КТП по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)

Швейхерт Олеся Владимировна

Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику География России. Природа и население. 8 класс. А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс

№ урока п/п

№ урока по теме

Раздел/Тема учебного занятия

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

1

1

Зачем мы изучаем географию России

Учащийся должен уметь:

  • называть основные задачи географической науки и, в частности, географии России;
  • объяснять, что такое «географический взгляд на мир»;
  • приводить примеры объектов изучения разными разделами географической науки;
  • называть различные источники географической информации, объясняя их особенности.

Учащийся должен уметь:

  • отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость.
  • сформировать основу саморазвития и самовоспитания.

2

2

Входная контрольная работа

РАЗДЕЛ 1. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (9 ч)

3

1

Россия на карте мира

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры и объяснять расширение и сокращение территории страны на разных исторических этапах ее развития;
  • называть особенности географического положения России;
  • обосновывать преимущества и недостатки величины территории и северного положения;
  • называть и показывать по карте соседей России 1-го и 2-го порядка;
  • высказывать оценочные суждения о географическом положении России с позиции
  • выстраивания взаимоотношений со странами и регионами мира;
  • давать оценку различным участкам сухопутных и морских границ России;
  • показывать на карте основные природные пограничные объекты;
  • давать сравнительную характеристику географического положения России с какой-либо другой страной;
  • определять время на разных участках территории России.

Учащийся должен уметь:

  • анализировать и делать выводы на основании работы с картосхемами учебника;
  • работать с географической картой.
  • выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника;
  • сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника;
  • выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России; определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле;
  • обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России;
  • анализировать карту часовых поясов (зон);
  • анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ.

4

2

Географическое положение России

5

3

Границы России

6

4

Россия на карте часовых поясов

7

5

Формирование территории России

8

6

Географическое изучение территории России

9

7

Географическое районирование

10

8

Обобщающий урок по разделу «Пространство России»

11

9

Итоговый урок по разделу «Пространства России»

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (41 ч)

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ И НЕДРА (5 ч)

12

1

Строение земной коры (литосферы) на территории России

Учащийся должен уметь:

  • читать и анализировать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;
  • определять возраст горных пород на территории по геологической карте;
  • давать характеристику разных этапов развития жизни по геохронологической шкале;
  • доказывать (приводить примеры) соответствия рельефа и тектонических структур; доказывать разнообразие рельефа (приводить примеры), называя важнейшие особенности рельефа России; показывать на карте основные формы рельефа;
  • приводить примеры влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность населения; давать характеристику рельефа своей местности; приводить примеры изменений рельефа под влиянием различных факторов;
  • показывать на карте районы вулканизма и землетрясений; приводить примеры влияния деятельности человека на изменения в рельефе на примере своей местности;
  • высказывать доводы и приводить примеры в пользу рационального использования ресурсов.

Учащийся должен уметь:

  • планировать проектную или исследовательскую деятельность;
  • выявлять причинно-следственные связи, владеть навыками анализа;
  • работать с текстом и внетекстовыми компонентами учебника;

представлять информацию в различных видах (тезисы, описания, компьютерные презентации), кратко формулировать мысли в устной и письменной форме в логике поставленного вопроса.

  • выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы;
  • определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий;
  • формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры;
  • приводить примеры, доказывающие, что современный рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания;
  • обсуждать преимущества и недостатки условий жизни человека на равнинах и в горах; формулировать выводы, учитывая различные точки зрения.

13

2

Важнейшие особенности рельефа России

14

3

Современное развитие рельефа

15

4

Использование недр

16

5

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»

ТЕМА 2. КЛИМАТ (6 ч)

17

1

Общая характеристика климата России

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры влияния климата на жизнь людей; используя карту, называть факты, подтверждающие влияние северного географического положения страны на климат;
  • объяснять на примерах изменчивость климатических условий вследствие циркуляции атмосферы и сезонности изменений воздушных масс;
  • на основе анализа карт приводить примеры и объяснять особенности распределения температур и осадков на территории России; характеризовать, используя картографические источники информации, различные типы климатов;
  • оценивать климатические условия с точки зрения жизни людей;
  • высказывать оценочные суждения об особенностях климата России с точки зрения комфортности проживания людей.

Учащийся должен уметь:

  • работать с различными источниками информации: текстом учебника, картами атласа, климатограммами, картосхемами;
  • высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;
  • представлять информацию в различных формах (тезисы, эссе, презентации).

Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты;

Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны.

Выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя.

Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вы-вод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток.

Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числена примере региона проживания.

18

2

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

19

3

Распределение температур и осадков

20

4

Типы климата нашей страны

21

5

Климат и человек

22

6

Итоговый урок по теме «Климат»

ТЕМА 3. БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ (4 ч)

23

1

Реки

Учащийся должен уметь:

  • приводить доказательства в пользу утверждений: «Реки — природный ресурс», «Реки — географический каркас территории»;
  • показывать на карте крупные речные системы страны;
  • давать характеристику реки с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей на основе анализа карт;
  • отбирать необходимые карты для характеристики или описания реки;
  • приводить примеры значения разных видов внутренних вод как водных ресурсов;
  • показывать на карте крупные озера, области многолетней мерзлоты, ледников;
  • объяснять размещение внутренних вод по территории страны;
  • приводить доказательства необходимости рационального использования водных ресурсов;
  • на основе анализа карт объяснять размещение населения и разнообразия хозяйственной деятельности;
  • приводить примеры рационального использования объектов внутренних вод.

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебные задачи и планировать свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта;
  • сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов);
  • создавать собственную информацию (реферат, презентация);
  • участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта).

Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника.

Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные при-знаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений.

Анализировать карту распространения многолетней мерзлоты; формулировать вывод о не-одинаковом широтном положении границ в европейской и азиатской частях территории страны.

Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы. Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений

24

2

Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники

25

3

Человек и вода

26

4

Итоговый урок по теме «Богатство внутренних вод России»

ТЕМА 4. ПОЧВЫ — НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ (6 ч)

27

1

Почвы — «особое природное тело»

Учащийся должен уметь:

  • приводить доказательства в пользу утверждения «почвы — зеркало рельефа и климата»;
  • объяснять размещение основных типов почв на территории России;
  • приводить примеры рационального использования почв.

Учащийся должен уметь:

  • находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме;
  • сравнивать объекты, выделяя существенные признаки;
  • выявлять причинно-следственные связи

Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника, систематизировать изученный материал в виде таблицы.

Определять зональные типы почв региона проживания, составлять их краткое описание, выявлять закономерности распространения.

Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообра-зования;

28

2

География почв России

29

3

Почвы и урожай

30

4

Рациональное использование и охрана почв

31

5

Итоговый урок по теме «Почвы — национальное достояние России»

32

6

Административная контрольная работа за I полугодие

ТЕМА 5. В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО (4 ч)

33

1

Понятие о природном территориальном комплексе

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры и показывать на карте различные виды природно-территориальных, природно-антропогенных и антропогенных комплексов;
  • приводить примеры основных свойств ПТК (целостности, ритмичности, устойчивости) и их значения для жизни и деятельности человека;
  • аргументированно объяснять изменения свойств ПТК под влиянием тех или иных факторов;
  • называть отличительные особенности разных типов ПТК с точки зрения проявления основных свойств;
  • аргументированно объяснять отрицательное и положительное влияние человека на окружающую среду, ландшафты;
  • приводить примеры положительного и отрицательного воздействия на среду природных комплексов разных типов.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • выделять существенные признаки объектов;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;
  • искать дополнительные источники информации;
  • формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации;

Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы.

34

2

Свойства природных территориальных комплексов

35

3

Человек в ландшафте

36

4

Итоговый урок по теме «В природе все взаимосвязано»

ТЕМА 6. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (11 ч)

37

1

Учение о природных зонах

Учащийся должен уметь:

  • аргументировать проявление зональности на территории России;
  • доказывать взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов в природном комплексе;
  • аргументировать состоятельность современного определения ПК как природно-хозяйственных;
  • приводить примеры влияния природных условий ПК на расселение населения и виды хозяйственной деятельности и экологического давления на окружающую среду в зависимости от вида ПК;
  • давать характеристику отдельных природно-хозяйственных комплексов;
  • доказывать взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов в природном комплексе;
  • приводить примеры влияния природных условий ПК на расселение населения и виды хозяйственной деятельности и экологического давления на окружающую среду в зависимости от вида ПК.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • представлять информацию в различных видах (тезисы, описания, компьютерные презентации), кратко формулировать мысли в устной и письменной форме в логике поставленного вопроса;
  • работать с различными источниками информации;
  • выделять главное, существенные признаки объектов или явлений;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • объяснять значение основных понятий темы;
  • представлять информацию в различных видах (тезисы, описания, компьютерные презентации), кратко формулировать мысли в устной и письменной форме в логике поставленного вопроса;
  • искать и отбирать различные источники информации, сравнивать полученные данные.

Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов. Анализировать карту природных зон

Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализировать особенности тундрово-глеевых почв.

Определять и объяснять различия в характере растительности и почв различных участков лесной зоны на основании работы с текстом учебника.

Выявлять и объяснять характерные черты растительности и особенности распространения раз-личных древесных пород на основании материа-лов учебника.

Определять географическое положение и осо-бенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт.

38

2

«Безмолвная» Арктика

39

3

Чуткая Субарктика

40

4

Таежная зона

41

5

Болота

42

6

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов

43

7

Лесостепи и степи

44

8

Полупустыни, пустыни, субтропики

45

9

«Многоэтажность» природы гор

46

10

Человек и горы

47

11

Итоговый урок по теме «Природно-хозяйственные зоны»

ТЕМА 7. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ (5 ч)

48

1

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры необходимости рационального использования ресурсов;
  • аргументировать необходимые мероприятия по охране ресурсов, в зависимости от их вида — исчерпаемости, неисчерпаемости, возобновляемости и т. д.;
  • приводить примеры и показывать на карте охраняемые территории разного типа;
  • объяснять различия охраняемых территорий разного типа;
  • приводить примеры экологических проблем в стране и своем городе, районе и т. д.;
  • аргументировать необходимость первоочередного формирования природоохранного сознания у учащихся;
  • выявлять и аргументировать причинно-следственные связи возникновения тех или иных экологических проблем или нарушения взаимоотношений «природа — человек»;
  • выделять главные или существенные признаки в системе «природа и человек», приводящие к нарушению равновесия.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • работать с разными источниками информации;
  • отбирать информацию для аргументации своих доводов.

Определять гео-графию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий, наносить их на контурную карт

Приводить примеры разных видов особо охра-няемых природных территорий на основе сообщений учащихся, анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

49

2

Рациональное использование природных ресурсов

50

3

Охрана природы и охраняемые территории

51

4

Обобщающий урок по разделу «Природа и человек»

52

5

Итоговый урок по разделу «Природа и человек»

РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (20 ч)

ТЕМА 8. СКОЛЬКО НАС — РОССИЯН? (2 ч)

53

1

Численность населения

Учащийся должен уметь:

  • называть численность населения России, своей области, своего населенного пункта;
  • сравнивать Россию с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;
  • объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане;
  • объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;
  • искать дополнительные источники информации;
  • формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять этапы перехода от традиционного типа воспроизводства к современному на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин.

Определять особенности размещения крупных народов России, сопоставлять с особенностями территориального деления РФ на основе анализа карты народов в атласе, статистических материалов, иллюстративных материалов учебника по  плану

54

2

Воспроизводство населения

ТЕМА 9. КТО МЫ? (2 ч)

55

1

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

Учащийся должен уметь:

  • объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;
  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России;
  • объяснять причины и основные направления миграций населения России, влияющие на численность населения;
  • на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности;
  • объяснять современную демографическую ситуацию страны;
  • выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста;
  • сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия.

Учащийся должен уметь:

  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы;
  • представлять результаты в разной форме.

56

2

Возрастной состав населения России

ТЕМА 10. КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ? (3 ч)

57

1

Миграции населения в России

Учащийся должен уметь:

  • объяснять причины и основные направления миграций населения России;
  • на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, в результате естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант объяснять современную демографическую ситуацию страны).

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы;
  • представлять результаты в разной форме.

Определять основные направления внутренних миграционных потоков и выявлять регионы России с наиболее высокими показателями ми-грационного прироста и убыли на основе анализа иллюстративных материалов учебника и сооб-щений/презентаций

Определять главные зоны расселения (основная зона расселения и хозяйственного освоения, зона Севера) на основе текста и иллюстративных материалов учебника, наносить их на контурную карту.

58

2

Внешние миграции — в Россию и из нее

59

3

Территориальная подвижность населения

ТЕМА 11. ЧЕЛОВЕК И ТРУД (1 ч)

60

1

География рынка труда

Учащийся должен уметь:

  • характеризовать состав и использование трудовых ресурсов страны и своей местности.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы;
  • представлять результаты в разной форме.

Выявлять регионы России с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ре-сурсами и безработицы, объяснять возможные причины на основе анализа текста и иллюстративного материала учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать

ТЕМА 12. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ (3 ч)

61

1

Этнический состав населения

Учащийся должен уметь:

  • выделять на карте «Народы России»: районы проживания крупных народов; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;
  • приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований;
  • читать и анализировать карту «Религии народов России»;
  • приводить примеры влияния религиозных традиций на жизнь и быт народов России.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать, выявлять причинно-следственные связи;
  • анализировать информацию из различных источников, необходимую для изучения темы.

62

2

Этническая мозаика России

63

3

Религии народов России

ТЕМА 13. ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ? (9 ч)

64

1

Плотность населения

Учащийся должен уметь:

  • читать графики изменения соотношения городского и сельского населения страны;
  • называть показатели процесса урбанизации;
  • объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых источников и карт;
  • давать характеристику расселения своей местности;
  • читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;
  • называть показатели процесса урбанизации;
  • называть и выделять на карте крупнейшие города России;
  • приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;
  • приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;
  • давать географическую характеристику городов и других типов поселений с использованием различных источников информации.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение основных понятий темы;
  • называть способы отображения географической информации на различных
  • видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных);
  • выделять, объяснять, описывать существенные признаки географических
  • объектов и явлений;
  • работать с различными источниками информации, интернет-ресурсами.

Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания. Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов

Выявлять особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на тер-ритории России, называть и показывать основ-ные ресурсные базы, используя тематические карты атласа.

65

2

Расселение и урбанизация

66

3

Промежуточная аттестация. Тестовая работа

67

4

Города России

68

5

Сельская Россия

69

6

Обобщающий урок по разделу «Население России»

70

7

Итоговый урок по разделу «Население России»

71

8

Обобщающий урок по курсу «География России. Природа и население. 8 класс»

72

9

Итоговый урок по курсу «География России. Природа и население. 8 класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...