Рабочая программа по географии 10 класс (углубленный уровень)
рабочая программа по географии (10 класс)

Логутенкова Олеся Владимировна

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на углубленном уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_10.docx56.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5» г. Рославля

РАССМОТРЕНА  

на заседании  ШМО (МС).

Протокол от __________20___ № ____

ПРИНЯТА

на заседании  педагогического совета школы  

Протокол от ________ 20___г. № ____

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МБОУ   «Средняя школа № 5»

Протокол от ___________20___№_____                      

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

на 2019- 2020 учебный год

по  географии

(углубленный уровень)

          Класс  10

          Количество часов на год всего 102 ч.;  

          в неделю  .

          Плановых контрольных работ   , зачетов   , тестов  ,

            практических работ  26 ,

          проектов 6,

          Количество административных контрольных работ  2.

     

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе

- примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

- авторской программы Бахчиевой О.А. Экономическая и социальная география мира (Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: программа: 6 - 11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011),

УМК

 - Учебник: Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2018.

Географический атлас. 10-11 классы. - М.: Издательский центр «Вентана – Граф»,, 2018.

  - Книга для учителя

Интерактивный курс географии «География.10 класс». Автор Глазунова Т.С., Кузнецов А.П.. издательство Просвещение, М. 2008

- Дидактические материалы по географии для 10  класса. Дидактические материалы КИМ, Е.А. Жижина, Вако,2011г

 - Дополнительная литература

В.А. Низовцев: «Школьные олимпиады. Географии», Айрес – пресс /2006

Холина В.Н. География челоческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 кл. школ с угл.изучением гуманит. предм., 2005.

Логутенкова Олеся Владимировна, учитель географии, высшая  квалификационная  категория                                                              

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на углубленном уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические

 Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

 Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

 Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

 Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать еѐ в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

 Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для еѐ достижения, выбирать пути решения этих задач;

 Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;

 Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;

 Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Выпускник получит понимать:

 основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговы й оборот;

 традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;

 особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

 численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

 основные направления внешних и внутренних миграций;

 проблемы современной урбанизации;

 географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

 географические аспекты глобальных проблем человечества.

Выпускник научится:

 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

 применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

 описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

 составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

 для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

 для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно - ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира». Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-

экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. С утверждением стандарта среднего (полного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реализовать, с одной стороны, базовый уровень, а с другой - удовлетворить интересы профильной средней школы. Предлагаемая программа ориентирует учителя на базовый уровень среднего (полного) общего образования по географии. Данный уровень позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения, обязывает уделять внимание нормализации учебной нагрузки учащихся.

По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса признано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.

Структура курса «Экономическая и социальная география мира» следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности.

Введение

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).

Часть I. Общий обзор современного мира  

Тема 1. Политическое устройство мира  

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжѐнности. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.

Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Тема 2. Природа и человек в современном мире  

Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.

Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчѐт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.

География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.

Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Тема 3. География населения мира  

Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, еѐ особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.

Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.

Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.

Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.

География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).

Тема 4. Мировое хозяйство и география основных отраслей

Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.

Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.

Понятие о глобализации и еѐ движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трѐхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.

Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, еѐ главные направления.

Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации.

Новые факторы размещения: наукоѐмкость, экологический.

Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.

Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и

морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты еѐ географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.

Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чѐрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.

Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса еѐ размещения. Мировая текстильная промышленность, еѐ главные регионы. Промышленность и окружающая среда.

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелѐной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, еѐ масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.

Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.

Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и еѐ формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).

Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).

Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.

виями

Тема 5. Россия в современном мире

Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.

Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях.

Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.

Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и еѐ задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства, перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства – как главные пути к повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Характеристика основных видов  учебной деятельности ученика (на уровне универсальных учебных действий)

1

Введение

6

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать различные элементы; называть предмет изучения курса, особенности построения учебника, основные группы карт и их свойства; показывать материки, части света, океаны, острова.

Регулятивные: самостоятельно определять цели и задачи урока, выдвигать версии, работать по плану;

Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников; участвовать в дискуссии по поставленной проблеме; активно вступать в диалог;

Личностные: формирование познавательного интереса к географии; ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию, осознанному выбору жизненных целей и смыслов с учетом областей познавательного интереса.

2

Раздел 1. Общий обзор современного мира

96

3

Политическое устройство мира

7

Определять этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира. Уметь: Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации;

4

Природа  и человек в современном мире

19

Выявлять особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

5

Население мира

12

Устанавливать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

6

Мировое хозяйство и география основных отраслей

56

Определять  географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Уметь оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства. степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

7

Россия в современном мире

2

Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение

географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально- экономическим событиям международной жизни.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание  (описание причин корректировки)

План

Факт

          Введение

6

1

Экономическая и социальная география в системе географических наук

1

2

Методы географических исследований  (лекция)

1

 

3

П. р № 1: Составление сравнительной географической характеристики пространства России, Китая и США

1

4

Моделирование в географии (семинар)

1

Геоинформационные системы (практикум) П. р № 2: Составлять характеристики своего региона, города с использованием информационных порталов ГИС

1

5

Космический мониторинг Земли (практикум)

1

Раздел I. Общий обзор современного мира

96

Тема: «Политическое устройство мира»

7

6

Многообразие стран современного мира (урок-практикум) П. р № 3:  Составление классификаций стран мира по различным признакам

1

7

Формы правления и административно-территориального устройства (урок-практикум) П. р № 4: Исследование «Распад мировых колониальных империй»

1

8

Типология стран современного мира (семинар)

1

9

Составление многопризнаковой классификации стран (практикум)

1

10

Этапы формирования современной политической карты мира (лекция)

1

11

Особенности современной политической карты мира (семинар)

1

12

Земля — планета Солнечной системы (лекция)

1

Тема: «Природа  и человек в современном мире»

19

13

Учение о географической оболочке (семинар)

1

14

Природные комплексы (семинар) П. р № 5: Составление комплексного физико-географического описания взаимосвязей между компонентами природного комплекса на определённой территории (на примере своей
местности и территории мира по выбору)

1

15

Географическая среда и человек (лекция)

1

16

Антропогенные изменения природной среды (семинар)

1

17

Ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран мира (практикум)

1

18

Природно-ресурсный потенциал (практикум) П. р № 6: Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран мира

1

19

Особо охраняемые природные территории

1

20

География минеральных природных ресурсов (семинар)

1

21

География основных видов минеральных ресурсов (практикум) П. р № 7: Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания

1

22

Земельные ресурсы мира (семинар)

1

23

Лесные ресурсы (семинар) П. р № 8: Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами

1

24

Мировые водные ресурсы (урок-лекция) П. р № 9: Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами

1

25

Ресурсы Мирового океана (семинар) П. р № 10: Характеристика основных видов ресурсов одного океана (по выбору)

1

26

География неисчерпаемых природных ресурсов (семинар)

1

27

Агроклиматические ресурсы мира (практикум)

1

28

Экологическая проблема — глобальная проблема человечества (урок-семинар)

1

29

Экологические проблемы (семинар)

1

30

Эколого-географический мониторинг (практикум) П. р №11: Дешифрирование по космической съёмке:

а) районов массовой вырубки лесов;

б) сельскохозяйственных земель, подвергающихся интенсивной эрозии почв и овражному размыву;

в) массивов развеваемых песков, «разбитых» неумеренным выпасом скота в степях и полупустынях;

г) участков вторичного засоления почв в районах орошаемого земледелия; д) дымовых шлейфов в атмосфере, образованных выбросами промышленных и энергетических предприятий;

е) участков антропогенного загрязнения вод в морях, озёрах, водохранилищах

1

31

Географический прогноз развития региона (практикум) П. р № 12: Проведение на основе работы с данными СМИ своего региона (города) комплексного исследования экосистем

1

32

Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Природа и человек в современном мире»

1

Тема: «Населения мира»

12

33

Изменение численности населения мира и воспроизводство населения (лекция) П. р № 13: Построение схемы-графика «Изменение численности населения»

1

34

Демографическая политика (семинар)

1

35

Состав населения (практикум) П. р № 14: Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору)

1

36

Состав
населения мира (практикум)
 П. р № 15: Проблемы занятости и безработицы в странах мира

1

37

Этнический состав населения мира (семинар) П. р № 16:  Рабочие языки ООН и других международных организаций

1

38

Религиозный состав населения мира (семинар)

1

39

Историко-культурное районирование современного мира

1

40

Расселение населения (практикум) П. р № 17: Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий

1

41

Миграции населения

1

42

Городское и сельское население (практикум) П. р № 18: Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира

1

43

Проблемы населения современного мира (семинар)

1

44

Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Население мира»

1

Тема: «Мировое хозяйство и география  основных отраслей»

56

45

Мировое хозяйство, этапы его развития (лекция)

1

46

Международное географическое разделение труда (семинар) П. р № 19: Географические аспекты развития ТНК

1

47-48

НТР и мировое хозяйство (лекция) П. р № 20: География мировых технополисов и наукоградов

2

49-50

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства (семинар) П. р № 21: Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными ресурсами

2

51-52

Территориальная структура мирового хозяйства (семинар) П. р № 22:  Оценка географического положения как фактора развития страны (региона)

2

53

Мировая промышленность (лекция)

1

54-56

Топливная промышленность (лекция) 

3

57-58

География топливной промышленности (практикум) П. р № 23:  Анализ экономических карт мира.

Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа

2

59-61

Энергетика мира (семинар)

3

62-64

Мировая металлургия (лекция)

3

Карантин с 14.02.2020 по 20.02.2020

65-67

География мировой цветной металлургии и производства благородных металлов

3

68-70

Машиностроение (лекция)

3

71

Новейшие отрасли машиностроения (семинар)

1

72-74

Мировая химическая промышленность (лекция)

3

75-77

Производство строительных материалов и лесная промышленность (семинар)

3

Каникулы с 19.03.2020

78-81

Лёгкая и пищевая промышленность мира
(семинар)

3

82

Сельское хозяйство (семинар)

1

83-84

Растениеводство (семинар)

2

85-86

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда (семинар)

2

87

Сельское хозяйство и окружающая среда

1

88-89

Мировой транспорт (лекция) П. р № 24: Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран

2

90-91

Развитие отдельных видов транспорта

2

92-93

Мировая торговля и сфера услуг (семинар)

2

94-95

Международный туризм П. р № 25: Проект. Развитие туризма в своём районе (области)

2

96-97

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира (семинар) П. р № 26: Выявление международной специализации крупнейших стран и регионов мира

2

98

Обобщение и контроль усвоения основного содержания и основных видов учебных действий темы «Мировое хозяйство и география основных отраслей»

1

99

Промежуточная аттестация

1

Тема: «Россия в современном мире»

2

100

Россия в современном мире

1

101

Интеграционные группировки с участием России

1

102

Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Алгебра 9 класс (углубленное изучение)

Рабочая прграмма по алгебре, 9 класс.  Учебник для кассов и школ с углубленным изучением математики Н.Я. Виленкин и др....

Рабочая программа курса «География. Землеведение» (базовый уровень) 6- класс с региональным компонентом

Календарно – тематическое планирование по курсу 6 класса «География.  Землеведение» (34 ч) + «Краеведение» (34ч). по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О...

Рабочая программа 8-9 класс углубленный уровень ФКГОС к УМК Афанасьева О.В.

Сквозная рабочая программа 8-9 класс включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование и календарно-поурочное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 8 КЛАССА (УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ), СТАРЛАЙТ 8

рабочая програма для 8 класса составлена для школ с углубленным изучением английского языка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии (Экономическая и социальная география мира) 10-11 класс. (Базовый уровень)

Рабочая программа данного курса соответстует образовательному стандарту и полностью реализует Федеральный компонент среднего образования в 10-11 классах...

Рабочая программа по географии 10 класс(углубленное изучение) по учебнику Домогацких Е.М,

В социально-экономическом профиле идет углубленное изучение географии, где отводится 2 часа в неделю. Представляю рабочую программу по географии по учебнику Домогацких....