Программа по факультативному курсу "Байкаловедение" для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс)

В настоящее время всё большее внимание обращает на себя самое древнее, самое глубокое и самое красивое озеро на Земле – озеро Байкал. С каждым годом он всё больше привлекает туристов. Нет, наверное, среди нас  того, кто хотя бы раз не побывал на этом чудо - озере. И всё больше встаёт вопрос об экологическом состоянии озера Байкал. Система краеведческого образования школьников обеспечивает  непрерывное изучение природы озера с целью формирования современного подростка, ответственного за судьбу родного края. Направленность факультативного курса способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры и включает развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края и выработка активной жизненной позиции по защите и сохранению  озера Байкал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_baykalovedeniyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Заиграевский район

МОУ Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1

Маслова С.В.

Рабочая программа

по факультативному курсу

«Байкаловедение»

 для 5 класса

Онохой

Пояснительная записка

1. Организационно-методический раздел

 В базовом учебном плане определены обязательные к обучению предметы, в том числе предмет география в количестве одного час ( вместо двух часов по прежнему базовому учебному плану в 6 классе).

Но, к сожалению, в современном учебном плане образовательных учреждений слабо отражено место изучения конкретных регионов Российской Федерации. С нового учебного года на изучение географии в 5 классе выделяется всего один час в неделю. Это вызывает большую тревогу среди школьных преподавателей географии. Катастрофически не хватает времени на усвоение учащимися программного материала, не говоря уже о введении учебных часов на предметы национально-регионального компонента.

 Для обеспечения преемственности, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей жителей региона в число предметов, составляющих региональный компонент, введён факультативный курс «Байкаловедение» в 5 классе в количестве 1 час в неделю.

В настоящее время всё большее внимание обращает на себя самое древнее, самое глубокое и самое красивое озеро на Земле – озеро Байкал. С каждым годом он всё больше привлекает туристов. Нет, наверное, среди нас  того, кто хотя бы раз не побывал на этом чудо - озере. И всё больше встаёт вопрос об экологическом состоянии озера Байкал. Система краеведческого образования школьников обеспечивает  непрерывное изучение природы озера с целью формирования современного подростка, ответственного за судьбу родного края. Направленность факультативного курса способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры и включает развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края и выработка активной жизненной позиции по защите и сохранению  озера Байкал.

 «География. Начальный курс» - первая ступень в географическом образовании, базирующаяся на некоторых пропедевтических знаниях из курсов «Природоведение», «Окружающий мир». Краеведческий подход в процессе изучения содержания курса способствует осознанному усвоению учащимися изучаемого материала.

Главная цель этого курса – формирование учебно-познавательных компетенций за счёт проведения исследовательских работ, активное использование исследовательских методов, а также отбора регионального содержания образования.

        Автор  предлагает один из способов организации учебно-исследовательской работы на уроках «Байкаловедения» через следующие задачи:

  • изучение особенностей природных компонентов озера Байкал;
  • овладение экологическими знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе озера Байкал;
  • разработать и реализовать систему лабораторно-практических занятий с использованием географических источников, атласов Бурятии, использованием информационно - коммуникационных технологий;
  • апробировать систему домашних заданий с элементами исследования, вариативные исследовательские задания и руководства, рассчитанные на дифференцированный подход к учащимся;
  •  вовлекать учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие их в районных научно-практических конференциях.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой. Программа предусматривает типы занятий, соответствующие возрасту учащихся: занятие – объяснение, проектная деятельность, исследовательская работа, творческий урок.

2. Содержание программы

Раздел I. Лимнология (2 часа)

Озёра. Типы озёр по происхождению. Возраст озёр, озера Байкал. Распространение озёр на Земле. Крупнейшие озёра в мире. Их сравнение по площади, глубине, солёности. Объём воды в Байкале.

Раздел II. История исследований на Байкале (2 часа)

Первые исследователи. Курбат Иванов, Н.Г.Милеску Спафарий, Д.Г.Мессершмидт, Аввакум. Великая Северная экспедиция. Лимнологические исследования на Байкале. Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук.

Раздел III. Краткие географические сведения (2 часа)

Значения слова «Байкал». Первые изображения Байкала на карте. Первая карта озера Байкал. Глубина Байкала. Береговая линия озера Байкал. Мысы на Байкале. «Двойники» Байкала. Заливы, бухты, соры, эстуарий, Малое море, приток Байкала.

Раздел IV. История котловины озера Байкал ( 3 часа)

Происхождение впадины Байкала. Возраст Байкала. Байкальский рифт. Острова Байкала. Вулканы, землетрясения на Байкале. Основные формы байкальского дна. Шельф. Рифы. Рельеф дна. Подводные хребты. Донные отложения.

Раздел V. Климат (3 часа)

Климат. Самое тёплое место на Байкале. Солнечные дни. Осадки. Сухое место на Байкале. Ветры Байкала: бриз, горная, сарма, култук, ураганы.  Температура воды на поверхности, у дна. Ледостав на Байкале. Вскрытие Байкала. Торосы. Толщина льда. Шорох, сало, колобовник. Волны на Байкале. Приливы. Течения. Роль течений на Байкале.

 Прозрачность воды. Диск Секки. Солёность Байкала.

Реки Байкала.

Раздел VI.  Органический мир Байкала (3 часа)

Эндемики. Фауна. Разнообразие животного мира. Виды животных. Планктон. Водоросли.  Жизнь на дне Байкала. Моллюски. Хозяйственно – ценные организмы Байкала.

Омуль – деликатесная рыба Байкала. Осётр – красная рыба Байкала. Голомянка – уникальная рыба Байкала. Нерпа – млекопитающее Байкала.

Флора. Видовое разнообразие растений Байкала. Ходульные деревья.

Раздел VII. Природные ресурсы ( 1 час)

Вода – главный ресурс Байкальского региона.  Потребители воды Байкала. Промысел и разведение рыб. Рыборазводные заводы. Аквакультура.

Раздел VIII. Человек на Байкале (6  часов)

Первые появления людей на Байкале. Крупные поселения. Потребность воды человеком. Судоходство на Байкале. Железнодорожный транспорт. Человек под водой. Антропогенные влияния на Байкале. Методы исследования, приборы. Эхолот, промер лот.

Легенды и предания об озере Байкал.

Памятники природф. Природоохранные территории. Байкальский заповедник. Баргузинский заповедник. Национальные парки. Тункинский национальный парк. Прибайкальский национальный парк. Джергинский национальный парк.

Раздел IX. Топонимика Байкальского региона (2 часа)

Что изучает топонимика. Разделы топонимики. Топонимика названий рек, мысов, бухт, населённых пунктов, гор Байкальского региона.

Практические занятия (10 часов)

Исследовательская деятельность. Проектная деятельность Сбор информации, её анализ.

Требования к подготовке учащихся:

  1. Называть и (или) показывать:

Географическое положение озера Байкал;

Происхождение озера, его возраст;

Факторы, влияющие на климат озера;

Источники питания рек Байкальского региона;

Использование человеком вод Байкальского региона;

  1. определять:

по различным источникам информации – общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени и пространстве; средние показатели.

  1. Уметь:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. Прогнозировать:

Изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности в Байкальском регионе.

Развитие центров туризма и рекреации

Экологические проблемы региона.

1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Какова протяжённость озера Байкал в длину? (636 км)
Какой объём воды хранится в байкальской котловине? (23000 км?)
Назовите самый дождливый и самый сухой район в пределах котловины Байкала (Наивысшее количество осадков - на склоне хребта Хамар-Дабан, обращенном к Байкалу; наименьшее - на острове Ольхон)
Какова наибольшая известная и достоверно определённая глубина Байкала и где она находится? (>1640 м; Средняя котловина озера, напротив мыса Ижимей на острове Ольхон)
Какой геологический возраст имеет озёрная система в Байкальской котловине? (25-30 млн лет)

Какой горный хребет не окаймляет Байкал снаружи, а пересекает его под водой? Где он находится? (Подводный Академический хребет, протянувшийся от северной оконечности острова Ольхон по направлению на Ушканьи острова и далее к бухте Сосновка на восточном берегу)
Где на Байкале располагается самое обширное мелководье? (напротив дельты р.Селенги)
Назовите место на Байкале, где вода круглый год не замерзает, и объясните причину этого явления. (Исток реки Ангары; здесь в реку сливается вода, температура которой чуть-чуть выше точки замерзания, т.е. 0 °C, и вследствие довольно быстрого течения она не успевает охладиться и замерзнуть; поэтому полынья сохраняется в течение всей зимы)
Какой силы достигают порывы сармы на Байкале? (до 30-40 м/сек)
Есть ли на Байкале приливы и отливы, и если да, то какой величины они достигают? (до 2-3 см)
Когда на Байкале впервые были проведены исследования с применением подводных обитаемых аппаратов? (В 1977 г.)
Какой процент эндемиков наблюдается среди животных, обитающих в открытом Байкале? (около 83-85%)
Назовите крупную и самую хищную рыбу из всех, отмеченных в Байкале (таймень)
Какие рыбы дали наибольшее видовое разнообразие в Байкале и образовали даже эндемичные семейства? (бычки-подкаменщики подотряда Cottoidei, или керчаки - 31 вид)
Какое животное является основным потребителем голомянки? (нерпа).

Какой из заливов Байкала самый молодой и когда он образовался? (залив Провал; в 1862 г. во время землетрясения)
Сколько заповедников существует на Байкале на сегодняшний день и как они называются? (3 заповедника: Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский)
Как называется система мер по постоянному наблюдению за состоянием экосистемы озера? (экологический мониторинг)

2. Примерная тематика докладов и рефератов

Растительность Байкальской Сибири.
Результаты исследований Байкала с помощью подводных обитаемых аппаратов

Общая характеристика фауны Байкала

Голомянки - уникальные пелагические рыбы Байкала.
Байкальский омуль, его биология и промысловое значение.

Байкальская нерпа: происхождение, образ жизни, роль в экосистеме Байкала.


Происхождение фауны Байкала: морское или пресноводное?

Памятники природы на Байкале: классификация, характеристика, меры охраны

3. Учебно-методическое обеспечение курса

3.1. Рекомендованная литература

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. - 160 с.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 254 с.
Проблемы Байкала. - Новосибирск: Наука, 1978. - 293 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987. - 384 с.
Путь познания Байкала / Афанасьева Э.Л., Бекман М.Ю., Безрукова Е.В. и др. - Новосибирск: Наука, 1987. - 304 с.

УМК «Байкальский сундучок» (БИЦ «Грань»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса

Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Программа элективного (факультативного) курса в 10 – 11 классах

Рабочая программа составлена на основе программы Т.М.Пахновой «Основы редактирования». Редактирование – это один из видов работы над текстом (черновиком, рукописью), направленный на совершенствование ...

Рабочая программа по факультативному курсу «Основы русской словесности» в 5 -6 классе

Рабочая программа факультативного курса  составлена для 5 класса...