Материалы для изучения темы "Химико-лесной комплекс России"
методическая разработка по географии (8 класс)

Голованова Ольга Андреевна

Материалы содержат:

  • презентацию с опорной информацией для изучения темы;
  • схему-пустографку "Состав химико-лесного комплекса" для заполения обучающимися 
  • раздаточный материал "Номенклатура по географии лесной промышленности"
  • технологическую карту урока

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химико-лесной комплекс Презентацию подготовила: Голованова Ольга Андреевна учитель географии

Слайд 2

Химическая Лесная ХЛК Горно- химическая Щелочи Малотоннажная химия Химия орг. синтеза Лесо- заготовка Лесо- обработка Лесо-химия Механическая обработка Мин. удобрения Кислоты Основная химия Соли Синтетич. смолы Синтетич. каучук Синтетич. волокно

Слайд 3

Лесная промышленность Леса России занимают 45% ее территории = 1/5 всех лесов мира. Лесные площади в России составляют 766 млн га

Слайд 5

Страны, богатые лесными ресурсами Канада, США (клён, секвойя, дуб) Бразилия (сейба, пальма) Финляндия, Швеция, Норвегия (клен, сосна) Конго (сейба, лианы)

Слайд 6

Основные древесные породы в составе лесов России

Слайд 7

По характеру использования все леса подразделяют на группы: 1 группа – леса, имеющие природоохранное значение – 22% 2 группа – леса , выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые – 8 % 3 группа – леса, преимущественно эксплатуационного назначения – 70 %

Слайд 8

Дуб Клен Тополь Ясень Береза Осина Сосна Вяз Кедр Лиственница Пихта Ель Смешанный Хвойный Лиственный

Слайд 9

Межотраслевые связи Потребители продукции лесной промышленности Что получает лесная отрасль от других отраслей Машиностроение Химическая Легкая Строительство Лаки, краски (для мебели) Соду, натрий, отбеливающие химикаты (производство бумаги) Автомашины, трактора, станки (заготовка и обработка древесины)

Слайд 11

Лесозаготовительная отрасль Центры: Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре

Слайд 12

Деревообрабатывающая отрасль Центры: Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток

Слайд 13

Лесохимическая отрасль Центры: Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесособирск, Братск, Усть-Илимск

Слайд 14

Проблемы отрасли 1 - Неполное использование древесины 2 - Истощение лесов, прилегающих к железным дорогам и судоходным рекам 3 - Сброс в водоемы жидких отходов целлюлозно-бумажной промышленности

Слайд 15

Пути решения проблем 1- Лесовосстановительные работы (лесопосадка) 2 - Очистные сооружения на ЦБК 3 - Сплав леса в плотах, или транспортировка автомобильным или железнодорожным транспортом 4 - Создание ЛПК (позволит использовать отходы)

Слайд 16

Лес — это не только ресурсы: лес — это дом

Слайд 17

Химическая промышленность Х/п имеет широкую сырьевую базу Х/п не знает отходов Х/п создает материалы с заранее заданными свойствами Х/п обладает минимальной трудоемкостью Потребителями продукции химической промышленности являются все отрасли хозяйства

Слайд 18

Межотраслевые связи Х И М И Ч Е С К А Я П Р О М. Научный комплекс Электроэнергетика Металлургия Топливная промышленность Лесная промышленность Текстильная промышленность АПК Пищевая промышленность Строительство Машиностроение ВПК Черная и цветная металлургия Целлюлозно-бумажная пром.

Слайд 19

1 - Северо-Европейская 2 - Центральная 3 - Урало-Поволжская 4 - Сибирская Основные базы ХЛК

Слайд 20

География ХЛК Северо-Европейская Центральная Урало-Поволжская Сибирская Лесозаготовка Деревообработка Производство минеральных удобрений Ц-Б пром-ть Ц-Б промышленность Производство полимеров Переработка полимеров Основная химия Химия органического синтеза Лесохимия Лесохимия

Слайд 21

Факторы размещения важнейших производств ХЛК Тяготение к районам: потребления добычи сырья обеспеченным сырьем, водными ресурсами и дешевой электроэнергией Производство серной кислоты, азотных, фосфорных удобрений, изделий из пластмасс, мебели Производство калийных удобрений, лесозаготовка, лесопиление, производство фанеры Производство пластмасс, полимеров, химических волокон, целлюлозы, бумаги, картона Экологический фактор

Слайд 22

Центры химической промышленности Горно-химическая отрасль+отрасли, поставляющие сырье Кировск, Брянск, Челябинск, Новокузнецк, Ачинск, Ангарск Основная химия Санкт-Петербург, Брянск, Тольятти, Соликамск, Березники, Пермь, Нижний Тагил, Оренбург Химия органического синтеза Ярославль, Москва, Волгоград, Тверь, Красноярск



Предварительный просмотр:

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск

ЦЕНТРЫ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Лесозаготовительная отрасль:

Архангельск, Череповец, Котлас, Балахна, Енисейск, Лесосибирск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре.

Деревообрабатывающая отрасль:

Архангельск, Салехард, Нарьян-Мар, Игарка, Красноярск, Лесосибирск, Владивосток.

Лесохимическая отрасль:

Архангельск, Кондопога, Волгоград, Красноярск, Лесосибирск, Братск, Усть-Илимск



Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Автор

Голованова Ольга Андреевна, учитель географии

Предмет, учебник

География, А.А. Лобжанидзе. География России: природа, население, хозяйство

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Химико-лесной комплекс России

Применяемые педагогические технологии

Проблемное обучение, ИКТ

Цель урока

Выявить структуру лесного комплекса России и его роль в экономике страны

Задачи урока

Сформировать представление о составе лесного комплекса, его специфики в России.

Выявить главные районы лесозаготовок и потребления древесины.

Объяснить факторы размещения различных отраслей лесной промышленности.

Сформировать представление о ЛПК (лесопромышленных комплексах).

Выявить особенности отраслей химической промышленности.

Раскрыть факторы размещения предприятий химической промышленности России

Определить значение ХЛК в хозяйстве России.

Воспитать бережное отношение к лесу, как к богатству России и месту обитания фауны

Ключевые понятия

Межотраслевой комплекс, лесозаготовка, лесообработка, факторы размещения

Оборудование

Учебник, атлас, контурные карты, тетрадь-тренажер

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Методические приемы

Повторение пройденного, объяснение учителя, аналитическая работа, тренировочные упражнения, работа с контурной картой

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

1. Формировать понимание ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

2. Формировать целостное мировоззрение;

3. Развивать самостоятельность в приобретении новых теоретических знаний и практических умений

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 2. Слушать и понимать физический смысл речи других учащихся класса и учителя;

3. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах и отличительных особенностях;

4. Уметь доказывать свою точку зрения (находить и подтверждать необходимыми аргументами)

1. Учиться высказывать свои предположения (версии);

2. Воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия;

3. Определять и формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя

1. Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

2. Уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

3. Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

4. Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

5. Уметь устанавливать причинно-следственные связи;

6. Уметь сравнивать объекты и называть их сходства/отличия

1. Уметь формулировать понятие химико-лесного комплекса;

2. Знать/называть отрасли и подотрасли, входящие в ХЛК;

3. Знать структуру лесного фонда России;

4. Знать/называть/обосновывать место РФ в мире по запасам в мире;

 5. Уметь назвать/показывать центры лесной промышленности в РФ;

6. Уметь составлять межотраслевые связи;

7. Уметь объяснить значение ХЛК в хозяйстве России

Деятельность обучающихся на уроке, направленная на формирование установленных УУД:

  1. Анализ графиков и картограмм в учебнике, на слайдах презентации учителя.
  2. Индивидуальная работа обучающихся по расчетам доли районов в производстве бумаги и ранжирование их от меньшего к большему.
  3. Оформление, полученных в результате расчетов, данных в виде круговой диаграммы.
  4. Анализ круговой диаграммы с одновременным объяснением причин разной доли районов в производстве бумаги.
  5. Нанесение на контурную карту центров лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России.
  6. Постановка цели урока на основе выполненных заданий.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I. Актуализация ранее полученных знаний и введение в тему урока

«Сегодня мы познакомимся с ещё одним комплексом по производству конструкционных материалов, с химико-лесным комплексом России». Видео-ролик о значении леса и продукции ХЛК

Просмотр видео-ролика и ответ на вопрос: какова роль ХЛК в хозяйстве России? Комментируют, вспоминают, выдвигают гипотезы, обосновывают, определяют тип урока, с помощью учителя ставят цель урока

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, формулирование и аргументация своего мнения

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Предметные: систематизировать знания

II. Изучение нового материала

1. «Из названия ХЛК уже понятно, что он состоит из двух крупных и сложных по составу отраслей: лесной и химической. Рассмотрим структуру ХЛК подробней».

2. «Для понимания сколько же в России лесов, предлагаю проанализировать диаграммы. По итогам аналитической работы сделайте выводы о причинах большой площади лесных массивов в нашей стране».

3. «Давайте определим место России в мире по площади лесных ресурсов на душу населения и по производству бумаги и картона. Какие страны стоят впереди России по этим показателям и почему?».

4. «Поговорим о составе и продукции лесной промышленности. Какова технологическая цепочка предприятий?».

5. «Как и любая другая отрасль, лесная промышленность размещение предприятий лесной промышленности имеет тяготение к ряду факторов. Давайте определим какие это факторы».

1. Заполнение схемы «Структура химико-лесного комплекса».

2. Анализ диаграмм на слайде презентации учителя.

3. Анализ диаграмм в учебнике.

4. Анализ схем в атласе. Нанесение на контурную карту центров лесной промышленности.

5. Анализ схем в атласе. Выполнение задания в тетради-тренажере по выявлению районов-лидеров в лесной промышленности РФ посредством математических расчетов; изображение полученных данных в виде круговой диаграммы

Регулятивные: формировать самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, переводить информацию из символов в информацию в виде диаграммы

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков

Коммуникативные: учитывать разные мнения

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес

Предметные: выявлять технологический процесс межотраслевого комплекса

 

III. Закрепление полученных знаний

«В лесной отрасли есть ряд проблем». Видео-ролик. Какие проблемы в лесной отрасли?  

Прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают свою точку зрения

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: уметь устно выражать свои мысли

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Предметные: выявлять влияние лесной отрасли на окружающую среду

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Организует фиксирование содержания.

2. Организует рефлексию.

3. Организует самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя, дают самооценку собственной деятельности (что узнали, что смогли, чему научились)

Познавательные: уметь составлять ответы на вопросы

Коммуникативные: уметь устно выражать свои мысли

Личностные: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Предметные: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по теме «Межотраслевые комплексы России»

Тест-презентация  по географии в 9 классе по теме "Межотраслевые комплексы"...

Военно-промышленный комплекс России.

Краткий материал по теме....

Металлургический комплекс России.

Краткий материал по теме....

Материалы к уроку "Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика" 9 класс

Топливно-энергетический комплекс. ЭлектроэнергетикаЦели и задачи:1. Показать значение, роль и состав электроэнергетики России2. Сформировать представление об основных типах электростанций и ...

Военно-промышленный комплекс, научный комплекс России

Презентация поможет при изучении темы "научный комплекс и военно-промышленный комплекс"...

Материалы для изучения темы "Электроэнергетика России"

Материалы содержат:презентацию с описанием ключевых характеристик электроэнергетики России;справочную информацию "Основные потребители элекроэнергии России";раздаточный материал "План о...