рабочая программа
рабочая программа по географии (10 класс)

Волохова Татьяна Миннехаевна

Рабочая программа по географии 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_20-21_gg.docx66.36 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,

ул. Мира, 16

Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08

Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru

РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей естественнонаучного цикла и общественных дисциплин

Протокол №1 от 24.08.2020 г.

Руководитель МО  

(Славгородская Е.И.)

  СОГЛАСОВАНО

 с заместителем директора по УВР Куликовой И.Е.

(Подпись)

24.08.2020 г.

          ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета

Протокол № 1 от 28.08.2020г.

Председатель  __________

С.О.Звягинцева

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____ С.О. Звягинцева

Приказ от 31.08.2020г. № 49

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

           Уровень общего образования, класс: среднее общее, 10-11 класс

Количество часов в неделю: 1 час

Учитель: Волохова Т.М.

Квалификационная категория: нет

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Раздел 1.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ  от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017);

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

-- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы общеобразовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с «СП 3.1/2.4.3598-20,Санитарно-эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824).

Приказы:

-  приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018г. № 345«О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»(с изменениями от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.12.2020 № 345)

Программы:

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28.06.2016 №2/16

- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Дячкинская СОШ;

- учебный план МБОУ Дячкинской СОШ на 2020-2021 учебный год.

Цели:

  •  Формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Задачи:

  • освоить систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

 Описание места  предмета в  учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Современный мир» в 10-11 классах, из расчета 1 учебный час в неделю.

Количество часов

10 класс: Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Практических работ - 9.

11 класс: Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Раздел 2. Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета география.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

  1. сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
  2. сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отчизне, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ( образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
  6. сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  7. сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  10. сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  12. осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  1. сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности;
  2. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:

  1. владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
  2. владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;

  1. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  2. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  3. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлениий;
  4. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  5. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
  6. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

        В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик научиться:

  • знать/понимать:
  • этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
  • важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
  • необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
  • особенности научно-технической революции;
  • понятие «природопользование», виды природопользования;
  • идеи устойчивого развития общества;
  • особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;

5

  • этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
  • занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
  • крупнейшие города и агломерации мира;
  • причины и виды миграций;
  • культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
  • этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
  • секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
  • понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
  • крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
  • географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

  • уметь:
  • анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
  • определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность инерациональность использования ресурсов;
  • определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
  • определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
  • определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
  • характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
  • составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;

7

  • уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
  • составлять развернутый план доклада, сообщения;
  • составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
  • строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
  • составлять и презентовать реферат;
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
  • работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию(художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
  • оценивать:
  • обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
  • рекреационные ресурсы мира;
  • современное геополитическое положение стран и регионов;
  • положение России в современном мире;
  • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
  • экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
  • тенденции и пути развития современного мира.
  • называть (показывать):
  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.
  • описывать:
  • природные ресурсы;
  • особенности отраслей;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.
  • объяснять:
  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
  • прогнозировать:
  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

В результате изучения курса выпускник получит возможность:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Раздел 3.                                                          Содержание учебного предмета

(35ч- 10кл, 1 час в неделю; 35ч-11 кл, 1 час в неделю)

10 класс (1ч. В неделю)

Часть 1. Общая характеристика мира (10 класс)

Введение (1час)                                                                            

География как наука. Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования.

Основные понятия: геоинформационные системы 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

 Знать/понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Тема 1. Страны современного мира (4 часа)

Что такое политическая карта мира?   События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические  монархии. Республики. Государства в составе Содружества. Унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация. Федеративные государства, созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства, созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/понимать: основные географические понятия и термины.

Практическая работа:

1.Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).

2.Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира»

Тема 2. География населения мира (7 часов)

       Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

      Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

      Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

      Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

      Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

       Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Требования к уровню подготовки обучающихся: Знать/понимать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Уметь:  определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Практические работы:

1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий.

2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.

3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных.

4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе.

5. Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий.

6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (8 часов)

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/понимать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран мира и регионов мира.

Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)

 Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение основных отраслей.

Оценивать: территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 5: Характеристика отраслей мирового хозяйства. (11 часов) 

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное

сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей.

Оценивать и объяснять: территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять: разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Практические работы:

1. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

2.Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР МИРА (11 класс)

Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

 Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.  Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. 

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Практические работы:

1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения,  национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо.  Объекты Всемирного наследия.

 Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя  Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства  и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

 Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как  растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

 Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

 Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы.  Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.  Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

 Международные экономические связи.

 Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практические работы:

1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.

2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.

3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.

Тема 4. Северная Америка (3 часа)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо-Америка,  Латинская Америка.

Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США».  

Тема 5. Латинская Америка (4 часа)

Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы.  Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практические работы:

1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.

Тема 6. Африка  (4 часа)

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –  единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей  отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Практические работы:

1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.

2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)

Австралия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных  ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

 Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

 Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа:

  1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)

Экономико-географическая история России. Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.  Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практическая работа:

  1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

Учебно-тематический план

Программой 10 класса предусмотрено проведение 6 практических оценочных работ, которые являются этапом комбинированных уроков, позволяющие  не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.

Часть, тема курса

Практические работы

Формы контроля

Творческие и проектные задания

Тема 1.

«Страны современного мира»

Суммарная доля заданий в материалах ЕГЭ – 11%.

№ 1  «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Итоговый зачёт

- тестирование в форме ЕГЭ

«Составление картосхемы  размещения памятников  Всемирного наследия».

Тема 2

«География населения мира»

Суммарная доля заданий в материалах ЕГЭ -  15%.

№ 2 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка осо-бенностей уровня и качества жизни населения

в разных странах и регионах мира»

№ 3 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами»

Итоговый зачёт

- тестирование в форме ЕГЭ

Создание статей и проектов на темы:

 «100 великих политиков».

 «Основные языки ООН»,

«Культурно-исторические регионы мира»

«Кухня народов мира»,

«Музыка народов мира».

Тема 3

«Мировые природные ресурсы»

Суммарная доля заданий в материалах ЕГЭ – 6,5%.

Итоговый зачёт

- тестирование в форме ЕГЭ

Создание проектов использования при-родных ресурсов в районах с экстремаль-ными условиями их разработки

Тема 4

«Мировое хозяйство и научно-техническая революция»

 № 4 «Сравнительная характеристика ведущих факторов  размещения производительных сил»

Тема 5

«Отрасли мирового хозяйства»

Суммарная доля заданий в материалах ЕГЭ – 33%.

№ 5 «Комплексная географическая характерис-тика отрасли машиностроения (по выбору учителя)»

№ 6 «Определение стран-экспортёров основ-ных видов промышленной и сельскохозяйст-венной продукции, видов сырья»

Текущий – тест по  теме

«Промышленность мира»

Текущий – тест по  теме

 «Сельское хозяйство мира»

Текущий – тест по  теме

 «Транспорт и торговля мира»

Итоговый зачёт

Написание сообщений  с использованием проблемного подхода и с различными источниками информации;

создание информационных бюллетеней, буклетов, брошюр о различных отраслях хозяйства стран мира.

Тема 6.

«Глобальные проблемы современности»

Суммарная доля заданий в материалах ЕГЭ – 10%.

ИТОГОВОЕ

ТЕСТИРОВАНИЕ

В ФОРМЕ ЕГЭ 

ЗА КУРС 10 КЛАССА

ИТОГО:  35  ЧАСОВ (1 час  в неделю)  

         Контрольных  работ – 5  (из них входной контроль  - 1 час, промежуточный контроль – 3 часа, итоговый контроль – 1 час)

Количество оценочных практических работ – 6

В целях подготовки к ЕГЭ и контроля качества знаний в 11 классе  предусмотрены 2 итоговых тестирования

Часть, тема курса

Практические работы

Формы контроля

Творческие и проектные задания

Тема 1.

Политическая карта мира

№1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Текущий –

тест по  теме

Составление путеводителей, буклетов, информационных листков, сообщений, Web-страниц по странам и регионам.

Тема 2.

Зарубежная Европа

№2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

№ 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Текущий

– тест по  теме

Составление путеводителей, буклетов, информационных листков, сообщений, Web-страниц по странам и регионам.

Тема 3.

Зарубежная Азия

№ 4. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.

№ 5. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.

№ 6. Сравнительная характеристика ЭГП двух стран Азии

Текущий –

тест по  теме

Итоговый зачёт за I полугодие

- тестирование в форме ЕГЭ 

по темам «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия»

Составление путеводителей, презен-таций, буклетов, информационных листков, сообщений, рефератов, Web-страниц по станам и регионам, разработка туристического маршрута, картосхемы.

Тема 4.

Северная Америка

№ 7. Заполнение таблицы «Экономические районы США»

Текущий

– тест по  теме

Составление путеводителей, буклетов, информационных листков.

Тема 5.

Латинская Америка

№ 8. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

№ 9. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки

Текущий

– тест по  теме

Составление путеводителей, буклетов, информационных листков, сообщений, Web-страниц по странам и регионам..

Тема 6.

 Африка  

№ 10. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.

№ 11. Подбор рекламно-информационных

материалов для обоснования деятельности турфирмы в одном из субрегионов Африки.

Текущий

– тест по  теме

Составление путеводителей, презентаций, буклетов, информационных листков, сообщений, рефератов, Web-страниц по станам и регионам.

Тема 7.

Австралия и Океания

№ 12. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Текущий

– тест по  теме

Составление путеводителей, буклетов, информационных листков, сообщений,

Тема 8.

Россия в современном мире

№ 13. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризую-щих место России в современном мире.

Итоговый зачёт 

за II полугодие –

тестирование в форме ЕГЭ

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ЗА КУРС

«География мира»

ИТОГОВОЕ   ТЕСТИРОВАНИЕ

ЗА КУРС  11 КЛАССА.

ИТОГО:  34  ЧАСА  (1 час  в неделю)  

Контрольных  работ – 4  (из них входной контроль  - 1 час, промежуточный контроль – 2 часа, итоговый контроль – 1 час)

Раздел 4.                                          Календарно-тематический планирование курса географии

10-11  КЛАСС

урока

Тема

Примерная

дата изучения

Дата проведения урока

 1. ВВЕДЕНИЕ

1

Содержание и структура курса. Предмет и структура экономической и социальной географии мира. Взаимосвязь экономической и социальной географии

03.09

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА – 31 час

2.1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА – 4часа

2

Многообразие стран современного мира

10.09

3

Государственный строй стран мира. Международные отношения

 П/Р №1 «Государственный строй стран мира»

17.09

4

Политическая география и геополитика

24.09

5

Урок – контроль знаний по теме «Политическая карта мира»

01.10

2.2 ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ – 6 часов

6

Проблема взаимодействия общества и природы

08.10

7

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы

П/Р №2  Составление прогноза на сколько лет хватит разведанных мировых запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

15.10

8

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана

П/Р №3  Обеспеченность стран ресурсами речного стока, пахотными угодьями.

22.10

9

Загрязнение и охрана окружающей среды

29.10

10

Географическое ресурсоведение и геоэкология

12.11

11

Контроль знаний по теме «Природа и человек в современном мире»

19.11

2.3  ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЕ МИРА – 6 ЧАСОВ

12

Численность  и воспроизводство населения мира. Демографическая политика

26.11

13

Размещение и миграция населения

03.12

14

Состав населения Земли. Половой, возрастной национальный состав.

П/Р №4 Страны с различной плотностью населения (таблица).

10.12

15

Религиозный состав населения Земли

17.12

16

Расселение. Урбанизация

24.12

17

Урок – обобщение по теме «География население мира»

14.01

2.4 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО – 7 ЧАСОВ

18

Научно-техническая революция. Характерные черты НТР

21.01

19

Мировое хозяйство

28.01

20

Мировое хозяйство в эпоху НТР

П/Р №5 Страны и отрасли их международной специализации (таблица).

04.02

21

Основные пространственные модели мирового хозяйства

11.02

22

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

П/Р №6 Обозначение на контурной карте главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК.

18.02

23

Факторы размещения

25.02

24

Урок – обобщение по теме «НТР и мировое хозяйство»

04.03

2.5 ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА – 8 ЧАСОВ

25

Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. ТЭК

11.03

26

Электроэнергетика мира

18.03

27

Мировая горнодобывающая промышленность. Черная  и цветная металлургия

01.04

28

Машиностроение мира. Химическая и легкая промышленность мира

П/Р №7 Группировка стран мира по уровню развития машиностроения

08.04

29

Сельское хозяйство мира

П/Р №8 Распространение главных отраслей животноводства (скотоводства, свиноводства, овцеводства) (таблица).

15.04

30

География транспорта мира

22.04

31

Всемирные экономические отношения

29.04

32

Зачет по теме «Мировое хозяйство»

06.05

3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА – 2 ЧАСА

3.1 ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА – 2 ЧАСА

33

Общая характеристика Зарубежной Европы

13.05

34

Население Зарубежной Европы

П/Р №9 Ментальная карта стран зарубежной Европы.

20.05

резерв

1

ИТОГО

35

11 КЛАСС

урока

Тема

Примерная

дата изучения

Дата проведения урока

  1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА – 30 ЧАСОВ
  1. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (продолжение) – 3 ЧАСА

1

Место региона в мировом хозяйстве. Страны «большой семерки»

03.09

2

Хозяйство Зарубежной Европы

П/Р №1 Обозначение на контурной карте главных промышленных центров Зарубежной Европы.

10.09

3

Федеративная Республика Германия

17.09

  1. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. АВСТРАЛИЯ – 10 ЧАСОВ

4

Общая характеристика зарубежной Азии

П/Р №2 Обозначение на контурной карте стран, с разным государственным строем.

24.09

5

Население Азии

01.10

6

Хозяйство стран Азии

08.10

7

Восточная Азия

15.10

8

Япония

22.10

9

Китай

29.10

10

Индия

12.11

11

Австралия

19.11

12

Океания

26.11

13

Урок - обобщение по теме «Азия»

П/Р №3 Обозначение на контурных картах стран зарубежной Азии, Австралии и Океании

03.12

  1. АФРИКА – 4 ЧАСА

14

Общая характеристика стран Африки. Колониальное прошлое

10.12

15

Население  и хозяйство Африки

17.12

16

Субрегионы Северной и Тропической Африки

П/Р №4 Обозначение на контурных картах стран Африки.

24.12

17

ЮАР

14.01

1.4 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – 7 ЧАСОВ

18

Общая характеристика США

21.01

19

Территория, границы, население США.

28.01

20

Транспорт. География отдыха и туризма. Экологические проблемы США

П\Р №5 Структура ВВП США (составить круговую диаграмму)

04.02

21

Макрорегионы США

11.02

22

Общая характеристика Канады

18.02

23

Урок обобщения знаний по темам «Африка и Северная Америка»

25.02

1.5 ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА – 4 ЧАСА

24

Общая характеристика Латинской Америки

04.03

25

Население и хозяйство Латинской Америки

11.03

26

Регионы и страны Латинской Америки

П\Р №6 Черты сходства и различий между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Обозначение на контурных картах стран Латинской Америки

18.03

27

Федеративная Республика Бразилия

01.04

1.6 РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ – 3 ЧАСА

28

Место России в мировой политике и экономике

08.04

29

Место России в населении мира

15.04

30

Зачет по темам «Латинская Америка. Россия»

22.04

  1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 4 ЧАСА

31

Понятие о глобальных проблемах и их классификация

29.04

32

Взаимосвязь глобальных проблем

06.05

33

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты

13.05

34

Стратегии устойчивого развития

20.05

резерв

1

ИТОГО

35

Раздел 5.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать

  1.  ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
  2. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
  3. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической

последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  1. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
  2. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
  3. Ответ самостоятельный.
  4. Наличие неточностей в изложении географического материала.
  5. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
  6. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
  8. Понимание основных географических взаимосвязей. Знание карты и умение ей пользоваться. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  1. Материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
  4. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  5. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  6. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  7. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  8. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
  9. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
  10. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
  11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
  2. Не делает выводов и обобщений.

  1. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Письменные и контрольные работы

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2»ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы;
  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Проверочные тесты

за тест, состоящий из 10 вопросов:

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов,

Оценка «4» - 7-9;

Оценка «3» - 5-6;

Оценка «2» - менее 5 правильных ответов.

за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов;

Оценка «4» - 14-17;

Оценка «3» - 10-13;

Оценка «2» - менее 10 правильных ответов.

Практические и самостоятельные работы по географии

Отметка «5»

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Работа с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...