Урок Засушливые территории России 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Левун Ольга Михайловна

Урок Засушливые территории России 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zasushlivye_territorii_rossii.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Засушливые территории России

Практическая работа №13«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»

Цели и задачи урока:

Изучить особенности компонентов в  полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон. Сформировать образ  полупустынь. Выявить экологические проблемы  пустынь и пути решения проблем.

Оборудование:

Карты: физическая, почвенная, растительности, климатическая. Таблицы «Животные степей и пустынь»; гербарий; книги.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Повторение. Проверка домашнего задания

Задания

-    Какие растения можно увидеть в степи весной? (Эфемеры - тюльпаны, пионы, ирисы, сон-траву.)

Что такое эфемеры? (Растения с коротким сроком вегетации.) Почему у растений летнего периода длинные и разветвленные корни, маленькие опущенные листья? (В условиях сухого лета растения добывают влагу с большой глубины, а опущенные листья - приспособление для меньшей потери влаги через испарение: на таких листьях меньше устьиц.)

-    Почему почвы степей плодородны?

-    Почему в степи не растут деревья? (В степи дефицит влаги, деревья более влаголюбивые растения, чем травы.)

   -   Почему животные степеней (сайгаки) живут стадами, а не в одиночку, как животные лесов (лоси)?

-    Где в степи можно увидеть деревья? (В долинах рек, в балках, где ближе расположены грунтовые воды.)

-    Каков современный ландшафт степей? (Степи более чем на 80% распаханы и заняты полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также бахчевыми культурами: арбузами, тыквами, дынями.)

-    Почему для жителей степей характерны чувство дали и шири, коллективизм, вольность, стремительность? {Безграничные открытые пространства формировали у жителей степей чувство дали и шири. В степях жили кочевники, а затем вольные казаки. Здесь не было помещичьего землевладения.  Открытые пространства, необходимость защиты своих земель от набегов кочевников и горских народов воспитали у жителей степей коллективизм и стремительность.)

-    Почему станицы многолюдны и вытянуты на 10-15 км? {Станицы -сельские поселения в степях вытянуты, как правило, вдоль рек и балок. Плодородные почвы позволяют получать богатый урожай и дают возможность прокормить много людей. Кроме того необходимость защиты земель?)

-    Какие опасные явления могут быть в степях? Что является их причиной? {Опасные явления степей - это засуха, то есть длительный период без осадков при сохранении высоких температур воздуха. Суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву. Пыльные бури, причиной которых является распаханностъ

-    Какую роль играет лес в жизни человека?

-    В чем причина разнообразия лесов?

-    Почему лесная растительность сменяется на лесостепную зону?

2.Новый материал

Практическая работа №13«Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»

Работа выполняется по плану (план может быть на доске, или на каждом столе):

1)   Географическое положение зоны.

2)  Климат (зима, лето, увлажнение).

3)   Почвы (плодородие).

4)  Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).

5)  Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.

6)   Экологические проблемы.

 Природная зона полупустынь

Природная зона полупустынь и пустынь расположена на юго-востоке Русской равнины - на территории Прикаспийской низменности и на востоке Предкавказья. Климат - переходной от степей к пустыням - континентальный.

Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях1— 300-200 мм, а испаряемость выше, чем в степи - до 1000 мм.

-    Определите коэффициент увлажнения. увл = 0,3-0,2, скудное.) Лето здесь жаркое, средняя температура июля +22-24°С, а, следовательно, испарение с поверхности почвы вызывает перемещение в верхние горизонты солей и приводит к засолению почв.

Типичные почвы полупустынь - каштановые и бурые. Растет на этих почвах полынь, типчак. -    Растительность не образует сплошного покрова, как в степи. Почему? (Не хватает влаги.)

Как правило, полупустыни используются под пастбища для овец и верблюдов. В пустынях влаги еще меньше. Здесь крайне скудное увлажнение. Речная сеть чрезвычайно редка, только транзитные реки протекают через пустыни, получив питание в лесной зоне.

-    Приведите пример такой реки. (Волга, Урал.)

-    Что смягчает условия жизни в пустыне? (Летом воздух и почва совершенно сухие. Но если бы воздух был более влажным, то переносить жару до +40°С было бы труднее.)

-    В сухом воздухе наша кожа испаряет много влаги, и благодаря этому приспособлению организм сильно не перегревается, сохраняет свою постоянную температуру. Вот почему в жару мы ощущаем жажду и много пьем воды и чая, чтобы пополнить потери воды в организме.

В пустыне ночью температура резко понижается. Очень приятны прохладные летние вечера и ночи. Прохлада, конечно, относительна: Если днем температура +35—40°С, то вечером она понижается до +25, а ночью до +18°С.

Пустыня - это солнце и тепло. Пустыня - это дефицит влаги. Как приспособились растения и животные к условиям жизни в пустыне? Весной пустыня зеленеет от травы, почвы не видно совершенно. На фоне пустынной осоки и злаковых выделяют цветы мака, тюльпанов, герани и др. Но зеленеет пустыня не долго. К концу апреля - середине мая созревают семена у большинства растений и высыхают растения на корню.

-    Как называются растения, жизнь которых от прорастания до созревания семян проходит за очень короткие сроки? (Эфемерами.)

-    Летом растительность разрежена. Типичным растениям пустыни является верблюжья колючка.

-    Длина корней верблюжьей колючки достигает 18 м. Объясните, для чего ей такие длинные корни. (Это позволяет собирать влагу с большого участка почвы и со значительной глубины, где есть влага.)

Сами растения пустыни придают пустыне летом унылый вид- из-за отсутствия на них привычных глазу зеленых и крупных листьев. Отсутствие листьев уменьшает испарение влаги и защищает стебли от перегрева. Учитель показывает гербарий.

На засоленных почвах растут - солянки. Если сорвать кустик солянки, на руках останутся капли соленой воды. Почему они не гибнут от соли? (В стеблях и листьях мясистой солянки имеется водоносная ткань, которая наполняется водой со слабым раствором солей осенью и весной, когда в почве много влаги. Благодаря запасам воды и экономному ее расходованию на испарение, растение переносит летнюю засуху.)

11очвы пустынь - сероземы. При орошении этих почв можно получать хорошие урожаи, т. к. в них содержится много минеральных солей.

Саксаул - дерево пустыни, имеет искривленные стволы без листьев. В несу ич саксаула нет тени. Достигает высоты 4-5 м, живут до 150 лет. Древесина тяжелая, тонет в воде. Саксаул - прекрасный закрепитель песков. За год на стволе саксаула появляется несколько годовых колец. Так что определить его возраст по кольцам невозможно.

-    Почему у саксаула неоднократный прирост в течение одного года? (Сколько было дождей, столько и годовых колец.)

-    Назовите животных пустынь. (Верблюд, множество пресмыкающихся - змей, черепахи, ящерицы.)

-    Вспомните, какие приспособления имеют обитатели пустыни? (Некоторые впадают на засуху в спячку, или зарываются в песок, обитают в норах, экономно расходуют воду и довольствуются малым количеством воды.)

Задания на закрепление

-    Найдите объяснение терминам: солонцы, солончаки, сероземы, та-кыри, джузгун, эфемеры.

Солонцы - засоленные почвы, в которых легкорастворимые сои, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см. Пригодны для земледелия после промывки.

Солончаки - тип почв, в которых соли в большом количестве находятся-в поверхностном слое.

Сероземы - почвы пустынь.

Такыри - ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольники

Джузгун - песчаная акация, растет на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот

Эфемеры - растения с коротким сроком вегетации.

Домашнее задание   П.44 Атлас, с. 14–15, 18–21, 26–27;

Для желающих: написать рассказ «Один день в степи» или «Один день в пустыне». Либо составить схему взаимосвязей в природных зонах степей или полупустынь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"

Открытый  урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий  в виде презентаций....

Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России

Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)Присоединение Крымского полуострова к территории РФПодготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска  Демещук Светлана Але...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Проект урока. Тема: " Распределение температуры воздуха и осадков на территории России ". Класс: 8

Разработка проекта урока в 8 классе на тему "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России". Предложены практические задания на определения температуры воздуха в разных ча...