Рабочая программа по географии 5 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс)

Ильина Людмила Ивановна

Рабочая программа по географии 5 класс. Полярная звезда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5_kl_1.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного  общего образования (для 5-9классов)

 приказ № 122/2 от 31.08.2021 г

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Рабочая программа

по географии, 5   класс

2021 -2022 учебный год

Предмет: География

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Л.И. Ильина

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 - требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

 - примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- на основе Примерной основной образовательной  программы основного общего образования,  программы курса «География 5-9 классы» под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной к учебникам линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2013 г.

- Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа»

В данном курсе используется:

-«Методические рекомендации к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной»- «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2017 г.

-  учебник «География» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной предметной  линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2019 г.

-Атлас. «География», контурная карта, -5 класс.

-«Рабочая тетрадь к учебнику- тренажер  В.В. Николиной, Е.К. Липкиной предметной  линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2020 г.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Ватинская ОСШ» на 2021-2022 учебный год на изучение географии в 5 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.  

Основные цели: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.   Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».

Предметные результаты:

  • – осознание роли географии в познании окружающего мира:
  • – объяснять роль различных источников географической информации.
  • – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
  • – объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • – формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
  • – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
  • – использование географических умений:
  • – находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • – применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
  • – использование карт как моделей:
  • – определять на карте местоположение географических объектов.
  • – понимание смысла собственной действительности:
  • – определять роль результатов выдающихся географических открытий;
  • – использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • – приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Достижение метапредметных результатов обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
  • многообразие современного мира;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

В учебнике  5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

 Планируемые результаты: В результате изучения курса «География. 5 класс» обучающийся должен: Уметь  приводить примеры географических следствий движения Земли- называть

 (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;  показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодовприводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их

.  классификацию карт по назначению, масштабу и охвату территории;

  читать план местности и карту;

  производить простейшую съемку местности;

  работать с компасом, картой;

  называть и показывать по карте основные географические объекты;

  наносить на контурную карту и правильно подписывать географические

объекты;

Знать/понимать  объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть,

 параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы;  элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

  основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее

 выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;  классификацию карт по назначению, масштабу и охвату территории;

  Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины;

  методы изучения земных недр;

  основные формы рельефа суши и дна океана;

Содержание программы

     Введение.(1 час) Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

      Раздел 1.На какой Земле мы живем (4 часа) (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

      География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

       Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

      Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

      Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

      Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

  Раздел 2. Планета Земля (5 часов)  Движения Земли и их следствия.

      Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

      Раздел 3. План и карта (10 часов)

        Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Практическая работа №1 «Построение плана местности»

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

Контрольная работа № 2. «План и карта»

       Раздел 4.Человек на Земле ( 4 часа)Как люди заселяли Землю. Расы и народы.

Практическая работа №3  «Сравнение стран мира по политической карте»

       Раздел 5.  Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов). Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли.

Практическая работа №4   « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Обучающиеся должны знать (понимать):
  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в Мировом океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.
  1. Обучающиеся должны уметь:
  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую инфолрмацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированныхзадач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры географических объектов;
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

  1. Учащиеся должны называть и показывать:
  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

4. Приводить примеры:

  • различных видов морей;
  • различия природы материков.

5. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • специфику природы материков и океанов по географической карте;
  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

6. Описывать географические объекты.

7. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Учебно-тематический план

Перечень и название раздела и тем курса

Кол-во часов

 Основные виды учебной деятельности  

Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать

1

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Раздел 1.На какой Земле мы живем

4

Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности

Раздел 2. Планета Земля

5

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.

Раздел 3.План и карта

10

Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа

Раздел 4.Человек на Земле

4

Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности

Раздел 5.Литосфера – твердая оболочка Земли

10

Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах.

Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности.

Итого

34

Календарно – тематическое планирование

№п/п

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать- 1 час

1.

1.

Зачем нам география и как мы её будем изучать.

1 час

7.09

Раздел 1.На какой Земле мы живем (4 часа)

Земля и её изображение (5 часов)

2

1.1

Как люди открывали Землю (1)

1

14.09

3.

1.2

Как люди открывали Землю (2)

1

21.09

4.

1.3

Российские путешественники

1

28.09

5.

1.4

География сегодня

1

5.10

Раздел 2. Планета Земля (5 часов)

6.

2.1

Мы во Вселенной

1

12.10

7

2.2

Движения Земли

1

19.10

8.

2.3

Солнечный свет на Земле

1

26.10

9.

2.4

Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живем. Планета Земля».

1

9.11

10.

2.5

Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

1

16.11

Раздел 3.План и карта(10 часов)

11.

3.1.

Ориентирование на местности

1

23.11

12.

3.2

Земная поверхность на плане и карте (1)

1

30.11

13.

3.3

Земная поверхность на плане и карте (2)

1

7.12

14.

3.4

Учимся с«Полярной звездой» Практическая работа №1 «Построение плана местности» 

1

14.12

15.

3.5

Географическая карта

1

21.12

16.

3.6

Градусная сетка

1

17.

3.7

Географические координаты (1)

1

18.

3.8.

Географические координаты (2)

1

19.

3.9

Учимся с «Полярной звездой"

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

1

20.

3.10

Контрольная работа № 2. «План и карта»

Раздел 4.Человек на Земле (4 часа)

21.

4.1

Как люди заселяли Землю

1

22.

4.2

Расы и народы

1

23.

4.3

Учимся с «Полярной звездой»

Практическая работа №3  «Сравнение стран мира по политической карте»

1

24.

4.4

Обобщение по теме «Человек на Земле»

1

Раздел 5.Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов)

25.

5.1

Земная кора – верхняя  часть литосферы

1

26.

5.2

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

27.

5.3

Движения земной коры (1)

1

28.

5.4

Движения земной коры (2)

1

29.

5.5

Рельеф Земли. Равнины.

1

30.

5.6

Рельеф Земли. Горы

1

31.

5.7

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4                             « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

1

32.

5.8

Литосфера и человек.

1

33.

5.9

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

1

34.

5.10

Обобщающее  повторение изученного материала. Заключительный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...