Урок по теме "Реки России", 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Урок по теме "Реки России" в 8 классе по учебнику И.И.Бариновой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_reki_rossii_.docx725.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Реки России.

Цели урока:

  1. Образовательные - расширять и углублять знания о реках на примере изучения особенностей природы рек России. Ввести понятия «падение реки», «уклон реки», «паводок», «межень», «годовой сток», «глубинная эрозия», «боковая эрозия», «базис реки».
  2. Развивающие – продолжить формирование  умений и навыков  работы с картами атласа, с картосхемами  и текстом учебника. Развивать умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, решать проблемные вопросы.
  3. Воспитательные – повышать интерес к предмету, организация  работы в группах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, сравнительный, проблемный.

Оборудование: физическая карта России, атласы, тесты (2 варианта), раздаточный материал, контурные карты, презентация к уроку.

Форма урока: работа в группах.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1 этап. Организационный.

Деятельность учителя и обучающихся

№ слайда

2 этап. Изучение новой темы.

-Ребята, у вас на партах лежат топографические знаки. Какие географические объекты они обозначают? (болото, родник, озеро, река).

- Все они являются  частями  какой земной оболочки?

- Дайте определение гидросферы.

- Из каких частей состоит гидросфера?

- К какой части гидросферы относятся реки, болота, родники, озера?

- Что еще можно отнести к внутренним водам суши? (ледники, подземные воды, искусственные водоемы).

- Проверим наш ответ. Стр.78, рис. 40 в учебнике (под редакцией И.И. Бариновой).

- По рисунку «Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы» назовите, с какими компонентами природы связаны внутренние воды.

- Какие два компонента, на ваш взгляд, самые главные?

- Как климат и рельеф влияют на внутренние воды, мы рассмотрим на примере рек.

Тема урока: Реки России.

- Ребята, что мы должны узнать?

1

2

3-5

Актуализация знаний и умений.

Задание: на контурной карте обозначьте реку Обь. Значками подпишите

      -    Устье реки

      -    Исток реки

Л   -    Левый приток

 П  -    Правый приток

      -   Речной бассейн

Подпишите водораздел между речными системами р. Обь и р. Волга.

Проверка выполнения работы:

«5» - 0 ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки.

- Куда несут свои воды реки? (стр.4-5 атлас)

Игриво поверхность земли рассекая,

Волнуясь и пенясь, кипя и сверкая,

Хрустальные реки текут в океан.

Бегут, ниспадают по склону земному

В бездонную пасть к великану седому,

И их поглощает седой великан.

6

7

Работа в группах.

- Найти, показать по карте реки бассейна

1 группа -  Северного Ледовитого океана;

2 группа – Тихого океана;

3 группа – Атлантического океана;

4 группа –  внутреннего стока (Каспийское море-озеро).

- Куда несут свои воды  большинство рек России? Почему?

- Таким образом, на направление рек влияет рельеф.

- Как еще влияет рельеф на реки? (на характер течения воды  в реке).

- Дайте характеристику горной реке.

- Дайте характеристику равнинной реке.

Работа в группах.

- Используя карту атласа, приведите примеры

1 группа – горных рек;

2 группа – равнинных рек;

3 группа -  рек, которые в своем верхнем течении ведут себя как горные реки, но в среднем и нижнем течениях приближаются к равнинным рекам.

4 группа – определить, к каким  рекам по характеру течения относятся профили рек, лежащие у вас на столе. Дайте определение понятиям: пойма, речная долина, русло.

При сравнении профиля  горной реки и профиля равнинной реки, обращаю внимание учащихся на   строение речных  долин.  На этом этапе урока  можно ввести понятия: боковая эрозия, глубинная эрозия, базис эрозии.

- Рельеф влияет на падение и уклон реки ( объяснение учителя).

- Уклон горных рек более 1 метра на километр.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Русский ученый климатолог Александр Иванович Воейков назвал реки «продуктом климата».

- Как климат влияет на реки? Об этом самостоятельно прочитаете в учебнике, стр.81- 83.

- Таким образом, климат влияет

1)  на густоту речной сети;

2) на тип питания реки;

3) на режим реки.

8

9

10

Работа по схеме речной сети Волги.

- Назовите крупные притоки реки Волга.

- Почему в верхнем и среднем течении Волга принимает более 200 притоков, а в нижнем ни одного?

11

Тип питания рек России.

- Назовите типы питания рек.

- Какое питание преобладает на реках России?

- Какое питание преобладает у горных рек?

- Почему у горных рек нет грунтового  питания?

Режим рек (работа по картосхемам в учебнике).

- В какое время года наступает половодье на большинстве рек России?

- Почему на реках Дальнего Востока половодье наступает не весной, а летом?

С приходом летнего муссона связаны наводнения на реках Дальнего Востока.

Наводнения бывают и на реках Северного Кавказа за счет паводков.

- Дайте определение понятию «паводок».

- Что такое «межень»?

- Что такое «годовой сток»?

- Используя рисунок 47 на стр.82 учебника, расскажите, в каком направлении начинается ледостав на реках нашей страны, ледоход.

12

13

3 этап. Первичное закрепление.

Выполнение тестовой работы с взаимопроверкой.

Тест по теме «Внутренние воды России. Реки».                            1 вариант

1.Большинство рек России несет свои воды в бассейн

А) Атлантического океана;

Б) Северного Ледовитого океана;

В) Тихого океана;

Г) бассейн внутреннего стока.

2. Какая река не относится к бассейну Северного Ледовитого океана?

А) Печора;     Б) Лена;     В) Амур;     Г) Енисей.

3. Как называется отношение величины падения реки к ее длине?

А) скорость реки;    Б) питание реки;    В)уклон реки;     Г) высота истока реки.

4. Какой тип питания имеет большинство рек России?

А) дождевое;   Б) снеговое;    В) подземное;     Г) ледниковое.

5. На какой показатель реки не влияет климат?

А) на режим реки;                                    В) на направление течения реки;

Б) на питание реки;                                  Г) на густоту речной сети.

6. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о режиме реки Колыма?

А) В верховьях река Колыма протекает между высоких гор и имеет весьма быстрое течение.

Б) Годовой сток реки Колыма в устье 123 км3 (3900 м3/сек) . Средний годовой сток наносов 5,5 млн т.

В) Река Колыма образуется при слиянии рек Аян-Юрях и Кулу, вытекающих с Охотско-Колымского нагорья, и впадает в Колымский залив Восточно-Сибирского моря.

Г) Река Колыма свободна ото льда с начала июня по конец сентября.

7.Установите соответствие между рекой и её расположением на карте, обозначенным цифрой.

https://geo-ege.sdamgia.ru/get_file?id=7617

А) Печора            1) 1

Б) Ангара             2) 2

В) Обь                  3) 3

                            4) 4

Тест по теме «Внутренние воды России. Реки».                            2 вариант

  1. В нашей стране преобладают реки:

А) с весенним половодьем;

Б) с летним половодьем;

В) с паводочным режимом.

2. Какая река не относится к бассейну Атлантического  океана?

А) Нева;    Б) Западная Двина;        В) Дон;       Г) Терек.

3. Какого питания нет у горной реки?

А) ледникового;    Б) снегового;     В) дождевого;     Г) подземного.

4. Как называется превышение истока над устьем?

А) падение реки;    Б) течение реки;   В) уклон реки;     Г) режим реки.

5. Низкий уровень воды в реке – это

А) паводок;    Б) половодье;    В) межень;     Г) годовой сток.

6.  В каком из перечисленных высказываний содержится информация о режиме реки Волга?

А) На всем протяжении в Волгу впадает около 200 притоков. Но уже на широте Саратова водный бассейн реки сужается, после чего от Камышина Волга притоков больше не принимает.

Б) Высота падения Волги невелика, а средняя скорость течения всего от 2 до 6 км/ч (менее 1 м/с) .

В) Основная часть водосбора Волги приходится на лесную зону, расположенную от истока реки до Нижнего Новгорода.

Г) Ледоход на Волге в верхнем течении, а также на участке от Камышина до Астрахани приходится на первую половину апреля, в низовьях река вскрывается обычно в середине марта.

7. Установите соответствие между рекой и её расположением на карте, где она обозначена цифрой.

 А) Волга     Б) Амур    В) Дон                        1) 1             2) 2              3) 3                4) 4

get_file?id=7618

1 – Б

2 – В

3 – В

4 – Б

5 – В

6 – Г

7 -    А – 1;     Б – 4;     В – 2

1 – А

2 – Г

3 – Г

4 – А

5 – В

6 – Г

7 -   А – 2;    Б – 4;    В – 1  

         «5» – 0 ошибок;

         «4» – 1-2 ошибки;

         «3» – 3- 4 ошибки

14

4 этап. Подведение итогов урока.

- Наш урок подошел к концу. Скажите, мы смогли достичь на уроке поставленных целей?

- Сегодня за урок каждый из вас получил по две оценки ( работа на контурной карте и тест).  За активную работу на уроке третью оценку получают ___________.

Домашнее задание:

  1. П. 12, на контурную карту (стр.4) подписать реки России;
  2. Почему р.Енисей самая многоводная река страны?
  3. Творческое задание: сочините стихотворение, рассказ о реках Республики Татарстан. Отразите в своем сочинении красоту, природу, значимость, проблемы водного объекта.

Хочу зачитать творческую работу ученицы 9 класса Б Кунгуровой Элины.

Мёша.

Есть в Татарстане Великие реки,

Есть средние реки и малые реки,

Болота, озера, пруды, родники…

Гордимся мы этим богатством страны!

Но есть, несомненно, в душе у любого

 Та речка, что в сердце запала надолго:

Она его жизнь, она его детство –

Родная речушка родимого места.

Мне в душу запала Мёша – река:

Широки, просторны её берега.

Местами обрывисты и высоки,

И устье извилисто этой реки.

Едва ли не самая рыбная речка!

Аксаков писал в свое время о ней.

Здесь водится окунь, уклейка и щука –

Мой дед здесь ловил Королевских ершей.

Здесь летом стада отдыхают у речки,

Песнь жаворонка льётся над быстрой рекой.

По склону реки тут кусты ежевики,

И травы цветущие пёстрой каймой.

Здесь ватаги ребят каждым летом резвятся

То в прохладной воде, то на тёплом песке.

По крутым берегам здесь стрижи суетятся ,

Что построили гнёзда на этой реке.

Все это так ценно и сердцу так мило.

Мы это вместе должны сохранить.

Богатство природы, что нам подарили,-

Без этого в жизни нам не прожить!

Давайте же вместе возьмём под опеку

Все реки, речушки и родники,

Болота, озёра, пруды, водоёмы,

Своим поколеньям их сохраним!

15

5 этап. Рефлексия.

- Уходя из кабинета, закрепите магнит напротив графы в экране достижений.

Экран достижений

Понял, могу применить и объяснить

Понял, могу применить, но  объяснить другому не могу

Понял, но не могу применить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...