Внеклассное занятие по географии «Солнечная система»
презентация урока для интерактивной доски по географии (5 класс)

Ивлева Юлия Анатольевна

Внеклассное мероприятие по географии составлено для учащихся 5 классов с нарушением слуха, обучающихся в адаптивной школе. Для выполнения игровых заданий необходима интерактивная доска Smart.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Адаптивная школа интернат №15»

Внеклассное занятие по географии

Игра - соревнование  «Солнечная система»

                                                                   Учитель географии Ивлева Ю.А.

Пояснительная записка.

Внеклассное мероприятие по географии составлено для учащихся 5 классов с нарушением слуха, обучающихся в адаптивной школе. Для выполнения игровых заданий необходима интерактивная доска Smart

Тема занятия: «Солнечная система».

Направленность внеурочной деятельности: научно-познавательная

Класс: 5 класс, учащиеся с нарушением слуха.

Форма проведения: игра - соревнование.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Образовательные технологии: технология диалога, объяснительно-иллюстративная, здоровьесберегающие технологии, коррекционные технологии, игровые.  

Планируемые результаты:                                                                                                       Закрепить знания учащихся о строение Солнечной системы.                                                                    Расширить  знания о планете Земля.                                                                                                                      В игровой форме продолжать формирование представления о небесных телах.                                                                                       Развивать познавательный интерес, умение  сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации. Пополнение активного словаря  учащихся со слуховой депривацией.

 Цель: в игровой форме продолжать формировать представление детей о Солнечной системе и небесных телах.

Задачи:      

Образовательная: закрепить и обобщить  материал о Солнечной системе и космосе.                                               Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.    Воспитание чувства интереса к освоению новых знаний по предмету.

Развивающая: Развить смекалку, внимательность, координацию движений при работе с интерактивной доской.  

Коррекционная: Корригировать произносительные навыки, расширять активный тематический словарь;

создавать комфортные условия на занятии, применяя активные формы изучения учебного материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Словарь. Название планет, название небесных тел.                                                                                                                                                                                                Ресурсы: программное обеспечение к доске Smart, интерактивные задания, напечатанные загадки,  плакат «Солнечная система», инвентарь для игры (корзина, мячики), фишки, видеофрагмент «Комета».

Ход занятия.

1. Организационный момент.   Формирование  2-х команд.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа со словарём, плакатом; основные понятия темы «Солнечная система, небесные тела»

Приём «Я знаю…».

- зачем людям знания о Галактиках, звездах, планетах?

Выполнение задания на интерактивной доске. Составление стихотворения о планетах Солнечной системы.

3. Мотивация учебной деятельности, формулирование темы и целей занятия:

- Какие небесные тела ближе всего к нашей планете?

- Как называются  небесные тела, расположенные в нашей Солнечной системе?

4. Фронтальная беседа с командами (за правильные ответы и активную работу игроки получают фишки)

Вопросы командам:

- Проанализируйте информацию и определите на какие группы делятся планеты Солнечной системы?

- Объясните: какие планеты и в чем имеют сходство с Землей?

- Сколько планет считали в Солнечной системе до августа 2006 года?

- Что отличает нашу планету от всех других планет?

- Перечислите 3 основных условия существования жизни на нашей планете.

Сообщение учителя

Рассмотрите плакат «Солнечная система»:

Открытые новые небесные тела  получили название астероиды или их еще называют малые планеты. Астероид от греческого означает “звездообразный”.

Происхождение астероидов до конца еще не выяснено. Существует две гипотезы возникновения астероидов: первая - предположение, что это остатки разрушившейся некогда существовавшей планеты Фаэтон. Вторая - остатки “строительного материала” из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы.

Вопросы командам

- Как вы думаете: астероиды – это друзья или опасность?

- Чем отличаются  «метеоры» и «метеориты»?

Поэтическая пауза

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

— Откуда

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:

— Это лёд!

А хвост её — пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

                        (Римма Алдонина)

Просмотр Видеофрагмента «Комета»

5. Отгадайте загадки (работа по командам, обсуждение и коллективный ответ команды):

  1. Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

            Все планеты освещает,

            От других звезд защищает. (Солнце)

  1. Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

            Промелькнут года и дни,

            Но не встретятся они. (Планеты)

  1. Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

           И проворна – год на ней

           Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)

  1. Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

            Да и горячей планеты

            В Солнечной системе нету. (Венера)

  1. На планете чудеса:

Океаны и леса,

            Кислород есть в атмосфере,

            Дышат люди им и звери. (Земля)

  1. То худеет, то полнеет,

Светит с неба, но не греет,

            И на Землю лишь одной

            Вечно смотрит стороной. (Луна)

  1. Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

            Нет горы нигде на свете

            Выше, чем на той планете. (Марс)

  1. Меж Юпитером и Марсом

Не мешало бы прибраться –

            Там осколки от планеты,

            А вот веника-то нету. (Фаэтон и Пояс астероидов)

  1. Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

            Полосат он, словно кошка,

            Жаль худеет понемножку. (Юпитер)

      11) Пышный газовый гигант

            Брат Юпитера и франт

            Любит он, чтоб рядом были

            Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

     12) Он уже который век

           Среди братьев-римлян грек,

           И сквозь космоса тоску

           Мчится, лежа на боку. (Уран)

     13) На планете синей-синей

           Дует ветер очень сильный.

           Год на ней велик весьма -

           Длится 40 лет зима. (Нептун)

6. Задание «Собери Солнечную систему» (Работа с интерактивной игрой на доске Smart)

Каждый член команды по очереди у доски выбирает, называет  и  размещает небесное тело на определённую часть игрового поля. В конце игры должна получиться схема Солнечной системы.

Небесные объекты: Звезда- Солнце, планеты, метеориты, комета, астероиды.

7. Физкультминутка.   Подвижная игра «Метеоритный дождь»

Ребята проявляя ловкость и глазомер,  должны попасть в корзину маленькими мячиками. За каждое попадание получают призовую фишку.

6. Подведение итогов, награждение активных участников игры. Рефлексия:

Продолжи предложения:

1.На занятии для меня было важно…

2.На занятии мне было сложно…

3.На занятии мне было…

4.Я понял…

И чтобы легче было запомнить расположение и название планет существует такая поговорка или можно назвать ее считалочкой, где первая буква каждого слова соответствует первой букве названия планет (читаем хором):

Мечтая  Всегда Замечала Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже

Занятие окончено. Спасибо за игру.