Рабочая программа по географии 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по географии (11 класс)

Логутенкова Олеся Владимировна

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_11.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5» г. Рославля

РАССМОТРЕНА  

на заседании  ШМО (МС).

Протокол от __________20___ № ____

ПРИНЯТА

на заседании  педагогического совета школы  

Протокол от ________ 20___г. № ____

УТВЕРЖДЕНА

приказом по МБОУ   «Средняя школа № 5»

Протокол от ___________20___№_____                      

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

на 2019- 2020 учебный год

по  географии

(базовый уровень)

          Класс  11

          Количество часов на год всего 34 ч.;  

          в неделю  .

          Плановых контрольных работ  , зачетов  , тестов  ,

          практических работ  8 ,

          экскурсий  ,

          проектов 2,

          Количество административных контрольных работ  .

     

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе

- примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

- авторской программы Бахчиевой О.А. Экономическая и социальная география мира (Летягин А.А., Душина И.В. и др. География: программа: 6 - 11 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011),

УМК

 - Учебник: Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2018.

Географический атлас. 10-11 классы. - М.: Издательский центр «Вентана – Граф»,, 2018.

  - Книга для учителя

Интерактивный курс географии «География.10 класс». Автор Глазунова Т.С., Кузнецов А.П.. издательство Просвещение, М. 2008

- Дидактические материалы по географии для 10  класса. Дидактические материалы КИМ, Е.А. Жижина, Вако,2011г

 - Дополнительная литература

В.А. Низовцев: «Школьные олимпиады. Географии», Айрес – пресс /2006

С.Г. Зубова: «Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях»,  

Глобус /2009

В.Н. Андреева: «Предметная неделя географии в школе»,Феникс / 2007

Логутенкова Олеся Владимировна, учитель географии, высшая  квалификационная  категория                                                              

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические

 Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

 Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

 Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

 Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать еѐ в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

 Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для еѐ достижения, выбирать пути решения этих задач;

 Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;

 Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;

 Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Выпускник получит понимать:

 основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговы й оборот;

 традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;

 особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

 численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

 основные направления внешних и внутренних миграций;

 проблемы современной урбанизации;

 географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

 географические аспекты глобальных проблем человечества.

Выпускник научится:

 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

 применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

 описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

 составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

 для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

 для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно - ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира». Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-

экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. С утверждением стандарта среднего (полного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реализовать, с одной стороны, базовый уровень, а с другой - удовлетворить интересы профильной средней школы. Предлагаемая программа ориентирует учителя на базовый уровень среднего (полного) общего образования по географии. Данный уровень позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения, обязывает уделять внимание нормализации учебной нагрузки учащихся.

По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса признано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам. Структура курса «Экономическая и социальная география мира» следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности.

Раздел 1.Региональная характеристика мира (31ч) Зарубежная Европа

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Зарубежная Азия, Австралия и Океания

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Африка

Африка «Визитная карточка» региона. Деление Африки на субрегионы. ЮАР. Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Северная Америка

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно

– ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Латинская Америка

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Россия в современном мире

Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

    Глобальные проблемы их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы, и пути их решения. Проблема

сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические работы

1. «Характеристика ЭГП страны (по выбору)»

2. «Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах»

3. «Сравнение средней плотности населения двух стран Азии (по выбору)»

4.«Составление сравнительной характеристики двух стран Азии (по выбору) на основе различных источников информации»

5  « Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору)»

6 «Определение по статистическим материалам направления изменений отраслевой структуры хозяйства страны (по выбору)»

7 «Сравнительная характеристика двух стран (по выбору)»

8 «Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества»»

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Характеристика основных видов  учебной деятельности ученика (на уровне универсальных учебных действий)

1

Региональная характеристика мира

31

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать соответствия между объектами и их характеристиками;

строить логические рассуждения.

Регулятивные: выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; выстраивать продуктивное

взаимодействие со сверстниками.

Личностные: формирование ценностною отношения к здоровому и без- опасному образу жизни; овладение здоровьесберегающими технологиями в учебной деятельности; формирование умения применять полученные знания Познавательные: работать с текстом и нетекстовыми компонентами; устанавливать причинно-следственные связи и делать логические выводы.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения, подтверждая их фактами; адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Личностные: формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности.

2

Россия в современном мире

1

Познавательные: искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, атласах; отличать главное от второстепенного; давать характеристику объектам, устанавливать их функции.

Регулятивные: выполнять задания по предложенному плану; оценивать получившийся результат.

Коммуникативные: участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения по интересующей проблеме, аргументируя их фактами.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

3

Глобальные проблемы человечества

1

Познавательные: работать с различными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи и делать логические выводы.

Регулятивные: работать по предложенному плану; формировать и развивать ИКТ-компетентность.

Коммуникативные: работать в группе; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности.

Личностные: развитие потребности и готовности к самообразованию; формирование экологического мышления, умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Календарно – тематическое   планирование

урока

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата

Примечание  (описание причин корректировки)

План

Факт

РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

31

1

Региональное деление мира

Пр.р.№1 «Характеристика ЭГП страны (по выбору)»

1

2

Международные отношения и геополитика

1

3

Социально-экономические показатели уровня жизни населения мира

Пр.№2 «Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах»

1

4

Особенности территории и населения Зарубежной Европы.

1

5

Географические особенности хозяйства Европы.

1

6

Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы.

1

7

Комплексная характеристика стран:

Франция и Польша

1

8

Изучение стран Европы

1

9

Население и природные ресурсы Зарубежной Азии 

Пр.№3 «Сравнение средней плотности населения двух стран Азии (по выбору)»

1

10

Сравнительная характеристика отдельных субрегионов

1

11

Страны Азии: бывшие республики СССР 

Пр.№4. .«Составление сравнительной характеристики двух стран Азии (по выбору) на основе различных источников информации»

1

12

Япония

1

13

Китай 

Пр.№5 « Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору)»

1

14

Индия

1

15

Территория и население Северной

Америки

1

16

Природно-ресурсный потенциал и

добывающие отрасли Канады и США

1

17

Сравнительная характеристика отраслей обрабатывающей промышленности США и Канады

1

18

Особенности фермерского сельского

хозяйства США и Канады

1

19

Транспорт и внешние экономические

связи США и Канады

1

20

Состав региона Латинская Америка.

Вест-Индия

1

21

Континентальная часть Мезоамерики

(Центральная Америка)

1

22

Природно-ресурсный потенциал и

население Южной Америки

1

23

Экономическое

  пространство Южной Америки 

Пр.№ 6. «Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры хозяйства страны (по выбору)» 

1

24

Бразилия

1

25

Географические особенности

Австралии и Океании как единого региона

1

26

Динамика развития хозяйства

Австралии и Океании

1

27

Особенности территории и населения Африки

1

28

Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства

Африки

1

29

Специализация субрегионов Африки

1

30

Характеристика стран Африки 

Пр.№7 «Сравнительная характеристика двух стран (по выбору)» 

1

РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

1

31

Россия в современном мире 

Пр.№8 «Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества»»

1

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1

32

Промежуточная аттестация (тестирование)

1

33

Современный мир и глобальные

проблемы человечества

1

34

Обобщающее повторение за курс 11

класса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...