Ветер
методическая разработка по географии (6, 7 класс)

Зинаида Викторовна Ильина

Разработка урока по теме "Ветер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_veter.docx763.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Ильина З.В

ТЕМА УРОКА:      ВЕТЕР

 

ЦЕЛЬ: сформировать представление о ветре как элементе погоды.

 

ЗАДАЧИ:

-сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;

-сформировать представления о причинно-следственных связях
между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и
атмосферным давлением; видах ветров;

-раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;

-продолжить формирование умений и навыков работы с картами,

таблицами, схемами.

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны: знать /понимать основные виды ветров; причины возникновения пассатов, муссонов, местных ветров, их географию; уметь называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и пассатов; описывать значение ветров для природы и человека; объяснять образование ветров и их разную скорость.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: ветер, пассаты, муссоны, местные ветры, значение ветров.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направление, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в атмосферном давлении. Приборы для определения силы и скорости ветра. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы Земли. Использование энергии ветров человеком.

 

РЕСУРСЫ

Учебник: Т.П.Герасимова ,Н.П. Неклюкова . Начальный курс географии. Москва. «Дрофа»,2008г.

Атлас

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Урок начинается с проблемного вопроса.

Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окнами вьюжит. Вы вместе со своей семьей сидите у камина и слушаете как трещат дрова. Вопрос: «А куда девается дым? Почему он не заходит в комнату?»

На сегодняшнем уроке мы попробуем решить эти вопросы.

2.Попробуем отгадать  загадку и определим тему урока:

     Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.
    Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
       Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
       Только что он был везде –
 Миг – и нет его нигде.
(Ветер)

Учитель:На сегодняшнем уроке речь пойдет о ветре. (Презентация)

3.Мы познакомимся с понятием «ветер», причиной образования ветра, с различными его видами, узнаем, какое значение он играет в природе и жизни человека.

А также мы будем учиться сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Так, что же такое ветер?

Ученик:

Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении

 Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. (Запись в тетради.)

Учитель:

Верно. А сейчас мы должны установить причину возникновения ветра. Для этого мы должны вспомнить:

 

-От чего нагревается воздух? (от земли)

 

-Равномерно ли нагревается воздух на земле? (нет, неравномерно)

 

-От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью?

 

1. От угла наклона солнечных лучей

 

2. От характера подстилающей поверхности

 

-Какие типы подстилающей поверхности вы знаете? (вода, песок, трава, лед, снег и т.д.).

 

-Над какой поверхностью воздух прогреется больше и над какой меньше? (больше – вода, песок; меньше – лед, снег).

 

-Какой воздух легче теплый или холодный? (теплый).

 

-Как изменяется температура воздуха с изменением высоты? (понижается на 5-6 градусов с поднятием на каждый километр).

 

-Что называется давлением воздуха?

 

-Зависит ли давление воздуха от температуры (да, зависит).

                 -Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх,

                давление при этом уменьшается или увеличивается? (уменьшается).

                -С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или

                уменьшается? (увеличивается).

Учитель: Значит, более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.

5.Мы уже выяснили, что движение воздуха это и есть ветер.

                -В чем причина возникновения ветра?

 Учитель: Значит, главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении.Чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.(Презентация)

6.Задание: (Презентация)

                         -Определить в каком направлении будет дуть ветер?

                           В каком случае ветер будет дуть сильнее?

                                          А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)
                                          А 763мм – Б 758мм (из А в Б) 
                                          А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)

                    (3 ученика выполняют у доски, остальные в тетради.)

5.Скорость  и сила ветра .

Учитель. Мы с вами заговорили о скорости ветра, которая измеряется м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее. (Презентация)

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль.  Ветер называется умеренным если скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов.(Презентация.)

6.Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению.

7.Задание: определить направление ветра. (Презентация  )

8.Роза ветров

О направлении господствующих ветров в данной  местности можно судить по специальному графику — розе ветров. На нем отмечается число дней, в течение которых дул ветер того или иного направления. Роза ветров может быть построена на день, месяц или на год.(Презентация)

 

9.Работа со схемой на доске.

                                                        Ветры

                 Постоянные   сезонные  суточные     временные

 

10.ПОСТОЯННЫЕ ВЕТРА.

   Постоянные ветры образуются вследствие существования на Земле поясов постоянного атмосферного давления. От 30-х широт, где сформировались пояса высокого давления, к экватору — в сторону пояса низкого давления, дуют пассаты. Из областей высокого давления 30-х широт в области пониженного давления в умеренных широтах дуют постоянные ветры западного переноса. В полярных широтах господствуют полярные восточные ветры.

         Благодаря осевому вращению Земли ветры отклоняются от своего первоначального направления в Северном полушарии вправо, в Южном -влево. Например, южные ветры приобретают в Северном полушарии юго-западное направление, а в Южном полушарии — юго-восточное.

11.Видеофрагменты. Пассаты, ветры полярных широт

12.СЕЗОННЫЕ ВЕТРЫ.  На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направления два раза в год. Это – муссоны. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон. (Презентация)

13.СУТОЧНЫЕ ВЕТРЫ.   Бризы – ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время, когда контраст температуры (вода – суша) наибольший. Днем ветер дует с моря на сушу – это дневной бриз, а ночью с суши на море – это ночной бриз. Образуется этот ветер из-за разницы в атмосферном давлении над водой и сушей. Днем над водой давление выше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бризы это переменчивые ветры, с наступлением вечера они приносят прохладу, исчезает нестерпимая духота. Приток свежего воздуха придает бодрость, повышает работоспособность, улучшает самочувствие. Примером могут служить бризы господствующие летом на побережье Черного моря, многие, кто ездил летом туда отдыхать ощущали свежесть этого ветра. (Презентация)

14.Временные. В горах очень распространен фён — теплый ветер, направленный с гор в межгорные долины или предгорья. Он может вызывать сход снежных лавин, бурное таяние снегов и разлив рек. Летом фён ускоряет созревание, и, наоборот, может высушить растения, ускорить летний листопад. Часты фёны в Альпах, на Западном Кавказе, в районе Телецкого озера.

   Зимой на гористых морских побережьях может возникать холодный ветер — бора. Спускаясь с гор, вытесняет тёплый воздух .Он обрушивается с гор к морю с большой скоростью, понижает температуру воздуха и вызывает на море сильный шторм. Вода, попадая на корабли, стоящие в бухтах, замерзает и покрывает их ледяной коркой. Самой известной в нашей стране является Новороссийская бора, спускающаяся с Кавказских гор к Черному морю зимой с ноября по март. На юге Франции – мистраль. На Байкале – сарма.  (Презентация)

15.Значение ветра.

 •Ветер великий в природе работник.
Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод –

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам, и

Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго

•Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

•Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

•Ветер «съедает» горы, сглаживает их.

Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля - ветер.

III. Закрепление. Подведение итогов.

Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу:

– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
– ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
– чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
– бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
– ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
– прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
– сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
– в природе ветер может создать… (новые формы рельефа).

Д/З: Стр.99-101

Цели урока:

  • - дать понятие “ветер”, установить причины его образования;
  • - познакомить учащихся с некоторыми видами ветров, приборами позволяющими измерять направление и скорость ветра;
  • - показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком;
  • - установить состав приема построения “розы ветров”, определения направления и скорости ветра;
  • - продолжить отработку навыков сравнительного анализа.

Тип урока: изучение нового материала.

Комментарий:

Урок проводится в форме презентации. Использую один компьютер на класс, изображение с которого выводится на экран. Для достижения поставленных целей при создании презентации использовались материалы из Интернета, сканированы необходимые иллюстрации.

Ход урока

Вопросы классу: Что это?

Без рук, без ног
А дерево гнет.

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.

(Ветер)

Учитель: Это ветер. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить о ветре (сообщаются цели и задачи урока), но прежде вы должны ответить на ряд вопросов.

Ответы записать в тетрадь.

Интеллектуальная атака

  • Какую оболочку вы сейчас изучаете?
  • Что такое атмосфера?
  • Каковы свойства воздуха?
  • От чего зависит температура воздуха?
  • Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?
  • Проверяем правильность выполнения задания.

Проверь себя.

  • Атмосфера.
  • Воздушная оболочка.
  • Температура, влажность.
  • От нагревания земной поверхности.
  • Разница в температуре воздуха.

Учитель: Что такое ветер?

(обобщение ответов)

Ветер – это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного давления в область пониженного давления.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img1.jpg

Характеристики ветра: скорость (выражается в м/с, км/ч или в баллах по шкале Бофорта);

сила и направление.

Шкала Бофорта.

Интервал возможных скоростей ветра делится на 12 градаций:

- штиль(0)- полное отсутствие ветра;

- умеренный (4) - 4-5 м/с;

- ураган (12)- >20м/с, в тропических широтах до 60 м/с.

(Для иллюстрации приводятся репродукции картин И. К. Айвазовского "Штиль на море”,"Девятый вал", "Буря".

Это любопытно! (если есть время на уроке).

Френсис Бофорт родился 7 мая 1774 года в Ирландии. С 1805 года командовал военным кораблем. В 1806 году разработал шкалу в 12 баллов (от 0 до 12), которая позволяла определять силу ветра по состоянию водной поверхности и по воздействию на парусное судно. В 1812 году после тяжелого ранения он оставил море и служил гидрографом в британском адмиралтействе. В 1831 году Бофорт подготавливал знаменитое плавание “Бигля”, во время которого его шкала силы ветра была впервые применена официально. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира. В 1846 году Бофорту было присвоено звание контр-адмирала, в 81 год он вышел в отставку. Скончался сэр Фрэнсис Бофорт 17 декабря 1857 года. В его честь названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски. В 1874 году на первой Международной конференции по морской метеорологии, с целью стандартизировать проведение наблюдений было решено, что при отсутствии приборов для измерения ветра силу ветра следует оценивать в баллах по шкале Бофорта. В последующие годы шкала Бофорта уточнялась и изменялась. В современном виде шкала Бофорта была принята Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО) в 1927 году и уточнена в 1939 году.

Практическая работа с форзацем учебника.

Используя форзац учебника описать признаки одного из ветров, по выбору учащегося. Сделать краткую запись в тетради.

Вопрос классу. Почему дует ветер?

Обобщение ответов, установление причинно – следственных связей.

Вывод:

http://festival.1september.ru/articles/502241/img2.gif

Практическая работа.

Цель: Практическое применение полученных теоретических знаний по определению направления и силы ветра.

Задание: Определить направление ветра, и в каком направлении он будет сильнее.

Сделать вывод и записать в тетрадь.

758мм А - Б 760мм; 755мм А - Б 758мм;

762мм А - Б 758мм; 749мм А - Б 758мм;

Вывод: чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Постоянные ветры.

Работа с учебником.

В тексте учебника найти определение “муссона”, установить причины их образования. Обсуждение задания.

Образование муссона. Используя схемы, объяснить механизм образования муссона.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/502241/img4.JPG

Муссоны – это ветры, меняющие свое направление два раза в год - летом дуют с океана на сушу - зимой с суши на океан.

Пассаты – ветры, дующие от тропических широт к экватору.

Причина? Разность атмосферного давления.

Схема образования постоянных ветров.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img5.gif

Это любопытно! (если есть время на уроке).

Подсчитано, что если бы на нашей планете воздушные массы не перераспределялись между экватором и полюсами в процессе общей циркуляции атмосферы, то на экваторе среднегодовая температура была бы выше на 13 градусов, а в высоких широтах - ниже на 23 градуса.

Дневной бриз дует с озера на сушу.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img6.JPG

Ночной бриз дует с суши на озеро.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img7.JPG

Практическая работа.

Цель: Определить черты сходства и различий в образовании ветров.

Задание: Заполнить сравнительную таблицу “Муссоны и бриз”.

Сравниваемые черты

Муссон

Бриз

1. Причина образования

 

 

2. Территории, где встречаются?

 

 

3. Когда меняют свое направление?

 

 

4.Сколько раз меняют свое направление в течение года?

 

 

Местные ветры.

Самум – знойный ветер в пустынях.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img8.JPG

Фён – теплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img9.JPG

Это любопытно! (если есть время на уроке).

В начале мая 1935 года летний фён, дующий с Армянского нагорья в северные предгорья Кавказа, повысил температуру до + 40 С.

Однажды в Скалистых горах Соединенных Штатах Америки под действием фёна температура воздуха в течение 7 часов повысилась с – 40 С до +4 С.

В Исландии при фёнах наблюдались повышения температуры почти на 30 С за несколько часов.

Бора - сильный порывистый ветер, дующий с гор к морю или озеру.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img10.JPG

Физкультминутка.

(учащиеся встают и выходят из - за столов)

Ветер дует нам в лицо (вращение руками),
Закачалось деревцо 
(наклоны в разные стороны),
Ветерок все тише, тише 
(приседания),
Деревцо все выше, выше (
потягивание вверх).

Направление ветра.

Вопрос классу: Как определить направление ветра? Какие предметы, явления могут помочь в этом?

Обобщение ответов учащихся.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img11.JPG

Направление ветра - это направление, откуда он дует. Принято различать 8 основных румбов горизонта. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Измерение скорости ветра производят прибором – анемометром.

Направление ветра определяют с помощью флюгера, шаров – пилотов, а так же по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб, но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img12.gif

Устройство флюгера.

Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Таким образом, стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img13.JPG

Роза ветров – диаграмма направления ветров.

http://festival.1september.ru/articles/502241/img14.gif

На розе ветров указывается повторяемость направлений ветра на основных румбах.

Отрезками по лучам - румбам горизонта - откладывается количество дней, в которые преобладал ветер данного направления, а концы отрезков соединяются ломаной линией.

Повторяемость штилей показывается кружочком в центре диаграммы.

Практическая работа.

Цель: Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой.

Задание: Построить “Розу ветров” по данным собственного наблюдения, используя данные календаря погоды или приведенные данные.

В течение месяца дул ветер:

северный – 8 дней;
южный – 5 дней; 
юго-западный – 3 дня;
северо-восточный – 1 день;
северо-западный – 9 дней;
юго-восточный – 1 день;
западный – 3 дня;
штиль – 1 день.
Значение ветра.

Вопрос классу: Как вы думаете, каково значение ветра в природе. Какую роль играет ветер в жизни человека?

Обобщение ответов учащихся.

Ветер играет большую роль, а именно:

- перенос влаги на материки;

- способствует образованию морских течений;

- источник энергии – мельницы, двигатели, парусники.

Для закрепления полученных знаний и проверке степени усвоения материала поведем викторину.

Предлагаю ответить на вопросы викторины и ответы записать в тетрадь.

Викторина

  1. Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
  2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  3. Прибор для определения атмосферного давления.
  4. Прибор для определения температуры воздуха.
  5. Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей.
  6. Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.
  7. Нижний слой воздушной оболочки Земли.
  8. Сила, с которой воздух давит на поверхность.

Предлагаю сравнить правильность ответов на вопросы викторины.

Проверь себя.

  • Бриз.
  • Ветер.
  • Барометр.
  • Термометр.
  • Стратосфера.
  • Амплитуда.
  • Тропосфера.
  • Атмосферное давление.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Комментирование домашнего задания.

Домашнее задание.

Параграф – 38.

Оформить на листе формата А-4 подборку пословиц, поговорок, песен, стихов, народных примет, в которых упоминается ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока природоведения по теме "Ветер и почва"

дать понятие о почве, о её составе и свойствах, об отличии почвы от горных пород;                       продолжить формирование умений работать с учебником и лабораторным оборудованием;               ...

Урок:"Ветер"

Данный урок включает практическую часть, терминалогию, а также занимательную географию...

Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"

Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....

конспект урока по теме Ветер в 6 классе

Изучение новой темы, использование стихов....

Математическое путешествие по следам ветерана

Дәресләрдә, класстан тыш чараларда Интернеттан файдалану, дәресләрне компьютер презентацияләреннән файдаланып үткәрү укучыларның белем алу процессын кызыклы, мавыктыргыч итү юлларының кайберләре...

Ветер.

Презентация к уроку в 6 классе....

Урок по теме "Атмосферное давление и ветер"

Урок из курса географии 6 кл. с использованием электронного учебника. Урок комбинированного типа. Большое внимание на данном уроке уделялось составлению схем причинно-следственных связей, а также были...