рабочая программа по географии 7 класс
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс)

Ильина Людмила Ивановна

рабочая программа по географии 7 класс, Полярная звезда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_7_kl.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного  общего образования (для 5-9классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Рабочая программа

по географии, 7  класс

2021 -2022 учебный год

Предмет: География

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Л.И. Ильина

Вата 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по учебному предмету «География» для 7 класса  разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 - требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

 - примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- учебного плана МБОУ «Ватинская ОСШ»;

- на основе Примерной основной образовательной  программы основного общего образования,  программы курса «География 5-9 классы» под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной к учебникам линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2013 г.

- Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Содержание  учебного предмета  «География»  реализуется за счет использования следующего учебно-методического комплекса (далее УМК), утвержденного  Приказом Министерством образования и науки РФ   № 253  от 31.03.2014 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»:

-«Методические рекомендации к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной»- «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2020 г.

-  учебник «География» для 7 класса общеобразовательных учреждений авторов  А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной предметной  линии «Полярная звезда»,  Москва «Просвещение»-2020 г.

Атлас. «География», контурная карта-7 класс.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Ватинская ОСШ» на 2021-2022 учебный год на изучение географии в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами. Доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы. Выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации. Компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

 9) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позиции партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса «География. Страны и континенты. 7 класс» обучающийся должен:

Уметь  описывать природные зоны;

  обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

  выявлять и описывать на основе карт и других источников информации

 характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;  показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;

  Оценивать географическое положение материков и отдельных стран;

  Оценивать изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;  

  • Оценивать жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;

  Знать географические путешествия по материкам;

  Знать современные проблемы отдельных стран и материков.

  Знать виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

 Знать главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа,  

Понимать особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;  

Знать население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Знать/понимать  материки, океаны – крупные природные комплексы земли;

  особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;  

виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;  главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии:

основные формы рельефа,  особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир;

 природные зоны материков;  население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения континента.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение (3 часа)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Географические карты.

Практическая работа № 1 «Описание одного из видов особо охраняемых территорий». Практическая работа № 2 «Анализ фотографий».

Практическая работа № 3 «Анализ карт атласа»

Раздел 2. Человек на Земле (7 часов)

Численность населения Земли, её изменение во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли. Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения, её изменение во времени. Карта плотности населения. Неравномерное размещение населения мира. Факторы влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность человека в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда. Народы и религии мира. Языковые семьи. Самые многочисленные народы. География языков и народов. Карта народов мира. Мировые и национальные религии их география. Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география. Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города. Заселение Земли человеком. Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Практическая работа № 4 «Изучение населения по картам и диаграммам»

Практическая работа № 5 «Анализ карты «Народы и плотность населения мира».

Практическая работа № 6 «Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира".

Контрольная работа № 1 по теме «Население Земли»

Раздел 3. Природа Земли (15 часов)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Реки Земли —их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Значение атмосферы для жизни на Земле. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Флора и фауна нашей планеты.

Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте крупных платформ и горных систем». Практическая работа № 8 «Определение по карте закономерностей размещения полезных ископаемых» Практическая работа № 9 «Анализ карты среднегодового количества осадков»

Практическая работа № 10 «Анализ карты «Климатические пояса Земли».

Практическая работа №11 «Описание одного из климатических поясов по плану»

Практическая работа № 12 «Характеристика течения Западных ветров по плану»

Практическая работа № 13 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер мира»

Практическая работа № 14 «Поиск информации в интернете».

Контрольная работа № 2 по теме «Природа Земли»

Раздел 4. Природные комплексы и регионы. (6 часов)

Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и впадин океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера. Океаны земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Практическая работа № 15 «Описание природных зон».

Практическая работа № 16 «Описание океана по плану»

Практическая работа № 17 «Сравнение океанов»

 Практическая работа № 18 «Установление сходства и различия материков»

Раздел 5. Материки и страны. (35 часа).

Типовая характеристика каждого материка: Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие её факторы. Зональные природные комплексы материков. Открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Историкогеографические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотностинаселения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельностьчеловека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природнохозяйственные регионы материков. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

Практическая работа № 19 «Определение координат и протяженности Африки».

Практическая работа № 20 «Описание по климатическим картам климата отдельных пунктов» Практическая работа № 21 «Описание Египта по типовому плану»

Практическая работа № 22«Определение по карте географического положения»

Практическая работа № 23 « Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия» Практическая работа № 24 «Описание Амазонки по плану»

Практическая работа № 25 «Описание страны».

Практическая работа № 26 «Сравнительная характеристика природных богатств гор и равнин»

Итоговая контрольная работа №3

Заключение (2 часа)

 Глобальные проблемы человечества

Учебно- тематический план

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практических

работ

Контрольных

работ

1

 Раздел 1. Введение

3

3

0

2

Раздел 2. Человек на Земле

7

3

1

3

Раздел 3. Природа Земли

15

8

1

4

Раздел 4. Природные комплексы и регионы

6

4

0

5

Раздел 5. Материки и страны

35

8

1

6

Заключение

2

Итого

68

26

3


№п.п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Радел 1. Введение (3 часа)

1

Как мы будем изучать географию в 7 классе Практическая работа № 1 «Описание одного из видов особо охраняемых территорий»

1

2

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 2 «Анализ фотографий»

1

3

Географические карты Практическая работа № 3 «Анализ карт атласа»

1

Раздел 2. Человек на Земле ( 7 часов)

4

Как люди заселяли Землю

1

5

Население современного мира

Практическая работа № 4 «Изучение населения по картам и диаграммам»

1

6

Народы, языки и религии Практическая работа № 5 «Анализ карты «Народы и плотность населения мира».

1

7.

Города и сельские поселения

1

8.

Страны мира

1

9.

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа № 6 «Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира".

1

10

Контрольная работа № 1 по теме «Население Земли»

Раздел 3. Природа Земли (15ч)

11

Развитие земной коры

1

12

Земная кора на карте Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте крупных платформ и горных систем».

1

13

Природные ресурсы земной коры Практическая работа № 8 «Определение по карте закономерностей размещения полезных ископаемых»

1

14

Температура воздуха на разных широтах

1

15

Давление воздуха и осадки на разных широтах Практическая работа № 9 «Анализ карты среднегодового количества осадков»

1

16

Общая циркуляция атмосферы

1

17

Климатические пояса и области Земли

Практическая работа № 10 «Анализ карты «Климатические пояса Земли».

1

18

Климатические пояса и области Земли

Практическая работа №11 «Описание одного из климатических поясов по плану»

1

19.

Океанические течения Практическая работа № 12 «Характеристика течения Западных ветров по плану»

1

20.

Реки и озёра Земли Практическая работа № 13 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер мира»

1

21.

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа № 14 «Поиск информации в интернете».

1

22.

Расти тельный и животный мир Земли

1

23

Почвы

1

24

Обобщающий урок по теме «Природа Земли»

1

25

Контрольная работа № 2 по теме: «Природа Земли»

1

Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч)

26

Природные зоны Земли

Практическая работа № 15 «Описание природных зон».

1

27

Океаны

Практическая работа № 16 «Описание океана по плану»

1

28

Океаны Практическая работа № 17 «Сравнение океанов»

1

29

Материки

Практическая работа № 18 «Установление сходства и различия материков»

1

30

Как мир делится на части и как объединяется

1

31

Обобщающее повторение

Тема 4. Материки и страны  (35 час)

32

Африка: образ материка Практическая работа № 19 «Определение координат и протяженности Африки».

1

33

Африка: путешествие Практическая работа № 20 «Описание по климатическим картам климата отдельных пунктов»

1

34

Африка: путешествие

1

35

Египет Практическая работа № 21 «Описание Египта по типовому плану»

1

36

Учимся с «Полярной звездой»

1

37

Австралия: образ материка Практическая работа № 22«Определение по карте географического положения»

1

38

Австралия: путешествие

Практическая работа № 23 « Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия»

1

39

Антарктида

1

40

Южная Америка: образ материка

1

41

Южная Америка: образ материка

1

42

Латинская Америка в мире

1

43

Южная Америка: путешествие Практическая работа № 24 «Описание Амазонки по плану»

1

44

Южная Америка: путешествие

1

45

Бразилия Практическая работа № 25 «Описание страны».

1

46

Северная Америка: образ материка

1

47

Англо-Саксонская Америка

1

48

Северная Америка: путешествие Практическая работа № 26 «Сравнительная характеристика природных богатств гор и равнин»

1

49

Северная Америка: путешествие

1

50

Соединённые Штаты Америки

1

51

Евразия: образ материка

1

52

Евразия: образ материка

1

53

Европа в мире

1

54

Европа: путешествие

1

55

Европа: путешествие

.

1

56

Германия

1

57

Франция

1

58

Великобритания

1

59

Азия в мире

1

60

Азия-путешествие

1

61

Азия-путешествие

1

62

Китай

1

63

Индия

1

64-65

Обобщение по теме «Материки и страны»

2

66

Итоговая контрольная работа

1

Тема 5. Заключение (2 часа)

67

Глобальные проблемы человечества

1

68

Обобщающее повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...