Исследовательская и практическая деятельность на уроках географии и краеведения (из опыта работы)
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Лисенков Сергей Александрович

География и краеведение имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. Исследовательская деятельность учащегося – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь познания. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Представлены некоторые работы моих учащихся, размещенные на разных сайтах. Приведены практические упражнения, задания, игры, головоломки. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лисенков Сергей Александрович

учитель географии

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово м.р. Сызранский Самарской области

«Исследовательская и практическая деятельность на уроках географии и краеведения»

География и краеведение имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. 

Задача учителя состоит в том, чтобы помогать учащимся: развивать наблюдательность, научную любознательность; повышать интеллектуальный и культурный уровень личности; расширять кругозор, эрудицию;

приобщаться к творческой деятельности; воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине; формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную;

Исследовательская деятельность учащегося – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь познания.

Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Ниже представлены некоторые работы моих учеников, размещенных на разных сайтах.

Презентация ученицы посвящена Жигулевскому заповеднику им. И.И. Спрыкина, расположенному в Самарской области. Приведена карта заповедника,  краткие исторические сведения, для чего создан, представлен растительный и животный мир, эндемики заповедника. Рассказано о туристическом маршруте на гору Стрельная – самой высокой вершине Жигулей.  Ссылка на работу ученицы:

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/03/prezentatsiya-zhigulevskiy-zapovednik 

Большую работу проделала группа ребят, занимаясь воплощением своей задумки создать туристический путеводитель по нашему родному Сызранскому району.

Представленный материал  интересен всем, кто хочет ближе познакомиться с культурным и природным наследием нашей «малой Родины». Ведь воспитание патриота и гражданина должно начинаться с познания красоты природы и народных традиций края, в котором мы живем. Путеводитель «Это земля твоя и моя!» внесет свою лепту в восстановление туристической привлекательности нашей области. Ресурс включает презентацию, текст и карту маршрута. Познакомится можно по ссылке

https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/ehto_zemlja_tvoja_i_moja/170-1-0-20787 

При использовании современных компьютерных технологий, обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока. Этим  часто пользуюсь и мои ученики и я сам.

Чтобы не быть голословным, ниже привожу ссылки на мои ресурсы, которые применяются при проведении уроков:

https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/serdce_rossii/170-1-0-20785 

Эколого-краеведческий урок знакомит учащихся с географией и природой Самарской области, расширяет кругозор и познавательный интерес у учащихся, воспитывает чувство любви в своей Родине, пополняет знания учащихся о родном крае. Включает презентацию и текст. https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/osobo_okhranjaemye_territorii_samarskoj_oblasti/170-1-0-59428 

Год экологии проводился в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Представленный видеоролик (продолжительностью 3,56 мин) знакомит с особо охраняемыми территориями Самарской области)

https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/syzran_moja_malaja_rodina/170-1-0-20786 

Город Сызрань – маленький провинциальный городок в Самарской области. Основан в 1683 году по указу царя Петра Алексеевича. Заочное путешествие знакомит учащихся с географией, природой и историей города Сызрани Самарской области, пополняет знания о родном крае, способствует расширению кругозора и познавательного интереса. Ресурс включает презентацию и текст.

Есть и другие материалы.

Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого аспекта в преподавании серьезную помощь оказывают разнообразные практические упражнения, задания, игры, головоломки. Предлагаемые игры и упражнения помогут  разнообразить теоретические занятия с учащимися

Пример. Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания. Ученики  на уроках по теме «Легенды и были родного края»  подготовили и выступили с сообщениями по темам «Бункер Сталина» (о существовании которого не знали до 1990 г), «Царев курган» (одно из самых любопытных и интересных туристических маршрутов), «Пещера Степана Разина» (это одна из самых крупных пещер карстового происхождения в Самарской области),  «Жигулевские миражи» (Самарская Лука и Жигулевские горы -  места с сильной энергетикой), «Тоннель под Волгой» (легенда о том, что еще в 30-е годы 20 века люди  спускались в некий тоннель, который начинался в старой части города, вел под Волгу и выходил на другом берегу).  При подготовке выступлений использовались ресурсы интернета. Ребята учились находить нужный материал, систематизировать его, выбирать главное. Сообщения получились почти у всех интересные и познавательные.

Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. Например: у каждой группы на столе карточки вам нужно разгадать, какие слова в них зашифрованы.  Необходимо разгадать анаграммы и убрать лишнее слово

АМСАРА (Самара)

ОВЛАГ (Волга)

КОЛСЕПО (поселок)

РОГАОД (дорога)

ДОРОГ  (город)

АНРЫЗСЬ (Сызрань)

 МЫКРАЗ (Крымза)

Синквейн.

Учащимся  предлагается написать синквейн на основе материала занятия Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

По теме  урока «Топографические игры» 

Ученик  за определённое время (30 сек. или 1 мин) должен  заполнить заранее приготовленными  карточками с условными знаками  эту таблицу.

1

2

3

4

5

Колодец

 Железная дорога

Река

Луг

Овраг

6

7

8

9

10

Мост

Кустарник

Тропа

Обрыв

Родник

Кроссворд «Топографические знаки»

Заключительный урок можно провести в форме игры- путешествия по станциям, где собраны все знания, полученные на уроках.

Станция “Краеведческая” -  знания  по географии, истории,

топонимике  Самарской области.

Станция “Топографическая” - вопросы и задания по топографии.

Станция “Экстрим” - практические знания по поведению в экстремальных ситуациях природного характера.

Станция “Край  родной” - знания о родном городе, районе, его героях,  достопримечательностях  и т.д.

Станция “Флора и фауна”  - знания о животном и растительном мире  Самарской области

Количество станций, их содержание может меняться в зависимости от количества участвующих команд, уровня подготовки участников и других факторов, и должно соответствовать пройденному материалу. За  каждый правильный  ответ на вопросы заданий на станциях команда получает 1 балл.

Организация и проведение акций. Акции позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтом и агитационно-пропагандистскую работу). Данные и другие виды работы используются при организации природоохранной деятельности учащихся школы и на уроках краеведческой тематике.

Практическое участие в решении экологических проблем - проведение акции “Чистый поселок”

  • участие в  субботнике на территории школьного двора и прилегающей территории
  • обустройство школьного двора (создание цветочных клумб, посадка растений,  очистка  от сушняка)
  • конкурсы наглядной агитации -  рисунка, плаката, фотоматериалов и размещение на сайте школы  
  • экскурсии в природу, в целях изучения правильного поведения в природе.

Такие занятия обладают большей вариативностью и возможностью применения нестандартных форм проведения. Нужно только найти правильное соотношение этих форм, чтобы сохранить общую педагогическую направленность обучения – получение необходимых знаний, умений, навыков, воспитание в учащихся веры в свои силы, стремления к самостоятельности, радости общения с друзьями и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование ИКТ на уроках географии. Документ-камера (Из опыта работы)"

Презентация предназначена для ознакомления с основными возможностями документ-камеры при работе в учебных заведениях...

Из опыта работы "Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности на уроках географии"

Из опыта работы "Развитие  приемов  и навыков  исследовательской   деятельности   на  уроках  географии"...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)

Данная работа  показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...

Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)

В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация  специальной исследовательской деятельности учащихс...