Рабочая программа по географии 10 кл
рабочая программа по географии (10 класс)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК под редакцией В.П.Дронова): Экономическая и социальная география мира. О.А.Бахичева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_10.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

I:\HPSCANS\сканирование0005.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии курса 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).                                                                  2. Приказа Минобрнауки России № 254 от 20 мая 2020 г. « Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»                            3. Примерная программа по географии к учебнику для 10–11 классов  общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2018.                                                           4. Учебный план МАОУ «Петропавловская районная гимназия».                                                 5.  Положение о рабочей программе МАОУ «Петропавловская районная гимназия».

            Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК под редакцией В.П.Дронова):  Экономическая и социальная география мира. О.А.Бахичева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»-2018 г.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что образовательные программы данной линии ориентируются не только на развитие общей культуры, базового образования, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, но и на формирование практических умений и навыков, на развитие умения организовывать свою деятельность, на формирование ключевых компетентностей, гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

На изучение курса отводится 68 часов, 2 часа в неделю.

Основной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о  социально-экономической составляющей географической картины мира.

Изучение географии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение географических знаний для понимания предмета и задач современной географии, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных и социально-экономических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий;
  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения профессионально-ориентированных задач;
  • приобретение компетенции в сфере моделирования и прогнозирования , использования знаний  и умений в быту, подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды

Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в этом направлении приоритетными  являются:

  • Формулирование своих мировоззренческих взглядов Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции;
  • Оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде. Выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований
  • Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстраций; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества
  • Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы; самооценка уровня личных учебных достижений.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующим образом: при изучении всех тем в качестве примеров рассматриваются местные природные, хозяйственные и социальные объекты и взаимосвязи,  а также проводится самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Новизна данной программы определяется тем, что большое внимание уделено развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся, приобретению навыков по применению конкретных географических знаний на практике.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемного и личностно-ориентированного обучения. Внеурочная деятельность по предмету в проведении мероприятий в рамках недели естественного цикла.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме зачетов и контрольных работ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговы        й оборот;
  2. традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;
  3. особенности размещения минеральных ресурсов и  их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
  4. численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
  5. основные направления внешних и внутренних миграций;
  6. проблемы современной урбанизации;
  7. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
  8. географические аспекты глобальных проблем человечества.

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
  • составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.

Перечень обязательной географической номенклатуры.

  • названия и столицы крупнейших по площади и населению стран;
  • географические регионы мира;
  • монархии и республики мира по регионам;
  • унитарные и федеративные государства по регионам мира;
  • основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);
  • страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая восьмерка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);
  • страны с населением более 100 млн. человек;
  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
  • ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурно-исторические центры;
  • крупнейшие агломерации и мегаполисы;
  • регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;
  • регионы с наиболее значительными земельными, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;
  • размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран основных производителей продукции (по отраслям), главные страны – экспортеры и импортеры данной продукции;
  • десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;
  • основные страны и районы добычи сырья для черной и цветной металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции;
  • основные страны производители черных и цветных металлов;
  • основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными производителями и экспортерами в автомобилестроении, станкостроении, судостроении, электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения;
  • страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны – производители минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции;
  • главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и экспортеры сырья для текстильной промышленности;
  • ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов, тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также страны экспортеры и импортеры основной сельскохозяйственной продукции;
  • главные страны мирового рыболовства;
  • основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;
  • ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и железных дорог;
  • крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы нового освоения, свободные экономические зоны;
  • основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ – 2 часа

Главная цель курса. Роль географии в решении актуальных задач современного мира. Предмет изучения экономической и социальной географии. Развитие экономической географии. Методы географических исследований.

РАЗДЕЛ 1. Общий обзор современного мира – 26 часов

Политическое устройство мира - 2

Классификация стран. Типология стран. Формы государственного строя и административно-территориального устройства. Изменения на политической карте. Формирование политической карты.

Природа и человек в современном мире- 5

        Географическая среда – место обитания человека. Изменение географической среды.

Природные ресурсы, их классификация.

Мировые ресурсы Земли. Ресурсообеспеченность и природопользование.

Перспективы разработки минеральных ресурсов. Размещение ресурсов. Земельные ресурсы. Деградация почв. Лесные ресурсы. Структура водных ресурсов. Ресурсы пресной воды. Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы. Климатические ресурсы.

Экологические проблемы. Концепция устойчивого развития. Экологическая  устойчивость. Объекты и регионы экологических катастроф.

        Современное состояние освоения планеты.

Население мира- 5

Изменение численности населения мира. Типы воспроизводства. Динамика численности населения мира. Понятие о депопуляции.

Демографическая политика государств мира: ее направления, эффективность и результаты.

Возрастной, половой, социальный, расовый, этнический состав населения. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Религии мира

Размещение и плотность населения. Городское и сельское население.Урбанизация. Формы расселения.

Особенности заселения Земли. Миграционные процессы. Демографическая проблема современного мира. Проблема разоружения и сохранения мира.

Мировое хозяйство и география основных отраслей - 14

Становление мирового хозяйства. Структура МХ. Международное географическое разделение труда. Научно-технический прогресс. Характерные черты современной НТР. Нанотехнологии. Факторы размещения МХ. Основные модели территориальной структуры МХ.

Первичные энергоносители. Нефтедобывающая, газовая и угольная промышленность, электроэнергетика. Энергетическая стратегия мира. Черная и цветная металлургия. Алюминиевая и медная промышленность. Общая характеристика машиностроения. Виды машиностроительных отраслей. Структура и особенности размещения мировой химической промышленности. Основные тенденции развития химической промышленности. Производство строительных материалов. Лесная промышленность. Легкая промышленность. Пищевая промышленность География отраслей.

Современное сельское хозяйство. Биотехнологии. Зерновое хозяйство. Технические культуры. Картофель. Овощеводство и плодоводство. Перспективы развития животноводства. География производства и потребления животноводческой продукции. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Развитие мирового транспорта. Виды транспорта. Мировая торговля. Финасово-кредитные отношения. Международная торговля услугами. Международный туризм.

РАЗДЕЛ 2. Региональная характеристика мира –40 часов

Введение- 4

        Интеграция, интернационализация и глобализация. Главные экономические районы мира и принципы их выделения. Страноведение.

Зарубежная Европа- 6

        Основные черты политической географии Европы. Общая характеристика населения и природных ресурсов Зарубежной Европы. Характерные черты и особенности размещения хозяйства Зарубежной Европы.

Регионы Зарубежной Европы. Экономико-географическая характеристика Северной, Западной, Южной и Восточной Европы. ЭГХ Германии, Франции, Великобритании и Италии.

Зарубежная Азия- 8

        Азиатский регион. История формирования политической карты Зарубежной Азии. Общая характеристика населения и природных ресурсов Зарубежной Азии. «Азиатский» тип расселения и размещения населения. Особенности хозяйства стран Зарубежной Азии. Экономико-географическая характеристика Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Изучение стран Азии – Китай, Япония, Индия.

Африка- 4

История формирования политической карты Африки.        Африканские страны в современном мире. природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства Африки. Субрегионы Африки. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.

Северная Америка- 6

        История формирования политической карты Северной Америки. Особенности ЭГП, природных ресурсов и населения США. Общая характеристика хозяйства США. Экономико-географическая характеристика главных экономических регионов. Экономико-географическая характеристика Канады.

Латинская Америка- 4

        История формирования политической карты. Экономико-географическая характеристика Латинской Америки. Экономико-географическая характеристика главных экономических районов Латинской Америки и Бразилии.

Австралия и Океания-1

        Экономико-географическая характеристика Австралии.

Глобальные проблемы человечества-2

        Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

Коррекция

1

Экономическая и социальная география в системе географических наук.

2

Методы, подходы концепции экономической и социальной географии.

3

Страны на политической карте мира.

4

Политическая карта мира как историческая категория.

5

Географическая среда и человек.

6

Мировые ресурсы Земли. География минеральных ресурсов.

7

Земельные и лесные ресурсы.

8

Мировые водные ресурсы.

9

География неисчерпаемых ресурсов. Экологические проблемы мира.

10

Численность населения мира и демографическая политика.

11

Состав населения мира.

12

Историко-культурное районирование мира. Религии мира.

13

Размещение и расселение населения мира. Проблемы населения мира.

14

Зачет по  теме «Политическое устройство мира»; «Природа и человек в современном мире»; «Население мира».

15

Мировое хозяйство и основные этапы его развития.

16

Научно-техническая революция и ее роль в становлении мирового хозяйства.

17

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства.

18

Топливная промышленность

19

Мировая металлургия.

20

Машиностроение мира.

21

Мировая химическая промышленность.

22

Производство строительных материалов и лесная промышленность.

23

Легкая и пищевая промышленность мира.

24

Сельское хозяйство. Растениеводство.

25

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

26

Мировой транспорт

27

Мировая торговля и сфера услуг.

28

Зачет по теме «Мировое хозяйство и география основных отраслей»

29

Контрольная работа №1

(1 полугодие)

30

31

Интеграция, интернационализация и глобализация стран.

32

Страноведение и регионы мира.

33

Международные отношения и геополитика

34

Политическая карта Зарубежной Европы.

35

Особенности территории и населения Зарубежной Европы.

36

Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы.

37

Субрегионы Европы.

38

Экономико-географическая характеристика крупнейших стран Зарубежной Европы.

39

Зачет по теме «Зарубежная Европа»

40

Формирование политической карты Зарубежной Азии.

41

Природные ресурсы и население Зарубежной Азии.

42

Общая характеристика хозяйства Зарубежной Азии.

43

Субрегионы Зарубежной Азии.

44

Китай.

45

Япония.

46

Индия.

47

Зачет по теме «Зарубежная Азия»

48

Формирование политической карты Африки.

49

Общая характеристика хозяйства Африки.

50

Субрегионы Африки.

51

Зачет по теме «Африка»

52

Формирование политической карты Северной Америки.

53

Экономико-географическое положение, природные ресурсы и население США.

54

Общая характеристика хозяйства США.

55

Экономические районы США.

56

Канада.

57

Зачет «Северная Америка»

58

Формирование политической карты Латинской Америки.

59

Общая характеристика хозяйства Латинской Америки.

60

Экономические районы Латинской Америки.

61

Зачет «Латинская Америка»

62

Австралия и Океания. Австралийский Союз

63

64

Научно-практическая конференция «Глобальные проблемы человечества»

65

Контрольная работа №2

(2 полугодие)

66

Контрольная работа №3 (итоговая)

67

68

Уроки вопросов и ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...