«Школа выживания» Программа выездного семинара для учителей ОБЖ, географии
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дубина Владимир Петрович

Главной целью данной программы

  • является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:
  • обновить знания основных факторов стресса и опасностей, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.
  • повторить способы ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде
  • актуализировать методы воспитания у учащихся инициативы, готовности к принятию самостоятельных решений;
  • отработать на практике необходимые знания для повышения возможностей выживания в условиях вынужденного автономного пребывания в природной среде;
  • воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_shkola_vizhivaniya.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа выживания»

Программа выездного семинара

«Школа выживания»

Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств. Основным принципам и методикам выживания обучают на уроках ОБЖ учителя образовательных учреждений.

Цели выездного семинара «Школа выживания»

Главной целью данной программы является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:

  • обновить знания основных факторов стресса и опасностей, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.

-  повторить способы ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;

-  актуализировать методы воспитания у учащихся инициативы, готовности к принятию самостоятельных решений;

-  отработать на практике необходимые знания для повышения возможностей выживания в условиях вынужденного автономного пребывания в природной среде;

-  воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.

Компетенции, формируемые в процессе семинара - практикума

Решение проблемных заданий и возможных ситуаций, связанных с вынужденным автономным существованием в природной среде.

Подача сигнала бедствия, учитывая обстоятельств местности, условий, возможностей.

Определение сторон света, примерного времени по косвенным признакам.

Крепления каната к твердой, гибкой опоре, произведение нижней обвязки (беседочную страховочную систему).  

Наведение переправы, преодоление по кочкам препятствия, натяжение и страховка.

Подготовка средств транспортировки пострадавшего в вертикальном и горизонтальном направлении (из подручных материалов).

Сооружение временного убежища/укрытия из подручного материала (установление палатки, палаточного укрытия из плащевой ткани).

Разведение костра одной спичкой, сооружение очага, обогрев пострадавшего с соблюдением правил противопожарной безопасности.

Определение источников пищи, воды. Способы обеззараживания и очистки воды.

 Определение по симптомам (внешним признакам) возможных ухудшений психического состояния, самочувствия, заболевания, травмы. Возможные способы помощи. Определение ядовитых растений, опасных животных. прочих опасностей.

Тематический план.

Разделы                                            

Блок №1 «Первые действия»

1.Причины и особенности вынужденного автономного существования.

2.Подача сигналов бедствия.

3.Ориентирование на местности, определение времени.

Блок №2 «Движение»

1.Движение в группе, одиночное.

2.Работа с канатом: узлы, увязка, способы крепления.

3.Преодоление препятствий, переправа, транспортировка пострадавших

Блок №3 «Временный лагерь»

1.Временное жилье, укрытие.

2.Костер, очаг, обогрев

3.Питание, добывание пищи, воды

4.Гигиена, медицина, профилактика отравлений.

Блок №4 Закрепление знаний «Квест»

10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

1

Содержание программы.

Теоретическая часть

Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.

Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.

Раздел  2. Подача сигналов бедствия.

Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.

Раздел  3.  Ориентирование на местности.

Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).

Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).

Раздел 4.  Определение направления и движение по азимуту.

Азимут, определение, отсчет и  назначение.

Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).

Раздел 5.  Организация убежища и укрытия.

Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и  в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.

Раздел 6.  Костер. Основные  принципы обращения с огнем.

Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.

Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды,  приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.

Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.

Раздел 7.  Питьевой режим и добывание воды.

Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение , обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.

Раздел 8.  Питание и добывание пищи.

Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.

Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.

Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.

Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение  приготовленной пищи и пищевых запасов.

Раздел 10.  Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.

Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания  и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.

Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.

Практическая часть

  1. Решение проблемных заданий и возможных ситуаций, связанных с вынужденным автономным существованием в природной среде. (работа с карточками)
  2. Подача сигнала бедствия, учитывая обстоятельств местности, условий, возможностей (выбираются в случайном порядке  по карточкам)
  3. Определение сторон света, примерного времени по косвенным признакам.
  4. Крепления каната к твердой, гибкой опоре, произведение нижней обвязки (беседочную страховочную систему).  
  5. Наведение переправы, преодоление по кочкам препятствия, натяжение и страховка.
  6. Подготовка средств транспортировки пострадавшего в вертикальном и горизонтальном направлении (из подручных материалов).
  7. Сооружение временного убежища/укрытия из подручного материала (установление палатки, палаточного укрытия из плащевой ткани)
  8. Разведение костра одной спичкой, сооружение очага, обогрев пострадавшего с соблюдением правил противопожарной безопасности
  9. Определение источников пищи, воды. Способы обеззараживания и очистки воды.
  10.  Определение по симптомам (внешним признакам) возможных ухудшений психологического состояния,  самочувствия, заболевания, травмы. Возможные способы помощи.
  11.  Определить ядовитых растений, опасных животных, прочих опасности в условиях автономного пребывания в дикой природе

Вид итогового контроля – проведение итоговой  игры - квеста.

Во время прохождения этапов игры - квеста на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу семинара «Школа выживания» и выполняют практические задания.

Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позитивная лексика.Семинар для учителей школы.

Позитивная лексика, применяемая в работе учителя, влияет на темп деятельности ученика, мотивацию  и усвоение материала. В данном материале приводятся примеры как использовать позитивную лексику в...

Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...

Семинар для учителей географии "Социально- экономические аспекты функционирования Краснодарского края"

В статье "Социально-экономические аспекты функционирования Краснодарского края" показан опыт работы над этой темой, материал которой накапливается годами....

Ученическое самоуправление (выездной семинар)

laquo;Секреты Гудвина» 08.02.18 Выездной семинар школьного актива Учащиеся школы 1985 приняли участие в обучающем выездном семинаре школьного актива, который проводился в образовательном центре...

Участие в проведении выездного мероприятия "Клуб учителей по английскому языку" в городском методическом центре

Была предоставлена возможность поделиться с коллегами методическим материалом "Обучение вовлечением"  для дополнительного обучения английскому языку учеников 5-6 классов. Были показаны ...

Выездной семинар - практикум для учителей ОБЖ, географии "Школа выживания"

Главной целью программы данного семинара  является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:-         обновить зна...