Рабочая программа по географии, 8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс)

Александрова Мария Петровна

Рабочая программа по географии 8 класс составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта , утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г № 1089.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования.

- Примерной программы по географии основного общего образования 2015г., И.В. Душиной;

- федерального перечня учебников , рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях, с учётом требований  к оснащению образовательного процесса.

- Требований к оснащению образовательного  процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта  общего образования  и с учётом классической линии  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_geogr_na_sayt.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:                                                               Утверждаю                                                                                          

Заместитель директора по УВР                                                                                   _______________Сулименко Т.Н.                         Директор школы                                                  

                                                                                                                                 

«___»____________2020г.                                    Г.В. Демидович

                                                             

                                                              Приказ №315

От «31»     08.      2020г.

Рабочая программа

по предмету (курсу и т.д.): география

__

Уровень обучения: __8__

Учитель: Александрова Мария Петровна, учитель физики и химии

первой квалификационной категории

   

Количество часов по программе: 70 часов.

2020-2021уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта , утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г № 1089.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования.

- Примерной программы по географии основного общего образования 2015г., И.В. Душиной;

- федерального перечня учебников , рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях, с учётом требований  к оснащению образовательного процесса.

- Требований к оснащению образовательного  процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта  общего образования  и с учётом классической линии  ..

- Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11

- Учебного плана МКОУ Тамтачетская СОШ на 2020-2021 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России. Природа» – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии обучающихся 8 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у обучающихся в 6-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Место предмета в учебном плане.

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 8 классе решаются задачи:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

География России. Природа – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

В основу курса географии легли следующие педагогические, дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

Формы контроля знаний.

Основные формы контроля: фронтальная и групповая. Возможно использование индивидуальной.

Методы контроля: устный опрос, письменный контроль, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тест. По возможности используются нетрадиционные формы: викторина и кроссворд; различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений, способов деятельности учащихся.

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 8-го класса общеобразовательной средней школы.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 8 классе отводится 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностныхрезультатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

  • Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Критерии и нормы оценки

результатов освоения основной общеобразовательной программы

Урок главная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Урок это  – познание, открытие, деятельность, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, инициативность, уверенность, потребность.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;
  1. уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
  2. уроки обобщения и систематизации;
  3. комбинированные уроки;
  4.  уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

  • Устный опрос (позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.)
  • Письменный контроль (позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.)
  • Зачёт (проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым учащимся, перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач).

 Содержание учебного курса

Введение (1ч)

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России(6ч)

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местноепоясное и декретное время и их определение.

История заселения и исследования территории России

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России(5ч)

Рельеф, геологическое строение и ПИ России.

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В. А. Обручева, А. Е. Ферсмана и И. М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Климат и агроклиматические ресурсы России (6ч)

Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны иантициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарениеиспаряемостькоэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А. И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Сумма активных температур.

Внутренние воды и водные ресурсы России(4ч)

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Почва и почвенные ресурсы России(4ч)

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Раздел II. Природные комплексы России

Природно-территориальный комплекс. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л. С. Берга. Карта природных зон России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России.

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Раздел III. Человек и природа.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Используемый УМК:

1. Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2014.

2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2017.

Тематическое планирование курса «География России. Природа.»

8 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов .)

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Пр/р

УУД

Основные виды деятельности обучающихся

1

 Введение.

1ч.

Предм. УУД:Называют предмет изучения курса, его структуру, называют признаки различия между материками и частями света, сравнивают размеры материков, показывают геогр. объекты.

Объясняют: соотношение площади суши и океанов.

Метапр. УУД: Углубление учебно-информационных умений.

Личн.УУД: Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт материки.  Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает умения

Уметь: использовать различные источники географической информации

Раздел 1. Россия на карте мира

7ч.

2

2

Тема 1. Географическое положение и административно-территориальное устройство России.

7ч.

2

Предм. УУД: Понимать, какое место занимает  Россия среди стран мира. Уметь применять знания по истории образования Российского государства.

Метапр. УУД:Уметь находить  дополнительные источники информации.

Личн.УУД: Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

Выбирать поступки, нацеленные на охранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны, показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения, показывать на карте субъекты РФ, обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

Раздел 2. Природа России

29ч.

3

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

5ч.

Предм. УУД: Знать  основные тектонические структуры и закономерности

распространения крупных форм рельефа на территории страны. Знать главные черты рельефа России и закономерности размещения гор и равнин на карте России.Знать основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны.

Метапр. УУД: Понимать особенности строения земной коры на территории России и связанные с этим крупные формы рельефа. Иметь представление о поведении устойчивых  и подвижных участков земной коры

Личн.УУД: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Уметь: читать тектоническую, геологическую карту, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов, показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений, называть меры безопасности при стихийных бедствиях.

4

Тема 2. Климат и климатические ресурсы.

6ч.

3

Предм. УУД: Знать  основные факторы, влияющие на климат России. Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России.

Метапр. УУД: Понимать влияние основных климатообразующих факторов: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

сезонность климата России и  чем она обусловлена.

Личн.УУД: Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам

Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменений погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов, объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в различных регионах.

5

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

4ч.

1

Предм. УУД: Знать понятие внутренних вод и  особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках.Знать виды вод суши на территории страны. Владеть понятиями:питание , режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Иметь представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озёр, подземных вод, многолетней мерзлоты, ледников России

Метапр. УУД: Понимать  изнать о особой роли воды в природе и хозяйстве. Уметь находить на карте главные речные системы, водоразделы, бассейны. Понимать распределение рек по бассейнам океанов и роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Уметь находить важнейшие озера и  болота на карте.

Личн.УУД: Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Уметь: показывать реки России на карте, объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты, приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности, давать характеристику крупных озер страны и области, показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ .

6

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

3ч.

Предм. УУД: Знать ,что такое почва. Под влиянием,  каких факторов образуются почвы. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Метапр. УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Сопоставляет карты, устанавливает связи между особенностями строения земной коры и рельефом материка.

Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.  Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личн.УУД: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв, давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания, объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

7

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4ч.

Предм. УУД: Определить разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Метапр. УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.  

Устанавливает по картам особенности географического положения и общих черт природы, населения и хозяйства изучаемых стран.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личн.УУД: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использование безлесных пространств человеком, перечислять ресурсы леса, объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под воздействием человека, прогнозировать последствия уничтожения болот, объяснять значение животного мира в жизни человека.

8

Тема 6. Природное районирование.

7ч.

Предм. УУД: Роль и значение

природно-территориального комплекса (ПТК). Физико-географическое  районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Метапр. УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Определяет по карте географическое положение океана и компонентов его природы, объясняет причины установленных фактов.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личн.УУД: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования, описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

9

Раздел 3. «Природные комплексы России».

Тема 7. Природа регионов России .

16ч.

1

Предм. УУД: Научиться выделять, особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и объектов, объяснять зависимость природы объектов от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, характеризовать и оценивать природные условия и ресурсы

Метапр. УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Определяет по картоположения, состав и особенности природы крупных регионов и объектов, объяснять зависимость природы объектов от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, характеризовать и оценивать природные условия и ресурсы.

Личн.УУД: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и объектов, объяснять зависимость природы объектов от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, характеризовать и оценивать природные условия и ресурсы.

10

Тема 8.  Человек и природа.

6ч.

Предм. УУД: Научиться интерпретировать законы об охране природы, антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, что такое особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране,  

законы об охране природы, антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Метапр. УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Определяет антропогенное воздействие на природу; рациональное или нерациональное природопользование. Состояние особо охраняемым территорий.

Личн.УУД: Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Знать: законы об охране природы, антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; законы об охране природы, антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

 10

Повторение

7

Итого

70

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Используемый УМК и дополнительные методические пособия:

1. Учебник:   И.И.Баринова. География России. Природа. / И.И.Бариноа. – М.:     Дрофа, 2014.

2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2014.

3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл./ В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.

4. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2015.

5. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./ В.П. Дронов, И.И.  Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;

6. Дронов В.П. Рабочая тетрадь/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;

7. Маерова Н.Ю. Уроки географии, 8-9 кл./ М.: Дрофа, 2004;

8.Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. / О.П. Моисеева, М.: Творческий центр, 2002;

9.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.

10.Мультимедийнаяе обучающая программа (электронный учебник): География 8 класс. География России. Природа.

11. ИНТЕРНЕТ – ресурсы и собственные ЭОР ( презентации по темам курса).

Сайт  Википедия ru.wikipedia.org

Материально техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Набор настенных карт.
  3. Презентации по темам.
  4. Плакаты – таблицы по межотраслевым комплексам и регионам России.
  5. Диск «уроки географии Кирилла и Мефодия» 8 класс.

8. Планируемые результаты.

Выпускник 8 класса научится.

  1. Называть и (или) показывать:
  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государств;
  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны по бассейнам океанов;
  • основные области современного оледенения и крупные ледники:
  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  • примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
  • страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":«агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития

хозяйства.

Календарно-тематическое планирование

8 класс

п/п

Тема

Кол-во

(ч)

Дата

(нед)

Пр/р, Л/р

Примечание

1

Введение  Что изучает физическая  

география

России. Источники географических знаний.

1

1

Раздел 1. Россия на карте мира

7

2

2

Географическое положение России. Пр./р1 Обозначение на карте географических объектов».

1

1

1

3

Моря, омывающие берега России.

1

2

4

Россия на карте часовых поясов.

1

2

5

Разница во времени на территории России. Пр/р 2 Решение задач по определению поясного времени».

1

3

1

6

Образование государства Российского и открытие русскими Сибири.

1

3

7

Исследование территории России в 18-19вв.

1

4

8

 Изучение территории России в период с 1917-1991гг.

1

4

Раздел 2. Природа России

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

29

5

9

Главные особенности рельефа России и строение земной коры.

1

5

10

Геологическое летоисчисление.

1

5

11

Закономерности размещения полезных ископаемых России.

1

6

12

Развитие форм рельефа. Внутренние процессы.

1

6

13

Итоговый урок темы «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы»

1

7

Тема 2. Климат и климатические ресурсы.

6

14

Факторы определяющие особенности климата Росси.

1

7

15

Закономерности распределения основных элементов климата.

1

8

16

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

1

8

17

Пр/р3 «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей».

1

9

1

18

Типы климатов России. Пр/р 4«Определение по синоптическим картам особенностей погоды».

1

9

1

19

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления. Пр/р5 «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям.»

1

10

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

4

20

Внутренние воды России . Состав и роль в освоении территории и развития хозяйства России. Реки.

. Пр/р6 «Составление характеристики одной из рек»

1

10

1

21

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники..

1

11

22

Водные ресурсы. Охрана вод.

1

11

23

Стихийные явления связанные с водой.

1

12

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

3

24

Образование почв и их разнообразие

1

12

25

Закономерности распространения почв.

1

13

26

Почвенные ресурсы.

1

13

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4

27

Растительный мир России

1

14

28

Биологические ресурсы.

1

14

29

. Особо охраняемые природные территории ( ООПТ)

1

15

30

Природно  – ресурсный потенциал России. Итоговый урок по теме.

1

15

Тема 6. Природное районирование.

7

2

31

Разнообразие природных комплексов России.

1

16

32

Моря как крупные природные комплексы.

1

16

33

Природные зоны России. П/р7 «Сравнительная характеристика двух природных зон России»

1

17

1

34

Разнообразие лесов России.

1

17

35

Безлесные зоны на юге России.

1

18

36

Высотная поясность

1

18

37

Итоговое занятие по теме «Природные зоны России». П.р.8 «Сравнительная характеристика двух природных зон России.»

1

19

1

Раздел 3. Природные комплексы России Тема7. Природа регионов России

16

38

Восточно – Европейская  (Русская) равнина

1

19

39

Природные комплексы Восточно – Европейской равнины

1

20

40

Памятники природы Восточно – Европейской равнины

1

20

41

Природные ресурсы Восточно – Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1

21

42

Кавказ – самые высокие горы России. Особенности природы высокогорий.

1

21

43

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

22

44

Урал.- «каменный пояс земли Русской». Природные ресурсы Урала.

1

22

45

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

23

46

Западно- Сибирская равнина: особенности природы.

1

23

47

Природные зоны Западно – Сибирской равнины. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения.

1

24

48

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Климат Восточной Сибири.

1

24

49

Природные районы Восточной Сибири. природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

25

50

Жемчужина Сибири - Байкал

1

25

51

Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока.

1

26

52

Природные уникумы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока

1

26

53

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России». П/р9. «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России»

1

27

1

Тема 8. «Человек и природа.»

9

54

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

27

55-56

Воздействие человека на природу.

2

28

57-58

Рациональное природопользование.

2

29

59

Россия на экологической карте мира.

1

30

60-61

Экология и здоровье человека.

2

30-31

62

География для природы и общества.

1

31

63

Повторение темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.»

1

32

64

Повторение темы «Климат и климатические ресурсы.»

1

32

65

Повторение темы «Почвы и почвенные ресурсы.»

1

33

66

Повторение темы «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.»

1

33

67

Повторение темы «Природное районирование.»

1

34

68

Обобщение по курсу.

1

34

69

Итоговый тест.

1

35

70

Заключительный урок.

1

35

Итого

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...