рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)

Козлова Светлана Александровна

Рабочая программа по географии 10 класс составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
  •  Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (ред. от 05.07.2017);
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второгопоколения;
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
  • Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина;
  • Учебный план МАОУ «Школа № 78».

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:

- А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, География. Современный мир. 10-11 класс: Учебник для 10-11 класса. М.: Просвещение, 2010.

Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией.

Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют. Из этого вытекают главные задачи курса: на примере социально-экономико-географических процессов и явлений, происходящих как в отдельных странах, регионах, так и во всем мире, показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии; продолжить развитие географического мышления учащихся.

Изучение курса рассчитано на 68 часов.

В целом курс “Экономической и социальной географии мира” способствует развитию географической культуры учащихся, формирует их мировоззрение.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_10_klass.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 10 класс составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
  •  Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (ред. от 05.07.2017);
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
  • Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина;
  • Учебный план МАОУ «Школа № 78».

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:

- А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, География. Современный мир. 10-11 класс: Учебник для 10-11 класса. М.: Просвещение, 2010.

Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией.

Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют. Из этого вытекают главные задачи курса: на примере социально-экономико-географических процессов и явлений, происходящих как в отдельных странах, регионах, так и во всем мире, показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии; продолжить развитие географического мышления учащихся.

Изучение курса рассчитано на 68 часов.

В целом курс “Экономической и социальной географии мира” способствует развитию географической культуры учащихся, формирует их мировоззрение.

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание рабочей программы

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

10 класс

Человек и ресурсы Земли

10

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории.

Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в

жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение

ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их

характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика

Урок-лекция

Практикум

Проблемный урок

Дискуссия

Семинар

Урок-зачѐт

I – виды деятельности со

словесной (знаковой)

основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих

товарищей.

3. Самостоятельная работа с учебником.

4. Работа с научно-

популярной литературой.

5. Отбор и сравнение материала по

нескольким источникам.

6. Написание рефератов и докладов.

7. Систематизация

учебного материала.

II – виды деятельности на

основе восприятия

элементов

действительности:

1. Просмотр учебных

фильмов.

2. Анализ графиков, таблиц, схем.

3. Объяснение наблюдаемых явлений.

4. Анализ проблемных

ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной)

основой:

1. Работа с раздаточным материалом.

2. Выполнение работ практикума.

проблемных

ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной)

основой:

1. Работа с раздаточным материалом.

2. Выполнение работ практикума.

География населения

6

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв.Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира.Половозрастная пирамида. Показатели качестванаселения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация,Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций.Причины миграций. География международных миграций.

Урок-лекция

Практикум

Проблемный урок

Дискуссия

География культуры, религий, цивилизаций

5

Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим ирелигиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь

культуры и религий. Религиозный состав населения.Мировые, национальные религии. Местные итрадиционные верования. Цивилизации Запада иВостока. Равноценность национальных культур ицивилизаций.

Урок-лекция

Практикум

Дискуссия

Семинар

Политическая карта

мира.

5

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира.Количественные и качественные сдвиги на картемира. Многообразие стран на политической картемира.Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления.Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетнаямеждународная организация. Россия в зеркале геополитики.

Практикум

Семинар

Лекция

Урок-игра

Зачѐт

География мировой экономики.

13

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики.Отраслевая структура экономики. Территориальнаяструктура экономики. Глобализация мировойэкономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе.Международное разделение труда - высшая формагеографического разделения труда. Факторы,определяющие размещение экономики.

Промышленность мира. Основные промышленныеочаги и центры мира. Проблемы и перспективы

развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и

размещении мировой экономики. Транспорт и НТР.

Мировая транспортная система. Сфера услуг.

Структура сферы услуг.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Урок-лекция

Практикум

Проблемный урок

Дискуссия

Семинар

Урок-игра

Зачѐт

Регионы и страны мира

23

Регионы и региональная география. Культурно-

исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное

богатство. Уровень экономического развития.

Уровень социального развития. Центрыэкономической мощи и «полюсы» бедности.

Урок-лекция

Практикум

Проблемный урок

Дискуссия

Семинар

Беседа

Урок-игра

Зачѐт.

Глобальные проблемы человечества

6

Понятие о глобальных проблемах человечества.Классификация глобальных проблем. Глобалистика.Роль географии в изучении глобальных проблем.

Проблема отсталости стран. Продовольственнаяпроблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Итого: 68 ч.

Требования к уровню подготовки выпускников

по географии в 10 классе

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен: знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Тематическое планирование программы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

По программе

1

Человек и ресурсы Земли

10

2

География населения

6

3

География культуры, религий, цивилизаций.

5

4

Политическая карта мира.

5

5

География мировой экономики.

13

6

Регионы и страны мира.

23

7

Глобальные проблемы человечества.

6

Промежуточная аттестация

Всего:

68

        Практикумы по географии в 10 классе

Практикум №1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории.

Практикум № 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). Практикум №3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

Практикум №4.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран.

Практикум №5. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.

Практикум №6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира.

Практикум №7. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Практикум №8. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

Практикум №9. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.

Практикум №10. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).

Практикум №11. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы».

Практикум №12. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).

Практикум № 13. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Практикум № 14. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору).

Практикум № 15. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).

Практикум № 16. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения.

Практикум № 17. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

Оцениваемые практикумы

Практикум № 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору).

Практикум №7. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Практикум №9. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.

Практикум №12. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).

Практикум № 14. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору).

Практикум № 15. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...