Новые функции и роли учителя: консультант, модератор, тьютор в преподавании географии
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Современный учитель становится главной организационной фигурой онлайн-коммуникации, приобретая новые функции и роли: учитель-консультант, учитель-модератор, учитель-тьютор. И он нуждается в поддержке и помощи. Востребованы курсы, консультации. Но также важно переформатировать систему подготовки новых кадров. Привыкание к новым правилам и канонам онлайн-взаимодействия учащихся и учителей — тренд современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новая роль учителя в условиях переформатирования образовательной среды

Исследователи считают, что, возможно, уже в 2022 году около 40% сотрудников, то есть примерно 1,87 млрд человек, будут работать удаленно.

Данная тенденция не минует сферу образования, которая претерпевает серьезные изменения. В условиях перехода к информационному обществу, важно чтобы учитель был мотивирован на постоянное обновление знаний и квалификации. Хорошо известно, - учителя и распад традиционной диады «учитель — учащийся» приводит к тому, что учитель становится главной организационной фигурой онлайн-коммуникации, приобретая новые функции и роли: учитель-консультант, учитель-модератор, учитель-тьютор. 

Для реализации этих функций учитель должен обладать набором профессиональных компетенций, которые стоит развивать: модерация учебных занятий, тьюторское сопровождение ученика, аналитика данных, цифрового следа, психологические компетенции, коммуникативные компетенции, креативность.  

Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. В последнее время в школе пересматривается отношение к знанию. Ученику нужны не "знания про запас", а умение самостоятельно добыть знания, умения восстановить связь между знанием и ситуацией, житейской или профессиональной.
Следовательно, появляется новая роль у учителя. Сама жизнь подталкивает учителя к пересмотру своих функций "источника и сообщателя знаний", ведь основным источником знаний в самое ближайшее время может стать компьютер и интернет.
Важно не только грамотно построить передачу информации, но и научить учащегося критически ее воспринимать, перерабатывать, присваивать, как личное знание. Происходит перенос акцентов с фронтальных форм обучения на самостоятельную учебную деятельность учеников. Значит, нужно уметь ее спроектировать и затем организовать. Этот вид учебной деятельности: предметный проект, исследование, творческая работа, - требуют других форм взаимоотношения ученика и учителя.
Прежде всего, это внеурочная работа, а потому нерегламентированная. Работа, практически с каждым учеником - в индивидуальном режиме. Работа, требующая от учителя широких знаний вне своего предмета. Значит, не ошибемся, если скажем, что результаты работы учителя-консультанта отражаются в участии с детьми в олимпиадах, конкурсах, НПК, марафонах и других.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.        Пандемия нам показала - происходит экспресс-обучение как учителей, так и учащихся (в определенном смысле и родителей) новым формам взаимодействия на платформе зум, гугл-мит и другие. В связи с этим востребованы такие модераторские компетенции, как способность отслеживать временные форматы учебной коммуникации, следование плану, расписанию, умение координировать встречи, распределять потоки, вести документацию. Учителю следует помогать учащимся не только ориентироваться в учебной ситуации, но и удерживать образовательную цель, оформлять результаты в точках контроля. Поэтому так важно учителю-модератору наладить текстовые учебные каналы оповещения (читают все, но пишет только учитель) и канал свободной коммуникации (для неформального общения) в мессенджерах, социальных сетях, где можно узнать о человеке, можно оперативно решить вопрос, отправлять материалы, решать вопросы, давать ответы. Например, в 7-ом классе веду предмет географии, биологии, являюсь классным руководителем, в связи с чем у нас созданы группы в вайбере «7 класс», где находятся и дети, и учителя. А группа «7 класс. Дети» используется для нашего неформального общения, где каждый участник должен соответствующим образом реагировать на сообщения учителя, отвечать и т.д. мы используем систему вознаграждения и мотивации (бонусы). «Учитель-модератор» работает с доверием, рефлексирует, обсуждает сложности, публикует контент. Задача — включение учащихся в учебный процесс через личную позитивную поддержку. Особое внимание уделяется личности каждого ученика.

Современные гаджеты, бесперебойный доступ к интернету являются одним из основных условий такого взаимодействия. Важно! Учитель любого возраста должен иметь современный телефон, чтобы не только разбираться в гаджетах, программах и прочем, но и владеть навыками общения в сетях, блогах. Плюс к этому можно выделить особенности естественных наук – наглядность, от которого не деться. В этом плане интернет, мобильный класс, интерактивная панель, доска, проектор, квадрокоптер, 3Д принтер, документ-камера и другие объекты техники и оборудования кабинетов биологии и ЦОС незаменимы. Но, современный учитель готов и умеет применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, готов к постоянным изменениям, обучению и самообучению!

         Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Он актуализирует содержательный потенциал учащихся и групп в целом. Ограничения в живой коммуникации рождают новые форматы (плейлисты, треки, флешмобы, фотосессии, просмотр и обсуждение фильмов, онлайн-конкурсы песни, видео…). Творчество помогает включить тех учащихся, кто испытывает трудности в самостоятельной работе и требует повышенного контроля. При работе в ЛДП при школе, краеведческо-экскурсионной деятельности, сотрудничестве со школьным телевидением и газетой, помощи в реализации проекта «Аллея ученых» можно сказать, состоялась как учитель-тьютор.  В краеведческо-эксурсионном направлении мы опираемся на опыт наших учителей, которые составили реестр природных и культурных памятников южной зоны Агинского района, на краеведческий путеводитель, как средствам познания малой Родины, края. В рамках грантовых проектов «Аллея ученых», «Юрта Судунтуя» созданы географическая площадка, сцена-юрта для практико-ориентированных занятий на открытом воздухе. Также в рамках Курсов СДС «Туризм  в России – сервис и качество» и Агинского института повышения квалификации Забайкальского края по дополнительной профессиональной программе: «Подготовка экскурсовода (гида): теория и практика» получила квалификацию организатора экскурсий, экскурсовода, созданы технологическая карта экскурсии по местам малой Родины и отдельные карточки экскурсионных объектов. Думаем, учителю-тьютору необходимо непрерывно проходить курсы, повышать мастерство и осваивать новое.

Наше предположение о необходимости переформатирования арсенала коммуникативных и организационных ролей современного учителя уже доказано школьной реальностью.

Ситуация стремительно меняется, важны реальные шаги. Современный учитель нуждается в поддержке и помощи. Востребованы курсы, консультации. Но также важно переформатировать систему подготовки новых кадров. Привыкание к новым правилам и канонам онлайн-взаимодействия учащихся и учителей — тренд современного образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам ФГОС" Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель географии и экономики МКОУ СОШ № 251 Г. Фокино Приморского края

В презентации рассматриваются требования к результатам обучения ФГОС начальных классов, а в соответствии и та база знаний, с которыми прийдёт ученик изучать географию и какие проблемы могут возникнуть...

Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»

Программа педагогического   эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...

Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»

Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»...

выступление на тему: "Преподавание географии и ФГОС ООО О.П.Топченко, учитель географии МОУ СШ № 29".

Особеости организации работы на уроках географии в 5-11 классах,игровые технологии,проектная деятельность....

выступление на тему: "Преподавание географии в 5-7 классах,из опыта работы О.П.Топченко, учителя географии МОУ СШ № 29".

игровые технологии как средство развития  творческих способностей обучающихся...

Новые роли учителя – тьютор.

Новые роли учителя – тьютор....