Конспект урока географии по теме: "Климатообразующие факторы"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Демешева Лариса Евгеньевна

Цели урока:

Предметная: Сформировать представление о причинах, влияющих на климат.

Методологические: Развитие логического мышления путем установления причинно-следственных связей.

Метапредметная: Углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografiii.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 7-м классе

по теме: "Климатообразующие факторы"

                                                                       Учитель географии Демешева Л. Е.

                                                                        МАОУСОШ  № 8 г. Старая Русса

                                                                        Новгородской области


Цели урока: 

Предметная: Сформировать представление о причинах, влияющих на климат.

Методологические: Развитие логического мышления путем установления причинно-следственных связей.

Метапредметная: Углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся описывать общую циркуляцию атмосферы, объяснять понятия «Воздушная масса», «Пассаты», «Муссоны».

Познавательные: Самостоятельно осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию, осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: умеют оценивать собственные результаты.

Личностные: сравнивают разные точки зрения, выражают положительное отношение к процессу познания.


Средства обучения: климатическая карта, презентация «Климаты Земли». Таблицы по теме.


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент
Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний

Вспомните:

Что такое климат?

Каковы причины изменения температуры, влажности, атмосферного давления?

Как вы думаете, является ли деятельность человека климатообразующим фактором?

3. Самоопределение к деятельности.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Задание 1. 

Установи соответствие.
Соедини стрелками начало и конец предложения.


1. Символ Австралии 


1. Скрэб 

2. Невысокие растения с темным стволом и пучком травы на верху 

2. Казуарины 

3. Заросли сухого кустарника 

3. Мангровые леса 

4. Заросли вечнозеленых деревьев и кустарников, корни которых находятся на поверхности и впитывают влагу из воздуха 

4. Травяные деревья 

5. “Рождественские” или “железные деревья” 

5. Эвкалипты 


Задание 2. 

Дорисуй дерево. Подпиши его название.

Задание 3.

Какие географические объекты изображены на карте цифрами?
Проверка правильности выполнения задания производится после его выполнения.

4. Изучение нового материала:

Класс разбивается на 2 группы.

Сегодня мы продолжим изучать своеобразную природу материка Австралии, а тему урока вы  узнаете, расшифровав предложение. 

Задание: напиши все буквы правильно и прочитай тему урока.

Объявление темы: Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Животный мир Австралии”. На уроке мы познакомимся с уникальным животным миром материка Австралия, выясним  особенности внешнего вида и образа жизни животных Австралии, побеседуем о необходимости  охраны растений и животных материка.

Актуализация опорных знаний: 

2. Как называются растения и животные, обитающие только в данной местности?

3. Почему в Австралии сохранились животные и растения, которых нет ни на одном материке?

 Объяснительный рассказ учителя:
   Животный мир Австралии еще более интересен и своеобразен, чем растительный. Здесь сохранились животные, которых нет ни на одном материке. Только в Австралии сохранились сумчатые животные. Как вы думаете, почему эти животные так называются? Сумчатые животные – это животные, которые вынашивают детенышей в сумке на животе. Их в Австралии более 100 видов.

Найдите в тексте учебника на стр.78 названия сумчатых животных, прочтите их вслух. Наиболее известные из них – кенгуру.

Рассмотрите рис. 78 на стр.79 учебника. Как выглядят кенгуру?

Итак, кенгуру передвигаются высокими прыжками, а хвост помогает кенгуру сохранять равновесие при прыжках. Семейство кенгуру очень разнообразно, гигантские серые кенгуру достигают 3 метров, а карликовые кенгуру до 30 см. Демонстрация иллюстраций (стр. 53-55 книги “Полет бумеранга”).

Интересными сведениями о кенгуру с нами поделится Жгулева Е., которая подготовила сообщение.

Одно из любимейших животных Австралии - сумчатый медведь коала. Что означает это слово вы узнаете из словаря. На стр. 204 учебника найдите значение слова и запишите его в тетрадь. Рассмотрев рис. 80 на стр. 78 учебника, опишите, как выглядит коала. Сейчас вы прослушаете отрывок аудиозаписи, и после прослушивания ответите на вопросы: 

  • Что означает слово “коала” на языке местных жителей? (Не пить) 
  • Почему коала никогда не пьет воду? (Питается листьями эвкалипта, которые содержат достаточный запас воды) 
  • Как вы думаете, почему медвежатам коала так нравятся листья эвкалиптов? (Вероятно потому, что им нравится, как пахнут листья эвкалипта. Я предлагаю вам понюхать настойку эвкалипта, которая продается в аптеках и обладает противовоспалительным действием).

Помимо сумчатых животных в Австралии есть и другие необычные животные – яйцекладущие. Они изображены на рис. 81 в учебнике, стр. 35, 85 в книге “Полет бумеранга”. Назовите яйцекладущих животных, опишите их внешний вид. Разберите по составу слово “утконос”.

Скажите, какие корни имеет это слово? (В составе слова два корня “утк”, “нос”, нос как у утки).

В Австралии обитает единственный хищник – дикая собака динго, внешне она похожа на овчарку, но мех у нее бледно-желтого цвета. На стр. 11 приложения вы можете увидеть иллюстрацию динго.

В пустынях животный мир так же своеобразен. По физической карте покажите пустыни Австралии. На стр. 78 в тексте учебника найдите и зачитайте описание животных пустыни. Значение  слова “варан” запишите в тетрадь. Внешний вид этих ящериц вы найдете в приложении к учебнику на стр.11.

Богат и разнообразен мир птиц. Пользуясь приложением записать в таблицу, которую мы начали заполнять на прошлом уроку, названия птиц Австралии. Найдите в словаре и выпишите в тетрадь значение слова “казуар”.

А сейчас отложили ручки, сели удобно, закрыли глаза. Отдыхаете 10 секунд. Открыли глаза, повторили 2 раза. Затем открываем и закрываем глаза, крепко сжимая веки. Повторяем 5 раз. Закрыли глаза, расслабили веки, отдыхаем 10 секунд. Быстро поморгали глазами, закрыли их. Представили лес, можно светлый эвкалиптовый, ощутили запах листьев. Открыли глаза.

Итак, мы выяснили, что животный мир Австралии уникален. В Австралии проживают животные и растения, которых нет ни на одном материке – эндемики. Я предлагаю вам поиграть в игру “Фотоохотники”. Я вам на протяжении 50 секунд показываю плакат с названиями животных, вы

должны успеть сфотографировать (запомнить) названия животных. Затем плакат убирается, и вы записываете в тетрадь названия животных, которые вы запомнили. После этого вам необходимо прочитать список и подчеркнуть одной чертой животных, относящихся к сумчатым, двумя чертами - к яйцекладущим. (Предлагается список из названий 7 животных)

Вы совершили охоту на животных Австралии в игровой форме, а на самом деле в Австралии  разработан ряд законов, которые запрещают вывоз редчайших животных, содержание их в неволе, охоту на многие виды.

Австралийцы проявляют трогательную заботу о своем растительном и животном богатстве. В каждом крупном городе, например, Сиднее, Мельбурне, Канберре (показ городов на карте), есть ботанические сады и национальные парки. Каждый штат имеет свою ботаническую эмблему любят австралийцы и животных, заботятся об их сохранении. Внимание к животному миру проявляется даже в том, что некоторые представители изображены на монетах: ехидна - на монете достоинством 5 центов, птица-лирохвост - 10 центов, утконос - 20 центов. Страус эму и кенгуру

 изображены на государственном гербе Австралии.

4. Закрепление

Сейчас каждая группа получит конверты с иллюстрациями животных и растений Австралии, отдельно в конверте будут названия к этим иллюстрациям. Ваша задача – подобрать название к иллюстрации и озвучить, какие виды растений и животных есть в Австралии.

5. Домашнее задание

Дома заполнить графу “животные” в таблице, подготовить сообщения о животных Австралии.

6. Итог : 1. Назовите представителей сумчатых Австралии. 

                2. Какого медведя называют символом Австралии? 

                3. Почему в Австралии приняты законы, запрещающие вывоз растений и животных? 


7. Оценка деятельности учащихся, комментирование оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс - конспект урока по теме: Центральная Россия, факторы формирования.

9 класс конспект Центральная Россия, факторы формирования....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Климатообразующие факторы России» с использованием ЭОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме "Климатообразующие факторы России" Цель  урока: Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе фак...

План-конспект урока с ЭОР по теме "Факторы. определяющие климат России" география 8 кл

Представлена работа с использованием ЭОР к уроку географии....

Конспект урока "Красота гармоничного тела и факторы его формирования"

познакомить с параметрами гармоничного тела и типами телосложения;познакомить с методикой определения и расчета параметров своего тела и типа телосложения;показать значение правильного формирования те...

технологическая карта урока географии на тему "Климатообразующие факторы"

Технологическая карта урока включает подробную структуру урока с использованием различных форм обучения...