Урок: Биологические ресурсы. 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
18.02.2020г
Тип урока: урок– путешествие, 8 класс
Цели:
Учебные:
- Сформировать понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «Красная книга», «национальный парк».
Развивающая:
- развитие представления о единстве мира, о том что «особо охраняемые природные территории» - достояние всего человечества.
Воспитательная:
- воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма и ответственность за судьбу природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_18.02.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
18.02.2020г
Тип урока: урок– путешествие, 8 класс
Цели:
Учебные:
- Сформировать понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «Красная книга», «национальный парк».
Развивающая:
- развитие представления о единстве мира, о том что «особо охраняемые природные территории» - достояние всего человечества.
Воспитательная:
- воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма и ответственность за судьбу природы.
- Предметные:
- осуществляют изучение охраняемых территорий России, обобщают и делают выводы об экологическом состоянии природной среды, формулируют собственное отношение к анализируемым охраняемым территориям, их оценке, создают самостоятельно устно монологические высказывания на предложенную тему.
- Метапредметные:
- - личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества;
- - познавательные:
- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры и строят рассуждения;
- - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием;
- - коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.
- Тип урока : изучение нового материала
- Методы: словесный (диалог), практический, информационный, рефлексивный.
- Форма проведения урока: фронтальная, индивидуально-коллективная самостоятельная работа, работа с картами
Межпредметные связи:
- экология;
- география;
- биология.
Обеспечение занятия
Наглядные пособия:
- мультимедиа презентация, физическая карта и атласы.
Технические средства обучения:
- мультимедиа проектор,компьютер,экран
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Меня зовут Ооржак Айланмаа Кавайевна, работаю в МБОУ «СОШ №2 г. Чадан».
Проверка готовности к уроку и отсутствующих.
II. Настрой на восприятие нового материала.
Внимание на экран. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока и его цель
(На экране изображения растений и фотографии животных).
-Что изображено на картинке?
-Какие природные ресурсы использовали наши предки в первобытном обществе?
(Они занимались охотой и собирательством: ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. п.). То есть биологические ресурсы.
-Я расскажу вам сказку (слайд ).
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал…
Скажите, ребята, можно ли Вову назвать «добрым» мальчиком и почему лось заплакал? (идёт обсуждение)
Подснежник(читает ученица)
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки…
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
«Наслаждайтесь нашей красотою-
Только очень просим нас не рвать!»
(Ирада Абдулаева, г. Баку)
Исходя из услышанного, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока (идёт обсуждение). Ребята скажите ,что мы будем с вами сегодня изучать.(растения и животные, охрана природы).
-Вот вы и сформулировали тему урока. «Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) ».Презентация.
- Что мы должны знать к концу урока?
( о значении биологических ресурсов в жизни человека, узнаем о формах охраны дикой природы).
.Презентация.Запишем определение понятия «биологические ресурсы» .
Биологические ресурсы - это растения и животные, которые человек использует или может использовать для своих целей.(слайд 1)
- Мы будем говорить о роли живых организмов в жизни Земли и человека, также об охране природы, осуществляемой в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
Сегодня у нас урок – путешествие по особо охраняемым природным территориям, находящимся на территории Астрахани и Республики Тыва
А какие задачи мы будем решать в процессе нашего путешествия?
Учащиеся дают варианты ответов.
На основе ответов учащихся формулирую решаемые задачи урока:
- рассмотреть понятия «заповедник», «Красная книга», «национальный парк».
- научиться их различать.
III. Изучение нового материала.
План.
1.Биологические ресурсы.
2. Роль живых организмов в жизни Земли ив жизни человека.
3.Особо охраняемые природные территории.
1.Какую роль играют живые организмы в жизни Земли?.(слайд 4)
Ресурсы растительного мира - это растения, используемые человеком в хозяйственной деятельности. Что же дают человеку растения? Пишут)
Ресурсы животного мира- это животные, используемые человеком в хозяйственной деятельности.
Что же дают человеку животные?
Слайд5
Вид ресурса | Использование ресурса |
1. Растительные ресурсы | 1. Пища. 2. Корма для домашних животных. 3. Лекарственные растения. 4. Поделочная и строительная древесина. 5. Топливо. 6. Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической, мебельной промышленности. 7. Сырьё для производства музыкальных инструментов |
2. Ресурсы животного мира | 1. Пушнина. 2. Пища (мясо, жир) - лось, кабан, пернатая дичь и т. д. 3. Шкуры - копытные животные. 4. Лекарственное сырьё (панты - молодые рога оленей) - основа для получения лекарства «пантокрин». 5. Рыбный промысел 6.средство передвижения. |
Для путешествия по нашему маршруту необходимо знать основное понятие, что такое особо охраняемые природные территории? Слайд6)
Особо охраняемые природные территории- участки земли, водного пространства над ними, которые имеют, особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (слайд 7).
Основные цели особо охраняемых природных территорий:(слайд 7)
- сохранение уникальных природных ландшафтов;
- охрана исчезающих видов растений и животных;
- обеспечение экологических условий их существования;
- охрана и защита посещаемых туристами природных территорий.
Согласно Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" различают следующие основные категории указанных территорий:(слайд 8)
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) ботанические сады.
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Давайте мы с вами совершим путешествие по заповедным территориям. Путешествия у нас начинается со двора школы (слайд 9).Итак, Мы направляемся к площадке «Заповедник»(слайд 10)
Как вы думаете, что такое заповедник?
Заповедать.… Это слово в русском языке означало - стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой.
Заповедник – особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, а также наблюдения за происходящими в природе процессами (слайд 11).
С помощью заповедников решаются три главные задачи: (слайд 12)
- охрана растительного и животного мира;
- ведение научной работы;
- работа по восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных.
Наша первая экскурсия Астраханский заповедник. СООБЩЕНИЕ ученика.
Вторая экскурсия это заповедник «Азас» СООБЩЕНИЕ
Физминутка ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
И друг другу улыбнулись.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Мы продолжаем с вами путешествие и летим на следующую посадочную площадку - Национальный парк(слайд 16,17)
Национальные природные парки-это изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. (слайд 17)
Продолжаем урок со знакомством с Красной книгой.
Наше путешествие подходит к концу, и пока мы возвращаемся на стартовую площадку, мне хочется рассказать вам о - Памятниках Всемирного наследия(слайд 24).
В 1972году Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)приняла Международную конвенцию, целью которой является создание эффективной системы коллективной охраны культурного и природного наследия.
IV. Заключение
какой вывод вы можете сделать по окончании нашего путешествия?
- Сегодня можно с уверенностью сказать: не напрасно наши предки бережно относились к природе. Люди осознали, что отдельные виды животных и растений, а также неповторимые по красоте и ценности ландшафты могут исчезнуть. Только человек, своевременно и разумно вмешавшись, может остановить их гибель.
V. Закрепление материала (слайд)
Для того чтобы посмотреть, как вы усвоили материал, мы поиграем в игру. Перед вами 6 цветных кругов, за которыми спрятаны вопросы. Выбираете цвет и отвечаете на вопрос, т.е заканчиваете предложение.Особо охраняемое пространство, пребывание в пределах которого строго запрещено, называется…(заповедником)
- Какие особо охраняемые территории создаются на определенный срок и закрываются после восстановления численности видов животных или растений?(заказник)
- Охраняемые территории, где не разрешена хозяйственная деятельность, но допускается организованный отдых, туризм, экскурсии называются…(национальными парками)
- Какой статус имеют уникальные природные территории, представляющие огромный интерес для всего населения планеты?(памятники Всемирного наследия.)
- Шушенский бор является особо охраняемой природной территорией и имеет статус…(национальный парк).
- К какой категории охраняемых природных территорий можно отнести гейзеры, водопады, пещеры?(памятники природы)
VI. Домашнее задание
Приготовить сообщение:растения и животные входящие в Красную книгу России.
Рефлексия: «Поляна настроения»
Так как мы начинали наш урок со стихотворенияи сказки о подснежнике, я вам предлагаю создать свою поляну подснежников. На ваших столах имеются лепестки этого цветка. Нужно прикрепить лепесток, таким образом, чтоб он отражал ваше настроение на сегодняшнем уроке. Если вам все понравилось – лепесток закрепите вверх как-будто он тянется к солнышку, если вам было не очень интересно – прикрепите лепесток наклоненным вниз.
(слайд)
«Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался»,— писал Пришвин.
Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биологические ресурсы России.
В презентации изложен материал о биологических ресурсах России и нашего Дергачевского района, который можно использовать на уроках географии в 8 классе при изучении природных ресурсов и в 9 классе в р...
урок на тему: Биологические ресурсы и человек
Взаимотношение человека и ресурсов....
Биологические ресурсы. Охрана животного и растительного мира.
Презентация для применения на уроках географии в 8 классе при изучении темы "Биологические ресурсы"....
Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»
По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру "Счастливый случай" За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятел...
Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"
При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....
8 класс Биологические ресурсы, их охрана. Стихийные бедствия урок (интегрированный урок по географии и ОБЖ)
8 класс. Биологические ресурсы, их охрана. Стихийные бедствия урок (интегрированный урок по географии и ОБЖ)...
урок "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"
урок по географии 8 класс "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"...