география 7 класс Океания
план-конспект урока по географии (7 класс)

Розанова Людмила Алексеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_7_klass_okeaniya.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 7 класс

ГБОУ  школа 487 г. Санкт-Петербург

Учитель Розанова Людмила Алексеевна

Тема урока: Океания

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Раскрыть особенности природы и населения Океании. Сформировать представление о географическом положении, рельефе, органическом мире, политическом устройстве Океании.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:1 конкретизировать и углубить знания о взаимодействии суши и океана. Раскрыть особенности природы Океании, которая складывается под влиянием процессов, происходящих в самом большой океане планеты.

2 Сформировать представление о рельефе, органическом мире, географическом положении.  

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  1. Закреплять навыки учащихся по работе с источниками географической информации.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов.. 

ТИП УРОКА: Изучение нового материала. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Физическая карта полушарий.
  2. Учебники.
  3. Конспекты.
  4. Презентация «Океания»

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  1. Объяснение и беседа, рассказ учителя.
  2. Работа с различными источникам географической информации.
  3. Эвристическая беседа.

ПОВТОРЕНИЕ:

  1. География, 7класс. Тихий океан.
  2. География, 7 класс. Виды островов, архипелаги.

Оборудование: физическая карта полушарий,  презентация.

                             

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку, выяснение отсутствующих на уроке и причин их отсутствия.

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Как называется страна, занимающая территорию материка и часть островов возле его берега?

2. Назовите столицу этой страны?

3. Кто такие аборигены?

Более сложные вопросы.

1. Что означает название Австралийский Союз?

2. Расскажите об особенностях состава населения Австралии и его размещения.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя.

 Помимо шести континентов в водах Мирового океана разбросано множество островов. Природа их чрезвычайно разнообразна. Растительный и животный мир представлен уникальными видами, не встречающимися больше ни в одной части света. Природные комплексы Океании настолько непохожи на природу материков, что географы выделяют ее в особую часть света. Что же такое Океания?

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. В Тихом океане находится свыше 25 000 островов, что значительно больше, чем во всех других океанах, вместе взятых. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света. Площадь Океании составляет около 1,3 млн.км2.

  1. История исследований Океании (Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов)
  • Очень долго европейцы не знали ничего об Океании. Как вы считаете, после какого плавания Океания стала известна европейцам? (После плавания Ф. Магеллана).
  • Что вы знаете о плавании Ф. Магеллана? (Он первым совершил кругосветное плавание).
  • Большинство островов Океании открыты экспедициями англичанина Кука и француза Бугенвиля. Большой вклад в изучение Океании внесли русские моряки. В честь русского исследователя Н.Миклухо - Маклая северное побережье острова Новая Гвинея носит его имя - Берег Маклая.

Океания подразделяется на:

  • Меланезию – островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о.Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Новая Каледония, Фиджи;
  • Микронезию – островная дуга в западной части Тихого океана, включает множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого океана к северу от экватора: острова Марианские, Каролинские, Маршалловы и Палау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они расположены в пределах Тихоокеанской плиты;
  • Полинезию – островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту; Самоа. Общества о-ва и др.

Найдите эти составные части Океании на карте.

Типы островов Океании (Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов презентации и физической карты мира).

  • Кто помнит, какими бывают острова по происхождению? (Материковые, вулканические и коралловые).
  • А как образовались материковые острова? (Материковые острова – это части суши, отделившиеся от континентов в результате движения земной коры. У большинства из них значительная площадь).
  • Какие материковые острова вы можете назвать в Океании? (Новая Гвинея и Новая Зеландия).
  • А как образуются вулканические острова? (Эти острова образовались в океане в результате вулканической деятельности. Потоки лавы и движение земной коры поднимают сам вулкан над поверхностью океана. При удачном стечении обстоятельств вулканический остров образует гору в центре, окруженную плодородной почвой вулканического происхождения).

  Самые крупные вулканические острова – Гавайские острова.

      -В Тихом океане очень много коралловых островов. Из названия понятно, что такие названия получили острова, которые «выросли» из коралловых рифов  Коралловые острова - низкие, выступающие над уровнем моря всего на несколько десятков сантиметров. Пресной воды нет, растительность бедна. Чаще всего растут кокосовые пальмы..

Климат Океании Беседа с использованием слайдов презентации  и карты климатических поясов).

Открыли карту климатических поясов

  • Посмотрите и скажите, в каких климатических поясах расположена Океания? (От северного субэкваториального до южного умеренного).
  • А какие, по вашему мнению, ветры будут играть большую роль в формировании климатов Океании? ( Пассаты).
  • Своеобразие органического мира Океании (Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов презентации и карты природных зон).

Животный и растительный мир вулканических и коралловых островов небогат. На островах можно встретить огромные колонии морских птиц. На островах нет хищников и ядовитых змей, но много птиц. Причем некоторые из птиц разучились летать, ведь врагов у них нет.

Население и страны Океании (Самостоятельная работа учащихся с картой и использованием слайда , с сопровождением рассказа учителя

Население островов относится к двум расам. Западную часть Океании населяют папуасы - представители австралоидной расы. Но большая часть островов заселена людьми полинезийской расы.

Сейчас состав населения островов изменился. Коренные жители составляют, как правило.

Прибрежные воды изобилуют рыбой. Местные жители - прекрасные рыбаки и моряки. На легких лодках они совершают длительные морские путешествие.

 Не более половины всего населения. Остальные - переселенцы из Европы и Азии.

В Океании расположено почти два десятка стран. Практически каждая островная группа представляет собой самостоятельное независимое государство.

Некоторые острова Океании стали курортами мирового класса.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Работа по вопросам:

  • Что такое Океания? На какие части и по каким признакам ее можно разделить?
  • Объясните связь географического положения, рельефа, размеров островов.
  • Почему органический мир Океании своеобразен?
  •  Определите самые северные и самые восточные острова Океании.

V. Домашнее задание: §32; устно ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы на уроках географии. "Мировой океан и его части».

При проведении   урока «Мировой океан и его части» рационально использовать  электронные образовательные ресурсы, находящиеся в сети Интернет.  Используемые Интернет – ресу...

ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"

План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Опорно-логический конспект по географии "Мировой океан-часть гидросферы" в рамках ФГОС ООО (5 класс)

Данная разработка подходит для самостояетльного изучения темы, можно применить ее для работы по группам, можно индивидуально (вклеить в тетради обучающихся для повторения) по учебнику - А.А. Летягин....

Конспект урока по географии "Тихий океан"

Цели и задачи: познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием,...

Урок географии в 7 классе "Океания".

Океа́ния — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольшихостровов и атоллов в центральной и юго-западной частях...

Урок географии «Мировой океан и его части», 7 класс

Конспект урока географии. 7 класс...