Конспекты уроков по предмету география «Африка. Географическое положение».
план-конспект урока по географии (8 класс)

Тарасова Александра Александровна
При обучении детей с нарушениями интеллекта географии необходимо помнить, что у этих детей отсутствует пространственное воображение. Поэтому одной из важных задач учителя географии является систематическая работа с учениками по формированию у них пространственных представлений и навыков. Эту работу следует проводить с детьми на всех годах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geogr_8_kl.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Урок географии в 8 классе

Тема: «Африка. Географическое положение».

Подготовила: Тарасова А.А.

Учитель географии

Наро-Фоминский городской округ

д. Вышегород

2022 год

8 класс 

Тема урока: Африка. Географическое положение

Урок сообщения новых знаний

Задачи урока:

  • восстановить в памяти учащихся названия всех материков; познакомить с географическим положением Африки на физической карте полушарий; учить работать с разномасштабными картами (настенной, в учебнике, в приложении, в рабочей тетради по географии), заполнять контурные карты;
  • учить сравнивать материки по контурам и размерам их территорий, развивать пространственный анализ, произвольное внимание и тонкую моторику при работе с настенной, настольной и контурной картами, пополнять словарный запас новыми словами, развивать связную речь учащихся при составлении рассказа;
  • вызывать интерес к изучению других материков, воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий, в том числе при заполнении контурной карты.

Оборудование: учебник, Приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, ученическая тетрадь, настенные карты «Физическая карта полушарий», «Физическая карта Африки», стрелки, словарные таблички, карточки.

Ход урока

     1. Организация начала урока. (Настрой учащихся на учебную деятельность).

      2. Знакомство с темой урока.

     Вводная беседа

        Учитель: Как называется огромная часть суши, окруженная океанами? Сегодня мы приступаем к изучению материков земного шара. Какие материки вы знаете? Покажите их на карте полушарий. Перечислите названия всех материков земного шара, начните с самого большого. (Используется карта полушарий, учитель может выделить названия материков с помощью словарных табличек)

3. Объяснение нового материала.

 Учитель: Какие материки находятся в Восточном полушарии? (Учитель прикрепляет вырезанный контур Африки на доску. Контур выполнен из плотного картона.) Найдите этот материк на карте полушарий. Прочитайте его название. (Учитель записывает тему на доске.)

Это второй по величине континент на земном шаре. По мнению ученых, его название происходит от слов безморозный, не знающий холода или от названия племени. Мы уже знаем, что Африка расположена в восточном полушарии. Посмотрите внимательно на очертания контура Африки (учитель еще раз обводит контур Африки). Какую геометрическую фигуру он вам напоминает? Правильно, Африка похожа на перевернутый треугольник. Обратите внимание на то, что северная часть материка в два раза шире южной. Какая линия почти посредине пересекает материк?  (Учитель демонстрирует линию экватора, напоминая о том, что вдоль этой условной линии расположен жаркий пояс и что в действительности такой линии нет.)

Африка со всех сторон окружена океанами и морями, вдоль ее берегов встречаются заливы. Материк отделен от других участков суши проливами. (По ходу дальнейшего объяснения учитель располагает на доске следующую схему)

Океаны, омывающие Африку                   Моря у берегов Африки

                        Проливы                                               Заливы

Стрелки и названия географических объектов изготовлены заранее (стрелки – из цветного картона, названия объектов – на словарных табличках).

На западе материк омывается Атлантическим океаном, на

востоке – Индийским (учитель показывает объекты на карте, названия океанов появляются на схеме). От Европы Африку отделяет Средиземное море (учитель показывает объект на карте, заполняет схему). Как вы думаете, почему море получило такое название? (Ответы учащихся.) Кроме Средиземного моря, Африка отделена от Европы Гибралтарским проливом (учитель показывает объект на карте, заполняет схему). От Азии Африку отделяет Красное море (учитель показывает объект на карте, заполняет схему). Почему море получило такое название? Многие ученые считают, что Красным море назвали из-за водорослей, которые в период роста окрашивают воды моря в красно-коричневый цвет.

С Азией Африка соединена Суэцким перешейком (учитель показывает объект на карте и вывешивает словарную табличку). Перешеек – это узкая полоска суши, которая соединяет материк с полуостровом. На Суэцком перешейке построен судоходный канал (слайд с изображением Суэцкого канала). Канал считается условной границей между двумя континентами – Африкой и Евразией. Его протяженность – 163 километра. Суэцкий канал позволяет попасть из Красного моря в Средиземное (учитель демонстрирует путь на карте), не огибая африканский материк. На западе в материк вдается Гвинейский залив (учитель показывает объект на карте, заполняет схему). Максимальная глубина Гвинейского залива составляет более 6000 метров. В него впадает несколько африканских рек. В заливе ведется добыча нефти. На востоке Африки мы можем увидеть Аденский залив (учитель показывает объект на карте, заполняет схему).

Мозамбикский пролив (учитель показывает объект на карте, заполняет схему) отделяет от Африки крупный остров Мадагаскар (учитель показывает объект на карте и вывешивает на доске словарную табличку). Вблизи Африки расположены также небольшие острова: Зеленого Мыса, Сейшельские, Канарские (учитель показывает объекты на карте) и др.

Обратите внимание: на доске составлена схема. Прочитайте названия географических объектов, которые в нее включены. (Учащиеся читают названия океанов, морей, заливов и проливов.)

На востоке Африки находится крупный полуостров Сомали (учитель показывает объект на карте и вывешивает на доске словарную табличку). Большая часть полуострова занята возвышенностями и холмистыми равнинами.

5. Закрепление.

     Работа с картой из учебника

Учитель: Откройте физическую карту Африки на с. 25 в учебнике.

Обведите незаточенным концом карандаша африканский континент.

Каким океаном омывается Африка на востоке? на западе? Прочитайте на карте, как называются моря, отделяющие Африку от Евразии. Покажите их на карте учебника. Найдите и покажите Гибралтарский пролив. Найдите и покажите Гвинейский залив. Воды какого океана образовали этот залив? Прочитайте на карте название пролива, отделяющего Африку и остров Мадагаскар. Обведите незаточенным концом карандаша остров Мадагаскар. Найдите и покажите полуостров Сомали. Посмотрите на условные обозначения внизу карты, в легенде. Найдите значки полезных ископаемых. Перечислите, какими полезными ископаемыми богаты недра Африки.

      Работа в рабочей тетради. Заполнение контурной карты

      Учитель: Откройте рабочие тетради запишите тему нашего урока. «Заполните контурную карту. Подпишите океаны, моря, заливы и проливы, омывающие берега Африки, острова и полуострова». (Необходимо напомнить учащимся о том, что они могут пользоваться схемой на доске и физической картой Африки в учебнике на с. 25. Учащимся с низким уровнем географических знаний и умений рекомендуется только подписать материк Африки, отметить океаны и остров Мадагаскар. Для стимулирования работоспособности учащихся педагог говорит о том, что первым трем выполнившим это задание он поставит оценки.)

       Фронтальная работа

Учитель: У каждого на столе лежит карточка с планом. Прочитайте. Расскажите о географическом положении Африки, используя этот план.

(При выполнении этого задания педагог реализует индивидуальный подход к учащимся. Ученикам с достаточным уровнем географических знаний и умений можно предложить, чтобы они в момент рассказа показывали объекты на настенной карте.)

На уроке заслушивается несколько вариантов рассказов, желательно, чтобы ученики оценивали и комментировали ответы своих товарищей.

         Работа с картой из учебника и с рубрикой «Для любознательных…»

Учитель: Посмотрите на южный выступ Африки. (Учитель показывает на настенной карте, учащиеся работают с картой на с. 25 в учебнике.) Прочитайте, как называется крайняя южная точка Африки. Почему она получила такое название, мы узнаем, прочитав рассказ в учебнике в рубрике «Для любознательных…» на с. 26. (Учитель читает сам или просит прочитать короткий рассказ учащегося, у которого хорошо сформирован навык чтения.)

Путь в какую страну искали португальские моряки? Как назвали португальцы южный выступ Африки? Почему они дали ему такое название? Как распорядился назвать южный мыс португальский король? Как вы думаете, почему король приказал переименовать мыс? Покажите мыс Доброй Надежды на настенной карте.

  1. Итог урока.

     Домашнее задание: Показать на карте в учебнике, какие океаны и моря омывают Африку (для слабых учащихся задание оформлено на карточке).

     Выполнить письменно в рабочей тетради: выпишите названия географических объектов, которые пересекут путешественники, двигаясь на теплоходе от Гибралтарского пролива на восток до полуострова Сомали (для основного состава класса).

    Выставление оценок.

    Вопросы для подведения итогов урока

Как называется второй по величине материк земного шара?

В каком полушарии расположена Африка?

Какая условная линия пересекает этот материк?

Какими океанами омывается Африка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"

коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....

Дистанционный урок по географии "Африка. Географическое положение" для 7 класса

Тема: Африка. Географическое положение.Класс: 7Форма проведения: дистанционный урок.Цели и задачи: сформировать образ материка на основе представлений об особенностях природы Африки;изучить особенност...

дистанционный урок по географии "Африка. Географическое положение" для 7 класса

Тема: Африка. Географическое положение. Класс: 7 Форма проведения: дистанционный урок. Цели и задачи: сформировать образ материка на основе представлений об особенностях природы Африки...

Конспект урока по предмету " География" по теме ""Животный мир Австралии" 8 класс,коррекционная школа

Этот урок 4-ый в разделе "Австралия". Дети уже знакомы с географическим положением,разнообразием рельефа,климатом,растительным миром.Опираясь на эти знания подходим к главной проблеме -Какие...

Африка. Географическое положение. Урок географии с использованием ЭОР. 7класс.

Данный материал содержит план-конспект урока географии с использованием ЭОР  в 7 классе, таблицу  с краткой характеристикой каждого ресурса и гиперссылками на ресурс, обеспечивающий доступ к...

Конспект урока по предмету "География" по теме "Природа тропического пояса", 6 класс.

Познакомить учащихся 6 класса, коррекционной школы 8 вида с природой тропического пояса. Закрепить пояса освещенности....