рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Подрезова Светлана Владимировна

Рабочая программа по географии 6 класса по учебнику авторов О.А. Клемановой, В.В. Клеманова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiiya_6_klass.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

II. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  3. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);
  4. Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014
  5. Рабочая программа к учебнику "География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС
  6. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района (приказ №35т 27.08.2013)

Общее количество часов – 35 часов. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.

 

Концепция

Рабочая программа по географии предусматривает целенаправленное формирование общих географических и экологических понятий уже с 5 класса.  Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения географии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

      В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

     Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Актуальность: Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа ориентирована, в соответствии с ФГОС второго поколения, на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии; освоение содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Цель программы:  формирование системы географических знаний как компонента целостности естественнонаучной картины мира.

Задачи программы:

  • Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по географии в 6 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости географических знаний, формирование общенаучных знаний).
  • Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.
  • Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

Обоснование выбора УМК.

УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей естественно – научного цикла   31.08.2019 года протокол №1. Учебник География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019.Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

III. Общая характеристика курса учебного предмета, курса

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущего курса «География», является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. «География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины,  процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Цели:

- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,

- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,

- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

- раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи:

- формирование представлений о единстве природы, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие специфических географических и общеучебных умений;

- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- воспитание в духе уважения к другим народам;

- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);

- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Методы, формы и технологии решения поставленных задач.

Основными принципами обучения являются:

- сознательность, активность и самостоятельность;

- наглядность;

- системность, последовательность и комплексность;

- обучение на высоком уровне трудности;

- прочность формирования знаний, умений, навыков;

- групповой и индивидуальный принципы в обучении.  

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной  литературой.
  • Самостоятельные: письменные упражнения, тесты.

Основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, поощрение.

Педагогические технологии:

.  *Технологии личностно-ориентированного обучения;

   * Развивающего обучения;

   * Проектной технологии;

   * ИКТ;

   * Здоровьесберегающие

Межпредметные связи:

География-химия-физика-история-астрономия

IV.Место учебного предмета, курса  в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс.

Общее число учебных часов в 6 классе - 35 (1ч в неделю).

V.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

VI.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса: личностные, метапредметные и предметные

Личностными   результатами  являются:

- овладение опытом участия в социально значимом труде;

- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными рзультатами являются:

- объяснять значение понятий;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления и расстояния, работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

- читать план местности и карту;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- обозначать на контурной карте географические объекты.

Метапредметными результатами являются:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описание объектов;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста

VII. Содержание учебного предмета, курса

№ раздела, темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

В том числе на практические работы

1.

Раздел IV. Земля во Вселенной

3

2.

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

5

2

3.

Раздел VI. Природа Земли

18

2

Тема 10. Планета воды.

2

Тема 11. Внутреннее строение Земли.

3

Тема 12. Рельеф суши.

3

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли.

6

2

Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли.

4

4.

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни

8

Тема 15. Живая планета

2

Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности

3

Тема 17. Природа и человек

4

Всего часов                                                                                             35

VIII. Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Предметные результаты изучения курса «География» в 5 классе:

 Обучающиеся научатся:

- объяснять значение понятий;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- описывать погоду своей местности;

- вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- вести полевой дневник.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-ориентироваться на местности при помощи карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией умениями и знаниями по теме.

Метапредметные результаты обучения

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

составлять описания объектов;

составлять простой план;

 работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

выявлять причинно-следственные связи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

 работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 работать в соответствии с предложенным планом;

Обучающиеся получат возможность научиться:

выделять главное, существенные признаки понятий;

 участвовать в совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

- оценивать работу одноклассников

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

 Обучающиеся получат возможность научится:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;

 

Формирование ИКТ–компетентности

Обучающиеся научатся:

  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
  • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

  Личностные   результаты.

У обучающихся будет сформировано:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

 - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

IХ. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК для ученика:

  1. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019
  2. Атлас. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
  3. Контурные карты. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019

УМК для учителя:

  1. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019
  2. География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2017
  3. А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа, 2017
  4. Атлас. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
  5. Контурные карты. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019