Выступления на ГМО
материал
Использование различных источников информации при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.В.Дагаева
городского округа Лосино-Петровский Московской области
Выступление на ГМО естественно-научного цикла
Тема: «Использование различных источников информации при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по географии»
Подготовила:
учитель географии
высшей категории
Волкова Н.Т.
2016-2017 уч.год
В настоящее время в системе российского образования происходят глубокие, коренные изменения. Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму – государственную итоговую аттестацию (ГИА), включающая обязательные государственные экзамены за курс основной школы и единый государственный экзамен за курс средней школы.
Государственная итоговая аттестация в новой форме в Российской Федерации проводится с 2002 года. ГИА – это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов, радикально отличающаяся от привычной формы экзамена, это новая реальность в российском образовательном пространстве.
С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Приказ Минобрнауки России №692 от 7 июля 2015 года «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394», согласно которому ГИА является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе, является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования и каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. ЕГЭ по географии является одним из экзаменом по выбору по окончанию средней школы и среди выпускников школы особенной популярностью не пользуется, в задачи учителя входит подготовить выпускника 9 и 11 классов к ГИА.
География, как школьный предмет – единственная учебная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.
Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
Задания для государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 и 11классов используются, и творчески перерабатывается огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию экзаменационных материалов способствуют и проводимые в ФИПИ научные исследования в области педагогических измерений. Данные пособия я использую в своей работе при подготовке выпускников основной и средней школы. В пособии для подготовки к основному государственному экзамену по географии под редакцией Э.М. Амбрацумовой отсутствуют тематические тесты, которые необходимы для отработки тем экзамена. Учащиеся лучше усваивают материал, если прежде работаешь с ними по тематическим тестам, а затем по типовым.
Выпускники при подготовке к аттестации могут использовать демоверсию экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы определяется обязательным минимумом содержания основного общего образования по предметам и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Экзаменационная работа 9 класса состоит из 30 заданий разных типов, 11 класса - 34. Продолжительность работы – 120 минут в 9 классе, в 11- 180 минут. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также – способность применить знания и умения в различных ситуациях.
Особенностью экзаменационной работы является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации – статистическими материалами, географическими картами, текстами. При разработке экзаменационных работ были учтены также требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях. Был сделан акцент на компетентностные задания, т.е. такие, которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию из текста, статистических таблиц, карт.
При выполнении работы в 9 классе разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделять географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения. В 11 классе с прошлого года на экзамене выдаются справочные материалы, представляющие собой две карты – политическая карта мира и административная карта РФ. На политической карте указаны только названия государств мира, на административной карте России – названия субъектов нашей страны, с помощью их решается первое задание КИМа.
Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей стране.
В связи с требованиями стандарта в экзаменационной работе проверяется сформированность представлений о странах мира, регионах России. Это задания 30 в 9 классе и 24,25 в 11 классе. Их учу учащихся решать по ключевым словам в 9 классе с использованием карт атласа, а 11 классе проверяется знание стран и регионов мира, нашей страны без применения карты, но при подготовке к экзамену используем школьные атласы.
При проведении итоговой аттестации в 9 классе аттестации используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9 классов.
При подготовке обучающихся к итоговой аттестации использую образовательный сайт Дмитрия Гущина. Его ценность в том, что задания экзаменационных работ представлены по темам школьного курса географии. Это предоставляет возможность использовать их при изучении данных тем в 7,8,9 классах и включать в тематические тесты экзаменационные задания. В 11 классе при подготовке обучающихся к единому государственному экзамену использую индивидуальный подход и ИКТ, в частности электронную почту для рассылки заданий и получения выполненных работ учащимися. В 9 классе при подготовке учащихся использую школьные атласы, обучаю анализировать географические карты и извлекать нужную информацию. Уметь читать и анализировать географические карты учащиеся начинают с 7 класса на уроках при выполнении практических работ. В разделе «Океаны и материки» большое количество практикумов, которые помогают формировать эти умения у учащихся. В 8 классе при изучении общего и регионального курса мы продолжаем эту работу. В 9 классе важно ребят научить читать отраслевые экономические карты, а затем они уже при большей самостоятельности осваивают региональные экономические карты России. Карты, картами, как говорится, а без теории, конечно же экзамена не сдашь. С обучающимися 9 класса записываем термины и классификации отдельно в географический словарь. Краткое содержание теоретическое материала школьного курса использую с сайтов http://www.ctege.info/obschestvoznanie-teoriya-ege/, http://4ege.ru/geographi/5610-teoriya-po-geografii.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435846-1397314781.jpg)
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-509725-1421862500.jpg)
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-592493-1423986554.jpg)
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-263500-1414945764.jpg)
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-551667-1463746486.jpg)
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-641257-1547364508.jpg)
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...