Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа составлена на основе учебника О.А.Климановой, В.В.Климанова, Э.В.Ким "География.Землеведение. 5-6 классы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_klass.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Локотская средняя общеобразовательная школа №2
имени Н.Ф.Струченкова
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора поУВР ио директора школы
_________Л.Ф.Бесшабашнова ________Т.С.Корпусова
«__»__________2022г. «__»_________2022г.
Рабочая программа
учебного курса
«География»
6 класс
Составитель:
учитель географии
Рассыльщикова О.А.
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по географии предназначена для учащихся 5-9 классов, осваивающих среднюю общеобразовательную программу основного общего образования на базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК УМК под редакцией О.А. Климановой, А.И. Алексеева, География 5-9, на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»).
- Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Санитарно-эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189)
- Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения».
- Примерная программа по предмету «География» (базовый уровень) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы - М., Просвещение, 2010 год).
- Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-М.: Дрофа, 2012.- 409с.
- Учебный план МБОУ ЛСОШ №2 им.Н.Ф.Струченкова от 30.08.2022 №166
Программа реализуется на базе учебника:
- Учебник О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким География. Землеведение. 5 класс. М.: Дрофа. 2021 г.
Программа составлена из расчета учебной нагрузки 1 час в неделю,35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «Географии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Предметные результаты:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации;
- называть основные способы изучения Земли;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости
и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
- строить простые планы местности;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять значение ключевых понятий.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
- изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел IV. Земля во Вселенной (3 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги? Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
Практические работы:
№ 1 «Определение по картам географических координат точек».
Повторение и обобщение по разделу: «Земля во Вселенной».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником; работа со схемой «Смена времени года» учебника; работа с картой (читать карты, отбирать нужные карты, читать карты, определять географические координаты точек, расстояния, направления, местоположения).
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение (5 ч)
Входная проверочная работа. План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта по карте?
Практические работы:
№ 2 «Составление плана местности».
№ 3 «Работа с картой».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником (объяснять значения понятий и терминов – план местности, легенда плана, азимут, условные знаки, масштаб, крупномасштабные карты, мелкомасштабные карты); производить полярную съемку; ориентироваться с помощью компаса и по местным признакам; работа с раздаточным материалом; работа с картой: читать карты и планы местности, отбирать нужные карты, определять географические координаты точек, расстояния, направления, местоположения; выполнения творческих заданий.
Раздел VI. Природа Земли (18 ч)
Тема 10. Планета воды (2 ч)
Тест по разделу «Путешествия и их географическое отражение».
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником (объяснять значения понятий и терминов – соленость, промилле, океанические течения, теплые и холодные течения, штиль, цунами); объяснять особенности движения вод в Мировом океане; называть основные части Мирового океана; работа с текстом, схемами и картами учебника; работа с контурной картой.
Тема 11. Внутреннее строение Земли (3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясения?
Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; находить и объяснять причинно-следственные связи; работа с картой (определять по карте сейсмические районы мира, относительную и абсолютную высоту точек и глубину морей, называть и показывать по карте основные географические объекты); работа с контурной картой; выполнение творческих заданий и проектов.
Тема 12. Рельеф суши (3 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; работа с картой (называть и показывать различные формы рельефа по карте, плану, иллюстрации; приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, старению); работа с контурными картами; проектная деятельность.
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли (7 ч)
Тест по темам «Планета воды. Внутреннее строение Земли. Рельеф суши». Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывает зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры и воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
Практические работы:
№ 4 «Работа с климатическими картами».
№ 5 «Наблюдения за погодой».
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; работа с климатическими картами (называть и показывать тепловые пояса, климатические пояса Земли); называть приборы для измерения температуры воздуха, давления, количество осадков и направления ветра; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за год и месяц; называть разницу между погодой и климатом.
Тема 14. Гидросфера — кровеносная система Земли (4 ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
Повторение и обобщение по разделу «Природа Земли». Итоговое тестирование.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; работа с картами атласа и контурной картой; составлять краткую характеристику моря, реки, озера по типовому плану; объяснять понятия и термины: бассейн реки, режим реки, водораздел, питание реки, исток, устье, порог, водопад, половодье, межень, озеро, болото, грунтовые воды, горный и покровный ледник.
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни (7ч)
Тема 15. Живая планета (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; объяснять закономерности распространения растительного и животного мира; объяснять понятия и термины: тундра, тайга, смешанные леса и широкодиственные леса, степь, пустыня, влажные экваториальные леса, почвы, плодородие почв, типы почв; приводить аргументы для обоснования тезиса «почва - особое природное тело»; называть меры по охране природы; работа с контурной картой.
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности (3 ч)
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких м влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Виды учебной деятельности: работа с текстом, схемами и картами учебника; извлекать информацию; объяснять понятия и термины: географическая оболочка, целостность и ритмичность географической оболочки, природный комплекс, географическая зональность, природная зона, высотная поясность; работа с картами: давать характеристику природных зон с использованием карт; называть и характеризовать свойства географической оболочки; объяснять закономерности распространения животных и растений на Земле; объяснять разнообразие почв на Земле; проектная деятельность.
Тема 17. Природа и человек (2 ч)
Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Какие стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий.
Повторение и обобщение по пройденному курсу за год. Урок-игра «Лучший знаток географии».
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Земля во вселенной | 3 |
2 | Путешествия и их географическое отображение | 6 |
3 | Природа Земли | 18 |
4 | Географическая оболочка – среда жизни | 7 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания | |
план | факт | ||||
1 четверть | |||||
Раздел IV. Земля во вселенной | |||||
1 | Вращение земли и его следствия. | ||||
2 | Географические координаты. | ||||
3 | Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. | ||||
Раздел V. Путешествия и их географическое отображение. | |||||
4 | План местности. | ||||
5 | Ориентирование по плану местности в природе и в населенном пункте. | ||||
6 | Урок-практикум. Составление плана местности. | ||||
7 | Многообразие карт. | ||||
8 | Урок-практикум. Работа с картой. | ||||
2 четверть | |||||
9 | Контрольная работа по разделам IV и V. | ||||
Раздел VI. Природа Земли | |||||
Планета воды | |||||
10 | Свойства вод Мирового океана. | ||||
11 | Движение вод в Мировом океане. | ||||
Внутреннее строение Земли | |||||
12 | Движение литосферных плит. | ||||
13 | Землетрясения: причины и последствия. | ||||
14 | Вулканы. | ||||
Рельеф суши | |||||
15 | Изображение рельефа на планах местности и географических картах. | ||||
16 | Горы. | ||||
3 четверть | |||||
17 | Равнины. | ||||
Атмосфера и климат Земли | |||||
18 | Температура воздуха. | ||||
19 | Атмосферное давление. Ветер. | ||||
20 | Облака и атмосферные осадки. | ||||
21 | Погода и климат. | ||||
22 | Урок-практикум. Работа с климатическими картами. | ||||
23 | Урок-практикум. Наблюдения за погодой. | ||||
Гидросфера – кровеносная система Земли | |||||
24 | Реки в природе и на географических картах. | ||||
25 | Озёра. | ||||
26 | Подземные воды. Болота. Ледники. | ||||
27 | Контрольная работа по разделу VI. | ||||
4 четверть | |||||
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни | |||||
Живая планета | |||||
28 | Закономерности распространения живых организмов на Земле. | ||||
29 | Почва как особое природное тело. | ||||
Географическая оболочка и её закономерности | |||||
30 | Понятие о географической оболочке. | ||||
31 | Природные комплексы как части географической оболочки. | ||||
32 | Природные зоны Земли. | ||||
Природа и человек | |||||
33 | Стихийные бедствия и человек. | ||||
34 | Промежуточная итоговая аттестация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...