СТАТЬЯ "МИНИ-ПРОЕКТ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД"
статья по географии (7 класс)

Аннотация.  В статье представлен опыт применения технологии проектной деятельности в школе. Разработаны методические рекомендации для проведения мини-проекта на одном из уроков географии в 7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ-ПРОЕКТ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Аннотация.  В статье представлен опыт применения технологии проектной деятельности в школе. Разработаны методические рекомендации для проведения мини-проекта на одном из уроков географии в 7 классе.

Ключевые слова: технология проектной деятельности, мини-проект, коммуникативные универсальные учебные действия, урок географии

Введение

С целью достижения метапредметных результатов образования разработчики ФГОС придают важное значение включению учащихся в проектную деятельность. Групповая работа по составлению проекта является одним из типовых заданий по формированию коммуникативных УУД [2]. Проектная деятельность уже давно применяется учителями в школе, но до сих пор нет общего понимания и представления о том, какой она должна быть. Можно ли назвать проектом любую самостоятельную деятельность учащихся? Как реализовать технологию проектной деятельности на уроке, длительностью 45 минут? Начинающему работать в школе учителю можно рекомендовать начать знакомиться с проектной деятельностью именно с реализации мини-проектов, которые по продолжительности рассчитаны на 1-2 урока. Такие проекты ориентированы на скорое получение практического результата, а значит, учат быстро ориентироваться в ситуации. Как правило, мини-проекты более простые, а начинать любую новую деятельность, как для учителя, так и для учащихся целесообразно именно с такой, постепенно ее усложняя.

Объекты и методы

Представим методические рекомендации по проведению мини-проекта «В тур по странам Южной Америки!», который можно организовать в 7 классе при изучении раздела «Многоликая планета», тема урока «Страны Южной Америки».

В данном случае под мини-проектом мы понимаем особую форму организации самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке географии, с целью решения проблемного задания.

На уроке потребуется следующее оборудование и средства обучения: учебник «География. Земля и люди», 7 класс, авторы А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. –М.: Просвещение, 2017 (Сферы); атлас – География. Земля и люди. 7 класс. Сферы; настенная политическая карта мира; смартфоны учащихся с выходом в Интернет; стационарный компьютер с выходом в Интернет, листы А3, фломастеры, карандаши.

 Мини-проект «В тур по странам Южной Америки!» по содержанию туристско-географический. По способу преобладающей деятельности – информационно-познавательный, творческий, так как ученикам будет предложено с помощью различных источников найти разнообразную информацию о странах Южной Америки и представлять ее в креативной форме. На уроке предполагается использование Интернет-ресурсов, поэтому ученикам необходимо владеть элементарными, базовыми компьютерными навыками: умением набрать текст, сделать запрос в поисковике, управлять изображением и т.д. По продолжительности мини-проект является краткосрочным, т.к. реализуется в течение одного урока. По содержанию – монопредметным. Форма организации работы учеников – групповая, по 4-5 человек.

 Цель мини-проекта «В тур по странам Южной Америки!» - формирование коммуникативных УУД при изучении новой темы.

Задачи мини-проекта: 1. организация совместной деятельности учащихся при выполнении заданий мини-проекта; 2. развитие навыков взаимодействия между учащимися в группе; 3. создание условий для развития у учащихся умения извлекать информацию из различных источников, в том числе с электронных образовательных ресурсов, анализировать и структурировать ее, творчески представлять полученные результаты.

В начале урока в качестве приема формирования познавательного интереса к изучаемой теме учитель может предложить учащимся проанализировать содержание отзыва о путешествии одного из туристов: «Думаю, каждый хочет, чтобы его путешествие прошло как можно лучше и оставило в памяти самые яркие, незабываемые моменты. За таким путешествием я обратился в турфирму N. Мне обещали помочь с разработкой тура в Колумбию. Кто бы мог подумать, что оно окажется таким неудачным...  Путешествие мне спланировали по стране с севера на юг. Когда я приехал в Колумбию, то сразу же остался без сотовой связи Мегафон. Сотрудница турфирмы не предупредила меня об особенностях подключения роуминга в этой стране.  Пришлось дополнительно потратиться на местную сим-карту. Отдельной проблемой для меня оказались насекомые, укусы которых были очень болезненными. Я оказался от них не защищён, что очень испортило мне отдых. Хорошо, что перед поездкой я успел сделать прививку от желтой лихорадки. Думаю, это меня спасло от многих проблем. В Колумбии очень жарко, поэтому в турфирме мне советовали взять с собой самые легкие вещи. Я так и сделал. В моем чемодане оказались шорты и футболки. По плану своего путешествия я приехал на запад страны. Весь день шёл сильный дождь. Я каждый последующий день надеялся, что погода станет лучше. Но местные жители сказали, что дожди для них - самое привычное явление. Я промок до самой нитки, заболел и не смог продолжить свое путешествие. Отпуск оказался испорчен!». Ученикам предлагается проанализировать ситуацию и выявить причины, по которым путешествие горе-туриста оказалось неудачным.

Далее, распределившись на группы, ученики получают задание пользуясь различными источниками информации (текстом параграфа, картами атласа, тематическими сайтами Интернета), разработать проект туристского путешествия в одну из стран Южной Америки (Бразилия, Перу, Венесуэла), представить его устно и оформить рекламный плакат турфирмы.  Для выполнения задания мини-проекта, учащиеся получают путевой лист (инструкцию) с рекомендациями (Рис.1).

Уважаемые учащиеся!

Для успешного выполнения работы предлагаем вам

следовать некоторым советам. Удачи!

Путевой лист

1. Внимательно прочитайте предложенные вам  задания.

2. Обсудите (спланируйте) в группе ход выполнения заданий, распределите, кто за какое задание будет отвечать.

3. Определите, какие источники информации будут необходимы для выполнения заданий.

4. Выполните задания, подготовьте устную презентацию о вашей стране и оформите рекламный плакат турфирмы.

5. Представьте свою работу.

Задания для выполнения:

1. Придумайте название турфирмы, сформулируйте цель разрабатываемого тура.

2. Разработайте маршрут путешествия по стране.

3. Расскажите туристам, в какой части материка находится страна, какими морями и океанами омывается.

4. Составьте рекомендации для туристов о том, какие вещи нужно взять с собой в путешествие, учитывая рельеф страны, ее климатические и погодные условия.

5. Опишите народы, которые населяют страну, расскажите об их традициях и обычаях.

6. Представьте для туристов топ-5 обязательных для посещения достопримечательностей страны.

7. Расскажите, какие сувениры можно купить в стране.

8. Подготовьте устный рассказ-презентацию о стране и путешествии.

9. Оформите рекламный плакат турфирмы.

Рис.1 Инструкция для организации работы учащихся

        Весь процесс работы над мини-проектом «В тур по странам Южной Америки!» мы разделили на 4 этапа. (Таблица 1).

Таблица 1. Методические рекомендации по работе над мини-проектом

«В тур по странам Южной Америки!»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

1-й этап. Подготовительный

Организует учащихся, помогает распределиться по рабочим группам. Активизирует познавательный интерес учащихся – приводит пример неудачного путешествия, задает вопросы.  Представляет страны Южной Америки для характеристики, формулирует задания, знакомит с инструкцией. Рассказывает о критериях оценивания презентации страны. Рассказывает о времени выполнения задания и планировании хода урока. Положительно настраивает учащихся на работу.

Распределяются по группам. Анализируют причины неудачного путешествия. Получают страну для презентации, знакомятся с заданием, инструкцией. Планируют работу, распределяют между собой обязанности.

10

2-й этап. Проектирование маршрута путешествия

Контролирует деятельность учащихся, оказывает помощь.

Осуществляют поиск информации в различных источниках, обмениваются мнениями, составляют устный рассказ о стране, оформляют рекламный плакат.

20

3-й этап. Этап презентации страны

Руководит последовательностью выступлений групп.

Презентация мини-проектов: устно рассказывают о стране, демонстрируют рекламные плакаты.

по 3 мин. на 1 группу

4-й этап. Этап рефлексии

Организует совместное с учащимися обсуждение полученных результатов в соответствие с намеченными критериями. Оценивает результаты. Подводит итоги.

Анализируют свою деятельности, обмениваются мнениями, оценивают работу друг друга, выделяют рассказ и плакат какой группы были более удачны, почему именно они, какая группа работала организованнее.

5

        

Обсуждение и оценивание полученных результатов можно организовать, учитывая следующие показатели и критерии: устное выступление (соответствует поставленному заданию, логичное, последовательное, интересное, выразительное, интересная форма представления страны, присутствует юмор, использованы необычные факты, рассказ легко воспринимается, использован грамотный стиль речи), рекламный плакат (яркий, оригинальный, привлекающий внимание).

Обсуждение результатов

При проведении мини-проекта «В тур по странам Южной Америки!» нам удалось сформировать следующие коммуникативные УУД учащихся (Таблица 2) [3].

Таблица 2 – Коммуникативные УУД при использовании технологии мини-проекта на уроке географии

Формируемые КУУД ученика

Объекты коммуникативного взаимодействия

Учитель –

ученик

Учитель –

учащиеся

Ученик – группа

учащихся

Группа учащихся – группа учащихся

Примеры коммуникативного взаимодействия

Планирование учебного сотрудничества

Демонстрирует индивидуальную готовность к работе над мини-проектом

Демонстрируют коллективную готовность к участию в мини-проекте; внимательно слушают поясняющее комментирование учителя по выполнению инструкций к проблемному заданию; планируют работу над проектом; формируют позитивное отношение к работе.

Индивидуальная оценка учеником готовности к работе на уроке в целом, к выполнению отдельных обязанностей при работе в группе; участие в распределении заданий по пунктам плана между участниками группы и назначении ответственных за их выполнение (кто осуществляет поиск информации в учебнике, атласе, интернете, кто оформляет рекламный плакат);

Умение договориться о последовательном представлении презентации стран и показе рекламных плакатов;

Постановка вопросов

Принимает условия выполнения мини-проекта, в случае необходимости готов задать учителю дополнительные вопросы о выполнении задания, о представлении результатов, о временном регламенте, о правилах работы в группе и т.д.

Анализируют учебную ситуацию и задают уточняющие вопросы об условиях выполнения задания, о способах представления результатов мини-проекта, о критериях оценивания, о распределении времени на работу и т.д.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации о стране (как лучше оформить плакат, какую информацию и какие объекты поместить на плакат, что добавить в устный рассказ, какие достопримечательности лучше взять для презентации и т.д.); самостоятельная оценка собственной работы в группе; взаимооценка работы одногруппников; участие в рефлексии урока.

Умение формулировать вопросы по теме прослушанных выступлений других групп; оценка и обсуждение учащимися результатов работы групп, представляющих разные страны Южной Америки; обмен мнениями, комментирование, задавание уточняющих вопросов.

Разрешение конфликтов

Адекватно воспринимает оценочные суждения учителя; способен согласиться с мнением учителя; принимает во внимание рекомендации учителя по разрешению спорной ситуации при работе в группе, при представлении результатов проекта.

Коллективная оценка конфликтной, спорной ситуации; обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта.

Умение находить общий язык со всеми участниками группы, готовность к рассмотрению различных точек зрения, умение находить компромисс совместно; готовность принять ошибки, недочеты других; уметь соглашаться, уступать.

Умение адекватно оценивать работу своей и других групп, принимать во внимание чужую точку зрения, соглашаться с итоговыми результатами.

Управление поведением партнера

Учащийся положительно реагирует на комментарии, замечания учителя; контролирует свое поведение; настроен (ожидает) поощрения, положительной оценки со стороны учителя; умеет привлечь внимание учителя устными высказываниями.

Способны вместе с учителем создать комфортные условия для самостоятельной работы; выражают познавательный интерес – положительно воспринимают задание о странах Южной Америки, выражают готовность работать с разными источниками информации; демонстрируют учителю положительный эмоциональный настрой; проявляют удивление, заинтересованность в участии в мини-проекте.

Умение взаимодействовать внутри группы: высказываться о желании выполнять ту или иную работу, быть ответственным, уметь слушать других участников группы, договариваться, быть готовым оперативно реагировать на изменения в работе группы; выбирает руководителя группы, готовность подчиняться руководителю или координировать работу группы. Умение своими действиями, устными высказываниями привлечь внимание одногруппников.

Готовы представлять результаты своей работы в соответствие с инструкцией, временным регламентом и правилами поведения на уроке.

 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Способен размышлять, рассуждать, оценивать

Способны размышлять, рассуждать, оценивать

Ведет поиск и отбор информации в соответствие с поставленной задачей; демонстрирует умения работать с разными источниками информации (карты, текст учебника, тематические сайты), умеет планировать, моделировать – представлять отобранную информацию о стране в разных формах (схематично, таблицей, рисунком); умеет «встроить» свою информацию в общее содержание презентации страны. Готов представить устное выступление: изъясняется ясно, четко, понятно, способен заинтересовать аудиторию, способен делать смысловые акценты в выступлении, удерживает внимание слушателей. Компетентен в исследуемой теме: готов ответить на дополнительные вопросы.

Устное представление рассказов о странах Южной Америки; умение составлять письменный отчет в виде рекламного плаката. Готовы коллективно критически оценить презентации стран других групп. Готовы оказать поддержку докладчику своей группы: следят за его выступлением, помогают отвечать на дополнительные вопросы.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Умеет вести диалог с учителем в ходе участия в мини-проекте.

Умение вести коллективный диалог.

Умение описывать разработанный турмаршрут, географические особенности стран Южной Америки; составлять устные ответы (полные, развернутые, информативные, согласованные в соответствие с грамматическими и синтаксическими основами родного языка) на дополнительные вопросы в ходе презентации страны; участвовать в обсуждении, высказывать комментарии, формулировать свою точку зрения; защищать свою позицию. Способность строить понятные для одноклассников высказывания по теме

Умение вести диалог для обмена мнениями о работе каждой группы. Использование монологической формы речи для устного представления рассказов о странах Южной Америки; умение участвовать в обсуждении, дискуссии: спокойно выслушивать вопросы-ответы, не перебивать, дополнять друг друга, оказывать поддержку, высказывать поощрение, корректно указывать на недочеты, не обижаться,

Литература

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — 2-е изд. — Москва : Просвещение, 2013. — 36 с.

[2] Суслов В.Г. Особенности современного урока географии в контексте ФГОС География и экология в школе XXI века. 2019. № 1. С. 41-44.

[3] Суслов В.Г. Типовые задания по формированию универсальных учебных действий учащихся / В сборнике: География: развитие науки и образования: Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции LXIX Герценовские чтения, посвященной 115-летию со дня рождения С. В. Калесника. Отв. редакторы: В. П. Соломин, В. А. Румянцев, Д. А. Субетто, Н. В. Ловелиус. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С. 274-277.

S u m m a r y. The article presents the experience of using technology project activities at school. Developed guidelines for conducting a mini-project on one of the lessons of geography in the 7th grade


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.

Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...

статья "Интерактивное обучение на уроках географии"

Технология интерактивного обучения дает возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовностьи положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке....

Статья "УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ"

Эта  статья  написана  по материалам  выступления  на  4-х  Тамбасовских  чтениях, проводимых  в  Красносельском  районе  Санкт-Петербурга ...

Статья "Искусство приходит на урок географии: наши помощники - проза и поэзия"

В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природ...

Статья "Искусство приходит на урок географии: наши помощники - проза и поэзия"

 В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями приро...

Статья "Воспитание толерантности на уроках географии"

Воспитание толерантности на уроках географии....

Статья "Мини-проекты на уроках иностранного языка как средство социализации личности".

Проектная деятельность и метод проектов позволяет творчески применить языковой материал,  показать  школьника  как индивидуальность, способную  самостоятельно «добывать» знания.Осн...