Рабочая программа по географии 6 класс
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)

Ильина Людмила Ивановна

Рабочая программа по географии, 6 класс, Полярная звезда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_kl.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного  общего образования (для 5-9классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Рабочая программа

по географии, 6  класс

2021 -2022учебный год

Предмет: География

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Л.И. Ильина

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по учебному предмету «География» для 6 класса  разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 - требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

 - примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- учебного плана МБОУ «Ватинская ОСШ»;

- на основе Примерной основной образовательной  программы основного общего образования,  программы курса «География 5-9 классы» под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной к учебникам линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2013 г.

- Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Содержание  учебного предмета  «География»  реализуется за счет использования следующего учебно-методического комплекса (далее УМК), утвержденного  Приказом Министерством образования и науки РФ   № 253  от 31.03.2014 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»:

-«Методические рекомендации к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной»- «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2017 г.

-  учебник «География» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов  А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной предметной  линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2019 г.

Атлас. «География», контурная карта-6 класс.

-«Рабочая тетрадь к учебнику -тренажер В.В. Николиной, Е.К. Липкиной предметной  линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2020 г.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Ватинская ОСШ» на 2021-2022 учебный год на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные:

Выпускник 6 класса  научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать,  обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 6 класса  получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

 2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  читать географические карты;

4.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

5.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

7.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

8.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

9.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными  географическими объектами и  населением Земли.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно  оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально  оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2.   Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  11.  Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  12.  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

     13) Формирование ответственного отношения к учению.

     14) Формирование основ экологической культуры.

В результате изучения курса «География. 6 класс» ученик должен:

Знать/понимать:

• состав, строение оболочек Земли,

 • основные географические явления, происходящие в них,

• изменения ,происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,

• географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

• показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу - географические объекты;

• обозначать и надписывать их на контурной карте,

• давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,

• находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета;

• приводить примеры: крупнейших географических объектов на Земле, в России, в своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры, источников загрязнения геосфер; использования и охраны природных ресурсов;

• составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи, описание образа природных объектов,

• описывать природные объекты по типовому плану,

• определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в Коллекциях);

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

Тема 1. Гидросфера-водная оболочка Земли-  (11ч).

Состав и строение гидросферы.   Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.  Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.  Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане   Речная система. Питание и режим рек.

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».

Практические работы:

№1. Описание океана и моря по плану.

 № 2. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов...

№ 3. Выполнение проектного задания.

№ 4. Описание реки  Оби по плану

№5. Описание озера по плану.

Контрольная работа №1  по теме «Гидросфера- водная оболочка Земли»

Тема 2. Атмосфера –воздушная оболочка Земли(11 ч).

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.  Части атмосферы.

Тепло в атмосфере.  Атмосферное давление.  Ветер.  Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.

Климат   и   климатические   факторы.  Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».

Практические работы:

№ 6 Составление схемы «Состав атмосферы».

№7.  Вычерчивание графиков суточного  изменения температуры.

№ 8. Решение задачна определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой

№9. «Измерение атмосферного давления с помощью барометра».

№10. Вычерчивание графиков «роза ветров»

.№11.  Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха.

№12. Наблюдение за облаками.

.№13.  Описание  по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы.

№14. Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

Контрольная работа №2 по теме «Атмосфера –воздушная оболочка Земли»

 Тема 3. Биосфера –живая оболочка Земли(4 ч)

 Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».

Практические работы.

№15 Работа с коллекцией почв.

Тема 4. Географическая оболочка Земли (9 ч)

Понятие «географическая оболочка».  Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт».  Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».

Практические работы.

№16. Составление  схемы  основных видов культурных ландшафтов.

Контрольная работа №3по теме «Биосфера. Географическая оболочка Земли»

Учебно- тематический план

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Контр.

работ

Практических

работ

1

Тема 1. Гидросфера- водная оболочка Земли

11

1

5

2

Тема 2. Атмосфера –воздушная оболочка Земли

11

1

9

3

Тема 3. Биосфера –живая оболочка Земли

3

0

1

4

Тема 4. Географическая оболочка Земли

9

1

1

Итого

34

3

16


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№п.п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. Гидросфера- водная оболочка Земли (11 часов)

1

Состав и строение гидросферы.

1

2

Мировой океан.

П/р. №1Описание океана и моря по плану.

1

3

Мировой океан.

П/Р. №2Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов..

1

4

Решение практических задач по карте.

П/Р. 3. Выполнение проектного задания.

1

5

Воды океана.

1

6.

Реки Земли.

1

7.

Реки Земли.

П/Р.№4 Описание реки  Оби по плану

1

8.

Озера и болота.  

П/Р.№5 Описание озера по плану.

1

9.

Подземные воды и ледники.

1

10.

Гидросфера и человек.

1

11.

Контрольная работа №1  по теме «Гидросфера- водная оболочка Земли»

1

Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11 часов

15.11

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (22 часа)

12.

Состав и строение атмосферы.

П/Р. №6 Составление схемы «Состав атмосферы».

1

13.

Тепло в атмосфере.

П/Р.№7.  Вычерчивание графиков суточного  изменения температуры.

1

14.

Тепло в атмосфере.

П/Р. №8. Решение задачна определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой

1

15.

Атмосферное давление.

П/Р  №9. «Измерение атмосферного давления с помощью барометра».

1

16.

Ветер.

П/Р. №10. Вычерчивание графиков «роза ветров»

17.

Вода в атмосфере.

П/р.№11.  Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха.

1

18.

Атмосферные осадки.

П/Р. №12. Наблюдение за облаками. ПРОЕКТ.

1

19.

Погода и климат

1

20.

Наблюдение за погодой. Карты погоды.

П/Р.№13.  Описание  по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы.

1

21.

Атмосфера и человек.

П/Р. №14. Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. ПРОЕКТ.

1

22.

Контрольная работа №2. по теме «Атмосфера»

1

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли– 3 часа.

23.

Биосфера – земная оболочка.

24.

Почва как особое природное образование.

П/Р №15 Работа с коллекцией почв.

1

25.

Биосфера – сфера жизни.

1

Тема 4. Географическая оболочка Земли – 9 часов.

26

Географическая оболочка Земли. Что такое географическая оболочка?

Свойства географической оболочки

1

27

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность, высотная поясность.

1

28

Природные зоны Земли

1

29.

Природные зоны Земли

1

30.

Культурные ландшафты.

П/Р. №16. Составление  схемы  основных видов культурных ландшафтов.

31.

Контрольная работа №4 по теме «Географическая оболочка Земли»

1

32

Обобщающее повторение

1

33

Обобщающее повторение

1

34

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...