Урок: Биологические ресурсы. 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

18.02.2020г

 

Тип урока: урок– путешествие, 8 класс

Цели:

Учебные:

  • Сформировать понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «Красная книга», «национальный парк».

Развивающая:

  • развитие представления о единстве мира, о том что «особо охраняемые природные территории» - достояние всего человечества.

Воспитательная:

  • воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма и ответственность за судьбу природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_18.02.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

18.02.2020г

Тип урока: урок– путешествие, 8 класс

Цели:

Учебные:

  • Сформировать понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «Красная книга», «национальный парк».

Развивающая:

  • развитие представления о единстве мира, о том что «особо охраняемые природные территории» - достояние всего человечества.

Воспитательная:

  • воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма и ответственность за судьбу природы.
  • Предметные:
  • осуществляют изучение охраняемых территорий России, обобщают и делают выводы об экологическом состоянии природной среды, формулируют собственное отношение к анализируемым охраняемым территориям, их оценке, создают самостоятельно устно монологические высказывания на предложенную тему.
  • Метапредметные:
  • - личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества;
  • - познавательные:
  • воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; приводят примеры и строят рассуждения;
  • - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием;
  • - коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.
  • Тип урока : изучение нового материала
  • Методы: словесный (диалог), практический, информационный, рефлексивный.
  • Форма проведения урока: фронтальная, индивидуально-коллективная самостоятельная работа, работа с картами

Межпредметные связи:

  • экология;
  • география;
  • биология.

Обеспечение занятия

Наглядные пособия:

Технические средства обучения:

  • мультимедиа проектор,компьютер,экран

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Меня зовут Ооржак Айланмаа Кавайевна, работаю в МБОУ «СОШ №2 г. Чадан».

 Проверка готовности к уроку и отсутствующих.

II. Настрой на восприятие нового материала.

Внимание на экран. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока и его цель
(На экране изображения растений и фотографии животных).

-Что изображено на картинке?

-Какие природные ресурсы использовали наши предки в первобытном обществе? 
(Они занимались охотой и собирательством: ресурсы животного мира, коренья, плоды и т. п.). 
То есть биологические ресурсы. 

-Я расскажу вам сказку (слайд ).

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрел на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понес его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики  побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал…

Скажите, ребята, можно ли Вову назвать «добрым» мальчиком и почему лось заплакал? (идёт обсуждение)

Подснежник(читает ученица)

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки…

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою-

Только очень просим нас не рвать!»

(Ирада  Абдулаева, г. Баку)

Исходя из услышанного, попробуйте сформулировать  тему нашего сегодняшнего урока (идёт обсуждение). Ребята скажите ,что мы будем с вами сегодня изучать.(растения и животные, охрана природы).

-Вот вы и сформулировали тему урока. «Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) ».Презентация.

- Что мы должны знать к концу урока?
( о значении биологических ресурсов в жизни человека, узнаем о формах охраны дикой природы).

.Презентация.Запишем определение понятия «биологические ресурсы» .
Биологические ресурсы - это растения и животные, которые человек использует или может использовать для своих целей.(слайд 1)

- Мы будем говорить о роли живых организмов в жизни Земли и человека, также об охране природы, осуществляемой в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Сегодня у нас урок – путешествие по особо охраняемым природным территориям, находящимся на территории Астрахани и Республики Тыва

А какие задачи мы будем решать в процессе нашего путешествия?

Учащиеся дают варианты ответов.

На основе ответов учащихся формулирую решаемые задачи урока:

- рассмотреть понятия «заповедник», «Красная книга», «национальный парк».

- научиться их различать.

III. Изучение нового материала.

План.

1.Биологические ресурсы.

2. Роль живых организмов в жизни Земли ив жизни человека.

3.Особо охраняемые природные территории.

1.Какую роль играют живые организмы в жизни Земли?.(слайд 4)

Ресурсы растительного мира - это растения, используемые человеком в хозяйственной деятельности. Что же дают человеку растения? Пишут)

Ресурсы животного мира- это животные, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Что же дают человеку животные?

Слайд5

Вид ресурса

Использование ресурса

1. Растительные ресурсы

1.  Пища.

2.   Корма для домашних животных.

3.  Лекарственные растения.

4.  Поделочная и строительная древесина.

5.  Топливо.

6.   Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической, мебельной промышленности.

7.  Сырьё для производства музыкальных инструментов

2. Ресурсы животного мира

1.  Пушнина.

2.   Пища (мясо, жир) - лось, кабан, пернатая дичь и т. д.

3.   Шкуры - копытные животные.

4.    Лекарственное сырьё (панты - молодые рога оленей) - основа для получения лекарства «пантокрин».

5. Рыбный промысел

6.средство передвижения.

Для путешествия по нашему маршруту необходимо знать основное понятие, что такое особо охраняемые природные территории? Слайд6)

Особо охраняемые природные территории- участки земли, водного пространства над ними, которые имеют, особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение,  изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (слайд 7).

Основные цели особо охраняемых природных территорий:(слайд 7)

  • сохранение уникальных природных ландшафтов;
  • охрана исчезающих видов растений и животных;
  • обеспечение экологических условий их существования;
  • охрана и защита посещаемых туристами природных территорий.

Согласно Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" различают следующие основные категории указанных территорий:(слайд 8)

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е)  ботанические сады.

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Давайте мы с вами совершим путешествие по заповедным территориям. Путешествия у нас начинается со двора школы (слайд 9).Итак, Мы направляемся к  площадке «Заповедник»(слайд 10)

Как вы думаете, что такое заповедник?

Заповедать.… Это слово в русском языке означало - стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой.

Заповедник – особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, а также наблюдения за происходящими в природе процессами (слайд 11).

С помощью заповедников решаются три главные задачи: (слайд 12)

  • охрана растительного и животного мира;
  • ведение научной работы;
  • работа по восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных.

Наша первая экскурсия Астраханский заповедник. СООБЩЕНИЕ ученика.

Вторая экскурсия это заповедник «Азас» СООБЩЕНИЕ

Физминутка  ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

И друг другу улыбнулись.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Мы продолжаем с вами путешествие и летим на следующую посадочную площадку - Национальный парк(слайд 16,17)

Национальные природные парки-это изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. (слайд 17)

    Продолжаем урок со знакомством с Красной книгой.

Наше путешествие подходит к концу, и пока мы возвращаемся на стартовую площадку, мне хочется рассказать вам о - Памятниках Всемирного наследия(слайд 24).

В 1972году Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)приняла Международную конвенцию, целью которой является  создание эффективной системы коллективной охраны культурного и природного наследия.

IV. Заключение

какой вывод вы можете сделать по окончании нашего путешествия?

- Сегодня можно с уверенностью сказать: не напрасно наши предки бережно относились к природе. Люди осознали, что отдельные виды животных и растений, а также неповторимые по красоте и ценности ландшафты могут исчезнуть.  Только человек, своевременно и разумно вмешавшись, может остановить их гибель.

V. Закрепление материала (слайд)

Для того чтобы посмотреть, как вы усвоили материал, мы поиграем в игру. Перед вами 6 цветных кругов, за которыми спрятаны вопросы. Выбираете цвет и отвечаете на вопрос, т.е заканчиваете предложение.Особо охраняемое пространство, пребывание в пределах которого строго запрещено, называется…(заповедником)

  1. Какие особо охраняемые территории создаются на определенный срок и закрываются после восстановления численности видов животных или растений?(заказник)
  2. Охраняемые территории, где не разрешена хозяйственная деятельность, но допускается организованный отдых, туризм, экскурсии называются…(национальными парками)
  3. Какой статус имеют уникальные природные территории, представляющие огромный интерес для всего населения планеты?(памятники Всемирного наследия.)
  4. Шушенский бор является особо охраняемой природной территорией и имеет статус…(национальный парк).
  5. К какой категории охраняемых природных территорий можно отнести гейзеры, водопады, пещеры?(памятники природы)

VI. Домашнее задание

Приготовить сообщение:растения и животные  входящие в Красную книгу России.

Рефлексия:  «Поляна настроения»

Так как мы начинали наш урок со стихотворенияи сказки о подснежнике, я вам предлагаю создать свою поляну подснежников. На ваших столах имеются лепестки этого цветка. Нужно прикрепить лепесток, таким образом, чтоб он отражал ваше настроение на сегодняшнем уроке. Если вам все понравилось – лепесток закрепите вверх как-будто он тянется к солнышку, если вам было не очень интересно – прикрепите лепесток наклоненным вниз.

(слайд)

«Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни с этим не встречался»,— писал Пришвин.

Пусть и для вас каждая встреча с природой станет чудесным открытием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологические ресурсы России.

В презентации изложен материал о биологических ресурсах России и нашего Дергачевского района, который можно использовать на уроках географии в 8 классе при изучении природных ресурсов и в 9 классе в р...

урок на тему: Биологические ресурсы и человек

Взаимотношение человека и ресурсов....

Биологические ресурсы. Охрана животного и растительного мира.

Презентация для применения на уроках географии в 8 классе при изучении темы "Биологические ресурсы"....

Урок-обобщение «Почвы и почвенные ресурсы . Растительный и животный мир .Биологические ресурсы»

По окончании изучения темы, я провожу уроки в нетрадиционной форме, в данном случае , предлагаю игру "Счастливый случай" За две недели до урока, я даю задание учащимся, которое они готовят самостоятел...

Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"

При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....

8 класс Биологические ресурсы, их охрана. Стихийные бедствия урок (интегрированный урок по географии и ОБЖ)

8 класс. Биологические ресурсы, их охрана. Стихийные бедствия  урок   (интегрированный урок по географии и ОБЖ)...

урок "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"

урок по географии 8 класс "Биологические ресурсы.Особо охраняемые природные территории"...