Программа по географии для 5–9-х классов по ФГОС
рабочая программа по географии

Дроздова Зинаида Владимировна

Программа разработана на основе: планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования МБОУСШ №2 г.Демидова  для 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_geografii_5-9_klass.docx60.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по географии для 5–9-х классов по ФГОС

Дроздова  Зинаида Владимировна

  учитель географии

Разделы: География

Программа разработана на основе: планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования МБОУСШ №2 г.Демидова  для 5-9 классов.

Программы формирования универсальных учебных действий основной образовательной программы для основного общего образования МБОУ  СШ №2 для 5-9 классов.

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
  • создание образа своего родного края.

Общая характеристика учебного курса

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: “География Земли” и “География России”, в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке “География Земли”, курс “География.” 5-6 классы и курс “Страноведение” 7-й класс, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок “География России” 8-9 классы — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Описание места учебного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом основной образовательной программы для основного общего образования МБОУ СШ №2 для 5-9 классов на изучение предмета отводится:

5 класс-1 час в неделю;

6 класс- 1 часа в неделю;

7 класс-2 часа в неделю;

8 класс-2 часа в неделю;

9класс-2 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса, отражающие их индивидуально-личностные позиции

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД

  • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности
  • Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД

  • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

  • Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты освоения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Предметные результаты (цели предмета)

Метапредметные результаты

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса “География” является формирование

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9-е классы

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5–6-е классы

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

- Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9-е классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

5–6-е классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9-е классы

- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

- Предметными результатами изучения курса “География” 5–9-х классах являются следующие умения:

5-й класс

- Объяснять роль различных источников географической информации.

- Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.

- Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды.

- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

- Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- Определять на карте местоположение географических объектов.

- Определять роль результатов выдающихся географических открытий.

- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

6-й класс

- Объяснять роль различных источников географической информации.

- Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.

- Объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы.

- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- Определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.

- Различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил.

- Выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности.

- Выделять причины стихийных явлений в геосферах.

- Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

- Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- Определять на карте местоположение географических объектов.

- Формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды.

- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

7-й класс

- Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

- Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки.

- Выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения.

- Объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности.

- Определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран.

- Устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.

- Анализировать и оценивать информацию географии народов Земли.

- Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

- Различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

- Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

8-й класс

- Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

- Объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

- Выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории.

- Приводить примеры закономерностей размещения населения, городов.

- Оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

- Анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений.

- Прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения.

- Составлять рекомендации по решению географических проблем.

- Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.

- Определять по картам местоположение географических объектов.

- Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.

9-й класс

- Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

- Объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований.

- Аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития.

- Объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

- Приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства.

- Оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

- Прогнозировать особенности развития географических систем.

- Прогнозировать изменения в географии деятельности.

- Составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

- Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.

- Определять по картам местоположение географических объектов.

- Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.

- Выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Основное содержание учебного курса включает

наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий

“География” 5-6 классы

5-й класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)

ВВЕДЕНИЕ  

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

 

РАЗДЕЛ 1 Земля как планета Солнечной системы.

Земля и космос. Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

РАЗДЕЛ 2 Геосферы Земли

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор .Рельеф земной поверхности. Человек и литосфера.

Атмосфера.

Воздушная оболочка Земли. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера.

Водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши .Реки.Озера. Человек и гидросфера.  

Биосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Жизнь в тропическом поясе. Растительный и животный мир умеренных поясов.Жизнь в полярных поясах и в океане. Природная среда.  Охрана природы.

 .

6 КЛАСС (1ч в неделю, всего 35ч)

ВВЕДЕНИЕ 

Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. Путешествия и географические открытия.

Раздел 1 История географических открытий.

Начало географического познания Земли. География в средние века(Европа).География в средние века (Азия).Великие географические открытия. Современные географические открытия.

РАЗДЕЛ 2. Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности. Ориентирование на местности. Топографический план и топографическая карта .виды планов их составление. И использование.

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты. Градусная сеть на глобусе и картах.

Меридианы и параллели.

Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

РАЗДЕЛ 3      Геосферы Земли

Литосфера

 

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

 

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа сушиЧто такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

РАЗДЕЛ 4. Атмосфера  

Из чего состоит атмосфера и как она устроенаЧто такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.

Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

Движение воздуха.Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров .Вода в атмосфере.

Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.

Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.

РАЗДЕЛ 5 Гидросфера  

Вода на Земле. Воды Мирового океана.  

   

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

Воды суши .Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

 . Многолетняя мерзлота.

 .

РАЗДЕЛ 6. Биосфера  .

 . Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере. Почва

  и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.

 

РАЗДЕЛ  7 Географическая оболочка  .

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Географическая оболочка — прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.

 

7 КЛАСС

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.

(2 ч в неделю, всего 70 ч)

ВВЕДЕНИЕ

Что изучают в курсе “Материки, океаны, народы и страны”? Для чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и океаны). Части света.

 Методы географических исследований и источники географических знаний. Методы изучения Земли.

 Современный облик планеты Земля

Главные особенности природы Земли  

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Геологическая история Земли.Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.

Географическая среда и человек ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (

Свойства и особенности строения географической оболочки. Свойства географической оболочки. Особенности строения географической оболочки. Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие природно-территориальных комплексов.

Закономерности географической оболочки. Целостность географической оболочки. Ритмичность существования географической оболочки.

Географическая зональность. Образование природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  

Численность населения и размещение людей на Земле. Численность населения Земли. Причины, влияющие на численность населения.

Народы и религии мира. Расы, этносы. Мировые и национальные религии. Культурно-исторические регионы мира. Страны мира.

Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности населения. Их влияние на природные комплексы. Городское и сельское население.

Главные особенности природы Земли  

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ  

Геологическая история Земли. Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение

АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ  

Климатообразующие факторы. Причины (факторы), влияющие на формирование климата.

Климатические пояса. Климатические пояса Земли. Основные характеристики экваториального, тропического, субэкваториального, субтропического, умеренного арктического и субарктического, антарктического и субантарктического поясов. Климат и человек.

ГИДРОСФЕРА  

Мировой океан — основная часть гидросферы. Роль гидросферы в жизни Земли. Влияние воды на состав земной коры и образование рельефа. Роль воды в формировании

климата. Вода — необходимое условие для существования жизни. Роль воды в хозяйственной деятельности людей. Свойства вод океана. Водные массы. Поверхностные течения в океане.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты. Влияние поверхностных течений на климат. Влияние суши на Мировой океан.

Географическая среда и человек ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА  

Свойства и особенности строения географической оболочки. Свойства географической оболочки. Особенности строения географической оболочки. Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие природно-территориальных комплексов.

Закономерности географической оболочки. Целостность географической оболочки. Ритмичность существования географической оболочки.

Географическая зональность. Образование природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

 Самые крупные природные комплексы Земли-материки и океаны.

Материки и океаны  

 ОКЕАНЫ  

Северный Ледовитый океан. Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Тихий и Индийский океаны. Тихий океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Индийский океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Атлантический океан. Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной

АФРИКА

 Особенности природы Рельеф и полезные ископаемые .Климат и внутренние воды. Природные зоны.

 

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны Северной Африки. Страны Северной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Судана и Центральной Африки. Страны Судана и Центральной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Гвинеи (Республики Гвинея), Демократической Республики Конго (ДР Конго).

Страны Восточной Африки. Страны Восточной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Кении.

Страны Южной Африки. Страны Южной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики (ЮАР).

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ  

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Влияние человека на природу.

Австралия. Население. Хозяйство.

Океания. Географическое положение. Природа. Народы и страны.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия исследования.

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Анды — самые длинные горы на суше. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Экваториальные леса. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность в Андах. Изменение природы человеком.

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны  Внеандийского востока материка. Бразилия, Аргентина. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии, Аргентины.

 Страны Андского Запада.  . Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу, Чили.

АНТАРКТИДА  

Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа. Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие и исследование. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Правовое положение материка.

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА  

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия. Русские исследователи Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды. Основные речные и озерные системы равнин и Аппалачей. Реки и озера Кордильер.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса. Степи. Изменение природы человеком.

Страны Северной Америки Канада. Народы. Политическая карта. Географическое положение, природа, население и хозяйство Канады.

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Географическое положение, природа, население, хозяйство США. Общая характеристика Средней Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

ЕВРАЗИЯ  

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия и исследования.

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Климат. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение и многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Субтропические леса и кустарники. Муссонные (переменно-влажные) леса. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотные пояса в Гималаях и Альпах.

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны Северной Европы. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Западной Европы. Страны Западной Европы. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия Великобритании, Франции, Германии.

Страны Восточной Европы. Восточная Европа. Северная группа стран. Южная группа стран. Географическое положение, природа, население, хозяйство Украины.

Страны Южной Европы. Италия. Южная Европа. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии.

Страны Юго-Западной Азии. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана и стран Центральной Азии.

Страны Восточной Азии. Страны Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Китая.

Япония. Географическое положение, природа, население, хозяйство Японии.

Страны Южной Азии. ИндияСтраны Южной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Страны Юго-Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Взаимодействие человеческого общества и природы.

Взаимодействие человека и природы. Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Мировые экологические проблемы. Экологическая карта.

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Основные типы природопользования. Источники загрязнения природной среды. Региональные экологические проблемы и их зависимость от хозяйственной деятельности. Что надо делать для сохранения благоприятных условий жизни?

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8—9 КЛАССЫ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА,
НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО.

8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 70 ч)

ВВЕДЕНИЕ )

Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть 1. Географическое положение России  

Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют.

Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Как формировалась государственная территория России.

Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории.

Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в. Какие методы использовались для географического изучения России.

Особенности административно-территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

История заселения и освоения и исследования территории России.

Часть 2. Природа России  

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ  ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ  

Геологическая история и геологическое строение территории РоссииВ чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Стихийные природные явления в литосфереЧто такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  

Факторы, определяющие климат России. Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность климатаЧем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов России. Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ  

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.

Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ  

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ  

Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

Часть 3. Население России  

Численность населения России. Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше — мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Люди и труд. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Часть 4.Природа Смоленской области (10 ч)

9 КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ.

(2 ч в неделю, всего 68 ч)

ВВЕДЕНИЕ  

Повторение и обобщение знаний о природе России, полученных в курсе географии 8 класса.

Часть 5. Хозяйство России  

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.

Как география изучает хозяйство. Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Природно-ресурсный капитал РоссииЧто такое природно-ресурсный капитал, и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

Сельское хозяйство. Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс.

Растениеводство. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

География отраслей  межотраслевых комплексов

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Что такое топливно-энергетический комплекс. Для чего и как составляется топливно-энергетический баланс. Каковы проблемы развития российского ТЭК.

Нефтяная промышленность. Сколько нефти добывается в России. Где расположены основные нефтяные базы страны. Куда транспортируют и где перерабатывают российскую нефть. Как нефтяная промышленность влияет на окружающую среду.

Газовая промышленность. Сколько природного газа добывают в России. Где в России расположены основные базы добычи газа. Куда транспортируют российский газ. Как газовая промышленность влияет на окружающую среду.

Угольная промышленность. Сколько угля добывается в России. Где находятся основные базы добычи угля. Как угольная промышленность влияет на окружающую среду.

Электроэнергетика. Сколько электроэнергии производится в России. Как размещаются электростанции различных типов. Как в России используются нетрадиционные источники энергии. Что такое энергосистемы и для чего они нужны. Как электроэнергетика влияет на окружающую среду.

Металлургия. География черной металлургииЧто такое металлургия. Сколько черных металлов производится в России. Как размещаются металлургические предприятия. Где находятся основные районы производства черных металлов. Как черная металлургия влияет на окружающую среду.

География цветной металлургии. Сколько цветных металлов производится в России. Где размещаются предприятия цветной металлургии. Где находятся основные районы производства цветных металлов. Как цветная металлургия влияет на окружающую среду.

Химическая промышленность. Что производит химическая промышленность. Чем химическая промышленность отличается от других отраслей.

География химической промышленности. Как размещаются предприятия химической промышленности. Где находятся основные районы химической промышленности. Как химическая промышленность влияет на окружающую среду.

Лесная промышленность. Сколько продукции лесной промышленности производится в России. Как размещаются предприятия лесной промышленности. Где находятся основные районы лесной промышленности. Как лесная промышленность влияет на окружающую среду.

Машиностроение. Сколько машин производится в России. Как размещаются предприятия машиностроения. Где находятся основные районы машиностроения. Как машиностроение влияет на окружающую среду.

Пищевая и легкая промышленность. Чем пищевая и легкая промышленность отличаются от других отраслей хозяйства. Как размещаются предприятия пищевой и легкой промышленности. Где находятся основные районы пищевой и легкой промышленности. Как пищевая и легкая промышленность влияют на окружающую среду.

   СФЕРА УСЛУГ

Состав и значение сферы услуг. Что такое услуги и какими они бывают. Как устроена сфера услуг. Как развита в России сфера услуг.

Роль и значение транспорта. Что такое транспортная система. Как учитывается роль различных видов транспорта в транспортной системе.

Сухопутный транспорт. Какой вид транспорта ведущий в России. Почему автомобильный транспорт недостаточно развит в России. Как железнодорожный и автомобильный транспорт влияют на окружающую среду.

Водный транспорт. Каковы особенности морского транспорта России. Какой морской бассейн ведущий в морском транспорте страны. Что перевозят внутренним водным транспортом. Как водный транспорт влияет на окружающую среду.

Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь.

Каковы особенности авиационного транспорта России. Какова роль трубопроводного транспорта в транспортной системе. Как авиационный и трубопроводный транспорт влияют на окружающую среду. Какие бывают виды связи. Как в России развита связь.

Наука. Какова роль науки и образования в современном обществе. Какова география российской науки. Что такое наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Каковы особенности жилищного фонда России. Как россияне обеспечены жильем. Как жилой фонд размещен по территории страны. Что такое рекреационное хозяйство.

Часть 6. Природно-хозяйственные регионы России.

РАЙОНИРОВАНИЕ  территории РОССИИ  

Зачем районировать территорию страны. Что такое районирование. Как отличаются виды районирования.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН)  

Общая характеристика Европейской России. Что такое Европейская Россия и каково ее географическое положение. Каковы особенности природы Европейской России. Чем характеризуются природные ресурсы, население и хозяйство этой части страны.

Европейский Север. Географическое положение. Почему Европейский Север освоен слабее своих соседей. В чем выгоды приморского положения района. Как влияют на развитие района особенности соседского положения.

Природа Европейского Севера. Чем различается природа различных частей района. Чем богаты моря, омывающие Европейский Север.

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. Каковы особенности современного населения района. Как заселялся и осваивался Европейский Север.

Хозяйство Европейского Севера. В чем главные особенности хозяйства Европейского Севера. Каковы ведущие отрасли промышленности района. Каковы экологические проблемы района.

Северо-Западный район. Географическое положение. Каковы главные черты географического положения района. Как влияло на развитие района его столичное положение.

Природа Северо-Запада. С чем связаны особенности природы Северо-Запада. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.

Сколько людей проживает в Европейском Северо-Западе. Как заселялся и обживался район.

Хозяйство Северо-Запада. Как на хозяйство района влияет его приморское положение. Какую роль в хозяйстве страны играет промышленность Северо-Запада. Какая отрасль — ведущая в сельском хозяйстве района. Какова экологическая ситуация в районе.

Центральная Россия. Географическое положение. Каков состав Центральной России. Какова главная черта географического положения района. Как влияет на развитие района столичность положения.

Природа Центральной России. Как различаются природные условия в Центральной России. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Центральной России. Сколько людей живет в Центральной России. Как размещается городское и сельское население района. Какие народы населяют район. Как осваивался и заселялся район.

Хозяйство Центральной России. Чем отличается хозяйство Центральной России. Какие отрасли промышленности развиты в районе. Каково внутреннее различие сельского хозяйства Центральной России. Каковы экологические проблемы района.

Европейский Юг. Географическое положение. Каковы главные особенности географического положения района. Как влияют на природу и хозяйство Европейского Юга омывающие его моря.

Природа Европейского Юга. Чем определяются особенности природы Европейского Юга. Каково главное природное богатство района.

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

Почему население Европейского Юга быстро увеличивается. Где проживает большинство населения Европейского Юга. Какие народы проживают на Европейском Юге. В чем заключаются социальные проблемы Европейского Юга. Как заселялся и осваивался Европейский Юг.

Хозяйство Европейского Юга. В чем особенности хозяйства Европейского Юга. Какая отрасль — главная в хозяйстве района. Какие отрасли промышленности развиты на Европейском Юге. Почему Европейский Юг — главный курортный район страны. Каковы экологические проблемы района.

Поволжье. Географическое положение. В чем главные особенности физико-географического положения района. В чем главные особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения района.

Природа Поволжья. Как географическое положение влияет на природу Поволжья. Какие природные ресурсы Поволжья — наиболее ценные. Какие неблагоприятные природные явления характерны для Поволжья.

Население и хозяйственное освоение Поволжья. Сколько людей живет в Поволжье. Как размещено население по территории Поволжья. Какие народы заселяют Поволжье. Как заселялось и осваивалось Поволжье.

Хозяйство Поволжья. В чем особенности хозяйства Поволжья. Какие отрасли промышленности развиты в Поволжье. Что производит сельское хозяйство района. Каковы экологические проблемы района.

Урал. Географическое положение. Какова главная черта географического положения Урала. Как географическое положение влияет на развитие района.

Природа Урала. Как пограничность проявляется в особенностях природы Урала. Почему столь разнообразны природные ресурсы Урала.

Население и хозяйственное освоение Урала. Сколько людей живет на Урале. Как размещено население по территории Урала. Какие народы населяют Урал. Как заселялся и осваивался Урал.

Хозяйство Урала. Каковы особенности хозяйства Урала. Какие отрасли промышленности — ведущие в хозяйстве района. Как на Урале развито сельское хозяйство. Какова экологическая ситуация на Урале.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН)  

Азиатская Россия. Географическое положение. Каковы особенности геополитического положения и природных условий Азиатской России. Какие природные ресурсы Азиатской России используются наиболее активно.

Западная Сибирь. Географическое положение. Как географическое положение влияет на ее природу и хозяйство. Чем определяется геополитическое положение района.

Природа Западной Сибири. Какой рельеф преобладает в Западной Сибири. Какие факторы влияют на климат района. Почему в Западной Сибири много болот. Сколько природных зон в Западной Сибири. Какими природными ресурсами богата Западная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Сколько людей живет в Западной Сибири. Как осваивалась Западная Сибирь.

Хозяйство Западной Сибири. В чем особенности хозяйства Западной Сибири. Какие отрасли промышленности главные в хозяйстве района. Где производится основная часть сельскохозяйственной продукции района. Каковы экологические проблемы Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Географическое положение. Каковы главные особенности физико-географического положения района. Как оценивается экономико-географическое и геополитическое положение района.

Природа Восточной Сибири. Каковы особенности рельефа Восточной Сибири. Почему в Восточной Сибири резко континентальный климат. Куда впадают реки Восточной Сибири. Сколько в районе природных зон. Какими природными ресурсами богата Восточная Сибирь.

Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.

Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Восточной Сибири. Как заселялась и осваивалась Восточная Сибирь.

Хозяйство Восточной Сибири. Каковы особенности хозяйства района. Какие отрасли промышленности развиты в Восточной Сибири. В чем особенности сельского хозяйства района. В каких частях района наиболее остры экологические проблемы.

Дальний Восток. Географическое положение. Каковы особенности физико-географического положения Дальнего Востока. Как географическое положение влияет на развитие Дальнего Востока.

Природа Дальнего Востока. Почему природа Дальнего Востока столь разнообразна. Каковы особенности морей, омывающих Дальний Восток. Какими природными ресурсами богат район.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

Сколько людей живет на Дальнем Востоке. Сколько в районе городов. Какие народы населяют район. Как заселялся и осваивался Дальний Восток.

Хозяйство Дальнего Востока. В чем особенности хозяйства Дальнего Востока. Какие отрасли— ведущие в промышленности района. Почему сельское хозяйство не обеспечивает потребности района. Каковы экологические проблемы Дальнего Востока.

Часть 7. Хозяйство и население Смоленской области. (10 ч)

Каково население района и как оно размещается. Какие народы проживают в Смоленской области. Как заселялась и осваивалась Смоленская  область.

Хозяйство Смоленской области. Каковы особенности хозяйства области. Какие отрасли промышленности развиты в Смоленской  области . В чем особенности сельского хозяйства и животноводства области. В каких частях области наиболее остры экологические проблемы.

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Печатные пособия

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

УМК “География. 5—6 классы”

1. География. Начальный курс. Учебник А.А. Летягин  по  общ. Ред.   В.П. Дронова М. Вентана –Граф2012.

2.  География. . Начальный курс. Учебник А.А.Летягин по  общ. Ред.   В.П. Дронова М. Вентана –Граф2014

 

УМК “География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс”

1. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Учебник И.В.Душина Т.Л.Смоктунович (автор  И.В. Душина,  ).М .Вентана- Граф 2015

2. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие (авторы И.В. Душина, В.А. Щенев). М. Вентана -Граф 2015

3. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И.В. Душина).

УМК “География России. Природа, население . 8 класс”УчебникВ.Б.Пятунин Е.А.Таможняя под редакцией В.П.Дронова

1. География России. Природа, население, хозяйство.8 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова, ВЯ. Ром).

2. География России. 8—9 классы. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов).

3. География России 9 классГеография России.   .Хозяйство Регионы. Рабочая тетрадь (под редакцией, В.П. Дронова). М .Вентана- Граф 2017

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по географии (профильный уровень) 10-11 классПояснительная запискаСогласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является ...

Рабочая программа по географии Иркутской области 8-9 класс

Курс «География Иркутской области»введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география Иркутской области» (17 часов), в 9 классе «Экономическая география...

Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида.

Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида. Тематическое планирование. Региональный компонент. Требования к уровню подготовки учащихся. Контрольно-измерительный материал....

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс

рабочая программа по географии Вологодской области 8-9 класс...

Рабочие программы по географии к УМК Домогацких Е.М по ФГОС

Наша школа – «пилотная» площадка по внедрению ФГОС ОООНаша школа – «пилотная» площадка по внедрению ФГОС ОООНаша школа – «пилотная» площадка по внедрению ФГОС ООО.2012-2013 уч. год - ввела по новым ст...

Рабочая программа по географии для 5 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.

Рабочая программа по географии разработана для 5 класса в соответствии с ФГОС. Программа составлена к учебнику "География. Начальный курс 5 класс". Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов,  И. В. Ду...

Рабочая программа по географии для 6 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Составитель С.В. Курчинина

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам «Географ...