Конспект урока географии в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс)

Урок географии в 7 классе по теме «Внеандийский Восток.  Бразилия» способствует формированию познавательной культуры семиклассников  на основе осмысления  закономерностей компонентов природы Южной Америки, особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения в различных природных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dokument_microsoft_word_2.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Мингалиева Г.М., учитель географии высшей категории.

Технологическая карта урока географии

Класс: 7

Тема урока:     Внеандийский Восток.  Бразилия.

тип урока:     урок отработки умений

Цель: формирование познавательной культуры семиклассников  на основе 

осмысления  закономерностей компонентов природы Южной Америки, особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения в различных природных условиях.

Задачи:

1. Совершенствовать умения объяснять особенности компонентов природы региона «Внеандийский  Восток» Южной Америки; составлять страноведческую характеристику  Бразилии;  объяснять взаимосвязи между природными богатствами и видами хозяйственной деятельности.

2. Способствовать формированию  навыков грамотного чтения, умения

- работать с текстом, картами,  вычленять необходимую информацию с различных источников информации; сравнивать, обобщать(ПУУД)  

 - ставить учебную задачу, планировать учебную деятельность, оценивать образовательные результаты (РУУД)

- строить монологическую речь, грамотно излагать свои мысли ( КУУД)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

Положительное самоопределение к учебной деятельности

Здравствуйте.

Мы продолжаем изучать материк Южная Америка, которая нас удивила своей неповторимой разнообразной природой.

(демонстрация видеофильма)

1) - Один из путешественников по Южной Америке сказал:

«Южная Америка – континент крайностей. Нигде больше нет такого богатства дикой природы и разнообразия живых существ, обитающих в столь широком диапазоне ландшафтов».

- Какие два суждения  можно выделить в этой цитате? (1.Богатство природы ЮА. 2.Разнообразие ландшафтов)

Подтвердите примерами  истинность этих суждений.

(в случае затруднения предлагается презентация, просмотренная на прошлом уроке)

Смотрят фрагмент видеофильма, слушают учителя, выполняют задание.

Выделяют суждения. Подтверждают примерами.

1) https://www.youtube.com/watch?v=oLkqewixQEA – природа Южной Америки (фрагмент)

Презентация «Чудеса Южной Америки»

Целеполагание

Проектирование учебной задачи

Послушайте четверостишье и ответьте на вопрос

- Что имел ввиду поэт, написав следующие строки? О каком памятнике речь идет?

Угадав страну, где находится этот памятник, вы угадаете страну, с которой познакомимся сегодня на уроке.

«В краях полуденных остался далеко,

Мой континент, окутанный мечтами,

Где Южный Крест на небе высоко

Сияет ярко тёмными ночами.»

(слайд, демонстрация памятника и других достопримечательностей Бразилии)

- Знакома  ли вам эта страна? Что вы знаете об этой стране?

- Давайте сформулируем главные вопросы урока?

- Исходя из вопросов, сформулируйте задачи урока.

Предлагаю ознакомиться с Листами самооценки. В течение урока вы можете заработать максимально ?? баллов. Обратите внимание, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить «4» и «5»

 

Определяют страну и тему урока.

Называют известные им факты, испытывают затруднения.

Формулируют вопросы:

- Каковы особенности природы и населения Бразилии? Как природные богатства повлияли на развитие хозяйства?  Какие народы проживают в стране?

1)Формулируют задачи урока:

- выяснить особенности природы и населения Бразилии,

- определить обеспеченность природными ресурсами,

- выяснить какие виды отраслей развиты на базе имеющихся ресурсов.

Знакомятся с Листами оценивания (и объемом работы на уроке)

(слайд 1)

(слайд 3)

Актуализация  знаний

Познакомимся с визитной карточкой Бразилии.

1. Демонстрирует слайд  с государственной символикой страны. Беседа по содержанию  слайда:

- Как вы думаете, почему Бразилию называют тропическим гигантом?

- Обширные участки территории заняты экваториальными влажными вечнозелеными лесами. В какой части Бразилии они находятся? Как называются такие леса в ЮА?

- Южная часть страны находиться в Бразильском плоскогорье. Как называется представленная на снимке природная зона?

Сделайте вывод, на какие два природных подрайона можно разделить территорию Бразилии?

2.  Определите географическое положение страны.  

3.  Вычислите протяженность Бразилии с севера на юг по градусной сети.

Проверка.

Вычислите протяженность с запада на восток, используя масштаб.

Проверка (слайд 4)

Напоминает о выставлении баллов в Листах самооценивания.

3. Сравните площадь Бразилии(данные на слайде «Знакомство с Бразилией)  с площадью стран Ю А

Знакомятся с государственной символикой Бразилии.

Смотрят фотографии на слайдах, отвечают на вопросы.

Определяют географическое положение Бразилии

 Определяют протяженность с севера на юг по градусной сети

С запада на восток – используя масштаб.

Сравнивают, формулируют вывод

Слайд 4

«Знакомство с Бразилией»

Самостоятельное извлечение информации из различных источников.

1.  Предлагает ознакомиться с текстом на странице 175 «Природа. Население», найти ответы на вопросы.  

Напоминает о том, что не достающуюся информацию можно найти в атласе.

Из какого слова происходит Бразилия? Что оно означает?

Охарактеризуйте рельеф Бразилии.

Как схематический можно показать рельеф страны.

Какие полезные ископаемые могут быть  в «высокой»  части, т.е. в плоскогорье? Почему? Подтвердите свой ответ отрывком из учебника.

Обеспечена ли Бразилия водными ресурсами?

В чем особенность рек Бразилии?

Какая природная зона господствует на территории Бразилии?  Приведите описание лесов Бразилии (стр 147).

Кто такие бразильцы?

 Проверка: задает вопросы, изменив порядок. Задание: дать полный, развернутый ответ.

Напоминает о выставлении заработанных баллов.

 Читают пункт параграфа «Природа», ищут ответы на поставленные вопросы.

Отвечают на вопросы.

Интерпретация  текста

1. На основе прочитанного текста подводит к формулировке вывода об обеспеченности государства природными ресурсами:

- Перед вами таблица «Природные ресурсы Бразилии».

- Какими же природными ресурсами богата страна?

Впишите природные ресурсы, о которых говорилось в прочитанном вами  тексте

Природные ресурсы Бразилии

 ( название второй колонки «Отрасли хозяйства» появляется  перед выполнением следующего задания)

Сделайте выводы.

- Оцените обеспеченность Бразилии минеральными ресурсами.

- Объясните происхождение магматических горных пород  на Бразильском плоскогорье, в основании которого располагается Южно-Американская платформа.

2. Климат страны жаркий, но режим осадков и типы климата различны. (слайд 6)

- Установите, для какого из климатических поясов, простирающихся на территории Бразилии, применимы данные климатограммы?

Опираясь на данные климатограммы, обоснуйте свой ответ.

3. Обобщим вышесказанное.

Составьте сравнительную характеристику северной и южной части Бразилии по заданным критериям.

Бразилия

Северная часть

Южная часть

рельеф

климат

природная зона

виды хоз деятельности

Обобщение учителя:

Бразилия занимает почти половину площади материка. Природа Бразилии  разнообразна и уникальна. Это объясняется тем, что страна  находятся в экваториальном, субэкваториальном, тропическом климате. Богат видовой состав животных и растений.

4. Бразильцы –нация смешанного происхождения.

а) Проанализируйте данные таблицы (слайд). Какие выводы можно сделать?

Как можете объяснить уменьшение числа европейцев, коренных народов?

б) Численность населения Бразилии составляет 210, 147 тыс человек. (слайд)

- Определите по графику как изменяется численность населения Бразилии.(слайд)

- Какое место в мире по численности населения занимает Бразилия?

Называют природные ресурсы.

Заполняют предложенную таблицу.

Делают вывод: Бразилия богата минеральными ресурсами, водными ресурсами, лесными ресурсами, агроклиматическими ресурсами.

Делают вывод:

богата минеральными ресурсами. Осадочные породы преобладают в Амазонской низменности, магматические – в Бразильском плоскогорье.

Устанавливают соответствие между геологическим строением территории, рельефом и полезными ископаемыми: формулируют

Закономерности размещения крупных форм  рельефа и месторождений полезных ископаемых ,приходят к выводу о том, что месторождения магматических пород приурочены к щитам.

Устанавливают соответствие: климатограмма – климатический пояс.

Обосновывают свой ответ.

Обосновывают свой ответ

Составляют устно сравнительную характеристику двух природных районов Бразилии.

Выясняют причины разнообразия природы северной и южной части Бразилии.

Анализируют данные таблицы, делают выводы:

- доля народов смешанной расы и африканцев увеличивается

- доля европейцев и коренных народов уменьшается.

Считывают информацию с графика, делают выводы.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Самостоятельное извлечение информации из различных источников.

1. Предлагает ознакомиться с текстом ( стр 177) «Хозяйственная деятельность» и выяснить,  развитию каких отраслей хозяйства способствовали имеющиеся природные ресурсы.

Природные ресурсы Бразилии

Хозяйство

минеральные

водные

лесные

агроклиматические

Проверка: сделайте вывод

Обобщение учителя: основа экономического развития Бразилии – её природные богатства.

Бразилия развивается быстрыми темпами.

Знакомятся с текстом, заполняют таблицу.

Отчитываются о проделанной работе.

Делают выводы

Слайд 9

Итог урока

1. Давайте выясним, насколько успешной оказалась наша работа на уроке.

- Охарактеризуйте степень выполнения  поставленных задач. (слайд, с формулировкой задач урока).

2. Оцените вашу работу на уроке.

(подсчитывают баллы, переводят в отметку)

Возвращаются к поставленным  задачам, определяют степень выполнения поставленных задач

   

Рефлексия

В конце урока предлагаю посмотреть 2-х минутный видеоролик о Бразилии. В ходе просмотра предлагаю составить

Синквейн.

https://yandex.ru/video/search?filmId=17756681313676060114&text=%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%20%D0%B2%20%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8 

Д/З

1. Составить характеристику страны  Аргентина по плану.

2. Подготовить сообщение «Традиции и обычаи бразильцев» (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...