Урок географии в 5 классе по теме "Атмосфера Земли и ее значение для человека"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Цыганкова Галина Павловна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera_zemli_i_ee_znachenie_dlya_cheloveka.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии 5 класс. УМК «Полярная звезда» под редакцией О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.

Тема: Атмосфера Земли и ее значение для человека.                                      

Выполнил учитель географии Цыганкова Г.П.

Тема: « Атмосфера Земли и ее значение для человека».

Базовый учебник: География. Землеведение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией О.А.Климановой.

Вид урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Технология: проблемный диалог.

Содержание: Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Планируемые образовательные результаты:

Цель урока:

Содержательная:

-Продолжить формирование знаний учащихся об атмосфере и её значении для человека;

-Сформировать знания обучающихся о том, чем мы дышим, как изменяются свойства воздуха с высотой,  различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара.

Развивающая: Содействовать развитию  предметных, совершенствованию мысленных операций, осуществлению самоконтроля и самооценок, взаимоконтроля, становлению и развитию личности; способствовать развитию критического мышления, коммуникативных умений и речи в логике поставленных вопросов на основе знаний по теме; развивать воображение, фантазию учащихся, умение логически мыслить.

Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами.

Воспитательная:  Обеспечить положительную мотивацию изучения темы, показав значимость знаний о картах, способствовать раскрытию творческих способностей, вызвать интерес к изучаемой теме; воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, инициативу, умение слушать и слышать; способствовать экологическому воспитанию; способствовать обучению рефлексии учебной деятельности.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование умений работать с различными источниками знаний.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Универсальные учебные действия (УУД)

  1. Личностные:  готовность к самообразованию, самовоспитанию.
  2. Коммуникативные:  умение работать в группах.
  3. Познавательные: развивать навыки самопознания атмосферы.
  4. Регулятивные:  осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

Объяснять значение ключевых слов: Атмосфера, воздушная масса, тропосфера, стратосфера, полярное сияние. Показ географических  объектов на карте.

Работа с картами. Формулировка значений ключевых слов.

Метапредметные:

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Личностные:

Знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа.

Формы работы учащихся: беседа, групповая, индивидуальная, работа в парах (практическая).

Межпредметные связи: Картография, метеорология, химия.

 Оборудование: Учебник, атласы, глобус, рабочие листы,  компьютер, проектор, интернет.

Формы урока: фронтальная, групповая.

Технологии: технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Ход урока

Учитель

Ученик

Организационный момент

Приветствие учащихся. Создание атмосферы успеха, доверия, эмоционально – положительного настроя на урок.

-Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю

организовать следующим образом: в классе – 2 рабочих группы. Все, что потребуется каждой группе для урока (проектор – работа с презентацией, рабочие листы с  заданиями, учебники, атласы 5-6 класса), находятся у вас на столах.

Приветствие учителя. Настраиваются на ход и деятельность на уроке.

Побуждающий диалог

Беседа (вопросы – загадки).

Ребята,  для того, чтобы определить, о чем пойдет речь, на сегодняшнем уроке и какая тема урока, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте на них ответить.

1.Он плывёт, блестя на солнце, этот остров ледяной,

 Он большой, и не качнётся даже сильною волной.

2. Видать глазами, да не взять руками.

3. Дедушка мост мостит без топора.

4. Пушистая вата плывет куда- то: чем вата ниже, тем дождик ближе.

5. Завертелся, закружился и столбом до неба взвился.  

6. Несется вьюга вдоль дорог. Ветра любого сдуют с ног. Метель помчались с вьюгой вдаль, уже ветреный пришел …

7.Немытое в рот, ни за что не возьмёт.

8.Пришла весна, мы ждем грачей,

А вдоль двора потек….

9.Как называется оболочка Земли.

Отвечают на вопросы – загадки и заполняют кроссворд нарисованный на доске.

1.Айсберг                    А

2. Тень                         Т

3.Мороз                        М

4.Облака                       О

5.Смерч                         С

6. Февраль                     Ф

7.Енот                             Е

8.Ручей                           Р             

  9.Атмосфера                  А

Тема урока?

Значит тема нашего урока? Предлагает  сформулировать тему урока, прочитав ключевое слово кроссворда. Записывает тему урока на доске. Слайд 1

Тема урока: Атмосфера Земли и ее значение для человека.

Целеполагания

Слайд 2.

Помогает сформулировать цели урока.

Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирования цели предстоящей деятельности.

Планирование работы

Откройте учебники §26, ( стр 113),предложение учащимся самостоятельно составить план .

План урока:

 -познакомиться  со свойствами воздуха;

- составом и строением атмосферы;

- значением воздуха для жизни человека.

Слайд 3

Открывают тетради и записывают дату, тему урока «Атмосфера Земли и ее значение для человека». Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки. Предлагают план предстоящей деятельности.

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя по новой теме Слайд 4

Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу просмотра презентации.

Организует обучающихся на ведение записей в рабочем листе.

Слайд 5, 6,7

1.Чем мы дышим?

Анализ текста на стр.113

Диаграмма «Состав воздуха».

Определение понятия «Атмосфера».

Откройте, пожалуйста, атласы 6 кл на странице 30  , найдите  рисунок  «Строение атмосферы», и учебник стр.114  рисунок 76,

Слайд 8,9,10

1. Назовите нижний слой атмосферы? Какова толщина тропосферы? 

2.Используя  учебник ( стр 114), охарактеризуйте  тропосферный слой

3.Как называется следующий слой? Охарактеризуйте его

4.Над стратосферой размещаются верхние слои атмосферы, как они называются?

5.В каком слое атмосферы мы можем наблюдать такое явление, как полярное сияние? ( атлас 6 кл, стр 30), ( слайд 9)

2. Как изменяются свойства воздуха с высотой?

Анализ текста на стр.113-114.

Слайд 11

3.Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Анализ текста на стр.114.

Слайд 12,13

Воздушные массы

Просмотр  презентации.

Работают с атласом 6 класса, ст. 30 рисунки «состав воздуха», «Строение атмосферы».

Работают с рабочим листом.:

Что  такое атмосфера?

Состав воздуха. Воздух-это смесь газов        

        

Нижний слой атмосферы_________РЛ

Толщина тропосферы ________РЛ

Сосредоточен __________________, возникают _________________РЛ

Второй слой атмосферы__________________

В стратосфере находится _______, который  __________________РЛ

Верхние слои атмосферы

        РЛ

Полярное сияние наблюдается в слое ______________________РЛ

Слайд 12,13

Учащиеся работают с атласом. (Сахара, Антарктида).  Атлас 6 класса стр.15

Учащиеся работают с РЛ 

Большой объем одинакового по свойствам воздуха называют -

Главные отличительные признаки воздушных масс _______, _________

Воздушные массы по свои отличительным признакам делятся на ____ , _____

Каково значение воздуха в жизни человека.

Каково значение воздушной оболочки в жизни нашей планеты Слайд 14

Предлагает составить рассказ под названием «Если бы не было атмосферы».

 Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом.

Говорит утверждения верные/неверные.

1.В самой нижней части атмосферы сосредоточен почти весь водяной пар (верно).

2. Цвет неба на Луне – голубой (неверно).

3.Верхние слои атмосферы служат экраном, который защищает планету от вредного космического излучения, космической пыли (верно).

4. 80% всей массы воздуха на Земле, сосредоточено в озоновом слое (неверно).

5.Ближайший к земной поверхности слой атмосферы называют – стратосферой (неверно).

6. Воздух в верхней части атмосферы очень разряжен (верно).

7. Прилетевшие к Земле от Солнца частицы называют полярным сиянием (верно)

8. Следующий слой за тропосферой- мезосфера (неверно)

Слушают утверждения и, если верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

Закрепление, обобщение, систематизация, применение полученной информации.

А сейчас для закрепления материала, возьмите, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас на столах, и вставим пропущенные слова.

Карточка – задание «Атмосфера»

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь газов:___________________________

2. В воздухе атмосферы содержится азота ________%

3.  В воздухе атмосферы содержится кислорода ____%

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является ______________.

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы, термосферы, экзосфера.

5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.

Слова для отбора:  озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, стратосфера.

Учащиеся выполняют логические операции, анализируют, обобщают.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 15

Читает стихотворение Галины Маршановой.

Береги свою планету!

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Здесь лишь утро золотое,

Воздух нежно-голубой.

Дышится  легко и вволю.

Забываем мы порой:

Воздух дан в аренду нам,

Он один на всех землян.

Чтобы жизнь торжествовала,

Охранять нам воздух надо.

Береги свою планету ,

Ведь другой, на свете нету!

                                     

Беседа. Что нового узнали на уроке?

Тема урока?

Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали?

Оценка работы на уроке отдельных учеников.

Рефлексия. Дай оценку, своей работы на уроке.

Я знаю! Я умею! Мне нравится…

Высказывают свое мнение о содержании полученных знаний.

Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Высказывают свое мнение о полноте полученных знаний.

Домашнее задание.

Слайд 16

Ученики знакомятся с заданием.

1.Читать и пересказывать, параграф №26, знать ключевые слова и выражения.

2. Творческое задание по желанию на оценку «5».

Составить кроссворд «Атмосфера», с использованием основных понятий (6-7 слов)

Записывают д/з в дневник.

Рабочий лист учащегося:                                                                                                                          Приложение 1 

Ф.И______________________________________________________________________________________                              

Тема урока:                                                                     

Цель урока: познакомиться  со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.

1.Атмосфера - __________________________ оболочка  Земли.

2.Воздух - это смесь газов (в %)

        

3.Строение атмосферы.

Нижний слой атмосферы называется:_________________________________________________________________________________________

Толщина тропосферы составляет  ____________________________________________________________________________________________

Сосредоточен _____________________________, возникают _____________________________________________________________________

Второй слой атмосферы называется:__________________________________________________________________________________________

В стратосфере находится ____________________________________________, который_______________________________________________

Верхние слои атмосферы

Полярное сияние наблюдается в слое _________________________________________________________________________________________

4. Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Большой объем одинакового по свойствам воздуха называют -___________________________________________________________________

Главные отличительные признаки воздушных масс_________________________ , ___________________________________________________

Воздушные массы по свои отличительным признакам делятся на __________________________ , _____________________________________

4.Значение атмосферы в природе и жизни человека.

Если бы не было атмосферы то:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Домашнее задание

1.Читать и пересказывать параграф №26, ключевые слова и выражения.

2. Творческое задание по желанию на оценку «5». Составить кроссворд «Атмосфера», с использованием основных понятий (6-7 слов).

Приложение 2

Карточка – задание «Атмосфера»

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь ____________________________________________________________.

2. В воздухе атмосферы содержится  АЗОТА______%

3.  В воздухе атмосферы содержится КИСЛОРОДА ________%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _______________________________________________.

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: ______________________, _____________________, мезосферы, термосферы, экзосферы.

5. Благодаря______________________________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.

Слова для отбора:  озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, стратосфера.

Приложение 3

Название ресурса

Вид, тип ресурса

Источник ресурса

        Электронные  образовательные ресурсы

1

Атмосфера. Контрольные задания.

Текст, контрольные задания.

http://fcior.edu.ru/card/22584/atmosfera-kontrolnye-zadaniya.html

2

Атмосфера Земли, её состав и строение.

Информационный модуль.

http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html

3

Наблюдения за состоянием атмосферы.

Презентация.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/656b3a7f-4c9f-4c6c-9063-61ab1a8731bf/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=48 

4

Глобальные экологические  проблемы: загрязнение атмосферы.

Презентация.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ab7da93e-740a-4ac6-9121-d1f9f1934627/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=48 

Электронное приложение

5

Почемучка. Из чего состоит воздух.

                                      Видео-урок.

htpp://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3182.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока географии 6 класса по теме "Земля и космос"

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земля и космос". Здесь представлены фотографии вселенной и галактик, а так же созвездий....

Презентация к уроку географии 7 класс "Полярные области Земли".

Данная презентация составлена к уроку географии 7 класса  для повторения и обобщения темы "Полярные области Земли"....

УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"

технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС. Тема: « Атмосфера Земли и ее значение для человека».

Базовый учебник: География. Землеведение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией О.А.Климановой.Тип учебного занятия: урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: формировать понят...

урок географии 5 класс Внутреннее строение Земли

Данный урок предназначается для учащихся 5 класса основной школы. Содержание учеьного материала соответствует цели урока, содержанию программы....

презентация по географии 5 класс "Атмосфера Земли и ее значение для человека"

Презентация создана для использования на уроке географии 5 класса учебник О.А.Климановой при изучении темы "Атмосфера Земли и ее значение для человека"...