. Ветреная, ненастная погода при циклоне объясняется:

  1. опусканием холодного воздуха;
  2. опусканием теплого воздуха;
  1. поднятием теплого воздуха.

11. Ясная солнечная погода при антициклоне объясняется:

  1. нисходящими токами воздуха;
  1. восходящими токами воздуха.

12. Погода при атмосферных фронтах более напоминает погоду при:

1) циклонах; 2) антициклонах

Проверочная работа по теме «Урал»

  1. Вдоль какого меридиана вытянуты Уральские горы?
  1. 550 в.д.          Б. 600  з.д.     В. 600  в.д.                                

2.  Как может повлиять на природу Урала его вытянутость на 2000 км с севера на юг?

  1. разнообразие климата;
  2. разнообразие рельефа;
  3. разнообразие полезных ископаемых.

3.   С запада на восток ширина хребта  составляет от 50 км на севере, до … км на юге.

  1. 100;          Б. 150;               В. 300.

4. К западу от Уральских гор расположена ……

  1. Русская равнина;
  2. Западно- Сибирская равнина;
  3. Мугоджары.

5. На юге Уральских гор проходит граница с государством:

  1. Монголия;      Б. Казахстан;            В. Китай

6. Самая высокая часть Урала:

  1. Полярная;    2.  Приполярная;    3. Северная;     4. Южная.

7. Самая высокая  вершина  Урала:

  1. Сабля;    2. Ямантау;    3. Тельпосиз;     4. Народная.

8. Урал сформировался в эпоху складчатости:

  1. Альпийской ;    2. Мезозойской ;    3. Герцинской ;     4.Каледонской.

9. Какая из рек берёт начало  не на Урале:

  1. Обь;    2. Чусовая;    3. Белая;     4.Вишера.

10. Средний Урал – самая:

1.Высокая часть гор;  2. Низкая часть;  3.Широкая часть гор;  4. Узкая часть гор.

11. Определите   по описанию: господствуют суровые каменистые осыпи. Высшая точка – гора Пайер. Расположены истоки реки Уса:

  1. Полярный Урал;   2.  Приполярный Урал;   3. Северный;   4. Южный.

12. Рудными  ископаемыми  особенно богаты:

  1. Центральная часть;  
  2. Юг Урала;  
  3. Восточный склон;  
  4. Предуралье.

13. Укажите старейший заповедник на Урале:

  1. Башкирский;    
  2. Ильменский;  
  3. Печоро-Илычский;  
  4. Вишерский.

14.  Дефицит каких ресурсов ощущается на Урале особенно остро:

  1. Лесных ;  
  2. Почвенных ;    
  3. Минеральных;    4. Водных.

15. Крупнейшее месторождение  калийных солей:

  1. Соликамск;    
  2. Соль-Илецк;    
  3.  Баженовское;    
  4.  Качканарское.

16. «Горный лён» – так называют  огнеупорную  породу:

  1. Песок;  2. Известняк;  3. Асбест ; 4.  Поваренную соль

17. Установите соответствие между цифрой и буквой:

1. Чусовая                                                   А. Минералогический заповедник;

2. Ильменский хребет;                                   Б. отвесные скалы;

3. Капова пещера;                                               В. Скопление самоцветов;  

4. Кунгур;                                                             Г. Ледяная пещера;  

5.  Мурзинка.                                                       Д.  Настенные рисунки в пещерах.

1 _______, 2 _______, 3 _______, 4 _________, 5 _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...