Технологическая карта урока географии на тему "Вулканы"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Старченко Марина Геннадьевна

Технологическая карта урока географии на тему "Вулканы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vulkany.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Вулканы Земли».УМК Летягин. Изд. «Вентана-Граф».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: исследование

Цель урока: формирование представления о происхождении вулканов и гейзеров, их особенностях и размещении на Земле.

Задачи: образовательные - изучить особенности строения, происхождение, размещение вулканов и гейзеров, выявить их связь с сейсмическими поясами Земли;

развивающие – развивать умение работать с географической информацией, анализировать, делать выводы, работать с контурными картами и географической номенклатурой;

воспитательные – способствовать развитию интереса к изучаемому предмету.

Результат деятельности учащихся: сформированные представления об особенностях, происхождении и размещении вулканов и гейзеров.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: учебник, атласы, контурные карты, физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры», компьютер, видеофрагмент «Извержение вулканов».

Этап урока. время

Смысловой блок(содержание)

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный этап

1 мин.

Диалог: учитель-класс

настраивает учеников на работу, проверяет готовность к уроку

приветствуют учителя, настраиваются на работу

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин.

демонстративный

показывает видеосюжет «Извержение вулкана», предлагает сформулировать тему урока

высказывают предположения о теме урока, записывают ее в тетрадь

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; целеполагания: ставить учебную цель и задачи; планировать и составлять план и последовательность действий.

Актуализация знаний

4 мин.

диалог

предлагает вспомнить, что такое вулкан, задает вопросы учебника на с.35

отвечают на вопросы, делятся имеющимися знаниями

Формировать языковую догадку, строить речевое высказывание

Первичное усвоение новых знаний

18 мин.

вулкан, строение вулкана, магма, очаг, жерло, кратер, лава действующие, потухшие, уснувшие вулканы, извержение вулкана, горячие и минеральные источники, гейзер

эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником

формируя знания о вулканах, опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются.

Задаёт вопросы по строению вулкана, используя рисунок 17 на стр.35 в учебнике.

Чтение учащихся о процессе извержения вулкана сопровождает слайдами, рисунками.

Помогает сравнивать разные виды вулканов по рисунку.

Предлагает найти в учебнике определение понятия «Гейзер»

Обращает внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него.

отвечают на вопросы при помощи рисунка. Находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. Примеры действующих и потухших вулканов находят на карте в атласе. Зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике (стр.35)

В тетради составляют кластер «Вулканы». По карте атласа «Землетрясения и вулканы» определяют районы вулканизма.

Выясняют, что такое  гейзер. Как он образуется. Выясняют насколько опасно это явление, каковы были последствия  наиболее сильных извержений вулканов.

сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам, устанавливать причинно-следственные связей, смысловое чтение

Первичная проверка понимания

6 мин.

районы вулканизма

практическая работа, самостоятельная работа

предлагает  нанести на контурные карты места вулканизма, консультирует и корректирует деятельность учащихся

наносят районы вулканизма

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Первичное закрепление

5 мин.

тестирование, групповая деятельность, взаимопроверка

выдаёт тесты по основным понятиям темы.

работают в парах.

Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами.

прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать, управлять поведением партнера

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Диалог: учитель-класс

сообщает домашнее задание:

п.7, ответить на вопросы параграфа; по желанию – создать конструктор литосферных плит, с.8-39

записывают домашнее задание в дневники

саморегуляция

Рефлексия(подведение итогов занятия)

3 мин.

предлагает учащимся оценить свою работу на уроке (по результатам тестирования и работы в контурной карте).

оценивают свои знания по пятибальной системе.

Самоанализ, строить высказывания на основе собственных впечатлений, вносить коррективы


Приложение. Тест.

  1. Материк, на котором нет вулканов:

А)Африка;

Б)Австралия;

В)Антарктида

  1. Полая трубка, соединяющая очаг вулкана с кратером:

А) магма;

Б) лава;

В) жерло

  1. Какие бывают вулканы:

А) потухшими;

Б)сгоревшими;

В) истлевшими

  1. Вещество, излившееся из вулкана на поверхность земли:

А)лава;

Б) магма;

В) пепел

  1. Что такое гейзер:
  2. А) подземная река;
  3. Б) подводная пещера;
  4. В) горячий подземный источник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...