Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)

Петухова Людмила Павловна

Рабочая программа учебного предмета география для 10 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413; примерных программ по учебным предметам география 10-11 классы (автор В.П.Максаковский ).  Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по географии выпускаемым издательством «Просвящение». Цель изучения предмета: продолжить и завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_10_klass.docx513.95 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\аттестация\с почты\Титульные листы\10.jpg

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. 1. Федерального государственного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413.
  2. Примерной программы по учебным предметам. В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы» – М.: Просвещение, 2015.
  3. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУСОШ п.Зеленоборск

Основная цель программы: продолжить и завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Задачи программы:

  • усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности  и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономичекой ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

На изучение учебного предмета «География 10 класс. Базовый уровень» отводится в соответствии с учебным планом    34 часов  (1 час  в неделю).

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные,  метапредметные,  предметные результаты

Личностным результатом обучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие 
личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Раздел II. Содержание учебного предмета.

Введение.                                                                                

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Тема 1. Современная политическая карта мира

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира  в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориальное устройство стран мира. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Тема 2. Природа и человек в современном мире

Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства.

Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке.

Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых.

Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель.

Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, ее масштабы и последствия.

Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Проблемы их использования.

Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира.

Изменение роли отдельных видов ресурсов на протяжении истории развития человечества. «Экологическая емкость» территорий.

Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем.

Тема 3. География населения мира

Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения как отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демографический взрыв», его причины и последствия. Теория демографического перехода. Понятие о депопуляции.   Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах.

    Состав населения. Социальный и этнический (национальный) состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы.        Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира.

Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения.

Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Формы сельского расселения.

Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов».

Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения.

Тема 4.  НТР и мировое хозяйство

Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, международное географическое разделение труда.

Научно-техническая революция и размещение производительных сил. Факторы размещения производительных сил (технико-экономические и организационно-экономические). Модели территориальной структуры хозяйства в разных типах стран.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Карты промышленности и сельского хозяйства.

Промышленность мира (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая промышленность). География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры.

Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зеленая революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства по странам.

Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы.

Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: география мировых валютно-финансовых отношений, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Ведущие экспортеры основных видов продукции.

Международный туризм. Главные туристические районы мира.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия.

        Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел курса

Количество часов

Количество практических работ

1

Введение

2

2

Современная политическая карта мира.

4

2

3

Природа и человек в современном мире.

5

1

4

География населения мира.  

5

1

5

Научно – техническая революция и мировое хозяйство.

5

1

6

География отраслей мирового хозяйства.

13

1

Итого:

34 часов

6

Лист внесения изменений

Дата

внесения

изменений

Раздел, тема

Содержание

изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора

по УВР

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы учебного предмета.

  1. Учебник:  В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» 10-11  класс. М., «Просвещение», 2016.

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование в 10 классе.  34 часов (1 час в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

Раздел Введение.

2

1

Введение. Что изучает экономическая и социальная география мира?

1.09

2

Входящая контрольная работа.

8.09

Раздел. Современная политическая карта мира.

4

3

Многообразие стран современного мира.

15.09

4

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

22.09

5

Государственный строй стран мира. Практическая работа  № 1: «Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира".

29.09

6

 Понятие о политической географии и  геополитике. Практическая работа №2: "Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во  врмени".

6.10

Раздел. Природа и человек в современном мире.

5

7

Взаимодействие общества и природы.

13.10

8

Мировые  природные ресурсы. Практическая работа  № 3:  «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира».

20.10

9

Мировые  земельные, водные, лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.  Рекреационные ресурсы. Нетрадиционные источники энергии.

27.10

10

Загрязнение и охрана окружающей среды.

10.11

11

Итоговый урок  по теме: «География мировых природных ресурсов".

17.11

Раздел. География населения мира.  

5

12

Численность и воспроизводство населения мира.

24.11

13

Состав (структура) населения мира.

1.12

14

Размещение и миграции населения мира.    

8.12

15

 Городское и сельское население. Практическая работа  № 4: «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

15.12

16

Итоговый урок  по теме: «Население».

22.12

Раздел. Научно – техническая революция и мировое хозяйство.

5

17

Научно – техническая революция.

12.01

18

Мировое хозяйство.

19.01

19

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

26.01

20

Факторы размещения. Практическая работа  № 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил».

2.02

21

Итоговый урок по теме «Научно – техническая революция и мировое хозяйство»

9.02

Раздел. География отраслей мирового хозяйства.

13

22

География промышленности. Топливно- энергетическая промышленность.

16.02

23

Нефтяная, газовая, угольная промышленность мира.

2.03

24

Электроэнергетика. Нетрадиционные источники энергии.

9.03

25

Горнодобывающая промышленность. Металлургическая промышленность.

16.03

26

Машиностроение мира.

30.03

27

Химическая, лесная, легкая промышленность. Практическая работа  № 6:  «Сравнительная экономико-географическая характеристика одной из отрасли  промышленности мира».

6.04

28

География сельского хозяйства. Растениеводство.

13.04

29

География сельского хозяйства и рыболовства. Животноводство.

20.04

30

География транспорта. Сухопутный транспорт.

27.04

31

Водный, воздушный транспорт.

4.05

32

Промежуточная контрольная работа.

11.05

33

География международных  экономических отношений.

18.05

34

Обобщение первой части  курса «Экономическая и социальная география мира».

25.05


Приложение 2.

Итоговая контрольная работа  по географии 10 класс  

БЛОК А.

А1 Укажите  примерную  численность  населения   Земного   шара:                                                                              

             А) 3.5 млрд. человек        Б)5.1-6.0    млрд. человек    В) 4.5-5 млрд. человек     Г) 7  млрд.  человек              

                                

А 2 .Большинство стран мира относится:

А) К экономически развитым странам

Б) К развивающимся странам

В) К странам с переходной экономикой

А 3. К экономически  развитым странам относят:

А) Германию и США    Б) Германию, США и Австралию    В) Германию, США, Австралию, Ю.Корею  

   

А 4. К  исчерпаемым  возобновляемым  ресурсам относятся:

А) Лесные и рыбные     Б) Рыбные и минеральные        В) Минеральные и лесные

А 5. Укажите  в  предложенном  списке  страну,  численность  населения  которой  превышает  1000 млрд. человек: 

А) Ватикан               Б) Пакистан       В) Индия         Г) Германия

А 6. Главной причиной уменьшения сельскохозяйственных угодий в мире является:

А) Эрозия почв    Б) Заболачивание, засоление            В) Опустынивание

А 7.Второй тип воспроизводства характерен для стран:

А) Индии                   Б) Германии и  Индонезии          В) Индии, Индонезии и Аргентины

А 8. Основным показателем уровня урбанизации является:

А) Количество крупных городов      

Б) Соотношение городского и сельского населения  

В) Наличие городских  агломераций

А 9. Главной предпосылкой формирования мирового хозяйства явилось:

А) Формирование мирового рынка

Б) Развитие крупной индустрии

В) Развитие транспорта

А 10. Постиндустриальная структура хозяйства характеризуется ведущей ролью:

А) Производственной сферы                     Б) Непроизводственная сфера

А 11. В Эпоху НТР среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами развиваются:

А) Машиностроение и чёрная металлургия

Б) Чёрная металлургия и химия полимеров

В) Химия полимеров и машиностроение

А 12.Новыми факторами размещения производства в эпоху НТР стали:

А) Фактор наукоёмкости                                

Б) Фактор наукоёмкости  и экологический  

В) Фактор наукоёмкости, экологический и природоресурсный  

   

  А 13.Укажите  верные  утверждения:  

А) В  восточном  полушарии   сосредоточено  больше   населения,   чем   в   западном;      

Б) В  северном  полушарии   население  меньше,  чем   в  южном;

В) Большинство  жителей   Земли  расселено  на   высоте   до  2000 м  над   уровнем   моря;

Г) Средняя  плотность  населения  на  Земле -  около  20 человек  на  1км2.

А 14.  Укажите верные утверждения:

А) В развивающихся странах дети составляют 40-45% населения;

Б) В развивающихся странах доля трудоспособного населения составляет 70-80%;

В) В развивающихся странах доля детей в 4-5 раз выше доли пожилых людей;

Г) В развитых странах доля пожилых людей выше средней.

                                               

БЛОК В.

В 1. УСТАНОВИТЕ  СООТВЕТСТВИЕ:

Тип развивающихся стран                                                Страны

  1. Экспортёры нефти                                           А) Египет, Бразилия, Нигерия
  2. Новые индустриальные                                   Б) Кувейт, Катар, Бруней

                                                                          В) Республика Корея, Сингапур

        

В2.  УСТАНОВИТЕ  СООТВЕТСТВИЕ:

  Официальный язык                                                        Страна

 1) английский;                                                              А) Венесуэла

2) португальский;                                                         Б) Мали

3) испанский;                                                                В) Лаос

4) французский                                                             Г) Мозамбик

                                                                                       Д) Нидерланды

В 3. ДОПОЛНИТЕ:

Соотношение между величиной запасов  природных ресурсов и размерами их использования называется…..

В 4. Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда:

А) Леса и кустарники

Б) Обрабатываемые земли ( пашни, сады, плантации)

В) Луга и пастбища

БЛОК С.

  1. С течением времени и развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшилась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?
  2. В какой из стран мира самое большое абсолютное число горожан?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...