Рабочая программа по географии, 9 класс.
рабочая программа по географии (9 класс)

Александрова Мария Петровна

 

Рабочая программа по географии 9 класса составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта , утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г № 1089.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования.

- Примерной программы по географии основного общего образования 2015г., рабочие программ. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012.

- федерального перечня учебников , рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях, с учётом требований  к оснащению образовательного процесса.

- Требований к оснащению образовательного  процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта  общего образования  и с учётом классической линии  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_geogr_na_sayt.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:                                                                                  Утверждаю                                                                                          

Заместитель директора по УВР                                                                                   _______________Сулименко Т.Н.                                               Директор школы                                                  

                                                                                                                                 

«___»____________2020г.                                                                  Г.В. Демидович

Приказ №315

От «31»     08.      2020г.

Рабочая программа

по предмету (курсу и т.д.):география

__

Уровень обучения: __9__

Учитель: Александрова Мария Петровна, учитель физики и химии

первой квалификационной категории

Количество часов по программе: 68 часов.

2020-2021уч.год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта , утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г № 1089.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования.

- Примерной программы по географии основного общего образования 2015г., рабочие программ. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012.

- федерального перечня учебников , рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях, с учётом требований  к оснащению образовательного процесса.

- Требований к оснащению образовательного  процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта  общего образования  и с учётом классической линии  ..

- Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11

- Учебного плана МКОУ Тамтачетская СОШ на 2020-2021 учебный год

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.

 Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Место предмета в учебном плане:

          География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

 Организация образовательного процесса:

           В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков. 

6. Различные источники географической информации.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

   Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

 Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

        При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.  

   Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

            Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема.

Всего часов

Практических работ

Экскурсий

1

Раздел 1. Общий обзор России.

31

6

Тема 1.1.  Политико-государственное устройство Российской Федерации.

2

Тема 1.2. Население России.

5

Тема 1.3. Географические особенности экономики России. 

3

Тема 1.4. Важнейшие межотраслевые комплексы. 

21

6

2

Раздел 2. Региональная часть курса .

37

Тема 2.1.Районирование России.

2

Тема 2.2. Западный макрорегион-Европейская Россия .

21

4

Тема 2.3. Восточный макрорегион-Азиатская Россия.

9

2

Тема 2.4. Природа и человек .

1

1

Итого

68

Содержание учебного предмета

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 КЛАСС

Радел1. Общий обзор России. (31 ч)

Тема 1.1.  Политико-государственное устройство Российской Федерации.(2ч.) Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.

Экономике- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.

Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.

Тема 1.2. Население России(5 ч).

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI—XIX вв.

Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие1 факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия — многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера.

Тема 1.3. Географические особенности экономики России. (3 ч)

География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

Тема 1.4. Важнейшие межотраслевые комплексы. (21ч)

Научный комплекс(1ч.). Межотраслевые новые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки и современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

Машиностроительный комплекс.(1 ч)

         Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.

Практические работы. 1. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 ч)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России, Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.

Практическая работа. 2. Характеристика угольного бассейна России.

Практическая работа № 3 « Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов.»

Комплексы, производящие конструкционные материалы ихимические вещества.(5ч)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

П/р №4 « Характеристика одной из металлургических баз.»

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Пр/р №5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Агропромышленный комплекс АПК(5ч).

Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства.

Пр/р №6. «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития.

Практические работы. 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. 8. Определение главных районов животноводства.

 Инфраструктурный комплекс (5ч).

Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

 Раздел 2. Региональная часть курса (37 ч)

Тема 2.1.Районирование России(2ч) Районирование — важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Тема 2.2. Западный макрорегион-Европейская Россия (24ч)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Европейский Север(4 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население(5ч). Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.

Центральная Россия (6ч).

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Пр/р№ 7. «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники.

Пр/р №8. «Сравнение двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Европейский Юг- Северный Кавказ(3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Поволжье(2ч).

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Пр/р №9. «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.»

Урал(2 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Пр/р №10. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

 Тема 2.3. Восточный макрорегион-Азиатская Россия(9ч).

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнец- кий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плотности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

Пр/Р №11. «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.»

     Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Пр/р№12 «Характеристика Норильского промышленного узла».

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве страны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Тема 2.4. Природа и человек (1ч).

Требования к уровню подготовки.

        В результате изучения географии выпускник 9 класса должен  знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

 Материально техническое,  учебно–методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

УМК 9 класс:

  1. Учебник В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс. – М.: Дрофа, 2012.
  2.      Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост.                                                           С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012

.

        Дополнительная литература:        

  1. Петрова Н. Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н. Н. Петрова,                     Д. В. Новенко. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Геоморфологический словарь-справочник / Сост. Л. М. Ахромеев, под  ред.                                   П. Г. Шевченкова. – Брянск: Издательство БГУ, 2002.
  3. Физическая география: учебно-методические материалы. /Л. М. Ахромеев, Ю. Г. Данилов. – Брянск: Издательство БГУ, 2004.
  4. Заповедники и заказники. / Ф.Р.  Штильмарк. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  5. География в таблицах. 6-10 класс: справочное пособие /авт.-сост. О А. Климанова. – 10-е изд. Испр. – М.: Дрофа, 2008.
  6. География в схемах и таблицах / авт.-Сост. Данилова Е. А. -  СПт.: Тригон, 2009.
  7. География России. 8 – 9 класс : Метод. Пособие, - 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  8. Уроки географии: 8 класс: Кн. Для учителя. / А. С. Ермошкина. – М.: Просвещение, 1993.
  9. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006.
  10. Школьный практикум. География России: Население и хозяйство. 9 класс / В. Я. Ром, В. П. Дронов. – 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2002.
  11. Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1 / Е. В. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  12. География. Дидактические карточки-задания. 8-9 класс / Р. Х. Хабибуллин. – М.: Дрофа, 2002.
  13. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: дрофа, 1997.
  14. Задачи по географии: Пособие для учителей / Под. Ред. А. С. Наумова, - М.: МИРОС, 1993.
  15. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  16. География. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / А. Б. Эртель. – Ростов н/Д. : Легион, 2008.

Материально техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Набор настенных карт.
  3. Презентации по темам.
  4. Плакаты – таблицы по межотраслевым комплексам и регионам России.
  5. Диск «уроки географии Кирилла и Мефодия» 9 класс

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

Час.

Дата

(нед)

Пр.р.,

Л/р

Примечания

Раздел 1. Общий обзор России.

Тема 1. Политико-государственное усиройство РФ.

31

2

1/1

Россия на карте мира. Административно-территориальное устройство.

1

1

2/2

Географическое положение России.

1

1

Тема 2. Население России.

5

3/1

Численность и естественное движение населения.

1

2

4/2

Типы воспроизводства.

1

2

5/3

Демографическая ситуация.

1

3

6/4

Национальный и языковый состав населения России.

1

3

7/5

Урбанизация. Трудовые ресурсы.

1

4

Тема 3. Географические особенности экономики России.

3

8/1

Особенностихозяйства яроссии. Структура хозяйства.

1

4

9/2

Цикличность развития экономики.

1

5

10/3

Проблемы современного хозяйства России. РФ в современной мировой экономике.

1

5

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы.

22

11/1

Научный комплекс.

1

6

12/2

Машиностроительный комплекс. Пр/р №1 «Определение главных районов размещения отраслей машиностроения по картам».

1

6

1

13/3

Топливно-энергетический комплекс

1

7

14/4

Топливная промышленность. П/р №2. «Характеристика угольного бассейна России».

1

7

1

15/5

П/р № 3 « Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов.»

1

8

1

16/6

Металлургический комплекс

8

17/7

П/р №4 « Характеристика одной из металлургических баз.»

1

9

1

18/8

Химико-лесной комплекс.

1

9

19/9

География химико-лесного комплекса.

1

10

20/10

Пр/р №5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»

1

10

1

21/

11

Состав и значение АПК.

1

11

22/

12

Земледелие и животноводство.

1

11

23/

13

Пр/р №6. «»Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

1

12

1

24/

14

Пищевая и лёгкая промышленность.

1

12

25/

15

Территориальная организация АПК.

1

13

26/

16

Инфраструктурный комплекс. Состав и значение третичного сектора.

1

13

27/

17

Роль и значение транспорта.

1

14

28/

18

Сфера обслуживания. Связь.

1

14

29/

19

Жилищное и рекреационное хозяйство.

1

15

30/

20

Экология.

1

15

31/

21

Обобщение и систематизация знаний по теме «Хозяйство России».

16

Раздел 2. Районирование России.

37

Тема. Районирование России.

2

32/1

Экономическое районирование.

1

16

33/2

Проблемы районирования РФ.

1

17

Тема. Западный макрорайон-Европейская Россия.

24

34/1

Западный макрорайон-Европейская Россия.

1

17

35/2

Европейский Север.

1

18

36/3

Природа Европейского Севера

1

18

37/4

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

1

19

38/5

Хозяйство Европейского Севера.

1

19

39/6

Северо-Западный район. Факторы формирования района. Природа.

1

20

40/7

Население и хозяйственное освоение Северо-Западного района.

1

20

41/8

Хозяйство Северо-Западного района.

1

21

42/9

Географические особенности Санкт-Петербурга.

1

21

43/

10

Калининградская область.

1

22

Центральная Россия

44/

11

Центральная Россия.

1

22

45/

12

Население и хозяйственное освоение Центральной России.

1

23

46/

13

Пр/р№ 7. «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

1

23

1

47/

14

Хозяйство Центральной России.

1

24

48/

15

Пр/р №8. «Сравнение двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».

1

24

1

49/

16

Центрально-Чернозёмный район.

1

25

50/

17

Волго-Вятский район.

1

25

51/

18

Европейский Юг-Северный Кавказ.ЭГП. Природные условия и ресурсы.

1

26

52/

19

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

1

26

53/

20

Хозяйство Северного Кавказа.

1

27

54/

21

Поволжье.ЭГП, природные условия и ресурсы, население, хозяйство Поволжья.

1

27

55/

22

Пр/р №9. «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.»

1

28

1

56/23

Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы, население, хозяйство и проблемы Урала.

1

28

57/

24

Пр/р №10. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

1

29

1

Тема. Восточный макрорегион-азиатская Россия.

11

58/

1

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

1

29

59/2

Пр/Р №11. «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.»

1

30

60/3

Хозяйство Западной Сибири.

1

30

61/4

Восточная Сибирь, факторы формирования района.

1

31

62/5

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

1

31

63/6

Пр/р№12 «Характеристика Норильского промышленного узла».

1

32

1

64/7

Кузнецко-Алтайский подрайон.

1

32

65/8

Ангаро-Енисейский и Забайкальский порайоны.

1

33

66/9

Дальний Восток. ЭГП, природные условия, ресурсы, население. Хозяйство.

1

33

67/

10

Природа и человек

1

34

68/

11

Обобщение по курсу.

1

34

Итого

68

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...