Технологическая карта урока географии
план-конспект урока по географии (6 класс)

Гизоева Ирина Сергеевна

Технологическая карта урока географии "Озёра и болота" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozyora_i_bolota_attestatsiya.docx84.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Дата проведения: 01.12.2020г.

Учитель: Гизоева И.С.

Предмет/класс

География,  6 класс

УМК

Серия «Полярная звезда»: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, География 5-6 классы/ М: Просвещение, 2019.

Тема  урока

Озёра и болота.

Тип  урока

комбинированный

Цель урока

Формирование представления о многообразии озёр, об условиях образования озёр и болот.

Задачи урока

1. Создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся по изучению видов и условий образования озер и болот, их роли в природе, используя текст учебника и дополнительный материал.

2. Совершенствовать навыки работы с картами, географическими терминами, развить умения анализировать, выделять главное, обобщать, решать проблемные задачи.

3. Закрепить приём определения географического положения объекта на примере озера.

3. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах, развить чувство самостоятельности, ответственности за свои успехи и успехи товарищей по группе.

4. Продолжить формирование у учащихся географической культуры, воспитание бережного отношения к воде как к важному ресурсу.

5. Развивать познавательный интерес к изучению географии .

Планируемые результаты

Предметные:

-знать, что такое озеро, озерная котловина, классифицировать озёра по степени солёности их вод и способу образования озерных котловин ,иметь представление о значении озёр в природе;

-научиться объяснять зависимость размещения озер от климата и рельефа;

-знать, что называется болотом, объяснять причины образования болот на основе анализа карт, иметь представление о влиянии многолетней мерзлоты на образование болот, знать значение болот в природе;

-иметь представление об искусственных водоемах и их значении в природе и для человека.

Метапредметные:

- уметь ставить учебные цели и задачи урока, планировать свою деятельность под руководством учителя , оценивать свою работу и работу одноклассников;

-уметь выделять объекты по существенным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные задачи;

-работа с текстом : выделять главную мысль, находить определения понятий и т.д.;

-кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, составлять описание объектов, участвовать в совместной деятельности, в учебном диалоге;

-излагать собственное мнение,  строить логические рассуждения;

Личностные:

-проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе;  

-уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты гидросферы;

-осознание необходимости сохранения и рационального использования природных богатств (воды);  

-быть убеждённым в познаваемости окружающего мира;

-иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

Методы обучения

словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Технологии обучения

проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Основные понятия

Озеро, озерная котловина, болото, многолетняя мерзлота.

Средства обучения

А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина,  География 5-6 классы / М: Просвещение, 2019.

Рабочая тетрадь

Атлас

Физическая карта мира

 Компьютер, презентация «Озера и болота»..

Организационная структура урока.

Структурные элементы урока

Дидактические

задачи

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.  Организационный этап.

Включить обучающихся в учебную деятельность,

организация внимания всех учащихся.

Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок.

-Добрый день, ребята! Я рада поприветствовать вас и пожелать каждому успехов в такой нелегкой, но увлекательной деятельности как учение.

Настраиваются на урок.

2. Проверка домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока.

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала 

-Ребята,  проверка выполнения домашнего задания пройдет в форме игры «Капелька гидросферы».

Я буду бросать мяч- капельку, а вы должна дать определение.

-Что такое река?

-Устье- это…?

-Как называется начало реки?

-Молодцы, ребята! Показали отличные знания по теме «Реки».

Включаются в учебную деятельность по проверке домашнего задания через игру.

Отвечают на вопросы.

3. Этап актуализации знаний. Мотивация.

Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний.

Обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

–А сейчас вы все вместе попробуете сформулировать тему сегодняшнего урока, отгадав две загадки.  Слайд  1.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

Правильно – озеро.

Не море и не земля.

Корабли не плавают

И ходить нельзя.

Правильно – болото.

-Как сформулируем тему урока?

-Какую цель и задачи вы поставите перед собой на уроке? Что мы должны сегодня узнать нового?

-Каким образом можно достичь выполнение поставленных задач?

-Итак, тема урока определена – «Озера и болота», приступаем к работе.

-Что вы  знаете об озерах?

 

Принимают по форме и содержанию ситуации обучение и предъявления учебной задачи.

Отгадывают загадки.

Формулируют тему урока, цель и задачи.

 Тему урока записывают в тетрадь.

Намечают план работы по достижению поставленных задач.

Высказывают свои мысли опираясь на свой жизненный опыт.

4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий.

Создание проблемной

ситуации.

Физминутка

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал.

Развивать познавательный интерес к предмету через решение проблемных заданий.

Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления.

-А теперь те, кто хоть однажды видел озеро, попытайтесь сформулировать определение понятию «озеро».  Слайд 2

Обобщает все высказывания учащихся и подводит их к определению понятия.

-А чем озеро отличается от моря? От реки? От пруда?

-Чем озёра отличаются друг от друга?

-Все ваши ответы правильные, но есть еще признаки, по которым можно классифицировать озера: по сточности и способу образования озерной котловины.

-Ребята, как вы думаете, что называется озерной котловиной?  Слайд 3

-Есть разные типы озерных котловин и вы сейчас с ними познакомитесь, работая в парах.

-Каждая пара получит один способ образования озерной котловины и познакомится с ним детально, заполнив одну строку в таблице по своему виду озерной котловины.

-Затем расскажет всему классу о том, что узнали самостоятельно с помощью учебника ( стр.109) Все остальные ученики на основе услышанного рассказа, заполняют таблицу. Время- 3минуты.

Слайд 4

Тип озерной котловины

Механизм образования

Примеры озер

В разломах земной коры

В прогибах земной коры

В результате просадки грунта

В старых руслах рек

В кратерах потухших вулканов

В результате работы древнего ледника

В результате камнепада в горах

Остатки древних морей

 Идём  дальше по намеченному плану. А сейчас я всех прошу открыть учебник на стр. 110 и прочитать раздел «Какая вода в озерах?».  Время – 2 минуты.

Слайд 5.

-Внимание! Вопрос!

-В пустыне Сахаре (Африка) есть озеро Чад. В него впадает река Шари. Озеро бессточное, а вода в нем пресная. Как вы можете объяснить это несоответствие?

 (возможно существует временный сток из озера в период дождей, возможен временный или постоянный подземный сток, возможно и то и другое вместе.

Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о причинах засолённости воды в озёрах.

-Ребята, а кто знает, как отличить по карте соленое и пресное озера?

-Для подтверждения или опровержения ваших предположений откройте атлас на стр. 35 и посмотрите условные знаки.

.

-На карте России  найдите примеры соленых и пресных озер. Где чаще всего встречаются соленые озера, какую закономерность вы увидели на карте?

Слайд 6

-Все активно поработали умственно, а сейчас переключимся на физминутку .

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс.

Одной, другой- это кроль.

Все плывём мы как дельфины

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

проводит физкультминутку.

Слайд 7

-Ребята, как вы думаете, может ли озеро со временем превратиться в болото?

-А что такое болото?

-Как болота обозначают на карте?

-Назовите «+» и «-» болота?

-Найдите в учебнике на стр. 111 определение понятию «многолетняя мерзлота».

-Как многолетняя мерзлота влияет на образование болот?

Пытаются сформулировать определение понятию «озеро»:

-вода в углублении;

-много воды в углублении на суше;

-это природный водоем на суше в углублении.

Записывают определение понятия в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя, размышляя об отличиях этих объектов гидросферы.

Включаются в диалог с учителем, предлагают варианты ответов:

-по глубине; размерам;

-соленые и пресные; наземные и подземные.

Отвечают на вопрос.

Работают в парах: осуществляют поиск решения учебной задачи.

Работают в парах.

Фиксируют ответы  в таблицу.

На слайде появляются правильные ответы и учащиеся проводят самооценку .

Открывают учебник на стр. 110 и знакомятся с отрывком §33 «Какая вода в озерах?» Выделяют главную информацию.

Испытывают интеллектуальное затруднение из-за разрыва между ранее усвоенными знаниями и требованиями

задачи.

Выдвигают гипотезу: отсутствие поверхностного стока из озера Чад, должно было привести к засолению этого озера, однако этого не произошло, видимо, сток из озера всё же существует.

Предполагают, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, также не только постоянным, но и временным в период разлива озера.

Приводят примеры озер и определяют закономерность: чаще всего соленые

Размышляют, делают предположения, дают определение понятию «болото» по схеме.

Вспоминают условный знак «болото» из курса 5 класса.

Знакомятся с понятием «многолетняя мерзлота».

5.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала.

Организует проверку новых знаний(фронтально).

Слайд 8

1). Решаем задание из ВПР: по каким предложениям можно сделать вывод о видах озёр? Назовите номера предложений.

(1)Озеро — водоём суши, расположенный в природном углублении, называемым котловиной. (2)Если озеро образовалось в котловине, связанной с деятельностью ледника, его называют ледниковым; в разломе земной коры — тектоническим; в кратере потухшего вулкана — вулканическим. (3)Самое большое озеро в мире — Каспийское море-озеро; самое глубокое — озеро Байкал. (4)Во влажном климате преобладают пресные озёра, а в засушливом — солёные. (5)Самым солёным озером на планете является Мёртвое море. (6)Озёра, в которые впадают одни реки и берут начало другие реки, называются сточными, а озёра, из которых отсутствует речной сток, — бессточными.

2). Назовите озера, имеющие мировые рекорды (самые-самые).

 

Выполняют упражнения на применение знаний и умений

Самопроверка.

Отвечают на вопросы

6. Этап рефлексии.

Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке.

Дать оценку и анализ успешности достижения цели.

Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи группы в целом, и продолжить предложения.

Подведение итогов.

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял(а), что…

-Ребята, а где и как можно применять полученные знания?

Аргументирует и выставлет отметки, подводит итог урока словами поэтессы                    Э. Огнецвет:

Слайд 9.

Пусть на Земле не умирают озёра и реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.                                               

Рефлексия по поводу формы и содержания урока, определяют степень соответствия цели и результатов своей деятельности.

Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные этапы урока.

Самооценка.

Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал.

7. Этап информации о домашнем задании.

Информировать учащихся о содержании и  выполнении домашнего задания.

Слайд 10.

§33, выучить определения , ответить на вопросы к параграфу, составить описание озера Байкал по плану на стр. 112 учебника.

Записывают в дневник домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...