Конспект урока по географии в 6 классе "Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Кулумбекова Рита Владимировна

Конспект урока "Реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_reki_6_kl.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии МКОУ ООШ с.Комсомольское Кулумбекова Р.В

Тема урока:  Р Е К И .

Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о реках;

                      2. Объяснить понятия «река», «исток», «устье», «речная

                          система», «бассейн», «равнинные реки», «горные реки»,

                         «пороги», «водопады», «питание рек».

                     3. Назвать и показать на карте крупные реки мира и России.

Оборудование: физическая карта полушарий, интерактивная доска,

                           мультимедиа, атласы.

1.Сегодня мы продолжаем знакомиться с одной из важнейших разделов нашего курса «Гидросфера».

Давайте вспомним:

  • Что такое гидросфера?
  • Какие воды входят в состав гидросферы?
  • Какими свойствами обладает вода?
  • Что такое соленость?
  • Какое море считается самым соленым?
  • Что является носителем пресной воды?

      Именно о реках сегодня мы поговорим на уроке. Возникает вопрос. Что такое река? Подумайте. Наверное вы представляете себе воду, которое течет в углублении на поверхности суши. Правильно.

   Река – это  естественный водный поток, текущий в выработанном русле. Каждая река имеет начало и конец.

   Место где река берет свое начало, называется истоком. Истоки бывают разные. Волга начинается на Валдайской возвышенности там, где выходят подземные воды. Ангара вытекает из озеро Байкал. Река Обь  образуется при слиянии двух рек Бии и Катуни. Терек берет свое начало с ледников Большого Кавказа с вершины Зилга-Хох.

То есть можно сказать что, одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.

    Течет  река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку.

Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

Расстояние от истока до устья есть длина реки.

Впадая в реку, другая река становится ее притоком.

Главная река со всеми притоками образует речную систему.

(Задание: по  карте  определите речную систему реки Лена, определите исток, притоки, устье )

2. Бассейн реки:

Участок земной поверхности с которого вся вода втекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки.

Каждая река, даже маленькая имеет свой бассейн.

Самый большой бассейн у реки Амазонка.

3. Реки горные и равнинные.

По характеру течения реки подразделяются на горные и равнинные. Так давайте подумаем, чем равнинные реки отличаются от горных.

   Равнинные реки текут спокойно, в широких долинах. К равнинным рекам относятся река Волга( ее длина от истока до устья – 3530 км, средняя скорость течения – меньше 1 м/с).

Равнинные реки используются для судоходство.

    Горные  реки текут значительно быстрее, чем равнинные. У этих рек узкие и глубокие долины. Многие горные реки начинаясь в горах, выходят на равнину и становятся равнинными. Примером такой реки является река Терек. До Владикавказа это река горная,  а с  Владикавказа равнинная. На территории республики  Терек протекает на протяжении 120 км, остальные 600км протекают на территории других республик. Не зря называют реку Терек- рекой дружбы.

   Характер течения реки Терек Описал в своем стихотворении М.Ю.Лермонтов

                                     Терек воет, дик и злобен.

                                     Меж утесистых громад.

                                      Буре плач его подобен,

                                      Слезы брызгами летят.

                                      Но, по степ разбегаясь,

                                      Он лукавый принял вид

                                      И, приветливо  ласкаясь.

                                      К морю Каспию журчит…

4. Пороги и водопады.

    Даже на самых спокойных реках могут быть участки, на которых течение реки изменяется. Твердые породы и нагромождения камней образуют пороги. Преодолевая  их, река пенится, высоко летят брызги, возникают водовороты.

   Падая с высокого  уступа река образует водопад. Самый высокий водопад на Земле –Анхель в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко. Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.

В Северной Америке находится самый широкий водопад в мире, Ниагарский водопад, в Африке- водопад Виктория. В горной части нашей республики также есть водопады. Самый высокий из них- Зайгелан.

5. Питание рек:

     Ребята! Вы уже знаете. что количество воды в реке не бывает одинаковым. Реки питаются  дождевой водой, талым водами снега и льда, подземными водами. От питания рек зависит изменения ее уровня. Так, например, река Волга зимой имеет исключительно подземное питание, весной главным источником воды служат  талые снеговые воды, летом-дождевые и  подземные. Такой способ питания реки называется смешанным. То есть пополнение реки за счет поступления в нее воды от различных источников называется смешанным питанием.

   Разливается  Волга весной, выходя из берегов, затопляя пойму, а летом мелеет.

Самыми полноводными реками на Земле считаются Амазонка и Конго, а самая длинная река в мире Нил.

Ребята, а в какое время года реки мелеют?

Какое хозяйственное значение имеют реки?

       Прежде всего реки являются носителями пресной воды, реки используются для судоходство, рыболовство, для орошения, на крупных реках строят платины, гидроэлектростанции.

Ребята! На крупных реках нашей страны есть очень много электростанций, да и у нас в республике тоже есть гидроэлектростанции –Гизельдонская, владикавказская, которые частично обеспечивают энергией нашу республику. Совсем недавно  вступила в эксплуатацию Зарамагская ГЭС.

Закрепление:

  •  Ребята, давайте вспомним, с какими крупными реками мы познакомились на уроке.
  • Какие крупные водопады мы узнали?
  • Какая река является главной водной артерией нашей республики?
  • А еще какие реки протекают на территории нашей республики?
  • Изучая, тему Реки, мы познакомились с терминами : река, исток, устье, речная система, речной бассейн, водопад (дать определения)

ТЕСТ:

  1. Самая длинная река в мире

         а) Нил

         б) Енисей

         в) Ориноко

2. Река с самым большим в мире бассейном

         а) Амур

         б) Дунай

         в) Амазонка

3. Самый высокий водопад  на Земле

         а) Ниагарский

         б) Анхель

         в) Виктория

4. Смешанным питанием называется

        а) снеговое, дождевое

        б) подземное

        в) пополнение  воды в реке из различных источников

5. Река, падая с высокого уступа, образует:

         а) порог

         б) водопад

         в) дельта

Д/З: § 30 прочитать текст, выучить определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...