Рабочая программа
рабочая программа по географии (9 класс)

Касимкина Наталья Викторовна

Рабочая программа по географии 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Поводимовская средняя общеобразовательная школа им. Героя Социалистического Труда Н.М. Суродеева »                                                        Дубенского муниципального района.

Рассмотрена на заседании  

ШМО. Руководитель

 ________/ Касимкина Н.В./  

 

«     » августа  2021     г.

       Утверждена директором                                           образовательного учреждения

__________/ Спиридонов Э.А./                      

                                                                                        «   »                  2021г.

Рабочая программа

учебного курса  

« География России. Хозяйство.

Географические районы. »

в 9 классе 
 

Составитель:  Касимкина Н.В.  

учитель географии

 

Проверено:

зам. директора по УВР

__________/ Борчина Н.С./

2020-2021 уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Рабочая программа по географии 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:

  • требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования;
  • общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • География. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК под ред. О.А. Климановой, А.И. Алексева., М : Дрофа, 2017.
  •  учебного плана МБОУ « Поводимовская СОШ  им. Героя Социалистического Труда Н.М. Суродеева»
  • положения о рабочей программе.

Общая характеристика предмета

  Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основные  цели  курса :

• формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

• формирование комплексного мышления и целостного

восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

• знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

• развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины.

Основные задачи:

• формирование географической картины мира и общей  культуры;

• формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;

• осознание единства природы, хозяйства и населения —идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

• воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонент общего образования: социально-личностной компоненты:

• подготовка учащихся быть адекватными окружающейгеографической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;

• формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» индустриальному, историческому, культурологическому пространству;

• выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач;

• формирование эмоционально-ценностного отношения  учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе,помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека;

• развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;

• понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;

• знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного географического мышления и экологически грамотного

поведения — важных элементов общей культуры человека;

• формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 Предметные результаты:

  1. формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:

обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе — от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально- экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном — материков и океанов и их частей — России и ее отдельных районов — своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения; единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, географического положения как важнейшего потенциала ее развития. Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности, часто обсуждаемых в СМИ.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

 Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

        

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ГЕОГРАФИИ 9 КЛАССА

№ п/ п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1.

Введение. Что изучает экономическая география России.

1

1

2.

 Тема 1. Общая характеристика хозяйства России.

4

3

1

3.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

16

11

4

1

4.

Тема 3. Европейская часть России.

28

22

5

1

5.

Тема 4. Азиатская часть России.

16

13

2

1

6.

Тема 5. Россия в мире.

3

1

1

1

Итого

68

51

13

4

Итого по плану 66 часов, 2 часа резервное время, отведено на изучение регионально компонента. Республика Мордовия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)

   ВВЕДЕНИЕ ( 1 час)

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

Раздел I. Хозяйство России ( 20 часов)

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА. (4 часа)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Понятие хозяйства. Его структура. Что понимают под словами «экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые комплексы? Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России? Каковы принципы географического районирования России?

ТЕМА 2. ГЛАВНЫЕ ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ ( 16 часов)

Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим? Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства? Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что такое агропромышленный комплекс?

Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география легкой промышленности?

Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса?

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле?

Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения?

Металлургический комплекс. Почему металл называют

«хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?

Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?

Химическая промышленность. Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?

Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы  особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?

Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению районов? Как меняется территориальное разделение труда?

Раздел II. Районы России ( 45 часов)

ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ ( 28 часов)

Восточно-Европейская равнина. Какие формы рельефа наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины? Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека? Центральная Россия Центральная Россия: состав, географическое положение. Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией? Центральный район: особенности населения. Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал? Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы?

Москва — столица России. Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация? Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов. Центрально-Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?

Волго-Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?

Северо-Западный район

Географическое положение и природа. Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей? Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо-Запада? Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России. Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР? Санкт-Петербург  — «вторая столица России». Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем? Калининградская область. Как Калининградская областьстала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?

Европейский Север

Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района? Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях? Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?

Поволжье

Географическое положение и природа. Каковы особенности экономико-географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья? Какими природными ресурсами богато Поволжье? Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город?

Европейский юг России Природные условия. Каковы особенности рельефа Крыма и Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов? Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство Северного Кавказа полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе? Народы Крыма и Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа? Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?

Урал Географическое положение и природа. В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем связано необычайное природное разнообразие Урала?

Этапы развития и современное хозяйство. Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона? Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?

ТЕМА  4. АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ ( 16 часов)

Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки? Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов? Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются друг от друга арктические моря? Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Чем старожилы Сибири отличаются от новоселов? Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа? Хозяйство района. Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири? Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречаются только в Байкале? Как ведется хозяйство на берегах озера?

Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района?

Дальний Восток. Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района? Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные природные явления?

Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты Японского моря? Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения? Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?

ТЕМА 5. РОССИЯ В МИРЕ ( 3 часа)

Чем богата Россия? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла Россия в мировой политике?

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАССА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Характеристика учебной деятельности.

Способ дистанционного обучения

Дата проведения

П

Ф

1

Введение. Что изучает экономическая  география России.

Вводный урок

1

Определение границ России. Знать особенности предмета и структуру учебника. Уметь находить  дополнительные источники информации

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

Раздел 1. Хозяйство России.                  

20ч.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства России  4 ч

2

Понятие хозяйства. Его структура.

( повторение темы  « Хозяйство страны» Как география изучает хозяйство.  Состав первичного сектора экономики.

Урок изучения нового материала

1

Знать понятие хозяйства, его структуру,  отрасли хозяйства  и их группировки. Знать  три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Понимать причины изменения структуры хозяйства России. Уметь использовать понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Уметь классифицировать предприятия по отраслям и секторам хозяйства.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

3

Этапы развития хозяйства.

( повторение темы  « Хозяйство страны» Отрасли первичного сектора  экономики.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать этапы развития хозяйства России, циклические закономерности развития хозяйства. Понимать особенности индустриального пути развития России. Уметь называть этапы развития хозяйства России. Уметь характеризовать изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

4

Географическое районирование.

Изучение нового материала.

1

Знать географическое районирование, его виды (по однородности и по связям), природное и экономическое районирование России. Знать географические районы России, административно-территориальное деление как один из видов районирования.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

5

Географическое районирование.

ПР№ 1.   « Описание одного из географических районов России»

Практикум

1

Уметь показывать  на карте географические и экономические районы России. Уметь наносить на контурную карту субъекты федерации страны.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

                                           Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. ( 16 часов)

6

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать понятие сельского хозяйства, его главные особенности. Знать структуру сельскохозяйственных угодий, отраслевой состав сельского хозяйства. Знать структуру и географию растениеводства.  Уметь называть отрасли растениеводства, приводить примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

7

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать понятие животноводство, его структура. Знать о влияние природных условий на содержание скота. Знать география животноводства.  Уметь объяснять зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

8

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать состав, структура, проблемы развития агропромышленного комплекса, особенности его развития в настоящее время. Знать  географию легкой и пищевой промышленности.  Уметь характеризовать особенности развития АПК и легкой и пищевой промышленности.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

9

Лесной комплекс

Урок изучения нового материала

1

Знать специфику и структуру лесного комплекса России, его основные отрасли и закономерности их размещения. Иметь представление о лесопромышленном комплексе и о его проблемах.

Уметь прогнозировать перспективы развития лесопромышленного комплекса России.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

10

Топливио-энергетический комплекс. Топливная промышленность.

Практическая работа № 2 «ТЭК. Энергетика»

Урок актуализации знаний и умений.

1

Знать понятие топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения и с учетом размеров территории. Знать структуру ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Знать  основные угольные бассейны и их социальные проблемы.Знатьэтапы развития нефтяной и газовой промышленности, основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти, основные нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Знать районы добычи газа, газопроводы. Понимать роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Понимать структуру ТЭК, описывать его связи с другими отраслями хозяйства и его социальные проблемы, называть угольные бассейны, характеризовать угольный бассейн по картам и статистическим материалам. Знать районы добычи нефти и газа. Называть и показывать важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризовать роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

11

Электроэнергетика.

Урок изучения нового материала

1

Знать  типы электростанций, их специфику и особенности влияния на окружающую среду. Знать  географию электроэнергетики и  проблемы ТЭК России.

Называть и показывать самые мощные электростанции, предлагать пути решения проблем ТЭК России.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

12

Металлургический комплекс.

  Урок актуализации знаний и умений

1

Знать значение металлургического комплекса в хозяйстве страны. Знать структуру черной металлургии, типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Знать географию черной металлургии. Знать структуру цветной металлургии, типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Знать географию цветной металлургии.

Понимать факторы размещения предприятий чёрной металлургии, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называть и показывать основные центры черной металлургии. Понимать факторы размещения предприятий цветной металлургии, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называть и показывать основные центры цветной металлургии.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

13

Металлургический комплекс.            ПР№ 3 « Характеристика одной из металлургических баз страны»                        ( итоговая)

Урок практикум

1

Знать все понятия по теме «Металлургический комплекс».

Уметь работать с Экономической картой России.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

14

Машиностроительный комплекс. ПР№4. Определение главных районов размещения отраслей наукоемкого и металлоемкого  машиностроения. КК.

Урок актуализации знаний и умений

1

Понимать, что машиностроение  - это «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Знать основные факторы размещения: ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Знать понятия специализация и кооперирование.

Объяснять понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводить примеры внутриотраслевых связей в машиностроения. Понимать роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

15

Военно – промышленный комплекс (ВПК)

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать понятие ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. Знать географию российского ВПК, города науки и технополисы.

Уметь показывать  на карте России города науки и технополисы. Уметь приводить примеры наукоемкости производства в России.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

16

Химическая промышленность.
 ПР№5.Составление характеристики одной из химических баз по картам и статистическим материалам. КК.        ( итоговая)

Практикум  

1

Знать структуру химической промышленности и уникальность отрасли. Знать процесс производства минеральных удобрений. Знать о проблемах химической промышленности и окружающей среде. Знать понятие инфраструктуры.

Уметь называть отраслевой состав химической промышленности, описывать ее влияние на окружающую среду, составлять схемы межотраслевых связей.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

17

Транспорт. ПР№ 6. Характеристика одного из видов транспорта по типовому плану. КК.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать транспортный комплекс, его значение. Уметь  сравнивать  различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Знать отличительные особенности транспортной сети страны и основные  проблемы транспортного комплекса

Уметь определять роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

18

Информационная инфраструктура.

Урок изучения нового материала

1

Знать понятие информационной инфраструктуры. Понимать значение информации для современного общества. Знать влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Уметь объяснять возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

19

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Урок изучения нового материала

1

Знать понятие и структуру сферы обслуживания и рекреационного хозяйства. Знать основные виды туризма и главные   рекреационные районы России.

Уметь объяснять понятия: сфера обслуживания, рекреационное хозяйство

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

20

Территориальное (географическое) разделение труда

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать о процессе территориального (географического) разделения труда. об условиях, влияющих на специализацию районов. Понимать изменение специализации географических районов России во времени.

Уметь называть и показывать на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывать условия, влияющие на их специализацию, объяснять значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

21

Обобщающий урок по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»

Урок обобщающего повторения.

1

Повторить и обобщить знания. Знать все понятия по пройденной теме.

Уметь работать с различными источниками информации.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

Тема 3. Европейская часть России. ( 28 часов)

22

Восточно-Европейская равнина.

Урок исследование.

1

Знать положение Восточно-Европейской равнины, её  тектонику  и рельеф, климат, реки, природно-хозяйственные зоны.

Уметь характеризовать особенности географического положения и природы Европейской России

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

23

Волга.

ПР№ 7. Экологические и водные проблемы Волги- оценка  и пути их решения.

Практикум

1

Знать  природные особенности Волги и её хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Знать о  преобразовании речных систем и  о сопутствующих этому экологических проблемах.

Уметь описывать роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называть и показывать города и ГЭС по течению реки, составлять маршрут путешествия.

24

Центральная Россия: состав, географическое положение. 

ПР№8. Характеристика географического положения и населения ЦР. КК

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать состав территории Центральной России, историческое ядро Русского государства, географическое положение и  его изменение в различные периоды истории государства.

Уметь называть экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризовать ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

25

Центральный район: особенности населения

Урок изучения нового материала.

1

Знать особенности населения, район-«локомотива» экономики страны, центра науки и культуры. Знать памятники природы, истории и культуры, народные промыслы Центрального района.

Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь характеризовать особенности населения района, описывать один из центров народных художественных промыслов.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

26

Хозяйство Центрального района.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать о главном старопромышленный районе страны,  о роли  географического фактора в его формировании. Знать отрасли специализации района, их изменение в 1990-х гг.

Уметь выделять и объяснять роль ЭГП в развитии хозяйства. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

27

Москва - столица России.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать о Москве как о  столице России,. центре инноваций, крупнейшем центре науки и высшего образования, политическом и финансовом центре. Знать структуру Московской агломерации.

Уметь объяснять понятия: столичные функции, Московская агломерация, называть проблемы города, предлагать пути их решения.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

28

Города Центрального района.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать города Центрального района, их типы. Знать памятники истории и культуры, а также  современные функции городов.

Уметь называть современные функции городов, анализировать информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывать географические объекты на карте.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

29

Центрально-Черноземный район

Урок актуализации знаний и умений.

1

Знать состав Центрально-Черноземного района, этапы освоения территории и развития хозяйства. Знать о природных ресурсах района, о значении «Русского чернозема». Знать о проблеме эрозии  почв и борьбе с ней. Знать об агропромышленном комплексе района, о развитии промышленности. Понимать значение Курской магнитной аномалия (КМА) и черной металлургии района.

Уметь. Называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь приводить примеры центров производства важнейших видов продукции района.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

30

Волго-Вятский район.

Урок изучения нового материала

1

Знать состав Волго-Вятского района, его внутренняя неоднородность. Знать народы района, их историко-культурные особенности. Понимать значение Нижнего Новгорода и его окружение в экономике страны

Уметь показывать области, входящие в состав района, называть народы. Уметь выделять и объяснять роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства, характеризовать отрасли специализации района.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

31

Особенности хозяйства Республики Мордовия.

Урок актуализации знаний и умений

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

32

  Особенности хозяйства РМ. Промышленность и сельское хозяйство Мордовии.

ПР№ 9. Изучение и оценка природно-ресурсного потенциала Мордовии. Причины изменения ЭГП. (итоговая)

Урок практикум.

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

33

Географическое положение и природа Северо-запада

Урок изучения нового материала

1

Знать состав и географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Знать особенности природы района.

Уметь характеризовать географическое положение района, описывать влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

34

Города на старых водных торговых путях.

Урок изучения нового материала

1

Знать значение Балтийского моря и Ладожского озера, их использование и экологические проблемы. Знать древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Уметь называть функции городов, возникших на водных путях Северо-запада, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывать географические объекты на карте.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

35

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать причины основания Санкт-Петербурга и этапы его развития, особенности промышленности города на разных этапах экономического  развития страны. Понимать новые хозяйственные задачи, стоящие перед городом в современный период истории. Знать  проблемы наводнений. Знать Петербург как центр русской культуры, науки и образования, его планировку и внешний облик, его известные пригороды.

Уметь сравнивать два промышленных гиганта: Москву и Санкт - Петербург, приводить примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Уметь характеризовать функции столичного города, анализировать информацию, полученную из различных источников, выступать с сообщениями, презентациями

.Знать историю формирования Калининградской области, его населения и хозяйство, анклавное географическое положение области, «контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.

Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

36

Санкт-Петербург - "вторая столица" России. 

ПР№10. Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. ( итоговая)

Урок практикум

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

37

Калининградская область.

Урок изучения нового материала

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

38

Географическое положение и природа Европейского Севера. 

ПР№11. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать Географическое положение Европейского Севера, особенности его  природы, значение  Белого и Баренцева моря: природные особенности, пути хозяйственного использования. Понимать место Европейского Севера в русской культуре и истории.

Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Выделять и объяснять роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

39

Этапы развития хозяйства

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать этапы освоения и заселения территории Севера, изменение роли района в жизни России. Знать Европейский Север как родину русских землепроходцев. Знать историческую смену отраслей специализации Европейского Севера.

Знать  этапы освоения и заселения территории, объяснять причины изменений роли района в жизни России, характеризовать отрасли специализации

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

40

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

Урок путешествие

1

Знать роль Севера в развитии русской культуры, его   природное и культурное наследие,   северные монастыри, художественные промыслы, древнее зодчество.

Уметь анализировать информацию, полученную из различных источников, выступать с сообщениями, презентациями.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

41

Географическое положение и природа Поволжья.

Урок путешествие

1

Знать географическое положение Поволжья, о роли  Волги, как главной оси хозяйства и расселения,  и как природно-хозяйственной границы района. Знать о протяженности территории и изменении природных условий Поволжья.

Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь выделять и объяснять особенности географического положения Поволжья, его природных условий и ресурсов.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

42

Население и хозяйство Поволжья

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать этническую и культурную неоднородность района, изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Знать современные отрасли специализации Поволжья, последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Знать крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Знать этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения Поволжья. Уметь сравнивать два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

43

Природные условия Северного Кавказа.

Хозяйство района.
ПР№12. Выявление  и анализ условий для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать особенности географического положения и разнообразие природы Северного Кавказа (Европейского Юга),  историю его присоединения к России и заселения русскими.

Уметь называть и показывать области, края и республики, входящие в состав района, выделять и объяснять особенности географического положения и разнообразие природы района.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

44

Народы Северного Кавказа.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать Северный Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Знать этническое, религиозное, культурное разнообразие района.

Уметь показывать республики, входящие в состав района, называть народы, приводить примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

45

Географическое положение и природа Уральского района. ПР№13. Определение тенденции хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Предложение путей решения экологических проблем.

Урок практикум.

1

Знать Черное и Азовское моря, их природу и хозяйственное использование, транспортное и рекреационное значение морей. Знать  крупнейшие порты России на этих морях. Знать природу Каспийского моря, историю его освоения. Понимать причину колебаний уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Иметь представление о рыбных богатствах Каспия, о месторождениях нефти и   газа.

Уметь характеризовать особенности природы и хозяйственного использования Черного, Азовского и Каспийского морей, приводить примеры объектов природного и культурного наследия России.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

46

Этапы развития и современное хозяйство Урала.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать Урал как природный и как экономический район, положение   Предуралья и Зауралья. Понимать пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Знать о разнообразии ископаемых богатств и о неоднородности   природных условий. Иметь представление о

Спектрах широтной и высотной поясности Урала.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, определять особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

47

Города Урала. Проблемы района.

Урок актуализации знаний и умений

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

48

Итоговая практическая работа №14

 «Сравнительная характеристика             2-х районов Европейской части России по плану»

Урок практикум

1

Знать все понятия по теме «Европейская часть России»

Уметь работать с региональными картами Россия.Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

49

Обобщающий урок по теме «Европейская часть России»

Урок актуализации знаний и умений

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

Тема 4. Азиатская часть России. ( 16 часов)

50

Природа Сибири.

Урок изучения нового материала

1

Знать особенности природы Сибири,  рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства

Уметь описывать природу Сибири, определять черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

51

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

Урок семинар

1

Знать особенности природы и ресурсов гор Южной Сибири, основные месторождения полезных  ископаемых, особенности  климата и главные сибирские  реки, многообразие  высотной поясности.

Уметь  объяснять разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

52

Арктические моря.

Урок - исследование

1

Знать Арктические моря и историю русских географических   открытий в Арктике. Знать особенности  Арктических  морей и значение  Северного морского  пути.

Уметь приводить примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывать влияние морей на климат внутренних районов Сибири.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

53

Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать этнический состав населения Сибири, особенности «сибирских русских».Знать историю хозяйственного освоения Сибири, первые города: Тобольск, Мангазея. Знать этапы развития хозяйства Сибири и сдвиги в размещении населения, изменения в хозяйстве после распада СССР, географические различия в освоении территории, зону Крайнего Севера.

Уметь описывать этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских», называть причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Уметь приводить примеры различий в степени освоенности территории, предлагать перспективные направления развития хозяйства Сибири.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

54

Природные условия и ресурсы Западной Сибири.

ПР№15. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни человека. составление характеристики (нефтяного, газового комплекса). Значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки. Экологические проблемы.          ( итоговая)

Урок практикум

1

Знать особенности природы Западной Сибири, природно-хозяйственные зоны и   полезные ископаемые региона.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, определять особенности географического положения, анализировать условия для развития хозяйства региона.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

55

Хозяйство Западной Сибири.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать, что Западная Сибирь -  главная топливная база страны, понимать  значение металлургии региона, роль ВПК и сложности  сельского  хозяйства.

Уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

56

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

Урок изучения нового материала

1

Знать природные условия Восточной  Сибири, особенности  тектоники и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Знать  каскады ГЭС на реках Восточной Сибири и основные природно-хозяйственные зоны региона.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризовать  природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

57

Байкал.

Практикум

1

Знать о происхождение озера Байкал - жемчужины России, особенностях байкальской воды, его хозяйственном использовании и экологических проблемах озера.

Уметь объяснять причины происхождение озера и особенности байкальской воды, приводить примеры хозяйственного использования, предлагать пути решение экологических проблем

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

58

Хозяйство Восточной Сибири.

ПР№ 16. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия, ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Практикум

1

Знать особенности хозяйства Восточной Сибири, понимать   значение гидроэлектроэнергетики региона в хозяйстве страны, роль цветной металлургии и   лесного комплекса. Понимать проблемы ВПК и сельского хозяйства.

Уметь определять условия для развития отраслей специализации, характеризовать их особенности, прогнозировать перспективы дальнейшего развития региона.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

59

Формирование территории Дальнего Востока.

Пр№17. «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.» ( итоговая)

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать историю формирования территории Дальнего Востока, границы с Китаем и Японией, их исторические изменения. Понимать особенности природных условий и   причину   многообразия ресурсов региона. Знать об опасных природных явлениях в регионе.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивать важность стратегического экономико-географического положения района, показывать современные границы и пограничные государства. Уметь объяснять причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

60

Природные условия и ресурсы.

Урок актуализации знаний и умений

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

61

Моря Тихого океана.

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское, особенности их   природы и хозяйственного использования.

Уметь объяснять причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

62

Население Дальнего Востока

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать историю заселения и национальный состав Дальнего Востока, местные народы.

Уметь называть народы, анализировать плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объяснять причины ее различий и преобладание городского населения, приводить примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

63

Хозяйство Дальнего Востока

Урок актуализации знаний и умений

1

Знать особенности хозяйства района, основные отрасли специализации, главные   транспортные связи и   перспективы развития   района.

Уметь называть, отрасли специализации, характеризовать  транспортные пути региона.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

64

Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России".

Урок обобщающего повторения.

1

Знать все понятия и термины по теме "Азиатская часть России".

Уметь работать с региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

65

Итоговая практическая работа  

№ 18  « Сравнение экономических районов Европейской и Азиатской России»

Урок-исследование

1

Тема 5.  России в мире.  (3 часа)

66

Россия в Мире.

Урок-исследование

1

Иметь представление о внешних экономических связях России. Знать об  изменении места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды.

Приводить примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивать положение России в мире в различные исторические периоды.

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

67

Повторение и обобщение полученных знаний по теме « Экономическая  география России»

Урок обобщающего повторения

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

68

Обобщение знаний по пройденному курсу географии 9 класса.

Урок обобщающего повторения

1

VK, СГО, WhatsApp,  

« Инфоурок.РУ» Infourok.ru – YouTube

Итого

68

Учебно – методическое обеспечение

1. География России. Хозяйство и географические районы.  Учебник для 9_го класса / А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким,– М.: Дрофа, 2020.

2.Контурные карты 8 класс.

3.Атлас. Физическая география России. 8 класс.

4.Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

5.Рабочая тетрадь «География России. Природа. Население. Хозяйство. Автор В.И. Сиротин.

Список литературы

Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 8кл. «География России. Природа, население, хозяйство »

Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии: природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007г.

Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9кл.: к учебнику под ред. В.П. Дронова. – М.: изд-во « Экзамен», 2009г.

Программа для общеобразовательных учреждений. География 6-11 классы/ авт.сост. В.И.Сиротин (под ред. А.И. Алексеева). – М.: Дрофа, 2002г.

 География 9 кл. География России: хозяйство и географические районы. А.И.Алексеев и др., М: Дрофа, 2006г.

Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 9кл. « Хозяйство и географические районы  »

Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии:  9 класс. – М.: ВАКО, 2007г.

И.И. Баринова. Поурочные разработки по географии России: 8 кл. – М.: Издательство  « Экзамен», 2008г.  

Пресняков В.Н. География республики Мордовия : учеб. пособие для учащихся 8-9 кл.- Саранск : Мордов. кн. Изд-во. 2005г.

География. 6-9 классы: тесты, викторины / авт.сост. Т.К. Торопова. – Волгоград : Учитель. 2009г.

Сборник текстовых заданий для тематического контроля. География 9 кл. / А.И. Савельев, Э.В. Ким, А.О. Татур – М.: Интеллект- Центр», 2010г.

География. 7-8 кл.: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы. Уроки, проекты / авт.сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...